ID: 3996

КАМЕНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

370
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2013 году.
Начальным пунктом Каменской узкоколейной железной дороги является посёлок Каменка, расположенный вблизи одноимённой станции на Монзенской железной дороге широкой колеи (является конечным пунктом ветки от станции Истопная).
Датой открытия Каменской узкоколейной железной дороги считается 1957 год. Однако фактически дорога появилась значительно раньше, в 1940-х годах. Тогда она называлась Пустошуйской узкоколейной железной дорогой. На ней существовал лесной посёлок Пустошуя (в некоторых топографических картах он обозначен как Ягодный). На южной окраине нынешнего посёлка Каменка в то время начиналась Вострогская узкоколейная железная дорога. Скорее всего, она составляла единую сеть с Пустошуйской узкоколейной железной дорогой.
В 1950-х годах одна из веток Пустошуйской узкоколейной железной дороги была названа Озерской узкоколейной железной дорогой. На ней возник лесной посёлок Озерки. Затем Озерская и Пустошуйская узкоколейные железные дороги были административно объединены в Каменскую узкоколейную железную дорогу. Вострогская узкоколейная железная дорога была разобрана.
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, затем появились тепловозы ТУ4. Протяжённость магистрали на пике развития составляла около 30 километров.
В конце 1960-х годов был закрыт лесной посёлок Пустошуя, в 1970-х годах - посёлок Озерки. Жители этих посёлков были переселены в Каменку, а также в строящийся посёлок Ида, расположенный на одном из дальних участков Монзенской железной дороги.
По состоянию на лето 2005 года, узкоколейная железная дорога находилась в ведении Каменского лесопункта ОАО «Монзалес» (Монзенского леспромхоза). Дорога временно не действовала, однако возможность её закрытия не рассматривалась. Предполагалось, что после строительства нового «уса» вывозка леса возобновится.
Тяговый подвижной состав, по состоянию на лето 2005 года, был представлен тепловозами ТУ8-0061, ТУ6А-2102, ТУ6А-2880, ТУ6А-3325, ТУ6А-3345 (достоверность номера под сомнением).
Вывозка леса окончательно прекратилась через несколько лет. Узкоколейную железную дорогу продолжали использовать жители Каменки для поездок в лес за ягодами.
В 2012 году узкоколейная железная дорога попала в руки «нечисти», вознамерившейся её разобрать, чтобы нажиться на металлоломе. Жители Каменки пытались препятствовать этому с оружием в руках. Имела место стрельба.
В итоге мразь добилась своего. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2013 году.
__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________


Работники лесопункта на нижнем складе. 1964 год.



19.01.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»
на главную страницу