ID: 5065

УЖГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

100
Ужгородская (Закарпатская) детская железная дорога находится в центральной части города Ужгорода — центра Закарпатской области Украины. Историческое название территории Закарпатской области — Подкарпатская Русь.
Ужгородская детская железная дорога не действовала с 2008 года. По состоянию на 2014 год, она постепенно разрушалась. Восстановить её с каждым годом бездействия будет всё сложнее.
Сложившаяся на Ужгородской детской железной дороге на 2014 год ситуация — преступление и позор властей Украины.
Но не всё настолько безнадёжно. В августе 2016 года Ужгородская детская железная дорога была восстановлена до рабочего состояния!
Это стало важным событием. Показывающим, среди прочего, что всё не так уж плохо и с самой Украиной!
Коренное славянское население территории нынешней Закарпатской области — подкарпатские русины. Их язык — русинский (самоназвание — русиньскый язык). Он значительно ближе к великорусскому языку, чем литературный украинский.
Закарпатье было присоединено к СССР позже других территорий — в июне 1945 года. Изначально здесь пытались добиться статуса отдельной союзной республики, или вступления в состав Российской ФСР — анклавом, по типу Калининградской области. Но это не удалось, территория стала частью Украинской ССР. Всех русинов в документах записали как украинцев. Существование русинов и русинского языка отрицалось как в СССР, так и в независимой Украине.
Ужгород в эпоху СССР — русскоязычный город. По состоянию на 2007 год, его уже нельзя назвать полностью русскоязычным — украинизация сделала своё дело. Но всё же великорусский язык преобладает, несмотря на постоянное давление. В 2017 году русский язык уже едва ли преобладает, но его много.
Своей русскоязычностью Ужгород резко отличается как от соседних областных центров — Львова и Ивано-Франковска, так и от других городов Закарпатской области. В остальных районах Закарпатской области говорят либо на местных славянских диалектах, либо на венгерском языке (вблизи границы с Венгрией) и румынском языке (вблизи границы с Румынией).
По состоянию на 2001 год, в Закарпатской области насчитывалось 150 тысяч венгров — около 10 процентов населения. В подавляющем большинстве, они владеют русским языком, но в быту говорят на венгерском языке.
Прозападная киевская власть c 1991 года ведёт планомерные атаки на Закарпатье, стремясь его украинизировать. Киевская власть не любит Закарпатье за «промосковские» настроения, за наличие русинского движения. Для Киева регион проблемный во всех отношениях: далёкий, бедный, политически нелояльный.
У многих жителей Закарпатья на часах настроено своё, «ужгородское» время — минус один час от Киева. Хотя официально вся Украина живёт по единому киевскому времени.
Соседние «галицийские» области в Закарпатье также не любят. В отличие от Львовской области, в Закарпатье нет (или по крайней мере, не было до 2014 года) улиц Бандеры или Дивизии СС «Галичина».
Решение о строительстве детской железной дороги в Ужгороде было принято вскоре после присоединения Закарпатья к СССР. Местонахождение — центр Ужгорода, правый берег реки Уж.

Ужгородская детская железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.
Первый поезд прошёл в августе 1947 года. Протяжённость Ужгородской детской железной дороги составила около 1100 метров — столько же, сколько на Луцкой детской железной дороге. Две тупиковые станции, четыре стрелки.
Главная станция первоначально называлась Сталинская. Позднее называлась Пионерская, с начала 1990-х годов — Молодёжная. Вторая станция — Парк.
Необычная особенность станции Сталинская (Молодёжная): посадочная платформа находится в тупике. Поезд подаётся под посадку вагонами вперёд.
Я побывал на Ужгородской детской железной дороге 31 июля 2007 года. На тот момент она действовала, но положение было наихудшим среди всех детских железных дорог Украины — кроме Макеевской, которая на тот момент уже была разобрана.
Официально считалось, что Ужгородская детская железная дорога работает летом по вторникам, четвергам и воскресеньям. Но по вторникам и четвергам с целью сокращения расходов поезда отправлялись только в 11:00, 11:40 и 12:20. По воскресеньям также в 13:00, 13:40 и 14:20.
Единственный подвижной состав — тепловоз ТУ2-018 и 2 вагона ПВ40.
Я прибыл на станцию Молодёжная в 15:14. На календаре — вторник. Как ни печально, движения не будет.
Станция Молодёжная казалась почти вымершей. После некоторых поисков нахожу людей за обеденным столом.
Начальник дороги Любовь Змушко встретила меня не особо дружелюбно и высказала резко депрессивные предположения. По её словам, Ужгородская детская железная дорога будет закрыта. В тот момент я не поверил в это: казалось бы, в сравнительно цивилизованной Украине такое невозможно. Тем более — в самом западном городе, который является «европейской витриной».
Провожу тотальную фотодокументацию линии. Затем уезжаю в сторону Москвы. Интересно, что до Москвы отсюда дальше, чем до Рима или Парижа. Ужгород — один из западных форпостов русского мира.
Мрачное предположение Л. П. Змушко сбылось. С 2008 года движения по Ужгородской детской железной дороге не было. Кружки юных железнодорожников распустили.
Среди причин — неприязнь к Закарпатью как со стороны центральной киевской власти, так и со стороны руководства Львовской железной дороги, в чьём ведении находится Ужгородская детская железная дорога.
В сентябре 2009 года Ужгородская детская железная дорога на короткое время стала действующей. Но движение осуществлялось только в прогулочных целях. Восстановления движения добилась политическая партия Арсения Яценюка, на тот момент именовавшаяся «Фронт Змiн».
«Яценюковское» возрождение было коротким. С 2010 года движения снова не было. По состоянию на 2014 год, Ужгородская детская железная дорога находилась в полуразграбленном состоянии.
В 2016 году было принято решение восстановить главную достопримечательность города. К счастью, Ужгород решил не покрывать себя великим позором. Власти прислушались к голосам прогрессивных личностей.
В День независимости Украины, 24 августа 2016 года, движение возобновилось.
Ужгородскую детскую железную дорогу восстановили полномасштабно — не только как прогулочный объект, но и как учебное заведение.
Одним из предлогов для закрытия в 2008 году было якобы малое количество юных железнодорожников. Но в 2017 году их много, даже не все желающие могут устроиться!

ИЗОБРАЖЕНИЯ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ МОЛОДЁЖНАЯ, ПЛАКАТЫ В ЗДАНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ МОЛОДЁЖНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ МОЛОДЁЖНАЯ, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПАРК)

21.11.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Закарпатской области»
на главную страницу