ID: 5160

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ПОСЁЛКЕ ШЕЖАМ

433
Узкоколейная железная дорога, начальным пунктом являлся посёлок Шежáм (он располагался в Усть-Вымском районе республики Коми, на исторической Печорской железной дороге) являлась одной из немногих лесовозных узкоколейных железных дорог, принадлежавших Министерству обороны СССР. В Шежаме были дислоцированы строительные части. На лесозаготовках работали, главным образом, военнослужащие срочной службы.
Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1952 год. В Шежаме размещался 302-й лесопромышленный комбинат Министерства обороны СССР.
На узкоколейной железной дороге появились два «лесных» населённых пункта: Средний и Дальний. Населённый пункт Дальний существовал короткое время, а Средний был обитаемым долгие годы. Здесь размещалось депо узкоколейной железной дороги.
В 1970-е годы эта узкоколейная железная дорога была соединена с Вёздинской узкоколейной железной дорогой (Вёздинский лесопункт Усть-Вымского леспромхоза).
По имеющимся данным, в первой половине 1980-х годов в Шежам было перевезено имущество строительного батальона, находившегося на станции Сенгос (Вологодская/Архангельская область), в том числе и подвижной состав действовавшей в Сенгосе «воинской» узкоколейной железной дороги.
В 1987 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Воинские части, расположенные вблизи Шежама, было решено ликвидировать.
В 1988 году предприятие «302-й ЛПК» было передислоцировано в Пинежский район Архангельской области. В числе причин — истощение лесосырьевой базы и перераспределение лесосырьевой базы Минтрансстроя. На новом месте дислокации строительство узкоколейной железной дороги не предполагалось.
Имущество воинских частей и ЛПК было вывезено не полностью — многое так и осталось здесь, подвергаясь медленному разграблению. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в первой половине 1990-х годов.
В конце 1990-х годов из Шежама на Сысольскую узкоколейную железную дорогу были привезены некоторые запчасти для тепловозов. Возможно, тогда здесь ещё стоял разграбленный подвижной состав.
По состоянию на сентябрь 2005 года, от узкоколейной железной дороги в Шежаме осталось немногое: три кабины тепловозов (скорее всего, ТУ6А), один частично разрезанный пассажирский вагон. Предприниматели-«металлоломщики» продолжают разрезать остатки подвижного состава. На следующий год, очевидно, здесь уже ничего не останется.
Место, где находился посёлок Средний — не исследовано, но едва ли там что-то ещё можно найти что-либо, относящееся к узкоколейной железной дороге.
Станция Шежам на железнодорожной магистрали Коноша — Воркута («РЖД», Северная железная дорога) ликвидирована. Здесь пока ещё осталось несколько обитаемых домов (в них живут пенсионеры, не желающие отсюда уезжать), останавливается рабочий поезд сообщением Микунь — Урдома (в расписании по станции Микунь этот поезд обычно не указан). Большинство домов — заброшены и полуразрушены.
Ветка широкой колеи Шежам — Айкино, протяжённостью 14 километров, обозначенная во многих атласах и схемах железных дорог, полностью разобрана. На её месте — труднопроезжая грунтовая дорога.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000
(состояние местности на конец 1960-х годов). Протяжённость дороги
тогда была в несколько раз меньшей, чем на пике её развития.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
(состояние местности на конец 1960-х годов).


Шежам. Развалины нижнего склада. Снимок сделан автором в ходе поездки в Салехард
из вагона грузового состава, следующего по участку Сольвычегодск — Микунь.

02.05.1997


Остатки рельсов и подвижного состава, вид со стороны железнодорожной магистрали.
«Будка на колёсах» используется как временное жилище сборщиков металлолома.
08.09.2005


Кабины тепловозов.
08.09.2005


Эти же кабины.
08.09.2005


Наиболее хорошо сохранившаяся кабина тепловоза.
08.09.2005


Эта же кабина.
08.09.2005


Надписи на этой же кабине.
08.09.2005


Частично разрезанный пассажирский вагон.
08.09.2005



17.09.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Коми»
на главную страницу