ID: 3756

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СЫСЕРТСКОГО ППЖТ (РАЗЪЕЗД №1 — ТУРБИННАЯ)

517
Протяжённость железнодорожной линии Разъезд №1 — Турбинная составляет 29 километров. Железнодорожная линия пролегает по территории Сысертского района Свердловской области и территории, подчинённой администрации города Екатеринбурга. Железнорожная линия относится к числу ведомственных, принадлежит Сысертскому ППЖТ (по состоянию на 2008 год — Сысертское производство ОАО «Уралпромжелдортранс»).
Начальным пунктом железнодорожной линии является станция Разъезд №1, вплотную примыкающая к станции Сысерть на магистральной железнодорожной линии Свердловск — Челябинск. Главной на линии является станция Турбинная, расположенная в городе Сысерть — центре Сысертского района Свердловской области. Имеется промежуточная станция Тальковая.
Железнодорожная линия была построена в 1943-1944 годах. В то время в Сысерть были эвакуированы промышленные предприятия из оккупированных районов страны, что потребовало начать сооружение железной дороги в кратчайший срок.

Цитата из материала «КАК РАБОЧИЙ ПОСЁЛОК СЫСЕРТЬ БЫЛ ПРЕОБРАЗОВАН В ГОРОД», опубликованного на официальном сайте города Сысерть (http://www.sysert.ru/?ext=1&src=1&mid=1&id=3&nid=208):
Как написано в книге «Сысерть. В краю Бажовских сказов», война парализовала работу гидромашиностроительных заводов в Ленинграде и Ереване, Бобруйске и Нальчике, Благовещенске и Славгороде. Каждый завод выпускал в мирные годы до 30 гидротурбин.
Из Ленинграда в Сысерть прибыла группа инженеров-турбостроителей. Шефство над разработкой первых проектов взял Московский Всесоюзный институт гидромашиностроения. А постоянным консультантом стал признанный специалист в области гидромашиностроения член-корреспондент Академии наук СССР Иван Николаевич Вознесенский.
На Сысертском заводе появились новые карусельные и расточные станки. Свердловский завод химического машиностроения поделился производственными площадями для сборки первых турбин. В Верхней Сысерти и на территории старого Сысертского завода построили маленькие гидроэлектростанции. Последнюю из них оснастили турбиной собственного производства.
Самым ответственным образом подошли к решению кадровой проблемы. При заводе открыли машиностроительный техникум. Школу фабрично-заводского ученичества реорганизовали в ремесленное училище. В цехах создали кружки повышения квалификации.
Наконец, в Сысерти построили железнодорожную ветку, и рабочий посёлок получил выход к транспортным магистралям страны.
Строили железную дорогу быстро. В течение года на маршруте 32-километровой трассы вручную вырубили лес, насыпали земляное полотно, проложили по нему стальные рельсы. На работы привлекали крестьян окрестных сёл. На субботники выходили заводчане. В конце 1944 года в Сысерть прибыл первый груз.

В течение некоторого времени (ориентировочно до начала 1970-х годов) на железнодорожной линии было регулярное пассажирское движение. После его отмены единственным видом общественного транспорта в городе Сысерть, а также в промежуточных посёлках Шабровский (находится вблизи станции Тальковая) и Каменка (находится в 7 километрах севернее станции Турбинная) стали автобусы.
2 октября 2007 года я прошёл по первым 7 километрам железнодорожной линии — от Разъезда №1 до недействующего карьера «Новая Линза» Шабровского талькового комбината. Путь находился в сравнительно хорошем состоянии (по меркам ведомственных железнодорожных линий), имел признаки регулярного движения. По станции Тальковая велась грузовая работа — станция принимала и отправляла грузы расположенного здесь Шабровского талькового комбината.
По состоянию на 2008 год, железнодорожная линия остаётся действующей. Рассматриваются планы восстановления пассажирского движения, которые едва ли когда-нибудь осуществятся.

«Знает тепловоз до болтика» (материал, опубликованный в сысертской районной газете «Маяк» 31.07.2008, автор — И. Летемина (http://www.34374.ru/?page=catalog&pid=3394):
3 августа профессиональный праздник отмечают железнодорожники. В Сысерти к этой отрасли относятся два предприятия. Когда-то было единое государственное предприятие ППЖТ, сейчас это Сысертское производство ОАО «Уралпромжелдортранс».
В январе отметило пятилетие ООО «Сысертское локомотивное депо».
Оба предприятия соседствуют в одном здании. Одно занимается перевозками, другое – ремонтом тепловозов.
С открытия трудится в локомотивном депо Леонид Павлович Пирогов. А всего он в этой отрасли уже тридцатый год. Леонид Павлович — станочник высокого класса, ему присвоен 6 разряд. Когда-то получил в сысертском 35-м училище специальность токаря и всю жизнь остался ей верен. Ему нравится своя работа. На станке он делает все детали, необходимые для ремонта тепловоза. И от его мастерства зависит безопасность труда машиниста.


30.11.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу