ID: 7581

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ГОРКИНО — РОДНИКИ — ХЛЯБОВО

16
Посёлок Хлябово, являвшийся конечным пунктом железнодорожной линии Горкино — Родники — Хлябово. По состоянию на 2006 год, на участке Родники — Хлябово железнодорожная линия полностью разобрана.
Участок Горкино — Родники был разобран позднее. Последний поезд здесь прошёл ориентировочно в 2014 году. От линии осталось только около 10 метров рельсов после таблички "Граница подъездных путей".
Во времена, когда населённые пункты имели связь только по железной дороге, пассажирский поезд, по воспоминаниям старожилов, на участке Горкино-Родники делал промежуточные остановки в Афёркино и в Постнинском, и возможно у Скрылово. Неизвестно были ли промежуточные остановки на участке Родники-Хлябово.
Осенью 2024 года посетивший местность читатель Саяр Бакиров рассказал:

У местных я узнал что там ходило 3 локомотива, один из них: ТГМ4а 1445, об остальных к сожалению не смог узнать так как ни у местных ни в интернете нет информации по этому поводу. Скорее всего этот Тгм4а или в металлоломе или на территории комбината "Большевик".
На счёт судьбы железной дороги, её продали предпринимателям "Смирновым" они владели молокозаводом владеют сетью магазинов "Визит", хлебокомбинатом где на данный момент на части его территории находится предприятие "Рижский хлеб".
Я поехал в Горкино, там после таблички "Граница подъездных путей" осталось 10 метров рельсов и они кончаются оставив после себя лишь ЖБ шпалы...
Но к счастью в Горкино осталась табличка "Граница подъездных путей" как только я чуть-чуть упёрся на столб то он сразу же упал (У него прогнил низ вбитый в землю). Табличка была закреплена на непонятных шестигранных болтах, но я её открутил плоскогубцами. Позже привёз домой и восстановил. К счастью я успел за этим артефактом который не успели украсть мародёры.



30.05.2009. Тепловоз ТГМ4А-1445 (источник)



Сохранившаяся табличка "Граница подъездных путей"
Информации о данной линии в интернете доступно немного, наиболее информативные сообщения пользователей на тематических сайтах и форумах, которые удалось найти:



Предположительно, лето 2008 года. Здание вокзала города Родники (ru-railway.livejournal.com/511457.html)
Сообщение, датированное 6 сентября 2008 года, на сайте с обсуждением данной фотографии от пользователя с ником nordprod:

Это здание в городе Родники Ивановской области ныне занимает автостанция, а также торговля и общепит. Точной информацией я не владею, но у меня нет сомнений, что раньше здесь располагался ж-д вокзал. Рядом проходит заброшенная железная дорога, да и само здание - типичный сталинский вокзальчик небольшого города.

Также пользователь в обсуждении сообщил, что жд пути на станции ещё были на месте, хоть и заросли.
Сообщение, датированное 7 сентября 2008 года, на том же сайте от пользователя с ником af1461:

Когда линию Иваново-Кинешма проложили в стороне от Родников (конец XIX века), купцы, владельцы фабрики в Родниках, проложили ветку Горкино-Родники - товар вывозить. Потом уже в советское время ее продлили дальше - к торфорпредприятию и возможно какой-то ВЧ.
Примерно до 1960-х годов ходили пригородные поезда Иваново-Родники, вокзал сохранился с тех времен. Когда автотрассу Иваново-Родники-Кинешма заасфальтировали - народ пересел на автобусы, пассажирское движение захирело и вокзал превратился в автовокзал. Было это задолго до перестройки...
Сейчас участок Родники-Хлябово разобран.

По воспоминаниям от 17 марта 2010 года пользователя superrain в том же обсуждении:

Увидел - аж сердце защемило...
Да, когда-то жизнь там была совсем иной. Я помню своё детство, как иногда ездил в Родники за продуктами, когда жил у родственников в одной из деревень на шоссе Кинешма-Родники. Помню, что в Родниках всегда продавали очень хороший хлеб. Это было в 1980-х годах. Населения там было тогда намного больше, работали местные предприятия, местное междугородное автобусное движение было более развитым. А по городу ходили городские автобусы - старенькие такие "ПАЗики"... Действовала и железная дорога. Про пассажирские поезда не помню, но то, что были товарняки - это точно. Моя тётя, которая жила в той деревне из соседнего района, говорила, что от Горкино до Родников ходит какой-то рабочий поезд. Возможно, он ходил и в Хлебово, но последнее предположительно. Вообще, о пассажирских поездах по этой ветке я не могу сказать точно, потому что информация неподтверждённая: деревня находилась почти возле соседнего города Вичуга, а в Родниках раньше у нас тоже жили родственники, но к тому времени никого уже не осталось. Говорю это только к тому, что информация о железной дороге могла быть и от них. Рассказывали мне и про линию в Хлябово. Не могу сказать, какая там была колея, но то, что она действовала - это несомненно. Других подробностей, к сожалению, не помню... Я думаю, улучшения там уже не предвидится: власти меняются, перебираясь из районов в область и поближе к столице, а то, что там осталось - сейчас почти никому не нужно - в наш век, когда все помешались на одних деньгах. К концу детства и в ранней юности собирал подобные воспоминания, как чувствовал, что всего этого скоро не станет. А Вам огромное спасибо, что собираете всё это! Это необыкновенно удивительно в наше время: чувствовать, что ты в этом не один...

Сообщение от Мурыгина Сергея в той же ветке обсуждения от 1 апреля 2010 года:

Действительно это ж/д вокзал. Наверно до середины 70 годов ходили два раза: утром и вечером ж/д поезд с 2-3 пассажирскими вагонами. Шел до пос. Хлябово. По времени от 1 до 2-х часов. Летом на нём ездить было красота. Ребята успевали спрыгнуть и ягод набрать на ходу. Зимой было холодновато. До Хлябово было вроде 2 остановки. Населенные пункты. Названия не помню. В\ч не было. Было в п.Хлябово вначале торфоразработки, затем кирпичный завод. Лесничество и лесозаготовки. Посёлок был большой. Около 300 домов. Большущая и красивая школа. Пекарня. Клуб. Магазин. Столовая. Детсад и ясли. Я ещё застал жилые бараки.
Дорогу разобрали местные в дикие 90 на металл. Сейчас там доживают 3-7 человек. И он больше напоминает дачный поселок.
С уважением бывший житель и уроженец п.Хлябово Мурыгин Сергей.

И на другом форуме от 1 апреля 2010 года:

Классно, что кто то интересуется историей и именно посёлка Хлябово. Не думал, что в свои 47 буду экскурсоводом. Начну с истории.
С 1963 по 1970 жил именно в этом посёлке. Посёлок был очень большим. Несколько районов. Примерно около 300 домов. Бараки. Баня, Клуб. Вода в колодцах. Которых было около десятка. Вода - вкусней не было и нет. Из истории этой ветки, со слов родителей, могу сказать, что строили её пленные немцы. Время точно не скажу. Ветка была необходима, т.к. других дорог с посёлком в то время не было. А если и были то в объезд и грунтовый. Автотранспортного сообщения не было. В посёлке в самом начале и по всей видимости для чего она и строилась - большущие запасы торфа. Очень большие разработки. Если бы пошли чуть левее Ж/д полотна то попали бы на торфяные разработки. Потом эта дорога использовалась для вывоза кирпичей. Действительно, в поселке практически все работали на этом заводе. Также было своё лесничество, заготовка леса и высадка молодняка. Сам в детстве получал за посадку маленьких сосенок. Только вот цену не помню. Была своя большущая пекарня. Но в 70 годах её сломали. Стали возить хлеб из города Родники. Поезд, вначале я помню, ходил с паром, как в старых кино. Потом стал ходить тепловоз. Было 2 рейса. Утром и вечером. Жизнь в поселке начиналась с приходом поезда утром, а вечером все выходили встречать прибывающий поезд вечером. Привозили фильмы из г.Родники. Кто донесёт бобины смотрит его бесплатно. В клубе всегда было много народа. Между пассажирскими рейсами, были рейсы из города грузовые. Хлеб в магазин тоже привозили по железке. В моей памяти зимние поездки: деревянные вагоны, буржуйка, свечка на весть вагон. И не было счастливее меня, ехавшего в этом вагоне.
Всё захерело примерно к середине 80х. Да, в поселке было очень большая вроде 3-х, нет наверно всё же 2-х этажная школа. Со спортивным залом. Огородом. А в кочегарке работал мой любимый дед. Потом появилась асфальтовая дорога. Пассажирские рейсы по дороге заменили на автобусные и потихоньку всё прекратилось. Торф закончился еще в 70х, кирпич не рентабелен стал наверно в 80х. Сейчас там доживает 3-7 человек. Но я горжусь, что это моя Родина. Спасибо за фотки. Приезжайте по грибы. Гонобобель есть.
Да, чуть не забыл. Дорогу местные разобрали на металл ещё в лихие 90-е. А до Хлябово по дороге поезд ещё остановки делал в 2-х местах. Населённые пункты были. Тоже жили люди. Но производств там не было. Вот названия запамятовал.

Дополнение Саяра Бакирова по части последнего абзаца из предыдущего сообщения Мурыгина Сергея:

Если речь идёт о участке Родники-Хлябово. То я не знаю были ли там остановки, но знаю что были 2 остановки на участке Горкино-Родники далее со слов моего отца: "В те далёкие времена когда была только жд связь поезд делал остановку в Афёркино и в Постнинском, не знаю точно была ли у Скрылово".

Также удалось найти исторические фотографии из Виртуального музея города Родники, к сожалению они идут без подписи и определить точную дату и место смогут только местные краеведы.










17.01.2025 © Архив о железной дороге
назад
на главную страницу