ID: 5197

ЧУДЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

211
Начальным пунктом Чудецкой узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кóли, расположенный в Бокситогорском районе Ленинградской области, вблизи одноимённой станции на железнодорожной линии Тихвин — Подборовье («РЖД», Октябрьская железная дорога). Узкоколейная железная дорога принадлежала Чудецкому лесопункту Ефимовского комплексного леспромхоза.
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1947 году. В 1952 году на 20-м километре магистрали появился лесной посёлок Тушемéлька (Тушемель). В посёлке имелась школа, электростанция, магазины. Он просуществовал до 1970-х годов.
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, затем поступили тепловозы ТУ6, мотовозы МД54-4, позднее — тепловозы ТУ6А. Лес вывозился в хлыстах, на нижнем складе в посёлке Коли хлысты разделывались на сортименты и грузились в вагоны широкой колеи. В посёлке действовал тарный завод и другие предприятия.
Ориентировочная дата прекращения вывоза леса по узкоколейной железной дороге — 1995 год. Одной из причин являлось наличие пересечения узкоколейной железной дороги с магистральной автодорогой Вологда — Новая Ладога. После прекращения вывоза леса пути на переезде были сняты. Однако с обеих сторон от бывшего переезда рельсы по-прежнему лежали. Жители посёлка Коли ездили в лес на мотодрезинах вплоть до 2004 года. На бывшем переезде дрезины приходилось перекатывать по асфальту.
Летом-осенью 2004 года все участки пути к югу от автодороги (протяжённостью не менее 30 километров) были полностью разобраны. При их демонтаже использовался трактор.
По состоянию на 2005 год, сохранялся небольшой участок узкоколейной железной дороги в посёлке Коли. Его протяжённость составляла свыше 1 километра. Этот участок использовался для доставки хлыстов от места накопления до основного нижнего склада. Необходимость его существования была обусловлена тем, что основной нижний склад не был рассчитан на приём хлыстов из автомобилей (автомобили не могут подъехать к разгрузочной эстакаде), а также тем, что, автомобильная вывозка производится в основном зимой, тогда как доставку хлыстов на нижний склад необходимо осуществлять равномерно в течение года.
Перевозка хлыстов осуществлялась каждый рабочий день, поезд курсировал с интервалом в 30-40 минут. Использовался тепловоз ТУ6-0053, поступивший на дорогу в 1960-х годах. Возможно, в 2005 году он являлся единственным в мире действующим тепловозом ТУ6. Кроме него, имелся «законсервированный» тепловоз ТУ6А-1847, один полуразрезанный тепловоз ТУ6А. Узкоколейная железная дорога работала круглый год, для расчистки от снега применялся плужный снегоочиститель.
В конце 2006 года было принято решение о закрытии нижнего склада в Колях. Работа узкоколейной железной дороги окончательно прекратилась. Весной 2007 года она была разобрана.
По состоянию на лето 2007 года, последний участок узкоколейной железной дороги был разобран. Уникальный тепловоз ТУ6-0053 был частично разделан. «Законсервированный» тепловоз ТУ6А-1847 находился на территории бывшей станции (не исключено, что он готовился к отправке на Кургальскую узкоколейную железную дорогу в соседнем посёлке Ефимовский).
Я впервые побывал здесь 17 мая 2005 года. Выхожу из электропоезда Волховстрой — Бабаево на станции Коли. Проезжаю в тепловозе ТУ6-0053 небольшой уцелевший участок. Фотодокументирую линию до бывшего переезда. Разыскиваю ветеранов железной дороги.
Затем — пешком по путям магистральной линии в Ефимовский.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (предоставлены Щукиным Иваном Дмитриевичем):




Вид из кабины тепловоза ТУ6-0053.



Тепловоз ТУ6-0053.



Тепловоз ТУ6-0053.




09.11.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»
на главную страницу