ID: 4249
ТВЕРСКОЙ ТРАМВАЙ
333
Трамвайное движение в городе Твери было открыто 15 августа 1901 года (28 августа по новому стилю). Согласно
публикации из журнала «Пантограф» (автор — В. Филиппов), в первую очередь была открыта линия от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Морозовской фабрики (нынешняя остановка «Пролетарка») длиной 4,5 км, во вторую очередь — линия от Восьмиугольной площади до железнодорожного вокзала протяжённостью 2,8 км.
По информации от А. Оландера, владельцем Тверской городской железной дороги (первоначальное название трамвая) была франко-швейцарская «Компания тверских городских железных дорог и освещения». Как и все трамвайные хозяйства дореволюционной России, Тверской трамвай был прибыльным.
Все трамвайные линии первоначально были однопутными, имели разъезды. Ширина колеи составляла 1000 мм. Трамвайное депо было построено на берегу реки Тьмаки, вблизи нынешней улицы Софьи Перовской (на месте бывшего депо находится здание компании «Тверьэнерго»). Все вагоны были доставлены из Бельгии.
После октябрьской революции 1917 года трамвай был национализирован. С ноября 1920 года по апрель 1922 года движение не осуществлялось.
По информации от В. Филиппова, в мае 1930 года начались полномасштабные работы по перестройке трамвайной сети на широкую колею (1524 мм). Старые узкоколейные вагоны в количестве 7 единиц были переданы в Краснодар, ещё 13 вагонов, работавших с 1901 года, в течение некоторого времени оставались в городе. 7 ноября 1930 года вступила в строй ширококолейная линия Железнодорожный вокзал — «Пролетарка». Вскоре трамвайная линия пересекла реку Волгу. В заволжской части города вначале был открыт участок до Ленинградской заставы, затем — до Вагоностроительного завода.
1 апреля 1933 года деревянное здание трамвайного депо полностью сгорело. Новое депо было решено строить на другом месте, вблизи нынешней площади Капошвара, примерно на середине пути от железнодорожного вокзала до центра города. Депо, известное сейчас как «Депо №1», вступило в строй в 1934 году.
По информации от В. Филиппова, в 1932 году была открыта однопутная линия грузового трамвая от Волжского моста через Старотверецкий мост в Затверечье, к складу Савватьевского торфопредприятия вблизи Пожарной площади. Склад вблизи Пожарной площади был соединён узкоколейной железной дорогой с торфомассивом, расположенным за чертой города. Торф вывозился на торфосклад по узкоколейной железной дороге, из торфосклада доставлялся грузовыми трамваями на городскую электростанцию. Производились перевозки и других грузов по различным маршрутам.
Унификация колеи трамвая с магистральными железными дорогами заметно помогла городу в годы Великой Отечественной войны. По трамвайной линии в вагонах-хопперах магистральных железных дорог перевозился торф, который в то время был основным видом топлива. При этом использовались трамвайные электровозы.
Схема трамвайной сети, по состоянию на 1944 год (показаны пассажирские и грузовые линии)
В 1976 году было открыто трамвайное депо №2, построенное в заволжском микрорайоне Соминка. Перспективными планами предусматривалось строительство третьего депо.
Вплоть до начала 1990-х годов трамвайная сеть Калинина (Твери) активно развивалась. В отличие от многих других городов, в Калинине не было случаев ликвидации трамвайных линий, за исключением небольшого участка на улице Урицкого (ныне Трёхсвятская) в конце 1970-х годов. Однако в качестве замены линии по улице Урицкого была открыта линия по параллельной ей новой улице — Тверскому проспекту. От переноса путей с улицы Урицкого на Тверской проспект трамвайная сеть выиграла, а не потеряла: исчезла необходимость прохождения двух кривых малого радиуса при движении по направлению север — юг (Речной вокзал — площадь Капошвара).
Калининский трамвай в 1970-1980-х годах считался образцовым. Трамвайные линии имелись в большинстве районов города, трамвай был основным видом транспорта (при наличии троллейбуса и автобуса).
Наивысшего развития трамвайная сеть достигла в 1990 году — был открыт участок от конечной станции «Бульвар Цанова» («Рыбокомбинат») до микрорайона Южный.
После 1991 года, несмотря на произошедшие в стране перемены, удалось найти возможность открыть новый трамвайный маршрут (№18, «ДСК» — «Кольцевая»). Он просуществовал несколько лет. 18-й номер маршрута был наивысшим в истории Твери.
С середины 1990-х годов трамвайное хозяйство Твери находится в состоянии глубокого кризиса. Варварскими постановлениями местных властей под предлогом борьбы с дорожными «пробками» была демонтирована линия по улицам Софьи Перовской и Советской (западная часть), прекращена (без демонтажа) эксплуатация линии по улицам Советской (восточная часть) и Вагжанова.
В 2004 году было «временно» прекращено движение на линии от площади Гагарина в Затверечье. Названная причина — аварийное состояние Восточного моста через Волгу. Однако автомобильное движение по Восточному мосту прекращено не было.
По состоянию на 2008 год, Тверской трамвай уже не является главным транспортом в городе. На сохранившихся линиях вагоны курсируют медленно и ненадёжно — привычным явлением являются трамвайные «заторы» из-за поломок устаревших вагонов, автомобильных аварий и припаркованного в габарите путей автотранспорта. Существует угроза закрытия трамвайного депо №1 с целью освобождения его территории под строительство торгового комплекса.
Рассматриваются планы снятия линии по Тверскому проспекту. Если это осуществится, трамвай окончательно покинет центр города, на оставшихся линиях перевозки сократятся до минимума. «Логичным» продолжением снятия линии на Тверском проспекте могла бы стать окончательная ликвидация остатков образцовой когда-то трамвайной сети. Если отношение к трамваю, его роли и месте в жизни города не изменится, единственным напоминанием о нём может стать вагон-памятник, установленный на пешеходной Трёхсвятской улице...
Летом 2011 года был произведён демонтаж недействующей трамвайной линии от станции «Республиканская» до станции «Мигалово». В декабре 2011 года было окончательно закрыто трамвайное депо №1. Началась его варварская ликвидация.
По состоянию на 2012 год, остаются действующими линия «Автовокзал» — «ДСК» с ответвлениями на «Кольцевую» и «Константиновку», линия «Бульвар Цанова» — «Республиканская» через площадь Капошвара.
Личные впечатления автора
Впервые я кратковременно оказался в городе Твери (тогда ещё Калинине) в 1989 году. В 1994 году мне стало известно о существовании узкоколейной железной дороги Тверского комбината строительных материалов № 2 — удивительно хорошо сохранившейся (по меркам 1990-х годов) «узкоколейки» с поразительно большим объёмом движения. С тех пор каждое лето я стал приезжать в Тверь примерно раз в неделю. Основным районом прогулок была местность на северо-востоке города, где пролегает узкоколейная железная дорога. Но и почти все остальные районы Твери были посещены (в том числе с использованием велосипеда). Город очень понравился мне, возникло желание когда-нибудь переехать туда на постоянное место жительства.
Все трамвайные линии были неоднократно «проезжены». В 1994 году Тверской трамвай показался идеалом отлично работающей системы: хорошо развитая сеть, минимальные интервалы движения. Трамвайная сеть оказалась даже более протяжённой по сравнению с тем, что было обозначено в «советской» схеме города, где отсутствовала линия на Южный. До сих пор вспоминается, как приятно было обнаружить новый, 18-й маршрут (ДСК — Кольцевая). Но уже тогда были заметны признаки наступившего кризиса.
Каждый следующий летний сезон приносил огорчения. Отличная по всем параметрам трамвайная сеть на глазах приходила в упадок. Через два года привычным явлением стало «застревание» вагонов на линии из-за поломок или автомобильных аварий, на глазах росла загруженность улиц автотранспортом, в результате чего скорость трамваев зачастую сокращалась до пешеходной.
Первой трамвайной линией, которую довелось видеть недействующей, была линия в Затверечье — от Речного вокзала по улице Академика Туполева. Но поводов для беспокойства не было — эта линия была закрыта временно, в связи с аварийным состоянием Старотверецкого моста.
В начале 1998 года было прекращено движение на большинстве участков трамвайных линий в центре города. На улицах Софьи Перовской и Советской (западная часть) рельсы вскоре были демонтированы. Эти линии пролегали вблизи зданий, в которых размещаются областные и городские органы власти. Видимо, ходившие под окнами вагоны помешали «правителям», пользующимся не городским транспортом, а персональными лимузинами. После этого желание регулярно приезжать в Тверь уменьшилось, и в последующие годы поездок было намного меньше.
Вагон на станции «Старая Константиновка» (крайний северо-восточный пункт трамвайной
сети Твери). К сожалению, это первая сделанная мной фотография Тверского трамвая,
хотя трамвайная сеть постоянно посещалась с 1994 года.
21.01.2003
В 2010 году я фотографировал Тверской трамвай 25 марта, 5 июля, 8 июля, 22 октября, 4 декабря. В 2011 году — 23 июля, 25 июля, 21 августа, 26 августа, 23 октября.
Билет для проезда в трамвае. Продан в июле 2011 года.
В каждый последующий приезд печально было обнаруживать, во что превращается трамвайная сеть. Тверь медленно, но верно «сталкивается» властями в направлении Грозного, Архангельска, Астрахани и Иваново...
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПРОСПЕКТ ЧАЙКОВСКОГО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ», ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО, СТАНЦИЯ «МИГАЛОВО»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ «МИГАЛОВО»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ «МИГАЛОВО»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (В ОСНОВНОМ, УЧАСТОК «КСМ-2» — «КОНСТАНТИНОВКА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК «КСМ-2» — «КОНСТАНТИНОВКА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ «КОНСТАНТИНОВКА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ «КОНСТАНТИНОВКА», УЧАСТОК «КОНСТАНТИНОВКА» — «КСМ-2»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (В ОСНОВНОМ СТАНЦИЯ «АВТОВОКЗАЛ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ «АВТОВОКЗАЛ», СТАНЦИЯ «УЛИЦА ТУРГЕНЕВА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ «ЮЖНЫЙ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ «ЮЖНЫЙ» — «БУЛЬВАР ЦАНОВА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ «ЮЖНЫЙ» — «БУЛЬВАР ЦАНОВА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ «ЮЖНЫЙ» — «БУЛЬВАР ЦАНОВА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ЛИНИЯ ПО УЛИЦЕ ОРДЖОНИКИДЗЕ, «БУЛЬВАР ЦАНОВА» — «ПЛОЩАДЬ ГАГАРИНА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ НА ИСКОЖ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (СТАНЦИЯ «ИСКОЖ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ЛИНИЯ НА КОНСТАНТИНОВКУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ЛИНИЯ НА КОНСТАНТИНОВКУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ЛИНИЯ НА КОНСТАНТИНОВКУ, ДЕПО №1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (ДЕПО №1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ОКРЕСТНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА, КСМ-2, РАБОТА СНЕГООЧИСТИТЕЛЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
20.12.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
По информации от А. Оландера, владельцем Тверской городской железной дороги (первоначальное название трамвая) была франко-швейцарская «Компания тверских городских железных дорог и освещения». Как и все трамвайные хозяйства дореволюционной России, Тверской трамвай был прибыльным.
Все трамвайные линии первоначально были однопутными, имели разъезды. Ширина колеи составляла 1000 мм. Трамвайное депо было построено на берегу реки Тьмаки, вблизи нынешней улицы Софьи Перовской (на месте бывшего депо находится здание компании «Тверьэнерго»). Все вагоны были доставлены из Бельгии.
После октябрьской революции 1917 года трамвай был национализирован. С ноября 1920 года по апрель 1922 года движение не осуществлялось.
По информации от В. Филиппова, в мае 1930 года начались полномасштабные работы по перестройке трамвайной сети на широкую колею (1524 мм). Старые узкоколейные вагоны в количестве 7 единиц были переданы в Краснодар, ещё 13 вагонов, работавших с 1901 года, в течение некоторого времени оставались в городе. 7 ноября 1930 года вступила в строй ширококолейная линия Железнодорожный вокзал — «Пролетарка». Вскоре трамвайная линия пересекла реку Волгу. В заволжской части города вначале был открыт участок до Ленинградской заставы, затем — до Вагоностроительного завода.
1 апреля 1933 года деревянное здание трамвайного депо полностью сгорело. Новое депо было решено строить на другом месте, вблизи нынешней площади Капошвара, примерно на середине пути от железнодорожного вокзала до центра города. Депо, известное сейчас как «Депо №1», вступило в строй в 1934 году.
По информации от В. Филиппова, в 1932 году была открыта однопутная линия грузового трамвая от Волжского моста через Старотверецкий мост в Затверечье, к складу Савватьевского торфопредприятия вблизи Пожарной площади. Склад вблизи Пожарной площади был соединён узкоколейной железной дорогой с торфомассивом, расположенным за чертой города. Торф вывозился на торфосклад по узкоколейной железной дороге, из торфосклада доставлялся грузовыми трамваями на городскую электростанцию. Производились перевозки и других грузов по различным маршрутам.
Унификация колеи трамвая с магистральными железными дорогами заметно помогла городу в годы Великой Отечественной войны. По трамвайной линии в вагонах-хопперах магистральных железных дорог перевозился торф, который в то время был основным видом топлива. При этом использовались трамвайные электровозы.
Схема трамвайной сети, по состоянию на 1944 год (показаны пассажирские и грузовые линии)
В 1976 году было открыто трамвайное депо №2, построенное в заволжском микрорайоне Соминка. Перспективными планами предусматривалось строительство третьего депо.
Вплоть до начала 1990-х годов трамвайная сеть Калинина (Твери) активно развивалась. В отличие от многих других городов, в Калинине не было случаев ликвидации трамвайных линий, за исключением небольшого участка на улице Урицкого (ныне Трёхсвятская) в конце 1970-х годов. Однако в качестве замены линии по улице Урицкого была открыта линия по параллельной ей новой улице — Тверскому проспекту. От переноса путей с улицы Урицкого на Тверской проспект трамвайная сеть выиграла, а не потеряла: исчезла необходимость прохождения двух кривых малого радиуса при движении по направлению север — юг (Речной вокзал — площадь Капошвара).
Калининский трамвай в 1970-1980-х годах считался образцовым. Трамвайные линии имелись в большинстве районов города, трамвай был основным видом транспорта (при наличии троллейбуса и автобуса).
Наивысшего развития трамвайная сеть достигла в 1990 году — был открыт участок от конечной станции «Бульвар Цанова» («Рыбокомбинат») до микрорайона Южный.
После 1991 года, несмотря на произошедшие в стране перемены, удалось найти возможность открыть новый трамвайный маршрут (№18, «ДСК» — «Кольцевая»). Он просуществовал несколько лет. 18-й номер маршрута был наивысшим в истории Твери.
С середины 1990-х годов трамвайное хозяйство Твери находится в состоянии глубокого кризиса. Варварскими постановлениями местных властей под предлогом борьбы с дорожными «пробками» была демонтирована линия по улицам Софьи Перовской и Советской (западная часть), прекращена (без демонтажа) эксплуатация линии по улицам Советской (восточная часть) и Вагжанова.
В 2004 году было «временно» прекращено движение на линии от площади Гагарина в Затверечье. Названная причина — аварийное состояние Восточного моста через Волгу. Однако автомобильное движение по Восточному мосту прекращено не было.
По состоянию на 2008 год, Тверской трамвай уже не является главным транспортом в городе. На сохранившихся линиях вагоны курсируют медленно и ненадёжно — привычным явлением являются трамвайные «заторы» из-за поломок устаревших вагонов, автомобильных аварий и припаркованного в габарите путей автотранспорта. Существует угроза закрытия трамвайного депо №1 с целью освобождения его территории под строительство торгового комплекса.
Рассматриваются планы снятия линии по Тверскому проспекту. Если это осуществится, трамвай окончательно покинет центр города, на оставшихся линиях перевозки сократятся до минимума. «Логичным» продолжением снятия линии на Тверском проспекте могла бы стать окончательная ликвидация остатков образцовой когда-то трамвайной сети. Если отношение к трамваю, его роли и месте в жизни города не изменится, единственным напоминанием о нём может стать вагон-памятник, установленный на пешеходной Трёхсвятской улице...
Летом 2011 года был произведён демонтаж недействующей трамвайной линии от станции «Республиканская» до станции «Мигалово». В декабре 2011 года было окончательно закрыто трамвайное депо №1. Началась его варварская ликвидация.
По состоянию на 2012 год, остаются действующими линия «Автовокзал» — «ДСК» с ответвлениями на «Кольцевую» и «Константиновку», линия «Бульвар Цанова» — «Республиканская» через площадь Капошвара.
Личные впечатления автора
Впервые я кратковременно оказался в городе Твери (тогда ещё Калинине) в 1989 году. В 1994 году мне стало известно о существовании узкоколейной железной дороги Тверского комбината строительных материалов № 2 — удивительно хорошо сохранившейся (по меркам 1990-х годов) «узкоколейки» с поразительно большим объёмом движения. С тех пор каждое лето я стал приезжать в Тверь примерно раз в неделю. Основным районом прогулок была местность на северо-востоке города, где пролегает узкоколейная железная дорога. Но и почти все остальные районы Твери были посещены (в том числе с использованием велосипеда). Город очень понравился мне, возникло желание когда-нибудь переехать туда на постоянное место жительства.
Все трамвайные линии были неоднократно «проезжены». В 1994 году Тверской трамвай показался идеалом отлично работающей системы: хорошо развитая сеть, минимальные интервалы движения. Трамвайная сеть оказалась даже более протяжённой по сравнению с тем, что было обозначено в «советской» схеме города, где отсутствовала линия на Южный. До сих пор вспоминается, как приятно было обнаружить новый, 18-й маршрут (ДСК — Кольцевая). Но уже тогда были заметны признаки наступившего кризиса.
Каждый следующий летний сезон приносил огорчения. Отличная по всем параметрам трамвайная сеть на глазах приходила в упадок. Через два года привычным явлением стало «застревание» вагонов на линии из-за поломок или автомобильных аварий, на глазах росла загруженность улиц автотранспортом, в результате чего скорость трамваев зачастую сокращалась до пешеходной.
Первой трамвайной линией, которую довелось видеть недействующей, была линия в Затверечье — от Речного вокзала по улице Академика Туполева. Но поводов для беспокойства не было — эта линия была закрыта временно, в связи с аварийным состоянием Старотверецкого моста.
В начале 1998 года было прекращено движение на большинстве участков трамвайных линий в центре города. На улицах Софьи Перовской и Советской (западная часть) рельсы вскоре были демонтированы. Эти линии пролегали вблизи зданий, в которых размещаются областные и городские органы власти. Видимо, ходившие под окнами вагоны помешали «правителям», пользующимся не городским транспортом, а персональными лимузинами. После этого желание регулярно приезжать в Тверь уменьшилось, и в последующие годы поездок было намного меньше.
Вагон на станции «Старая Константиновка» (крайний северо-восточный пункт трамвайной
сети Твери). К сожалению, это первая сделанная мной фотография Тверского трамвая,
хотя трамвайная сеть постоянно посещалась с 1994 года.
21.01.2003
В 2010 году я фотографировал Тверской трамвай 25 марта, 5 июля, 8 июля, 22 октября, 4 декабря. В 2011 году — 23 июля, 25 июля, 21 августа, 26 августа, 23 октября.
Билет для проезда в трамвае. Продан в июле 2011 года.
В каждый последующий приезд печально было обнаруживать, во что превращается трамвайная сеть. Тверь медленно, но верно «сталкивается» властями в направлении Грозного, Архангельска, Астрахани и Иваново...
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПРОСПЕКТ ЧАЙКОВСКОГО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ», ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ НА МИГАЛОВО, СТАНЦИЯ «МИГАЛОВО»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ «МИГАЛОВО»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ «МИГАЛОВО»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (В ОСНОВНОМ, УЧАСТОК «КСМ-2» — «КОНСТАНТИНОВКА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК «КСМ-2» — «КОНСТАНТИНОВКА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ «КОНСТАНТИНОВКА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ «КОНСТАНТИНОВКА», УЧАСТОК «КОНСТАНТИНОВКА» — «КСМ-2»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (В ОСНОВНОМ СТАНЦИЯ «АВТОВОКЗАЛ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ «АВТОВОКЗАЛ», СТАНЦИЯ «УЛИЦА ТУРГЕНЕВА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ «ЮЖНЫЙ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ «ЮЖНЫЙ» — «БУЛЬВАР ЦАНОВА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ «ЮЖНЫЙ» — «БУЛЬВАР ЦАНОВА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ «ЮЖНЫЙ» — «БУЛЬВАР ЦАНОВА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ЛИНИЯ ПО УЛИЦЕ ОРДЖОНИКИДЗЕ, «БУЛЬВАР ЦАНОВА» — «ПЛОЩАДЬ ГАГАРИНА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (НЕДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛИНИЯ НА ИСКОЖ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (СТАНЦИЯ «ИСКОЖ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ЛИНИЯ НА КОНСТАНТИНОВКУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ЛИНИЯ НА КОНСТАНТИНОВКУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ЛИНИЯ НА КОНСТАНТИНОВКУ, ДЕПО №1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 24) (ДЕПО №1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ОКРЕСТНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА, КСМ-2, РАБОТА СНЕГООЧИСТИТЕЛЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
20.12.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу