Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 4511

КАРПОГОРСКИЙ ШПАЛОПРОПИТОЧНЫЙ ЗАВОД

70
«Вблизи села Карпогоры открыт новый шпалопропиточный завод». Эта новость, распространённая средствами массовой информации в 2000 году, обязательно заинтересовала бы каждого, кому не безразличны узкоколейные железные дороги.
Когда звучит словосочетание «шпалопропиточный завод», невольно представляется гигантская территория, растянутая на километры, многочисленные промышленные здания, скопление различной техники, воздух, наполненный «ароматами» креозота. И множество путей узкоколейной железной дороги. Без неё не обходятся шпалозаводы советской постройки — технология пропитки шпал предполагает наличие путей узкой колеи.
Появилась ли узкоколейная железная дорога на Карпогорском шпалопропиточном заводе? Найти ответ на этот вопрос едва ли представлялось возможным, не побывав на нём.
Позднее мне удалось выяснить, что завод был построен компанией «Белкомур» с целью обеспечения шпалами строящегося участка железной дороги Карпогоры — Вендинга. В 2001 году на ней было уложено несколько километров рельсового пути, после чего стройка была самым позорным образом заброшена. Следовательно, завод, скорее всего, не работает.
В ночь с 25 на 26 июля 2005 года мне удалось побывать на этом загадочном объекте. Завод находится на нижнем складе Усть-Покшеньгского леспромхоза, недалеко от посёлка Ясный, рядом с железнодорожной станцией Карпогоры-Товарные. И в 23 километрах от «настоящих» Карпогор. Несмотря на название завода, добраться отсюда до Карпогор весьма сложно. В летнее время поездка до Карпогор на автомобиле обойдётся водителю, как минимум, в 200 рублей.
Завод представляет собой небольшой металлический ангар, который имеет мало общего с гигантскими шпалопропиточными заводами, принадлежащими «РЖД». Согласно табличке на ангаре, это не завод, а «шпалопропиточный цех» (хотя средства массовой информации называли его заводом).
Путь узкой колеи здесь есть. Но его длина составляет менее 100 метров. Назвать его узкоколейной железной дорогой трудно, а скорее невозможно.
По словам работников нижнего склада Усть-Покшеньгского леспромхоза, после остановки строительства железной дороги Карпогоры — Вендинга на заводе пытались организовать производство шпал для Северной железной дороги («РЖД»). Но в последнее время завод не работает.



Путь узкой колеи к западу от ангара. Вид в восточном направлении.
25.07.2005


Вид от ангара в западном направлении.
25.07.2005


Вид от ангара в восточном направлении.
25.07.2005


Табличка на здании завода (ангаре).
25.07.2005


Вид на здание завода (ангар) с западной стороны.
25.07.2005


31.07.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу