ID: 5104

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КИЕВ-ПЕТРОВКА — ВЫШГОРОД

231
Железнодорожная линия Киев-Петровка — Вышгород пролегает по территории города Киева и по его ближайшим пригородам. Протяжённость железнодорожной линии составляет 12 километров.
Железнодорожная линия была построена в конце 1950-х годов. Основное назначение — доставка материалов и оборудования на строительство Киевской ГЭС в Вышгороде. Позднее линия использовалась для обслуживания промышленных предприятий города Вышгорода.
По неподтверждённым данным, линия всегда была ведомственной, обслуживалась Киев-Петровским предприятием промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ). Тем не менее, она показана в «Атласе железных дорог», изданном в 1993 году Омской картографической фабрикой.

Железнодорожная линия в «Атласе железных дорог», изданном в 1993 году.
Начальным пунктом неправильно показана платформа Зенит
(в действительности — станция Киев-Петровка).


Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1992 году.

Долгое время линия Киев-Петровка — Вышгород была обыкновенным неприметным подъездным путём. Пассажирского движения на нём не было — скорее всего, никогда. Казалось бы, никаких шансов на его появление нет.
В 2010 году любителям железных дорог «взорвала сознание» удивительная и на первый взгляд неправдоподобная новость: на линии Киев-Петровка — Вышгород открыто движение пассажирского дизель-поезда.
Сравнивая с Москвой — аналогом был бы пуск дизель-поезда из Бирюлёво на Заводскую по ветви коксогазового завода, из Бескудниково в Медведково или из Люберец в Лыткарино. Эти маршруты (особенно последний) были бы весьма полезны, но в Москве такое невозможно представить.
Украинские власти, стремясь продемонстрировать заботу о народе, пошли на удивительный шаг — открыли пассажирское движение по промышленной железнодорожной ветви. Торжественная церемония запуска дизель-поезда по маршруту Киев-Петровка — Вышгород состоялась 29 октября 2010 года.
Для нового маршрута первоначально был выделен дизель-поезд ДР1А-161 из депо Коростень. Следует отметить, что все остальные железнодорожные линии от Киева давно электрифицированы. Движения дизель-поездов здесь до этого момента не существовало.
Первоначально предусматривалось движение шести пар поездов Киев-Петровка — Вышгород (все — только по рабочим дням). Заявленное время в пути — 20 минут. Стоимость проезда изначально составляла 3 гривны (как и в автобусе от Киева до Вышгорода). Дизель-поезд первоначально был шестивагонным и имел вагон повышенной комфортности.
Перед открытием пассажирского движения в Вышгороде была построена низкая пассажирская платформа и металлический павильон. Но не был в должном объёме произведён необходимый для этого капитальный ремонт пути. Для прохождения линии за 20 минут маршрутная скорость должна была составлять около 30 км/час. Это чрезмерно высокая скорость для такой линии. Неизвестно, удавалось ли соблюдать заявленное расписание.
«Новый дизель-поезд Киев — Вышгород: городские трущобы, экстремальные поездки и краеведение» (публикация о линии, февраль 2011 г., на украинском языке)
9 сентября 2011 года в двух километрах южнее станции Вышгород дизель-поезд сошёл с рельсов. При этом никто не пострадал, пассажиры пересели на автобусы. Пассажирское движение на маршруте прекратилось.
Вопреки опасениям, что дизель-поезд на Вышгород в результате инцидента 9 сентября ушёл в историю — с 8 ноября 2011 года движение возобновилось.
В 2012 году с момента ввода в действие нового графика (конец мая) движение дизель-поезда Киев-Петровка — Вышгород было прекращено. Названная причина — отсутствие пассажиропотока. Трудно сказать, возобновится ли движение когда-нибудь.
Поездка автора
В марте 2012 года, как только в Киеве закончилась зима, я решил проездить линию Киев-Петровка — Вышгород. Нельзя упускать шанс сделать это, пока движение не отменили окончательно.
Полное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2012vychg.html.
Я заранее знал благодаря А. Фетисову и его сервису «Яндекс-расписания», что расписанием заявлены четыре пары поездов в день (только по рабочим дням). Отправление со станции Киев-Петровка в 6:13, 7:20, 18:04, 19:08, время в пути 20 минут.
Прихожу на станцию Киев-Петровка в 6:56. У кассы вывешено устаревшее расписание движения дизель-поезда на Вышгород и призыв пользоваться новым маршрутом. Билетный кассир заявила, что здесь продаются только жетоны на «городскую электричку». Билеты до Вышгорода не продаются, их следует приобретать внутри поезда. Никакой информацией о движении (пойдёт ли вообще сегодня поезд на Вышгород) в кассе не располагали.
Поднимаюсь по пешеходному мосту на вторую платформу — именно с неё отправляется дизель-поезд на Вышгород, о чём сообщает указатель. К первой платформе каждые несколько минут прибывали электропоезда нового маршрута: по городскому кольцу («городская электричка»).
«Городская электричка», как и маршрут Киев-Петровка — Вышгород — новый, недавно открытый железнодорожный сервис. Весь маршрут «городской электрички» пролегает по тем путям, где электропоезда курсировали и раньше, но до недавнего времени их движение было редким. К моему немалому удивлению, маршрут востребован. Пожалуй, это единственный из подобных проектов (городские электропоезда запускали по существующим путям также в Екатеринбурге, Перми, Рязани, Владивостоке, Красноярске), который оказался успешен.
Приближалось заявленное время отправления поезда, но почему-то пассажиров на второй платформе не было. С моста на вторую платформу лишь спускались нарушители, которые затем спрыгивали с платформы на пути и куда-то шли по путям.
Вот уже и 7:30, 7:40... но никаких следов дизель-поезда. Всматриваюсь в каждый показывающийся вдали состав — но это неизменно либо городская электричка, либо грузовой поезд. Грузовое движение здесь очень интенсивное, несмотря на то, что к востоку от станции Киев-Петровка находится однопутный мост через Днепр. Удивительно, как могут следовать поезда по частично однопутной линии с интервалом чуть ли не 5 минут в каждую сторону.
Появилась некоторая надежда, когда я обнаружил, что на второй платформе ждёт поезда ещё один пассажир. Спрашиваю его: будет ли поезд на Вышгород? Этот человек сказал, что поезд идёт до Вышгорода около часа (вместо заявленных двадцати минут) и будет здесь около 8 часов. При том официально действует именно такое расписание, которое приведено на сервисе Rasp.yandex.ru.
Ближе к восьми часам появились ещё два человека, ожидающих поезд — железнодорожники в оранжевых сигнальных жилетах. Стою на морозном воздухе у западного торца платформы и напряжённо всматриваюсь на запад.
Наконец, едва не кричу от избытка эмоций: вдали показался дизель-поезд! Я уже не вполне верил, что это произойдёт. Между тем, именно проезд по данной линии — основная цель поездки, и трудно вообразить что-то худшее, чем отмена движения именно сейчас.
Трёхвагонный состав ДР1А-153 прибыл ко второй платформе станции Киев-Петровка в 8:01 (вместо 7:10 по расписанию). Из вагонов вышли несколько человек. Локомотивная бригада переходит в другую кабину, через 5-7 минут поезд отправляется.
В составе, кроме меня, находились три пассажира (из них двое — железнодорожники) и разъездной кассир. Он продал билет за 4 гривны (14,6 руб. РФ).

Билет, проданный разъездным кассиром в дизель-поезде ДР1А-153
сообщением Киев-Петровка — Вышгород.

Промежуточных остановок на маршруте нет. Скорость на всём протяжении линии — 15 километров в час. В 8:50 поезд прибыл на станцию Вышгород (как оказалось, реальное время в пути всё же не час, а 40 минут).
Поразил тот факт, что переезды на линии — охраняемые, хотя и не имеют автоматических шлагбаумов. Примитивный шлагбаум приводится в действие железнодорожником, стоящим у каждого переезда. Рядом с переездами поставлены лёгкие металлические будки для дежурных. Все переезды находятся на неоживлённых дорогах — основные трассы пересекают линию по путепроводам.
В Вышгороде поезд никто не ждал, обратно он отправился пустым. Несмотря на то, что основное назначение поезда — доставка жителей Вышгорода на работу в Киев, и пассажиропоток должен быть именно в этом направлении!
Вслед за поездом отправилась автомотриса АС1А-2052, приписанная к ПЧ-6 Юго-Западной железной дороги. В ней ехали железнодорожники, севшие вместе со мной на дизель-поезд по станции Киев-Петровка. Дрезина «собрала» и вывезла с линии до вечера дежурных по переездам. Во время похода по линии ни одного дежурного на ней не было.
Иду по линии пешком, выполняя фотодокументирование. Но вблизи озера Редькино (народное название — Министерка) его пришлось прервать. Начался сильнейший снегопад. За несколько минут местность покрылась плотным слоем снега (хотя только что здесь не было никаких следов снежного покрова). Приходится перейти на автодорогу и уезжать автобусом к станции метро «Героев Днепра».
Совершенно очевидно, что пассажирское движение в нынешнем виде — это неприкрытый выброс денег на воздух. Практической пользы от движения в нынешнем виде — абсолютный ноль. Линия требует капитального ремонта и установления нормальной скорости.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ КИЕВ-ПЕТРОВКА, ПРИБЫТИЕ ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА, СТАНЦИЯ ВЫШГОРОД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ
ОТ ВЫШГОРОДА В СТОРОНУ СТАНЦИИ КИЕВ-ПЕТРОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ
ОТ ВЫШГОРОДА В СТОРОНУ СТАНЦИИ КИЕВ-ПЕТРОВКА)

09.04.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу