ID: 2928

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ВЫГОДСКОГО ЛЕСОКОМБИНАТА

108
Местонахождение узкоколейной железной дороги Выгодского лесокомбината — Ивано-Франковская область, Долинский район. Начальным пунктом является посёлок Выгода, расположенный вблизи одноимённой станции (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи Долина — Выгода).
Эта узкоколейная железная дорога является одной из трёх сохранившихся на Украине узкоколейных железных дорог лесовозного назначения (по состоянию на 2004 год). Однако с некоторых точек зрения её можно было бы признать единственной: вторая лесовозная узкоколейная железная дорога, расположенная в «Миндунке Бескидском», до 1998 года представляла собой удалённые перегоны узкоколейной железной дороги Выгодского лесокомбината, а третья, расположенная в посёлке Осмолода и его окрестностях, для вывоза леса в настоящее время не используется.
краткие исторические сведения
Узкоколейная железная дорога появилась в те времена, когда территория нынешней Ивано-Франковской области являлась частью Австро-Венгерской империи. Информации об «австрийском» периоде истории дороги у автора нет. Скорее всего, первые участки были открыты в 1912 году. По некоторым данным, изначально дорога имела ширину колеи 800 мм, а не 750 мм.
В 1920–30-х годах эта территория находилась под контролем Польши, в 1939 году вошла в состав СССР. После Второй мировой войны дорога была восстановлена, в Выгоде был создан крупный лесокомбинат.
В 1980-е годы эта узкоколейная железная дорога была одной из пяти крупнейших горных лесовозных узкоколейных железных дорог Советского Союза (другие дороги — в Брошневе, Тересве, Апшеронске, Лисичеве). Дорога развивалась, ничто не предвещало её возможного закрытия.
В 1990-е годы положение дороги резко ухудшилось. Но считается, что печальный исход был вызван наводнением, произошедшим в 1998 году. После того, как на главной магистрали Выгода — Людвиковка — Миндунок Бескидский оказались разрушены многие участки полотна и искусственные сооружения, её было решено не восстанавливать, а окончательно разобрать. Небольшой участок, расположенный к югу от вахтового посёлка Миндунок Бескидский, был сохранён, и превратился в отдельную узкоколейную железную дорогу.
Вторая магистральная линия, пролегающая вдоль берегов реки Мизунка, действует до сих пор. Приблизительно с 2000 года предпринимаются попытки использования этой дороги для туристических перевозок (проект «Карпатский трамвай»). Туристические пассажирские перевозки пока не стали регулярными. Сложно предположить, удастся ли сохранить дорогу в качестве туристической, если вывозка леса по ней будет прекращена.

Состояние дороги на апрель 2004 года
Узкоколейная железная дорога работает. Но объём вывозки древесины — минимален, и это вызывает серьёзные опасения за её будущее. Почти всюду бросается в глаза упадок и разруха. Главное здание («вокзал») на станции узкоколейной железной дороге в Выгоде варварски разграблено. На территории депо стоит много «мёртвых» локомотивов. Исправных локомотивов осталось совсем немного…
Гарантированное отправление поезда из Выгоды на Миндунок Солотвинский — один раз в неделю (в понедельник, в течение дня). Обычно вначале отправляется состав, состоящий из одного пассажирского вагона (в нём едут рабочие-лесозаготовители, которым предстоит жить на протяжении 5 дней в лесных общежитиях), а затем — состав порожних платформ, приспособленных для вывозки леса сортиментами. По впечатлениям автора, многие лесозаготовители и работники узкоколейной железной дороги страдают алкоголизмом, что может вносить существенные коррективы в движение поездов.
В другие рабочие дни поезд также может отправиться из Выгоды на Миндунок Солотвинский, но гарантировать это нельзя.
На ветках, отходящих от Миндунка Солотвинского «наверх», в горы (к местам погрузки леса), со вторника по пятницу есть регулярное движение. В понедельник, как показал опыт автора, проехать по этим веткам сложно.
В пределах посёлка Выгода по рабочим дням производятся также перевозки леса между двумя территориями лесокомбината, одна из которых расположена вблизи станции широкой колеи.

10.07.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу