ID: 3569

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «КОЛПЕНИЦА»

244
Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Колпеница» находится в Барановичском районе Брестской области. Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Октябрьский, расположенный недалеко от северной окраины города Барановичи. Торфопредприятие получило название по соседнему селу Большая Колпеница.
Согласно материалам неофициального сайта посёлка Октябрьский, строительство посёлка и торфопредприятия началось в 1953 году. В 1955 году торфопредприятие «Колпеница» было официально введено в строй.
Первоначально узкоколейная железная дорога связывала посёлок Октябрьский не только с ближайшими торфомассивами, но и с городом Барановичи. Торф доставлялся на Барановичскую ТЭЦ. Не позднее 1970-х годов линия на Барановичи была разобрана. Торф стал доставляться исключительно на торфобрикетный завод в Октябрьском.
Цитата из публикации «Наша история» (http://october.moy.su/index/history/0-9):
Одним из вариантов строительства предприятия и посёлка предусматривалось их расположение вблизи деревни Домашевичи. Но утверждён был другой вариант, строительство началось между д. Столовичи и д. Малая Колпеница, где Октябрьский и находится.
Годом основания поселка считается 1953-й. Какие-то работы по возведению объектов торфопредприятия и подготовка к разработке месторождений торфа велись, по-видимому и ранее. Но если рассматривать собственно посёлок, то первые его здания появились именно в 1953 году: 2 жилых дома и здание школы рядом с сегодняшней автобусной остановкой, здание администрации торфопредприятия, общежитие. На большинстве этих зданий указан год постройки, 1953-й. Мы полагаем, вполне логично считать именно этот год годом основания поселка: именно тогда появились в нем первые сооружения, положившие начало новому населенному пункту.
Символично и наличие даты «1953» на стенах зданий: в дальнейшем при строительстве новых домов дату уже почти никогда не указывали, то есть первые строители имели цель оставить эту дату в памяти людей. Официально эта дата признана на уровне посёлка: в 2003 году в ознаменование 50-летнего юбилея Октябрьского в центре поселка установлен памятный знак «В честь первых строителей». В других источниках, вне Октябрьского, вообще не упоминается никакой даты его основания, поэтому остановимся на 1953-м.
Официальной датой «рождения» торфопредприятия считается 1955-й год, когда началась добыча и переработка торфа в промышленных масштабах. В дальнейшем открывались новые участки предприятия по всему современному Барановичскому району (в Октябрьском находится участок №1 и администрация), строились перерабатывающие заводы на участках. Предприятие практически стало монополистом в районе в производстве топливных торфобрикетов.
Для доставки сырья от месторождений к перерабатывающим заводам были построены узкоколейные железные дороги с шириной колеи 750 мм. Одно время существовала ветка узкоколейки к Барановичской ТЭЦ, топливом для которой тогда служил торф. Так торфопредприятие обеспечивало топливом не только частных лиц и небольшие ведомственные котельные, но и крупную теплоцентраль, снабжавшую теплом значительную часть города.
Следующим заметным событием стало начало строительства радиорелейной станции (РРС) в 1963 году. В 1964 году станция введена в эксплуатацию. Наша РРС стала составной частью республиканских и общесоюзных радиорелейных линий связи, по которым распространялись сигналы телевидения, радио, междугородней телефонии. Мачта («вышка») РРС стала визитной карточкой поселка и одним из его символов, ориентиром, позволяющим издалека увидеть и узнать Октябрьский.
К началу 1970-х годов посёлок разросся настолько, что было решено наконец дать ему название (ранее, увы, его не было, как, по-видимому, и статуса населенного пункта). Насколько нам известно, среди вариантов были Первомайский и Зелёный, ещё какие-то, но все они были созвучны уже имеющимся в Барановичском районе названиям населённых пунктов. Выбран был вариант Октябрьский, таких или похожих названий в районе ещё не было. Так на картах появился посёлок Октябрьский.

Вплоть до 1990-х годов узкоколейная железная дорога была весьма короткой. Максимальная удалённость от начального пункта (торфобрикетного завода в Октябрьском) составляла не более 4 километров. Разработки торфа велись западнее и восточнее Октябрьского, в непосредственной близости от посёлка.
В 1990-х годах на узкоколейной железной дороге произошли радикальные изменения. Ближние торфомассивы были выработаны, добыча торфа на них прекратилась. Линии к западу от посёлка Октябрьский были разобраны. Линия к востоку от посёлка Октябрьский была продлена почти на 10 километров.
В 1990-х годах был полномасштабно освоен торфомассив между селом Арабовщина и деревней Новые Войковичи. Добыча торфа на нём велась и в 1980-е годы, но в небольшом объёме, без использования узкоколейной железной дороги.
В 2000-х годах был освоен торфомассив вблизи населённых пунктов Меденевичи и Заосье. Протяжённость узкоколейной железной дороги возросла ещё на несколько километров.
Автор впервые побывал на узкоколейной железной дороге 9 декабря 2008 года. Согласно известным мне топографическим картам, протяжённость узкоколейной железной дороги должна составлять около 8 километров.
Оказалось, что в действительности протяжённость узкоколейной железной дороги, с учётом «времянок», составляет не меньше 20 километров. Новые участки построены сравнительно недавно.
Перевозки рабочих в пассажирском вагоне здесь не практикуются. Рабочие доставляются на торфомассив в автобусах. Проезд посторонних лиц в тепловозах запрещён, на поездку в них лучше не рассчитывать. Директора торфопредприятия можно понять: линия узкоколейной железной дороги находится в ужасном состоянии, реконструкция ей необходима «как воздух».
Приложив огромные усилия, я в итоге совершил почти невозможное — проехал-таки на тепловозе по всей линии узкоколейной железной дороги от Октябрьского до крайнего пункта у деревни Меденевичи, 17 километров! Не рекомендую никому повторять подобное.
Полный список имеющихся на узкоколейной железной дороге локомотивов в декабре 2008 года был таким: ТУ6А-1248 (реконструкции не подвергался), ТУ6А-МБ-2531 (до реконструкции на Борисовском 140-м ремонтном заводе — ТУ6А-2531), ЭСУ2А-934. Имелся путеукладочный поезд.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ОКТЯБРЬСКОМ, НАЧАЛО МАГИСТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
С АВТОДОРОГОЙ БАРАНОВИЧИ — ГОРОДИЩЕ, ПЕРВЫЙ РАЗЪЕЗД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ВТОРОЙ РАЗЪЕЗД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ТРЕТИЙ РАЗЪЕЗД,
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С АВТОДОРОГОЙ СТОЛОВИЧИ — ВОЛЬНО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, ПОЛЕВАЯ БАЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ЛИНИЯ НА ТОРФОМАССИВЕ, РАЗЪЕЗД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ЛИНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА МЕДЕНЕВИЧИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ЛИНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА МЕДЕНЕВИЧИ)

07.03.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Брестской области»
на главную страницу