Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 3394

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КОБРИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

217
Начальным пунктом узкоколейной железной дороги Кобринского торфопредприятия является посёлок Ель Кобринского района Брестской области Республики Беларусь. Не следует путать с Кобринским торфопредприятием в Ленинградской области.
На многих картах посёлок Ель подписан как Кобринское торфопредприятие. К северу от посёлка находится более крупное село Кустóвичи.
Ориентировочный период открытия узкоколейной железной дороги — 1970-е годы. Узкоколейная железная дорога всегда была небольшой и малоизвестной. На большинстве топографических карт она не обозначена.
В 1990-х годах Кобринское торфопредприятие стало цехом «Кобринский» Гатча-Осовского торфопредприятия. Основная часть Гатча-Осовского торфопредприятия находится в посёлке Ленинский, в 45 километрах по автодорогам от посёлка Ель. Там же, в Ленинском, находится главная станция более крупной узкоколейной железной дороги.
В январе 2008 года на узкоколейной железной дороге Кобринского торфопредприятия побывала группа любителей железных дорог из Санкт-Петербурга. По информации от них, на тот момент здесь имелся один действующий тепловоз ТУ6А, действующий тепловоз ТУ6МБ-1509. Вероятнее всего, это ТУ6А-1509, модернизированный в Борисове. Этот тепловоз был сравнительно недавно передан сюда из Ленинского.
Действующий немодернизированный тепловоз ТУ6А, по информации от любителей железных дорог из Санкт-Петербурга, работает здесь с середины 1970-х годов. Второй старый тепловоз ТУ6А сравнительно недавно (относительно 2008 года) был порезан. Раньше здесь работали мотовозы МД54-4.
Со слов любителей железных дорог из Санкт-Петербурга, в 2008 году просматривалась вероятность скорого прекращения добычи торфа и разборки узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.
Обозначена автором, по состоянию на 2013 год.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1991 году.
Дополнительно показана автором, по состоянию на 2013 год. Все линии к северу и востоку
от торфобрикетного завода в посёлке Ель разобраны.


Узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (источник — «Wikimapia.org»).
Обозначена автором, по состоянию на 2013 год.


Узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (источник — «Maps.google.com»).
Обозначена автором, по состоянию на 2013 год.


Узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (источник — «Maps.Yandex.ru»).
Показана территория главной станции в посёлке Ель и её окрестности.


Узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (источник — «Maps.Yandex.ru»).
Показана территория главной станции в посёлке Ель и её окрестности.

Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге в августе 2013 года. Она была посещена последней из действующих узкоколейных железных дорог Беларуси, но проезжена — не последней. Детальное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html.
Подхожу к торфобрикетному заводу с большим волнением. О состоянии узкоколейной железной дороги нет никаких более-менее свежих сведений. Что ждёт меня здесь?
Резкий прилив радостных эмоций, что в этой жизни бывает нечасто. Загадочная и малоизвестная узкоколейная железная дорога, вопреки всем слухам, продолжает работать!
Движение завтра будет. Но пока надо переночевать. Нахожу место ночлега, которым стал сенной сарай в соседнем селе Кустовичи.
Утром после нескольких часов ожидания проезжаю в кабине тепловоза ТУ6МБ-1509 к месту погрузки торфа у деревни Подземенье. Протяжённость проезженного участка — 4600 метров. Это почти вся узкоколейная железная дорога.
В путь уложены главным образом железобетонные шпалы. Подвижной состав: около двадцати торфовозных вагонов ТСВ6А. Как старых, постройки Демиховского машиностроительного завода, так и новых — построенных в 2012 году ОАО «СЗК» (Станкостроительный завод имени С.М. Кирова в Минске).
Тепловоз один — ТУ6МБ-1509. Другие тепловозы не сохранились ни в каком виде. Локомотивного депо нет.
Все линии к востоку и северу от торфобрикетного завода, показанные на «советской» топографической карте, полностью разобраны.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД И ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, МАНЁВРЫ, ПОЕЗДКА НА ТОРФОМАССИВ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОЕЗДКА НА ТОРФОМАССИВ, ЗАГРУЗКА ВАГОНОВ,
НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД)

08.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Брестской области»
на главную страницу