ID: 5166

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ДНЕПРОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

209
Днепровское торфопредприятие находится в посёлке Годылёво Быховского района Могилёвской области Республики Беларусь. Торфопредприятию принадлежит одна из лучших торфовозных узкоколейных железных дорог Беларуси.
Краткие исторические сведения
По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога появилась до Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Однако датой основания Днепровского торфопредприятия считается 1955 год.
Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлась электростанция в областном центре, городе Могилёве (район Заднепровье). Ныне действующий торфобрикетный завод в посёлке Годылёво был построен в 1970-х годах.
Участок Годылёво — Могилёв действовал до середины 1980-х годов. Он был разобран после того, как электростанция прекратила использовать торфяное топливо.
После катастрофы на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году, вся прилегающая к посёлку Годылёво территория была заражена радионуклидами. Торфомассив Ухово, попавший в зону сильного радиационного загрязнения, был заброшен, ведущую к нему линию узкоколейной железной дороги разобрали.
В конце 1980-х годов была разобрана также вся «западная» линия — от Годылёво до посёлка Ухлясть. Добыча торфа на торфомассиве в районе Ухлясти была прекращена.
По состоянию на 1999 год, дорога переживала не лучшие времена: была закрыта диспетчерская на станции Годылёво, объём перевозок был невелик. Самым дальним местом добычи торфа являлся торфомассив в районе населённого пункта Бовки.
Позднее период упадка сменился периодом возрождения. По состоянию на июнь 2003 года, диспетчерская на станции Годылёво снова действовала, объём добычи торфа был высоким, пути находились в хорошем состоянии.
Впрочем, протяжённость пути, по сравнению с 1999 годом, несколько сократилась. Добыча торфа на торфомассиве у населённого пункта Бовки полностью прекращена, ведущий к нему участок пути разобран. Взамен был освоен новый торфомассив, располагающийся между населёнными пунктами Трилесино и Добужа.
К торфомассиву у Трилесино подведена новая линия, протяжённостью около 5 километров. При её строительстве использовалась рельсо-шпальная решётка, взятая с разобранной линии. По имеющимся данным, эта линия вступила в строй в 2000 году.
Узкоколейная железная дорога по состоянию на июнь 2003 года
Дорога и торфобрикетный завод производят впечатление отлично работающего производственного комплекса. На завод ежедневно поступают десятки вагонов ТСВ, загруженных торфом. Места добычи торфа — «ближний» торфомассив Мамьё (название приводится со слов работников железной дороги), и «дальний» торфомассив в районе населённого пункта Трилесино.
Состояние пути на магистральной линии — хорошее. Всюду, кроме «усов» на торфомассивах, уложены железобетонные шпалы. Скорость движения поездов достаточно высокая.
На магистральном участке между станцией Годылёво и торфомассивом у населённого пункта Трилесино имеются два действующих разъезда: 6 км и 13 км.
По выходным дням движение на дороге сокращается до минимума или отсутствует.
Среди подвижного состава — тепловозы ТУ4, один из которых подвергся значительной переделке, ЭСУ2А. «Живых» пассажирских вагонов здесь нет. Рабочих доставляют на торфомассивы в ЭСУ2А.
Все действующие локомотивы (их насчитывается 6 или 7) находятся в хорошем состоянии, выглядят вполне ухоженно, блестят свежей краской. Но на путях близ депо можно видеть и несколько разгромленных локомотивов, а также автомотрису АМ1-254, превращённую в сарай.
Выясненные номера локомотивов: ТУ4-1762, ТУ4-1862, ЭСУ2А-601.

Ссылки
http://klax.tula.ru/~narrow/godylevo.html — cтраница Э. Грачёва (фотографии, сделанные в 1999 году)
http://fototrans.narod.ru/godylevo.html — cтраница Э. Грачёва (фотографии, сделанные в 2003 году)

Я впервые побывал в Годылёво 12-13 июня 2003 года. Автостопом из Осинторфа. Пешком от автодороги Санкт-Петербург — Одесса в посёлок. Длительный проезд линий.
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________


Линии узкоколейной железной дороги на карте масштаба 1:200 000
(с указанием плотности загрязнения местности цезием-137).



Начальная точка узкоколейной железной дороги — депо в посёлке Годылёво.
12.06.2003



Вид на депо с юго-восточной стороны.
12.06.2003



Тепловоз ТУ4-1862 на путях вблизи депо.
12.06.2003



Путевое развитие вблизи депо — сравнительно небольшое. Вскоре начинается
однопутный участок, соединяющий депо с главной станцией.
12.06.2003



Немногим далее, вид в противоположном направлении — в сторону депо.
12.06.2003



Вид из северной горловины главной станции узкоколейной железной дороги
в южном направлении, в сторону центра станции.
12.06.2003



Здание диспетчерской, расположенное в центре главной станции узкоколейной железной дороги.
13.06.2003



Снимок сделан рядом со зданием диспетчерской. Вид в юго-восточном направлении.
Заметны вагоны ТСВ на путях главной станции.
12.06.2003



Вид из центра станции в северном направлении, в сторону депо.
13.06.2003



Переезд, расположенный немногим южнее главной станции. Вид в северном направлении.
12.06.2003



Участок пути к югу от главной станции. Слева — торфобрикетный завод.
12.06.2003




Магистральный путь к югу от главной станции и переезда. Вид в южном направлении.
Вдали — пути, используемые для отстоя грузовых вагонов (находятся в том месте,
где начиналась разобранная линия на Ухлясть).
12.06.2003



Здесь начиналась разобранная линия на Ухлясть. Вид в северном направлении. Справа -
магистральный путь, пролегающий по направлению Годылёво — Трилесино.
12.06.2003



Магистральный путь, пролегающий по направлению Годылёво — Трилесино. Вид в направлении
Годылёво. Впереди — место примыкания разобранной линии на Ухлясть.
12.06.2003



Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении (на восток).
12.06.2003



Участок магистральной линии, пролегающей по направлению Годылёво — Трилесино,
расположенный менее, чем в 1 километре к востоку от места, где был сделан
предыдущий снимок. Вид в восточном направлении. Вдали находится стрелка,
где начинается линия, ведущая к торфомассиву Мамьё.
Со стороны Трилесино по линии следует ЭСУ2А
(на снимке она почти не заметна).
12.06.2003



Стрелка, где начинается линия, ведущая к торфомассиву Мамьё (она расположена слева).
Вид на запад, в сторону Годылёво.
12.06.2003



Впереди — полевая база на торфомассиве Мамьё.
12.06.2003



Участок линии, подводящий к каравану, к югу от полевой базы Мамьё.
Вид в западном направлении.
12.06.2003



Магистральная линия Годылёво — Трилесино, вид в направлении торфомассива Трилесино.
Впереди — разъезд 13 км, за которым находится небольшой торфомассив.
Снимок сделан из кабины тепловоза.
13.06.2003



14 километр (ориентировочно). Лес кончился, с левой стороны расположен старый торфомассив.
Снимок сделан из кабины тепловоза.
13.06.2003



Начальный участок новой линии, открытой в 2000 году. Вид
в южном направлении, в сторону торфомассива Трилесино.
Снимок сделан из кабины тепловоза.
13.06.2003



Переделанный тепловоз ТУ4 на пересечении с автодорогой у населённого пункта Трилесино.
Вид в южном направлении.
13.06.2003


16.04.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Могилёвской области»
на главную страницу