ID: 5802
БОЛЬШЕДВОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
101
Начальный пункт Большедворской узкоколейной железной дороги - посёлок Туровец, расположенный на левом берегу реки Сухона. Узкоколейная железная дорога принадлежала Большедворскому леспромхозу.
история
По имеющимся данным, первый участок узкоколейной железной дороги Большедворского леспромхоза был открыт в 1953 году.
Первоначально узкоколейная железная дорога дорога являлась «сплавной», затем лес стали перегружать на автотранспорт.
По состоянию на сентябрь 1999 года, дорога действовала. В центре посёлка Туровец, приблизительно в 1 километре от нижнего склада, находилась станция Туровец, где имелось локомотивное депо, диспетчерская. Среди подвижного состава можно было видеть тепловозы ТУ6А-0420, ТУ6А-0220, ТУ6А-2538.
Вывозка леса в то время производилась с 7 километра магистрали, где отходил короткий ус (протяжённостью около 1,5 километров), ведущий в северо-восточном направлении, в сторону автодороги, соединяющий посёлок Туровец с автомагистралью Вологда - Великий Устюг. Из Туровца в 7:00 по рабочим дням туда отправлялся рабочий поезд, состоявший из одного пассажирского вагона.
На 11 километре от станции Туровец находится пересечение с автотрассой Вологда - Великий Устюг. В осеннее время там можно было видеть много желающих продать грибы и ягоды, вывезенные из леса по узкоколейной железной дороге на мотодрезинах («пионерках»).
Места вывоза леса в последние годы довольно часто менялись, неуклонно приближаясь к посёлку Туровец. В 1990 году лес возили с 31 километра, позднее - с 16 километра, 14 километра. Участки линии, на которых прекращена перевозка леса, разбираются не сразу. Жители посёлка Туровец имели возможность ездить по ним на мотодрезинах: до Великого болота (за ягодами), на охоту.
По состоянию на 1999 год, самой дальней точкой движения тепловозов были окрестности бывшего населённого пункта Малые Ручьи, где снимались рельсы. Кроме того, существовало «почти пассажирское» движение до нежилого села Большое Жуково (точнее, до ближайшей к нему точки на линии узкоколейной железной дороги). Многие дома в нём использовались жителями Туровца как дачи. «По просьбам трудящихся», весной и осенью по выходным дням туда пускали тепловоз (без вагонов).
Большедворская узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1: 200 000.
Состояние Большедворской узкоколейной железной дороги в 1999 году показалось мне далеко не обнадёживающим, но окончательный отказ от неё тогда ещё не планировался.
В 2000 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. В 2002 году началась разборка последнего участка магистральной линии. В 2003 году она была закончена.
По информации от П. Кашина, небольшой участок узкоколейной железной дороги на нижнем складе в посёлке Туровец был сохранён. По состоянию на 2004 год, на нём производился подвоз хлыстов от места зимнего накопления до места раскряжёвки. Работал один тепловоз.
11.04.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»
на главную страницу
история
По имеющимся данным, первый участок узкоколейной железной дороги Большедворского леспромхоза был открыт в 1953 году.
Первоначально узкоколейная железная дорога дорога являлась «сплавной», затем лес стали перегружать на автотранспорт.
По состоянию на сентябрь 1999 года, дорога действовала. В центре посёлка Туровец, приблизительно в 1 километре от нижнего склада, находилась станция Туровец, где имелось локомотивное депо, диспетчерская. Среди подвижного состава можно было видеть тепловозы ТУ6А-0420, ТУ6А-0220, ТУ6А-2538.
Вывозка леса в то время производилась с 7 километра магистрали, где отходил короткий ус (протяжённостью около 1,5 километров), ведущий в северо-восточном направлении, в сторону автодороги, соединяющий посёлок Туровец с автомагистралью Вологда - Великий Устюг. Из Туровца в 7:00 по рабочим дням туда отправлялся рабочий поезд, состоявший из одного пассажирского вагона.
На 11 километре от станции Туровец находится пересечение с автотрассой Вологда - Великий Устюг. В осеннее время там можно было видеть много желающих продать грибы и ягоды, вывезенные из леса по узкоколейной железной дороге на мотодрезинах («пионерках»).
Места вывоза леса в последние годы довольно часто менялись, неуклонно приближаясь к посёлку Туровец. В 1990 году лес возили с 31 километра, позднее - с 16 километра, 14 километра. Участки линии, на которых прекращена перевозка леса, разбираются не сразу. Жители посёлка Туровец имели возможность ездить по ним на мотодрезинах: до Великого болота (за ягодами), на охоту.
По состоянию на 1999 год, самой дальней точкой движения тепловозов были окрестности бывшего населённого пункта Малые Ручьи, где снимались рельсы. Кроме того, существовало «почти пассажирское» движение до нежилого села Большое Жуково (точнее, до ближайшей к нему точки на линии узкоколейной железной дороги). Многие дома в нём использовались жителями Туровца как дачи. «По просьбам трудящихся», весной и осенью по выходным дням туда пускали тепловоз (без вагонов).
Большедворская узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1: 200 000.
Состояние Большедворской узкоколейной железной дороги в 1999 году показалось мне далеко не обнадёживающим, но окончательный отказ от неё тогда ещё не планировался.
В 2000 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. В 2002 году началась разборка последнего участка магистральной линии. В 2003 году она была закончена.
По информации от П. Кашина, небольшой участок узкоколейной железной дороги на нижнем складе в посёлке Туровец был сохранён. По состоянию на 2004 год, на нём производился подвоз хлыстов от места зимнего накопления до места раскряжёвки. Работал один тепловоз.
11.04.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»
на главную страницу