ID: 3013

ЕРЦЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

566
Ерцевская железная дорога — ведомственная железнодорожная линия широкой колеи. Железнодорожная линия пролегала по территории Коношского и Каргопольского районов Архангельской области, Кирилловского района Вологодской области. Начальным пунктом железнодорожной линии является посёлок Ерцево, расположенный в Коношском районе Архангельской области, у станции Ерцево на магистральной железнодорожной линии Вологда — Коноша («РЖД», Северная железная дорога).
По состоянию на 2007 год, Ерцевская железная дорога почти полностью разобрана. Небольшой сохранившийся участок (менее одной десятой части от прежней протяжённости дороги) может быть разобран в близком будущем.
История
Ерцевская железная дорога с момента своего зарождения и до настоящего времени находится в ведении учреждений пенитенциарной системы. Её ранняя история неотделима от истории Каргопольского исправительно-трудового лагеря («Каргопольлага»).
В 1937 году на месте нынешнего посёлка Ерцево появилась первая «зона» (исправительно-трудовой лагерь). В 1938 году были открыты головные участки железнодорожной линии, ведущей от станции Ерцево в западном направлении.
Эта местность быстро стала лагерным районом. Протяжённость линий Ерцевской железной дороги возрастала год за годом. От главной магистрали отходили ветки, ведущие в глубину лесных массивов. Вдоль магистрали и на ветках строились лагерные пункты, вблизи которых заключённые производили заготовку леса.
Расстояние от посёлка Ерцево до старинного города Каргополя, стоящего на реке Онеге, довольно значительное. Тем не менее, согласно первоначальным планам, именно он должен был стать центром лагерного управления.
В реальности статус «столицы» в 1940 году получил посёлок Ерцево. Несмотря на это, прежнее название — «Каргопольлаг» — продолжало фигурировать в официальных документах. Было и другое, «кодовое» наименование — «Волна». В почтовом адресе значилось: «Коношский район, станция Ерцево, почтовый ящик 233».
http://www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/r3/r3-192.htm — информация о Каргопольском ИТЛ
В газетах той поры не без гордости упоминалось, что «в 1937 году, вместе с посёлком родилась Ерцевская библиотека. Первоначально она размещалась в здании клуба, а в 1944 году для неё построено новое здание». Книжный фонд был сформирован из частных собраний книг репрессированных, библиотек Соловецкого лагеря особого назначения и Беломорско-Балтийского канала.
Деловая древесина, заготовленная в «Каргопольлаге», расходилась по всей европейской части СССР. В военное время, когда был захвачен Донбасс, отсюда поступали дрова в Москву. Для погрузки леса на железную дорогу где-то прокладывались ширококолейные «усы», где-то лес подвозился по небольшим линиям узкой колеи.
По состоянию на 1940 год, протяжённость железнодорожных путей широкой колеи составляла 76 километров. На широкой колее работало 4 паровоза и 72 вагона. На нескольких примыкающих к ней узкоколейных железных дорогах имелось 5 мотовозов, 1 паровоз, 70 вагонов. В различных лагпунктах имелось 4 лесозавода и 6 шпалорезок.
Рассматривалась возможность включения отдельных участков железнодорожной линии в состав новой транзитной магистрали Коноша — Подпорожье, строительство которой должно было начаться приблизительно в то же время. Однако эта магистраль так и осталась на бумаге.
В годы Великой Отечественной войны главная железнодорожная линия «Каргопольлага» подошла к берегу озера Воже (предположительно, в том месте, где на современных картах обозначена нежилая деревня Сидоровская). На берегу была возведена пристань.
Дальнейшее продление дороги было затруднено: к северному берегу озера примыкают труднопреодолимые болота. Сооружение насыпей на этом участке могло затянуться на долгое время. В результате было принято решение соорудить паромную переправу через озеро. Грузы, поступающие по железной дороге из Ерцево, переваливали на небольшие моторные суда. Около 20 километров их везли по воде — до пристани, расположенной на западном берегу (предположительно, в районе устья реки Тябжа). Там начиналась узкоколейная железная дорога. Руками подневольных тружеников грузы вновь перемещались на рельсы, двигались дальше — в глубину лесов. Примерно в десяти километрах от берега озера появился крупный лагерный пункт, известный теперь под названием Совза.
Участок ширококолейной железной дороги вдоль берега озера Воже, предположительно, был открыт в конце 1940-х, либо в начале 1950-х годов. Здесь был сооружён крупнейший на этой дороге мост через реку Свидь, которая вытекает из озера Воже, и впадает в озеро Лача. Разумеется, с приходом в Совзу широкой колеи узкоколейная дорога к берегу озера Воже была заброшена.
От Совзы главная железнодорожная линия повернула в южном направлении. В 25 километрах, на территории Кирилловского района Вологодской области, возник самый дальний лагерный посёлок, который был назван незамысловато — Южный. «Лесовозный» участок железной дороги уходил ещё дальше. Максимальная удалённость от Ерцево составила примерно 140 километров.


Схема железных дорог «Каргопольлага» с указанием основных раздельных пунктов.
Использован фрагмент карты «Вологодская область» масштаба 1: 1 000 000.


После смерти И. В. Сталина и последовавшего за ней реформирования пенитенциарной системы «Каргопольлаг» превратился в «Учреждение Почтовый ящик 233». В более поздние времена встречается обозначение П-233АУ, или сокращённое «П-233».
В 1950-1954 годах одним из заключённых, отбывавших наказание на ОЛП (отдельном лагерном пункте) №16 был историк и этнограф Владимир Кабо. 16-й лагпункт находился вблизи перегона Чужга — Красково, там, где на современных топографических картах отмечено «урочище Чёрное».
http://aboriginals.narod.ru/doroga_v_Avstraliiu15.htm — воспоминания В. Р. Кабо о Каргопольском ИТЛ
По данным на 1970-е годы, больше всего осуждённых содержалось в Совзе — там их было около двух тысяч (в Ерцево тогда же насчитывалось лишь 1500 «арестантов»). «Контингент» колонии особого режима в посёлке Ширбово насчитывал около 1000 человек. В других колониях было по несколько сотен осуждённых. На станции Круглица имелась колония-поселение.
Заключённые «почтового ящика 233» участвовали в возведении комбикормового завода и свинокомплекса в районном центре — крупном посёлке Коноша. Ими были построены многие объекты самого различного назначения как в Ерцево, так и в некоторых других населённых пунктах Коношского района.
Согласно доступному сейчас в Сети справочнику мест заключения бывшего СССР, в конце 1980-х годов здесь насчитывалось 8 «лагерных» подразделений:
П-233/2 Архангельская область, Коношский район, пос. Ерцево П-233/2 «А» Архангельская область, Коношский район, пос. Ерцево П-233/12 Архангельская область, Коношский район, пос. Круглица П-233/22 Архангельская область, Коношский район, пос. Ширбово П-233/3 Архангельская область, Коношский район, ст.Ерцево, п. Мостовица П-233/23 Архангельская область, Коношский район, ст.Ерцево, п. Совза П-233/2 «В» Архангельская область, Коношский район, ст.Ерцево П-233/19 Архангельская область, Коношский район, ст.Ерцево , п. Боровой

Скорее всего, этот список неполон — из него «выпали» посёлки Южный и Ковжа.
Железнодорожная линия Ерцево — Совза — Южный в советскую эпоху активно работала. Её основное депо всегда находилось на станции Давыдовская (окраина посёлка Ерцево). Многие десятилетия на дороге использовалась электрожезловая система. Приблизительно до конца 1970-х годов на каждом раздельном пункте действовали семафоры. Затем, по воспоминаниям железнодорожников, их было решено превратить в светофоры: с некоторых семафорных мачт убрали крылья, вместо них навесили светофорные головки. Но светофоры действовали недолго.
В целом, все перемены, происходившие в стране на протяжении второй половины ХХ века, в наименьшей степени затрагивали эту местность. Здесь всё оставалось таким же: лагеря, оторванность от внешнего мира, «древние» вагоны, скрипящие по рельсам довоенных времён…
Раздельные пункты железнодорожной линии «Учреждения П-233» Ерцево 0 км длина перегона 4,6 км Давыдовская 4,6 км длина перегона 13,0 км Мостовица 17,6 км длина перегона 15,3 км Чужга 32,9 км длина перегона 14,0 км Красково 46,9 км длина перегона 25,4 км Свидь 72,3 км длина перегона 19,3 км Совза 91,6 км длина перегона 14,5 км 1 пост 106,1 км длина перегона 25,5 км Южный 131,6 км 1 пост длина перегона 16,5 км 19 склад 122,6 км (от Ерцево) Чужга длина перегона 8,6 км Боровое 41,5 км (от Ерцево) длина перегона 10,5 км Ковжа 52 км (от Ерцево) длина перегона 15,5 км Ширбово 63 км (от Ерцево, без захода на ст. Ковжа)

Пассажирские поезда в лучшие годы ежедневно курсировали на участке Ерцево — Совза. Сведений о пассажирском движении на других участках нет. Однако, вполне очевидно, что поезда связывали с внешним миром каждый лагерный посёлок — в том числе и Ковжу, Ширбово, Южный.
Проезд по линии «посторонних лиц» был запрещён. В пассажирских поездах проверяли документы. Для того, чтобы ехать дальше Давыдовской, требовался специальный пропуск, выдававшийся администрацией «Учреждения П-233».
Сведений об участке, ведущем в северном направлении (от станции Чужга на Боровое, Ковжу, Ширбово) — очень немного. Очевидно, станции Ковжа и Ширбово не являлись конечными пунктами — лесовозные ветки уходили оттуда ещё дальше в западном направлении. Неясно, какой была их протяжённость, когда и зачем они были разобраны. Не удалось выяснить и дату появления станции Гора, максимальную протяжённость «северной ветки». Загадкой остаются данные о строительстве и разборке других «боковых» веток — к бывшим лагпунктам Лейбуш, Лосиное.
В 1990-е годы лагерный край, а вместе с ним и железнодорожная сеть, постепенно приходит в упадок. Не позднее 1996 года была закрыта самая дальняя «зона» в посёлке Южный. Вскоре после этого вымер и сам посёлок, а подводящий к нему участок железной дороги был разобран. Началась разборка «северной» ветки в районе станции Гора.
С середины 1990-х годов на большинстве перегонов ушла в небытие электрожезловая система. Машинистам стали выдаваться бумажные разрешения — документ, дающий право выезда на перегон. Объём вывозки леса сократился до минимума. Начался процесс закрытия колоний и посёлков на «северной ветке» (Боровое, Ковжа, Ширбово). Не планировалось закрывать лишь два посёлка — Совзу и Мостовицу. Вместо прежних «зон» строгого и особого режима там остались лишь колонии-поселения.
В 1995 году «Учреждение П-223» было включено в состав Онежского УЛИУ (управления лесных исправительных учреждений). Вместе с ним и железнодорожная линия тоже стала управляться из далёкого Североонежска. В посёлке Ерцево было сформировано «объединение исправительных колоний №4» (ОИК-4). В него вошла исправительная колония строгого режима в Ерцеве (с плановым наполнением 1300 осуждённых), и колония-поселение №23 в посёлке Совза (450 осуждённых). Колония-поселение в Мостовице стала «филиалом» ерцевской колонии. Начальные буквы и цифры «кодового» обозначения колоний сменились с «П-223» на «ОУ-250/4».
По состоянию на август 1997 года, пассажирский поезд сообщением Ерцево — Совза курсировал четыре раза в неделю.

Расписание движения пассажирских поездов сообщением Ерцево — Совза на лето 1997 года:
Ерцево — Совза: по средам, четвергам, пятницам 20:15 — 00:00, по воскресеньям 8:00 — 12:00.
Совза — Ерцево 8:00 — 12:00 (четверг, пятница, суббота), 17:00 — 21:00 (воскресенье).

Поезд состоял из нескольких старых, ободранных пассажирских вагонов. Проезд в нём был платным. В Ковжу и Ширбово тогда лишь изредка приходил тепловоз. Колонии там уже были закрыты. Большинство жителей этих посёлков к тому времени уехали в более «цивилизованные» места. А тех, кто оставался, настойчиво «приглашали» следовать их примеру.
В 1998—1999 годах все три посёлка на «северной ветке» (Боровое, Ширбово и Ковжа) были окончательно выселены. Железнодорожная линия севернее станции Чужга вскоре была полностью разобрана. Приблизительно тогда же были сняты рельсы и на участке Совза — 19 склад.
С 1999 года перестал курсировать «традицонный» пассажирский поезд Ерцево — Совза. Вместо него дважды в неделю (каждую пятницу и воскресенье) по тому же маршруту шла автомотриса (возможно, АС1).
В ноябре 2002 года от Ерцево до Совзы и обратно проехали путешественники Е. Стерлин и П. Лапин. Вскоре, в мае 2003 года, в Совзе побывал исследователь железных дорог С. Костыгов. По его воспоминаниям, станция тогда имела четыре пути. На ней оставалась двухосная платформа и двухосная цистерна постройки 1940-х годов, а также сарай, некогда бывший пассажирским вагоном постройки Ленинградского завода имени Егорова (судя по сохранившимся надписям, какое-то время он принадлежал Эстонской железной дороге).
В старой котельной посёлка Совза, которая уже была разграблена, наличествовали два котла от паровозов серии Э. «Вокзал» на станции Совза к тому моменту ещё был цел. Он представлял собой маленькое деревянное здание с уютным крылечком. В обеих горловинах станции сохранялись мачты семафоров. На них весьма «криво» висели светофорные головки.
Что же касается самого посёлка Совза — то, по словам С. Костыгова, к тому моменту большинство домов в нём были заброшены. Застройка его «вольной» части, в основном, была представлена многоквартирными двухэтажными деревянными бараками. Колония-поселение была ограждена колючей проволокой — так же, как и раньше, в те времена, когда она была колонией строгого режима.
В том месте, где на карте обозначена станция 19-й склад, в 2003 году можно было наблюдать лишь пустынное безлесное пространство, не сохранившее каких-либо строений. Железная дорога здесь не заканчивалась — лесовозные «усы» шли дальше, в сторону Еломского озера.
Разобранный участок железной дороги Совза — 19 склад вольные жители Совзы стали использовать для поездок на автомобилях в Вологодскую область. До момента его разборки отсюда существовала лишь одна «условно проезжая» автодорога — к населённому пункту Солза через бывшие деревни Берёзово и Погорелово, и далее, на Каргополь. Дорога Екимово — Чарозеро имеется только на картах, но не на местности.
Занимательный факт: согласно тем же топографическим картам, посёлок Совза расположен в двух областях — Архангельской и Вологодской. Как утверждают некоторые, граница проходит прямо по центральной улице посёлка. Но административно Совза всегда относилась только к Архангельской области, и входила в состав Коношского района. В 2004 году, возможно, вымирающий лагерный посёлок будет передан Каргопольскому району (на территории которого и находится его «архангельская» половина).
* * * Летом 2003 года Ерцевской железной дороге был вынесен «смертный приговор». Несмотря на то, что дорога служит основной связью с внешним миром жителей Совзы, несмотря на то, что это почти единственный путь на огромное озеро Воже, которым пользуются любители рыбалки. Отчаянные протесты людей «отражались» о каменную стену безмолвия и равнодушия.
Почти единственным средством массовой информации, в котором обсуждались события 2003 года, стала районная газета «Коношский курьер».


С ерцевской ветки — в череповецкий мартен («Коношский курьер», 11 ноября 2003 года)
Разговоры о ликвидации железнодорожной ветки Ерцево — Совза будоражат население этих посёлков около года. Но до последнего дня люди надеялись, что им удастся сохранить эту дорогу жизни. Увы, переубедить хозяина ветки повременить с закрытием единственного вида сообщения, видимо, не удалось.
В минувшие выходные на станцию Ерцево пришёл специальный путейский поезд для съёма железнодорожного полотна. Вот-вот первые рельсы со стороны Совзы будут сняты с крепления и уложены на платформы, чтобы закончить свой путь в череповецких мартенах. Жители Ерцева и Совзы возмущены до предела, но путейцы воспринимают их как простых зрителей.

В других номерах за тот же год:
Для нас — дорога жизни, для них — металлолом
На этой неделе из города Мирный (Плесецкий район) в район пришли мощные машины с 16-тонным краном и специальным оборудованием для резки металла. Их цель — начало разбора примерно 90-километрового железнодорожного пути Ерцево — Совза.
Речь о судьбе посёлка Совза идёт давно, разные варианты рассматриваются и в области, договор на снятие пути пока никто не завизировал. Но иногороднему ООО не терпится заполучить такой ценный «металлолом». Если рельсы будут сняты, то почти 400 совзинцев останутся практически без связи с внешним миром...

Как быть без дороги? (Коношский курьер/Жители пос. Совза)
Уважаемые руководители района! Уважаемая редакция газеты «Коношский курьер»! Мы, жители посёлка Совза, обращаемся к вам, ко всем читателям газеты по поводу ликвидации железной дороги на участке Совза — Ерцево. Посёлок Совза известен как подразделение Ерцевского учреждения ОУ 250/4 и как самая дальняя колония этой сети. Далеко хоть до Ерцева, хоть до Коноши или других населённых пунктов, где можно пойти в больницу, на поезд, выбраться на дорогу и т. д. И вот хотят закрывать железную дорогу, соединяющую нас с внешним миром, и продавать рельсы на металлолом. Но ведь дорога — это жизнь...
Нет в Совзу дороги — закроют там и почту
С разбором железной дороги Ерцево — Совза всё более обостряются бытовые проблемы проживающих в отдалённом посёлке людей. Почтовики уже ставят перед своим вышестоящим руководством вопрос о закрытии в Совзе отделения связи. Пенсию туда в последний раз доставляли на перекладных, газет людям не носят, значит, они их перестают выписывать.
Сохрани, Боже, дорогу на Воже (Леонид Попырин, «Коношский курьер» № 42 — 43)
Меня с 60-х годов не покидает мысль, навеянная беседами со старожилами близрасположенных деревень, об удивительных свойствах как озера Воже, так впадающих и вытекающих из него рек. Оказывается: северный берег озера Воже и реки Свидь исстари славился сероводородными источниками. Ещё в дореволюционные времена предприимчивые люди использовали воду для лечения страждущих. Но предприниматели были пришлые, и однажды они что-то не поладили с местными мужиками. Скандал закончился тем, что мужики засыпали все колодцы солью, и чужакам ничего не оставалось, как покинуть этот край. На этом и закончился сероводородный бизнес.
Кто бывал в этих местах, тот согласится, что природа, местность тут словно по заказу созданы для оздоровления человека. Словом, создавай уникальный лечебно-оздоровительный комплекс, который способен обеспечить себя, во-первых, экологически чистыми рыбными продуктами. Во-вторых, здесь благоприятные условия для разведения скота и птицы. Достаточно площадей для земледелия. Главное — необходимо сохранить железную дорогу, ведущую к берегам озера.
Естественно, средств потребуется немало. Не исключаю, что нашим коношским бизнесменам, возможно, это не потянуть. Значит, нужно сделать рекламу нашим уникальным местам и чудо-источникам через центральные СМИ и Интернет. Может быть, кого-то из богатых людей России и заинтересует наш северный край. И возродится он.

Ничто не помогло. Снятие рельсов движется своим чередом. По плану «разбиральщиков», к концу 2004 года тупиковым пунктом железной дороги должна стать станция Мостовица. Из 91 километра пути останется семнадцать.
По состоянию на 19 июня 2005 года, движение на головном участке бывшей железнодорожной линии Ерцево — Совза сохранялось. Со слов дежурного по станции Ерцево, рельсы лежали до станции Чужга, регулярное движение поддерживалось до Мостовицы. Впрочем, в достоверности сведений о наличии рельсов на перегоне Мостовица — Чужга можно сомневаться.
Сохранялось незначительное грузовое движение (вывоз леса из Мостовицы). В диспетчерской на станции Ерцево продолжали вести графики исполненного движения.
Развитие событий в ближайшие годы легко предсказать: участок Давыдовская — Мостовица проработает ещё несколько лет, после чего его также разберут «в связи с убыточностью».

28.11.2004 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу