ID: 3613

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОРИЧЕВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

138
Оричевское торфопредприятие — одно из старейших в Кировской области. Оно было создано в 1930-х годах. Находится на территории Оричевского района (отсюда название).
Сведений о ранней истории торфопредприятия у автора почти нет. Известно лишь, что в 1940-е годы на нём существовало несколько «номерных» рабочих посёлков (встречаются упоминания о посёлке №3; один из них, возможно — нынешнее Зенгино). Основным средством сообщения с посёлками являлась узкоколейная железная дорога.
В 1976 году в посёлке Торфяной (главный посёлок торфопредприятия) была введена в строй относительно крупная котельная, работающая на торфяном топливе. К тому времени уже существовал подъездной железнодорожный путь широкой колеи от станции Оричи до посёлка, велась перегрузка в вагоны широкой колеи торфа, поступающего с торфомассивов по узкоколейной железной дороге. В соседнем посёлке Юбилейный работала Кировская луго-болотная опытная станция (она существует по сей день).
Крайней южной точкой узкоколейной железной дороги был раздельный пункт, значившийся в графиках исполненного движения как «Торфоперегружатель» (перегруз торфа в вагоны широкой колеи). В 1 километре севернее находилась станция Торфяная, где накапливались грузовые вагоны, прибывающие на перегруз.
Далее (ещё 1 км на север) — главная станция узкоколейной железной дороги, станция Оричевская. Здесь была расположена диспетчерская. К югу от центра станции располагался топливозаправочный пункт. Севернее станции — локомотивное депо, вагонное депо, котельная, различные промышленные объекты. Здесь же находилась точка разветвления двух основных линий узкоколейной железной дороги: в западном направлении, на Зенгино, и в восточном — за реку Быстрица.
По состоянию на 1990 год, действовала только линия на Зенгино и торфомассивы к северу от этого посёлка (4-й и 6-й производственные участки). Добыча торфа велась в небольшом объёме, торфоперегруз уже практически не функционировал. В посёлке Зенгино существовало довольно мощное путевое развитие, было несколько веток к различным объектам.
В диспетчерской по-прежнему велись графики исполненного движения поездов. Активно использовался тепловоз ТУ4-2402.
Ориентировочно, в 2000 году котельная посёлка Торфяной была переведена на газовое топливо. В последующее время движение по узкоколейной железной дороге прекратилось. Оричевское торфопредприятие фактически перестало существовать. В 2002 году началась окончательная разборка узкоколейной железной дороги.

Раздельные пункты на линиях узкоколейной железной дороги
(по данным графиков исполненного движения 1990 года):
Торфоперегружатель (4 пути) длина перегона 1 км Торфяная (4 пути) длина перегона 1 км Оричевская (5 путей) длина перегона 11 км 7 пост (2 пути) длина перегона 4,5 км 8 пост (2 пути) 7 пост длина перегона 4,0 км р-д 15 км (2 пути) длина перегона 1,0 км р-д 6 участок (Зенгино?) (2 пути) 7 пост длина перегона 6 км р-д 17 км (2 пути) длина перегона 3 км р-д 4 участок (Зенгино?) (2 пути)
Ситуация железной дороги по состоянию на июль 2004 года
Узкоколейная железная дорога к нынешнему моменту почти полностью разобрана. В окрестностях посёлка Торфяной разборка закончена в 2003 году, сколько-нибудь значительных участков рельсового пути не осталось нигде. На территории топливозаправочного пункта стоит вагон-платформа, гружённый рельсами, вблизи котельной — несколько ржавых вагонов ТСВ6А, разгромленный вагон ПВ40. К югу от диспетчерской, среди густой травы, растущей на месте станционный путей, лежат две цистерны. Здание диспетчерской пока ещё цело, но не имеет окон и дверей.
Локомотивное депо превращено в гараж для автотранспорта, в вагонном депо — столярный цех. Рядом с локомотивным депо проложено несколько десятков метров железнодорожного пути. На рельсах стоят тепловозы ТУ4-2402, ТУ4-1480, снегоочиститель СЩС-132, а ближе к вагонному депо — ЭСУ2А-534 (1982 года выпуска). Этот подвижной состав нынешние владельцы торфопредприятия намереваются продать для дальнейшего использования по прямому назначению. Но покупатели на него пока ещё не нашлись.
Ширококолейный подъездной путь Стрижи — Торфяной в настоящее время действует почти на всём своём протяжении (от станции Стрижи до небольшого предприятия лесной промышленности, расположенного вблизи посёлка Юбилейный). Здесь ведётся погрузка леса в полувагоны.
Между точкой погрузки леса и бывшим торфоперегрузом ширококолейная линия полностью разобрана.
По информации от С. Костыгова, вблизи посёлка Зенгино летом 2003 года сохранялся действующий участок пути длиной около двух километров, по которому производилась вывозка торфа для котельной. Тяговый подвижной состав был представлен мотовозами-электростанциями ЭСУ2А и ЭСУ1 (ЭСУ1А).
Узкоколейная железная дорога в Зенгино была окончательно разобрана ориентировочно в 2005 году.


Разгромленное здание диспетчерской на станции Оричевская.
19.07.2004



Вид от здания диспетчерской в направлении Зенгино.
19.07.2004



Вид в сторону посёлка Юбилейный.
19.07.2004



Место разветвления линий на Зенгино и Быстрицу.
19.07.2004



Снегоочиститель СЩС-132 близ бывшего депо.
19.07.2004



Тот же снегоочиститель, слева — тепловозы ТУ4.
19.07.2004



Тепловоз ТУ4-2402.
19.07.2004



Тот же тепловоз, справа — два котла, оставшиеся от цистерн.
19.07.2004



Вид на тепловоз ТУ4-1480.
19.07.2004



Бывшее депо.
19.07.2004



«Заколоченная» досками ЭСУ2А-534.
19.07.2004



Один из немногих уцелевших пассажирских вагонов. На заднем плане — котельная.
19.07.2004



Вагоны ТСВ, которые ещё не успели увезти в качестве металлолома,
стоят у «торфоприёмника» котельной.
19.07.2004



06.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу