ID: 3615
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОТВОРСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ
430
Отворское торфопредприятие находится в посёлке Светлый Котельничского района Кировской области. Посёлок расположен в семи километрах от станции Ежиха на магистральной железнодорожной линии Нижний Новгород — Котельнич.
История
Создание Отворского торфопредприятия и его центрального посёлка, названного Светлый, началось в 1964 году. Одновременно строилась узкоколейная железная дорога. В 1968 году торфопредприятие начало массовую добычу торфа.
Посёлок Светлый возводился вблизи старой деревни Пихтовая. Такое же название получила расположенная на его южной окраине пассажирская станция узкоколейной железной дороги.
В 1,5 километрах от станции Ежиха, расположенной на железнодорожной магистрали Горький — Котельнич, была создана станция Перегрузочная. К ней подходит ширококолейный подъездной путь от станции Ежиха. Крайним восточным пунктом узкоколейной железной дороги стал разъезд Ежиха, расположенный непосредственно у одноимённой станции на магистральной железнодорожной линии Горький - Котельнич. Он предназначался для оборота пассажирских поездов из Пихтовой. Диспетчерская железной дороги была построена на станции Перегрузочная.
Линии узкоколейной железной дороги на топографической карте.
Расстояние от Пихтовой до Ежихи составляет 7 километров. Автобусное сообщение с посёлком Светлый не предусматривалось, поэтому на этом участке с момента основания посёлка существовало активное пассажирское движение. После прибытия каждого электропоезда на станцию Ежиха, в Пихтовую отправлялся пассажирский поезд узкоколейной железной дороги.
В июне 1999 года курсировало 5 пар пассажирских поездов сообщением Пихтовая — Ежиха — Пихтовая. Поезда состояли из двух или трёх пассажирских вагонов.
Расписание движения пассажирских поездов, по состоянию на 3 июня 1999 года:
Пихтовая — Центральный — Перегрузочная — Ежиха 4:20, 7:00, 13:00, 15:30, 20:20.
Ежиха — Перегрузочная — Центральный — Пихтовая 5:30, 8:10, 14:00, 16:00, 21:20.
Указано только время отправления от начальных пунктов маршрута.
Билет в то время стоил всего лишь 1 рубль. Он приобретался внутри поезда, у проводника.
Билеты для проезда в поезде Пихтовая — Ежиха. Те билеты, на которых напечатано
«услуги бани», также были проданы в поезде.
Весной 2003 года движение пассажирских поездов Пихтовая — Ежиха было прекращено. Как утверждали жители Светлого, к этому был причастен участковый инспектор милиции, находившийся в приятельских отношениях с владельцами автобуса. Начался открытый грабёж населения — из Светлого в Ежиху был пущен автобус, стоимость проезда в котором, по состоянию на июнь 2004 года, составляла 20 рублей (втрое выше нормальной для такого расстояния цены).
По состоянию на лето 2004 года, Отворское торфопредприятие переживает не лучший период своей истории. До начала отопительного сезона прекращена вывозка торфа с торфополей и его перегруз на широкую колею (ранее торф поставлялся Кировской ТЭЦ).
Несмотря на протесты населения, восстановить пассажирское движение по маршруту Пихтовая — Ежиха так и не удалось. «Пассажирский» участок пути (между Перегрузочной и Ежихой) ржавеет и разрушается.
Вокзал на станции Пихтовая заброшен, оборота рабочих поездов здесь нет (они отправляются от локомотивного депо). Движение на торфомассивы временно производится только до 1-й полевой базы, она же – 1-й участок (около 4 километров от посёлка Светлый).
Расписание (приводится согласно документу,
имевшемуся в диспетчерской на станции Перегрузочная):
Расписание движения рабочих поездов с 1 июня 2004 года (на период добычи торфа)
1 рейс
Посёлок — 1 полевая база 7:00 — 7:15
1 полевая база — Посёлок 7:20 — 7:35
2 рейс
Посёлок — 1 полевая база 7:40 — 8:05
1 полевая база — Посёлок 8:10 — 8:35
3 рейс
Посёлок — 1 полевая база 15:30 — 15:45
1 полевая база — Посёлок 16:30 — 16:45
4 рейс
Посёлок — Перегрузка 16:50 — 17:15
Перегрузка — Посёлок 17:20 — 17:45
5 рейс
Посёлок — 1 полевая база 19:30 — 19:45
1 полевая база — Посёлок 20:05 — 20:20
Скорее всего, осенью 2004 года возобновится не только полномасштабный вывоз торфа, но и движение до 4 участка, расположенного на 25 километре (от Перегрузочной). Оно было прекращено весной 2004 года.
На некоторых участках линии ведётся ремонт пути, укладываются новые шпалы.
Подвижной состав
По состоянию на 6 июня 2004 года, в локомотивном депо посёлка Светлый имелось 6 тепловозов ТУ4. Номера пяти из них удалось установить: это ТУ4-1335, ТУ4-1387, ТУ4-2187, ТУ4-2188, ТУ4-2923. Ещё один ТУ4 в момент приезда автора работал на линии в районе торфомассивов, поэтому его номер установить не удалось.
Кроме того, на территории депо находился тепловоз-дрезина ТУ6Д-0201, два мотовоза ЭСУ2А (ЭСУ2А-436, ещё один – лишь с «местным», «инвентарным» номером 49). Главный «раритет» дороги — пожарная автодрезина ПМД, находящаяся в рабочем состоянии.
Среди путевой техники имеются струги УПС1, УПСБ-2.
Насчитывается более сотни единиц вагонов ТСВ6А и ТСВ5, около двадцати пассажирских вагонов ПВ40. Имеется и другой подвижной состав.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)
28.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу
История
Создание Отворского торфопредприятия и его центрального посёлка, названного Светлый, началось в 1964 году. Одновременно строилась узкоколейная железная дорога. В 1968 году торфопредприятие начало массовую добычу торфа.
Посёлок Светлый возводился вблизи старой деревни Пихтовая. Такое же название получила расположенная на его южной окраине пассажирская станция узкоколейной железной дороги.
В 1,5 километрах от станции Ежиха, расположенной на железнодорожной магистрали Горький — Котельнич, была создана станция Перегрузочная. К ней подходит ширококолейный подъездной путь от станции Ежиха. Крайним восточным пунктом узкоколейной железной дороги стал разъезд Ежиха, расположенный непосредственно у одноимённой станции на магистральной железнодорожной линии Горький - Котельнич. Он предназначался для оборота пассажирских поездов из Пихтовой. Диспетчерская железной дороги была построена на станции Перегрузочная.
Линии узкоколейной железной дороги на топографической карте.
Расстояние от Пихтовой до Ежихи составляет 7 километров. Автобусное сообщение с посёлком Светлый не предусматривалось, поэтому на этом участке с момента основания посёлка существовало активное пассажирское движение. После прибытия каждого электропоезда на станцию Ежиха, в Пихтовую отправлялся пассажирский поезд узкоколейной железной дороги.
В июне 1999 года курсировало 5 пар пассажирских поездов сообщением Пихтовая — Ежиха — Пихтовая. Поезда состояли из двух или трёх пассажирских вагонов.
Расписание движения пассажирских поездов, по состоянию на 3 июня 1999 года:
Пихтовая — Центральный — Перегрузочная — Ежиха 4:20, 7:00, 13:00, 15:30, 20:20.
Ежиха — Перегрузочная — Центральный — Пихтовая 5:30, 8:10, 14:00, 16:00, 21:20.
Указано только время отправления от начальных пунктов маршрута.
Билет в то время стоил всего лишь 1 рубль. Он приобретался внутри поезда, у проводника.
Билеты для проезда в поезде Пихтовая — Ежиха. Те билеты, на которых напечатано
«услуги бани», также были проданы в поезде.
Весной 2003 года движение пассажирских поездов Пихтовая — Ежиха было прекращено. Как утверждали жители Светлого, к этому был причастен участковый инспектор милиции, находившийся в приятельских отношениях с владельцами автобуса. Начался открытый грабёж населения — из Светлого в Ежиху был пущен автобус, стоимость проезда в котором, по состоянию на июнь 2004 года, составляла 20 рублей (втрое выше нормальной для такого расстояния цены).
По состоянию на лето 2004 года, Отворское торфопредприятие переживает не лучший период своей истории. До начала отопительного сезона прекращена вывозка торфа с торфополей и его перегруз на широкую колею (ранее торф поставлялся Кировской ТЭЦ).
Несмотря на протесты населения, восстановить пассажирское движение по маршруту Пихтовая — Ежиха так и не удалось. «Пассажирский» участок пути (между Перегрузочной и Ежихой) ржавеет и разрушается.
Вокзал на станции Пихтовая заброшен, оборота рабочих поездов здесь нет (они отправляются от локомотивного депо). Движение на торфомассивы временно производится только до 1-й полевой базы, она же – 1-й участок (около 4 километров от посёлка Светлый).
Расписание (приводится согласно документу,
имевшемуся в диспетчерской на станции Перегрузочная):
Скорее всего, осенью 2004 года возобновится не только полномасштабный вывоз торфа, но и движение до 4 участка, расположенного на 25 километре (от Перегрузочной). Оно было прекращено весной 2004 года.
На некоторых участках линии ведётся ремонт пути, укладываются новые шпалы.
Подвижной состав
По состоянию на 6 июня 2004 года, в локомотивном депо посёлка Светлый имелось 6 тепловозов ТУ4. Номера пяти из них удалось установить: это ТУ4-1335, ТУ4-1387, ТУ4-2187, ТУ4-2188, ТУ4-2923. Ещё один ТУ4 в момент приезда автора работал на линии в районе торфомассивов, поэтому его номер установить не удалось.
Кроме того, на территории депо находился тепловоз-дрезина ТУ6Д-0201, два мотовоза ЭСУ2А (ЭСУ2А-436, ещё один – лишь с «местным», «инвентарным» номером 49). Главный «раритет» дороги — пожарная автодрезина ПМД, находящаяся в рабочем состоянии.
Среди путевой техники имеются струги УПС1, УПСБ-2.
Насчитывается более сотни единиц вагонов ТСВ6А и ТСВ5, около двадцати пассажирских вагонов ПВ40. Имеется и другой подвижной состав.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)
28.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу