ID: 5905
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ РЕШЕТНИКОВО — КОНАКОВО
440
Железнодорожная линия Решетниково
— Конаково
находится в Московской и Тверской областях. Начальный пункт, станция Решетниково — в Московской области, однако линия почти полностью пролегает по Тверской области и обслуживает Тверскую область. Поэтому на «Сайте о железной дороге»
приписана к ней.
Протяжённость железнодорожной линии составляет 36 километров. С учётом подъездных путей Конаковской ГРЭС, максимальная физическая удалённость от станции Решетниково — 40 километров.
Линия однопутная, электрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Октябрьская железная дорога.
На линии находятся два пункта с путевым развитием: промежуточная станция Конаковский Мох, конечная станция Конаково ГРЭС. Официальное название — именно такое, однако в обыденной жизни и в большинстве пассажирских расписаний — «просто» Конаково. Здесь будет так же.
Расстояние от станции Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал) до станции Конаково ГРЭС — 141 километр. По этому маршруту поддерживается регулярное движение пригородных электропоездов. Единственная «боковая» ветвь с пассажирским движением от магистрального участка Москва — Тверь.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия станций Конаково ГРЭС и Конаковский Мох — 1966 год. На самом деле это дата передачи линии в состав сети общего пользования МПС СССР.
История этой железной дороги — нетиповая и не самая простая. Намерения её строительства появились в 1910-х годах. В 1913 году была издана «Пояснительная записка», состоявшая из десяти страниц. В ней были представлены научные расчёты по будущей «Ветви Корчева — Решетниково». Предполагались перевозки в основном леса, торфа и грузов фарфоровой фабрики Кузнецова.
Конечным пунктом железной дороги должен был быть город Корчева, находившийся в десяти километрах северо-восточнее нынешнего города Конаково и полностью снесённый изуверским сталинским режимом в 1930-е годы. Город, по первоначальным расчётам, должен был целиком попасть в зону затопления Иваньковским водохранилищем.
Изыскания оказались неверными. В итоге часть города затоплена не была. Какой процент города Корчева ушёл под воду - предмет споров. Основная версия - больше половины. Но восстановить снесённый город не позволили.
Нынешний город Конаково в то время был селом Кузнецово. В нём находилась известная фарфоровая фабрика, выпускавшая «Кузнецовский» фарфор и фаянс. Владельцем фабрики с 1870 года был Матвей Кузнецов. Село задолго до 1870 года уже называлось Кузнецово. Оно было названо не в честь хозяина фабрики — это совпадение.
Основным «воротами» Корчевского уезда была станция Завидово, а не станция Решетниково. Специально для сообщения между городом и станцией Завидово был проложен обустроенный тракт. Но железную дорогу с самого начала планировалось строить от Решетниково, в связи с более благоприятным рельефом местности.
Приступить к строительству линии до революции 1917 года не удалось. В 1914 году Россия вступила в большую войну, затем — годы хаоса и разрухи.
В 1929 году посёлок Кузнецово был переименован в Конаково в честь рабочего-революционера Порфирия Конакова. Он родился в 1878 году в селе Анциферово Московской губернии, но с юных лет жил в Кузнецово. Работал на фарфоро-фаянсовой фабрике. Затем поступил на военную службу. В 1906 году был одним из руководителей Кронштадтского восстания солдат и матросов, после его подавления был расстрелян.
В 1930-е годы о планах строительства железной дороги Решетниково — Корчева вспомнили. В 1937 году по ней пошли поезда. Но только до Конаково — город Корчева на момент начала строительства железной дороги уже находился в состоянии варварской ликвидации, завершённой к 1937 году. В том же году посёлку Конаково присвоен статус города.
Изначально железная дорога была ведомственной, то есть не входила в состав сети общего пользования. Владелец — Конаковский фаянсовый завод имени Калинина. В Решетниково имелась собственная «станция примыкания», от которой отправлялись поезда на Конаково. Имелись пассажирские остановочные пункты Переезд — в районе нынешней платформы Путепроводная и Сучок — у нынешней платформы Донховка.
Единственным промежуточным пунктом с путевым развитием, вероятнее всего, была станция Моховое, ныне Конаковский Мох. Там грузился торф, который подвозили по узкоколейной железной дороге.
В 1961 году началось строительство Конаковской ГРЭС (Государственной районной электростанции). Площадкой для строительства определили берег Иваньковского водохранилища (разлившейся Волги), к северу от города Конаково. Непосредственно на месте нынешнего энергетического гиганта находилось село Скрылево, которое полностью снесли.
Конаковская ГРЭС — одна из крупнейших в стране тепловых электростанций. Её строительство повлекло за собой расширение города и коренную реконструкцию железной дороги.
Конаковская ГРЭС была Всесоюзной комсомольской стройкой. Первый энергоблок Конаковской ГРЭС был введён в эксплуатацию 10 января 1965 года. На полную мощность электростанция работает с конца 1969 года. 21 декабря 1971 года был подписан акт о приёмке в постоянную эксплуатацию.
В 1966 году была открыта новая станция Конаково ГРЭС. Железная дорога была передана в состав сети общего пользования МПС. На двух участках, у платформы Переезд и в черте города Конаково, железная дорога была построена на новом месте. Старые участки были разобраны.
Старая и новая линии у Путепроводной на спутниковых снимках («Wikimapia.org»), ориентировочно 2017 год).
Новый участок у Путепроводной — незначительно длиннее старого. Расположение километровых знаков на линии решили не менять. В результате у Путепроводной есть километр, состоящий из двенадцати пикетов (стометровых отрезков).
Когда здесь был переезд на магистральной автодороге Москва — Ленинград, платформа около него называлась Переезд. Появился путепровод — платформа стала Путепроводной.
Ближайшее село называется Головково, но назвать так платформу, естественно, было нельзя — она есть неподалёку на главном ходу, у другого села Головково. Хотя ничто не мешало бы назвать Дойбица, по ближайшей реке. Название было бы нестандартным и гарантированно нигде не повторилось бы.
Станция Моховое была переименована в Конаковский Мох. Хотя другой станции, называющейся именно Моховое — нет. Есть Моховой и Моховая.
Платформа Сучок, расположенная у пересечения с одноимённой рекой, была переименована в Донховку. В высшей степени странно и необъяснимо. Наиболее вероятная мотивация — какому-то «чину» название показалось неблагозвучным.
Река Донховка находится далеко отсюда, до её ближайшей точки - пять километров. Железная дорога пересекает её в Конаково. Название Донховка к этому месту никак не привязать, таким же «географически корректным» было бы название, допустим, Енисейская или Тихоокеанская.
В районе города Конаково участок нового строительства был в разы более протяжённым, чем у села Головково. Почти восемь километров, не считая подъездных путей ГРЭС, расположенных севернее вокзала. Назначение нового участка — вывод железной дороги из городской застройки. Старая линия пересекала центр города, и от неё решили избавиться.
Помимо конечной станции Конаково ГРЭС, изначально планировалась станция с условным названием Конаково-Пассажирское или Конаково-1. Она должна была находиться на несколько километров южнее, ближе к старой части города. Приблизительное местонахождение: южнее моста через Донховку, у пересечения с улицей, которая продолжается в виде дороги на Селихово.
Однако проект был урезан, и в итоге была построена только одна станция — Конаково ГРЭС. Участок между платформой Донховка и станцией Конаково ГРЭС вплоть до нашего времени отличается неоправданно длинным безостановочным пробегом электропоездов — 12 километров.
В 1970-х годах к планам создания в городе второго пассажирского остановочного пункта вернулись. У моста через Донховку началось строительство платформы. Но оно не было завершено. Недостроенные конструкции платформы постепенно разрушались. По состоянию на 2018 год, ещё остаются развалины.
Линия принималась в состав сети МПС электрифицированной. Открылось движение электропоездов. Первоначально оно выполнялось исключительно по маршруту Решетниково — Конаково. На станции Решетниково имелась «конаковская» платформа.
По информации от Игоря Лапшова, после открытия движения на электрической тяге от Решетниково до Конаково было 6 пар электропоездов Решетниково — Конаково. Подвижной состав — электросекция Ср3. Между тем, во времена ведомственной линии было три пары пассажирских поездов на паровозной тяге.
В 1971 году объём движения до Конаково по-прежнему составлял 6 пар, но три пары поездов курсировали в сообщении Москва — Конаково, а не Решетниково — Конаково. В 1973 году все шесть пар электропоездов на Конаковской ветви курсировали в сообщении Москва — Конаково — Москва.
«Конаковская» платформа станции Решетниково была снесена в 1990-х годах. Ныне никаких следов от неё нет.
С 1975 года (информация от Игоря Лапшова) — 7 пар электропоездов Москва — Конаково, с 1979 года — 8 пар. С 1984 года появились электропоезда Москва — Конаковский Мох по выходным дням. По состоянию на 2002 год — 7 пар электропоездов Москва — Конаково, 2 пары электропоездов Москва — Конаковский Мох по выходным дням.
В 1989 году была введена в действие автоблокировка на участке Решетниково — Конаковский Мох, в 1991 году на перегоне Конаковский Мох — Конаково. До этого была полуавтоматическая блокировка.
По другим данным, регулярное движение электропоездов по маршруту Решетниково — Конаково открылось 17 марта 1967 года.
Появление электропоездов до Конаковского Мха связано с активным строительством вблизи этой станции массивов садовых участков жителей Москвы. Между тем, с 1979 года, когда перед Олимпийскими играми из Москвы убирали «неблагонадёжный» контингент, Конаковский Мох имеет дурную славу как цыганское поселение. Принудительно выселенные из Москвы в Конаковский Мох цыгане остались в этом посёлке и, по мнению многих жителей района, продолжают криминальную активность.
Составы до Конаковского Мха убирались во временный отстой на путь, который ведёт к асфальто-бетонному заводу. Специально для этого он был электрифицирован.
Грузовое движение до 1982 года было очень активным. В то время Конаковская ГРЭС полностью работала на мазуте. Наливные составы следовали до станции Конаково ГРЭС много раз в день. Затем электростанция была переведена на природный газ, иногда возвращаясь к частичному использованию мазута.
Грузовые поезда на линии водили электровозы. Обычно напрямую от Поваровского узла или сортировочной станции Ховрино.
Ситуация на октябрь 2013 года: грузовое движение на железнодорожной линии незначительное. Конаковская ГРЭС работает на природном газе. Однако сохраняется техническая возможность использования мазута. Подъездные пути на Конаковскую ГРЭС поддерживаются в исправном состоянии. Есть другие небольшие грузоотправители.
Пассажирское движение: 8 пар ежедневных электропоездов Москва — Конаково, плюс 1 пара ускоренных поездов 6 дней в неделю. Из Москвы на Конаково — вечером, кроме суббот, из Конаково на Москву — утром, кроме воскресенья.
Цивилизованный ускоренный электропоезд начал курсировать по маршруту Москва — Конаково ориентировочно в 2008 году. Он резко отличался от всех остальных. Цивилизованный поезд прибывал в Конаково из Москвы вечером, утром отправлялся на Москву.
К сожалению, маршрут был отменён в 2015 году, и на два года город пересел на жёсткие во всех отношениях составы.
Поезда Москва — Конаковский Мох в 2000-х годах исчезли. Затем появилось необычное явление: поезда Москва — Конаково (не цивилизованный поезд), не имеющие остановки по востребованной станции Конаковский Мох. Хотя и останавливающиеся на почти невостребованной Донховке!
Причина — в том, что по Конаковскому Мху решили организовать скрещение встречных поездов, чего в прошлые годы не было. Платформа на станции только одна, и является боковой. В связи с этим один из двух поездов не может принимать и высаживать пассажиров.
6 марта 2014 года на станции Конаково ГРЭС была введена в действие турникетная линия. То есть вход на единственную платформу станции и выход с неё — только через турникет, который должен считать действительный билет, строго по одному человеку. После прибытия электропоезда создаётся огромная очередь.
Турникеты были восприняты жителями города крайне негативно. Проблема в том, что турникетный комплекс размещён внутри маленького здания вокзала и не может нормально пропустить большой пассажиропоток, прибывающий вечерними поездами.
Позднее был построен отдельный от вокзала турникетный павильон. Это сняло остроту проблемы.
В Клину, Солнечногорске, Твери «революционным» изменением в жизни всех людей стал запуск в октябре 2015 года комфортных ускоренных электропоездов ЭС2Г. Отличие от прежних «бичевозок» поистине разительное. Это другое качество жизни.
Конаково, к сожалению, ещё два года существовало исключительно на поездах «африканского стиля» (про Африку знаю не понаслышке). Можно было разве что выйти в Клину и там дождаться цивилизованного поезда Тверь — Москва. По станции Решетниково цивилизованные поезда не останавливаются.
С 10 декабря 2017 года цивилизованные поезда вернулись в Конаково. Другое качество жизни! Объём движения в первое время — как и раньше, незначительный: одна пара цивилизованных пригородных поездов, вечером — из Москвы, утром — на Москву. Подвижной состав — поезда ЭС2Г, как и на цивилизованных маршрутах Москва — Крюково, Москва — Тверь.
Расписание движения пригородных поездов по станции Конаково ГРЭС на 12 марта 2018 года (рабочий день).
Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.
Расписание движения одного из пригородных электропоездов Конаково — Москва, март 2018 года.
Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.
Расписание движения единственного «цивилизованного» пригородного электропоезда Конаково — Москва, март 2018 года.
Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.
В 2019 году по выходным дням была назначена вторая пара цивилизованных электропоездов Москва — Конаково: из Москвы утром, из Конаково вечером. Теперь стало возможным посетить Конаково без ночёвки и избежать при этом отвратительных «бичевозок».
В апреле 2020 года в рамках всероссийского «коронавирусного кризиса» по решению местных властей город Конаково был «закрыт». Мотивация — Конаковская ГРЭС является стратегически важным объектом, нельзя допустить, чтобы её работники массово заразились. Такой же режим был введён в городе Удомля, где находится Калининская АЭС.
В Конаково стали пускать только по спецразрешениям, выданным только при наличии очень веской причины, либо по паспорту с местной пропиской. Жёсткий контроль был введён как минимум на всех автодорогах. Возможно, на тот момент, если у вас здесь дом, но вы прописаны в другом месте — оставалось только выходить на платформе Донховка и идти пешком. По другим данным, на железнодорожной станции контроля не было.
Ситуация на конец апреля 2020 года: движение электропоездов на Конаково сохраняется в почти обычном объёме. За исключением назначенного в 2019 году цивилизованного поезда по выходным дням, он отменён.
Некоторые факты и размышления о городе и железной дороге
Конаково — благополучный город по меркам Тверской области. С 1991 года население здесь сократилось незначительно, и составляет около 40 тысяч человек. Тогда как, к примеру, Вышний Волочёк за это время (1991-2017) вымер наполовину.
В 1991 году Конаково был пятым по величине городом области, не считая регионального центра. Но может выйти на первое место. Не за счёт своего роста — а в результате быстрого вымирания Вышнего Волочка, Ржева, Торжка и Кимр.
По крайней мере, в Конаково, в отличие от остальных четырёх крупных городов Тверской области, ведётся строительство многоэтажного жилья. Официальная статистика на 2018 год не показывает рост населения, так как ведётся только по постоянно зарегистрированным. Но иногда методику подсчёта меняют.
Сильного оттока населения нет благодаря нескольким факторам: хорошему природному расположению — у большой воды в стороне от транзитных автодорог, наличию крупного работающего предприятия — Конаковской ГРЭС, и наличию быстрого и регулярного железнодорожного сообщения с Москвой.
Железная дорога — то, что создаёт Конаково в нынешнем, более или менее благополучном виде. Важнейшая составляющая жизни города и района.
Конечно, жизнь намного более бедная, чем в соседней Московской области. Но другие районы Тверской области, как правило, находятся в худшем состоянии. Там, где нет железной дороги, или там, где она есть, но не имеет активного сообщения (Зубцов, Ржев) — ситуация другая!
Мои предложения по развитию железной дороги. В общем и целом — здесь всё хорошо. И в то же время — есть что улучшать!
Было бы желательно построить остановочный пункт у моста через Донховку, как когда-то предполагалось. Это приблизит электропоезда к центру города и к крупному селу Селихово.
Позорному и неприемлемому для нашего времени «хрущёвскому сараю», изображающему вокзал — давно пора на пункты переработки отслужившего бетона. Должен быть построен настоящий вокзал — оригинальный, большой и достойный, не хуже, чем в соседней Дубне.
Существуют планы застройки малоэтажным жильём территории «полуострова» к северу от Конаковской ГРЭС. Я негативно отношусь к этому. Сохраните там нетронутую природу! Но если планы по застройке будут реализованы — следовало бы продлить маршрут движения электропоездов на четыре километра, реконструировав подъездной путь Конаковской ГРЭС.
Поездки автора
Я многократно приезжал в Конаково и на другие пункты железнодорожной линии в 1993 и 1994 годах. Прошёл пешком 12-километровый участок Путепроводная — Конаковский Мох. Приезжал в Конаково с велосипедом, совершил на нём поездку до Дубны и обратно.
13 октября 2013 года выезжаю в Конаково с фотоаппаратом.
Вблизи участка Решетниково — Путепроводная за последние годы появился стекольный завод огромного размера. Он построен на месте полей и вызвал немалые протесты местных жителей — но безуспешные. К заводу отходит подъездной путь, «врезанный» на перегон Решетниково — Конаковский Мох.
По линии Решетниково — Конаково я много раз ездил в 1993-1995 годах. Я изучал окрестности Конаково пешком и на велосипеде. В возрасте 13 лет (1994 год) совершил велосипедную поездку от Конаково до Дубны и обратно, переправив велосипед на пароме через канал Москва — Волга. Суммарно это 70 километров велодвижения. Собирал грибы в большом лесном массиве между Путепроводной и Конаковским Мхом. Случалось блуждать по нему почти целый день — лес обширный и бездорожный. Но после 1995 года я по этой линии не ездил.
В целом, тут всё по-прежнему. Рижские электропоезда ЭР2 сменились торжокскими электропоездами ЭТ2. Они кажутся ещё более устаревшими и некомфортабельными, чем более старые ЭР2.
(Поезда могли бы быть не ЭТ2, а ЭН2. Традиционное прилагательное, образованное от города Торжок — Новоторжский, этнохороним жителя этого города — новоторжец, новотор. Среди свидетельств данного факта: Новоторжская улица в центре Твери, станция Вязьма-Новоторжская на линии Торжок — Ржев — Вязьма. Новоторжский район Калининской области был переименован в Торжокский район только в 1963 году).
Состав пассажиров несколько другой: теперь преобладают не дачники и грибники, а «работяги». Хотя заметна и такая тенденция, как постепенное возвращение «дачных» пассажиров на электропоезда. Период максимального оттока дачников был примерно в 2003-2005 годах, потом — медленный возврат. По автодорогам в Московском регионе ездить почти невозможно.
На станции Конаковский Мох — одна посадочная платформа. Между тем, здесь происходит скрещение некоторых встречных электропоездов. В таких случаях один из них проследует станцию без остановки — исключительно по причине отсутствия второй платформы.
Вокзал на станции Конаково (официально Конаково ГРЭС) — по-прежнему маленькое невзрачное строение. Недавно подверглось косметическому ремонту и выглядит чуть более прилично, чем раньше. Но его давно пора заменять принципиально новым зданием.
Город приятный, не имеет признаков депрессивности. Один из немногих городов в Тверской области, который внешне не содержит разительного отличия от соседней Московской области.
Выхожу к Волге. Вода показалась слишком холодной для купания. Тем более, что есть «тёплый канал».
Автобусов ЛиАЗ-677 на улицах не заметно. Хотя, возможно, здесь остался один действующий ЛиАЗ-677, если это так — он «дохаживает» последние дни. Конаково — последний из близких к Москве городов, где курсировали эти автобусы. Хотя и безразличен к автобусам — жаль, что их эпоха ушла. Я ездил на конаковских ЛиАЗ-677 ещё в 1994 году.
Осматриваю «мазутную базу» у Конаковской ГРЭС. В 1993-1995 годах, совершая походы по Конаковской ветви, я не раз пропускал грузовые составы, состоявшие из цистерн. Тогда Конаковская ГРЭС частично работала на мазуте. Сейчас — исключительно на газе. Грузового движения к ней почти нет, пути полуржавые, хотя и исправные.
К востоку от территории Конаковской ГРЭС почти неиспользуемый путь пересекает по мосту сбросной канал с тёплой водой.
В период, когда невозможно комфортное купание в открытых водоёмах (для меня оно в районе Москвы — с начала мая до начала октября) — выручают каналы электростанций, с тёплой водой.
Вблизи Москвы мало ГРЭС (крупных тепловых электростанций). Почти всё — ТЭЦ. Там другая технология, тёплых каналов обычно нет.
Конаковская ГРЭС — одна из ближайших к Москве. Другие — Шатурская, Каширская, и небольшая в Электрогорске. Здесь — ближайший к Москве общедоступный тёплый канал, пригодный для купания в холодное время.
Вода в канале подогретая, но далеко не горячая. В совсем холодную погоду для купания он не годится, если вы не «морж». Но в такое время, как сегодня — вполне можно!
Иду обратно на станцию. Не перестаю удивляться, как же повезло этому городу с железнодорожным сообщением. Вопреки тенденции уничтожения пассажирского движения в России, сегодня отсюда отправятся семь электропоездов. Сокращения почти нет. Тогда как, например, в Зарайске, при том, что это Московская область — нет ничего.
Официально сейчас на линии Решетниково — Конаково в ходу девять ежедневных пар электропоездов. Реально на данный момент меньше из-за постоянных отмен.
Даже в самые благополучные для пригородного движения времена их число не превышало восьми. Впрочем, вдобавок к тому, были маршруты по выходным дням до станции Конаковский Мох.
25 апреля 2014 года. Поездка малопримечательная. Электропоездами — до Конаково, где пришлось потерять время в очереди к турникетам. Пешком к «тёплому каналу», затем обратно.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ КОНАКОВСКИЙ МОХ, СТАНЦИЯ КОНАКОВО ГРЭС,
ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К СЕВЕРУ ОТ СТАНЦИИ КОНАКОВО ГРЭС)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К СЕВЕРУ ОТ СТАНЦИИ КОНАКОВО ГРЭС, СТАНЦИЯ КОНАКОВО ГРЭС)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (СТАНЦИЯ КОНАКОВО ГРЭС, ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К СЕВЕРУ ОТ СТАНЦИИ КОНАКОВО ГРЭС)
16.03.2018 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
Протяжённость железнодорожной линии составляет 36 километров. С учётом подъездных путей Конаковской ГРЭС, максимальная физическая удалённость от станции Решетниково — 40 километров.
Линия однопутная, электрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Октябрьская железная дорога.
На линии находятся два пункта с путевым развитием: промежуточная станция Конаковский Мох, конечная станция Конаково ГРЭС. Официальное название — именно такое, однако в обыденной жизни и в большинстве пассажирских расписаний — «просто» Конаково. Здесь будет так же.
Расстояние от станции Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал) до станции Конаково ГРЭС — 141 километр. По этому маршруту поддерживается регулярное движение пригородных электропоездов. Единственная «боковая» ветвь с пассажирским движением от магистрального участка Москва — Тверь.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия станций Конаково ГРЭС и Конаковский Мох — 1966 год. На самом деле это дата передачи линии в состав сети общего пользования МПС СССР.
История этой железной дороги — нетиповая и не самая простая. Намерения её строительства появились в 1910-х годах. В 1913 году была издана «Пояснительная записка», состоявшая из десяти страниц. В ней были представлены научные расчёты по будущей «Ветви Корчева — Решетниково». Предполагались перевозки в основном леса, торфа и грузов фарфоровой фабрики Кузнецова.
Конечным пунктом железной дороги должен был быть город Корчева, находившийся в десяти километрах северо-восточнее нынешнего города Конаково и полностью снесённый изуверским сталинским режимом в 1930-е годы. Город, по первоначальным расчётам, должен был целиком попасть в зону затопления Иваньковским водохранилищем.
Изыскания оказались неверными. В итоге часть города затоплена не была. Какой процент города Корчева ушёл под воду - предмет споров. Основная версия - больше половины. Но восстановить снесённый город не позволили.
Нынешний город Конаково в то время был селом Кузнецово. В нём находилась известная фарфоровая фабрика, выпускавшая «Кузнецовский» фарфор и фаянс. Владельцем фабрики с 1870 года был Матвей Кузнецов. Село задолго до 1870 года уже называлось Кузнецово. Оно было названо не в честь хозяина фабрики — это совпадение.
Основным «воротами» Корчевского уезда была станция Завидово, а не станция Решетниково. Специально для сообщения между городом и станцией Завидово был проложен обустроенный тракт. Но железную дорогу с самого начала планировалось строить от Решетниково, в связи с более благоприятным рельефом местности.
Приступить к строительству линии до революции 1917 года не удалось. В 1914 году Россия вступила в большую войну, затем — годы хаоса и разрухи.
В 1929 году посёлок Кузнецово был переименован в Конаково в честь рабочего-революционера Порфирия Конакова. Он родился в 1878 году в селе Анциферово Московской губернии, но с юных лет жил в Кузнецово. Работал на фарфоро-фаянсовой фабрике. Затем поступил на военную службу. В 1906 году был одним из руководителей Кронштадтского восстания солдат и матросов, после его подавления был расстрелян.
В 1930-е годы о планах строительства железной дороги Решетниково — Корчева вспомнили. В 1937 году по ней пошли поезда. Но только до Конаково — город Корчева на момент начала строительства железной дороги уже находился в состоянии варварской ликвидации, завершённой к 1937 году. В том же году посёлку Конаково присвоен статус города.
Изначально железная дорога была ведомственной, то есть не входила в состав сети общего пользования. Владелец — Конаковский фаянсовый завод имени Калинина. В Решетниково имелась собственная «станция примыкания», от которой отправлялись поезда на Конаково. Имелись пассажирские остановочные пункты Переезд — в районе нынешней платформы Путепроводная и Сучок — у нынешней платформы Донховка.
Единственным промежуточным пунктом с путевым развитием, вероятнее всего, была станция Моховое, ныне Конаковский Мох. Там грузился торф, который подвозили по узкоколейной железной дороге.
В 1961 году началось строительство Конаковской ГРЭС (Государственной районной электростанции). Площадкой для строительства определили берег Иваньковского водохранилища (разлившейся Волги), к северу от города Конаково. Непосредственно на месте нынешнего энергетического гиганта находилось село Скрылево, которое полностью снесли.
Конаковская ГРЭС — одна из крупнейших в стране тепловых электростанций. Её строительство повлекло за собой расширение города и коренную реконструкцию железной дороги.
Конаковская ГРЭС была Всесоюзной комсомольской стройкой. Первый энергоблок Конаковской ГРЭС был введён в эксплуатацию 10 января 1965 года. На полную мощность электростанция работает с конца 1969 года. 21 декабря 1971 года был подписан акт о приёмке в постоянную эксплуатацию.
В 1966 году была открыта новая станция Конаково ГРЭС. Железная дорога была передана в состав сети общего пользования МПС. На двух участках, у платформы Переезд и в черте города Конаково, железная дорога была построена на новом месте. Старые участки были разобраны.
Старая и новая линии у Путепроводной на спутниковых снимках («Wikimapia.org»), ориентировочно 2017 год).
Новый участок у Путепроводной — незначительно длиннее старого. Расположение километровых знаков на линии решили не менять. В результате у Путепроводной есть километр, состоящий из двенадцати пикетов (стометровых отрезков).
Когда здесь был переезд на магистральной автодороге Москва — Ленинград, платформа около него называлась Переезд. Появился путепровод — платформа стала Путепроводной.
Ближайшее село называется Головково, но назвать так платформу, естественно, было нельзя — она есть неподалёку на главном ходу, у другого села Головково. Хотя ничто не мешало бы назвать Дойбица, по ближайшей реке. Название было бы нестандартным и гарантированно нигде не повторилось бы.
Станция Моховое была переименована в Конаковский Мох. Хотя другой станции, называющейся именно Моховое — нет. Есть Моховой и Моховая.
Платформа Сучок, расположенная у пересечения с одноимённой рекой, была переименована в Донховку. В высшей степени странно и необъяснимо. Наиболее вероятная мотивация — какому-то «чину» название показалось неблагозвучным.
Река Донховка находится далеко отсюда, до её ближайшей точки - пять километров. Железная дорога пересекает её в Конаково. Название Донховка к этому месту никак не привязать, таким же «географически корректным» было бы название, допустим, Енисейская или Тихоокеанская.
В районе города Конаково участок нового строительства был в разы более протяжённым, чем у села Головково. Почти восемь километров, не считая подъездных путей ГРЭС, расположенных севернее вокзала. Назначение нового участка — вывод железной дороги из городской застройки. Старая линия пересекала центр города, и от неё решили избавиться.
Помимо конечной станции Конаково ГРЭС, изначально планировалась станция с условным названием Конаково-Пассажирское или Конаково-1. Она должна была находиться на несколько километров южнее, ближе к старой части города. Приблизительное местонахождение: южнее моста через Донховку, у пересечения с улицей, которая продолжается в виде дороги на Селихово.
Однако проект был урезан, и в итоге была построена только одна станция — Конаково ГРЭС. Участок между платформой Донховка и станцией Конаково ГРЭС вплоть до нашего времени отличается неоправданно длинным безостановочным пробегом электропоездов — 12 километров.
В 1970-х годах к планам создания в городе второго пассажирского остановочного пункта вернулись. У моста через Донховку началось строительство платформы. Но оно не было завершено. Недостроенные конструкции платформы постепенно разрушались. По состоянию на 2018 год, ещё остаются развалины.
Линия принималась в состав сети МПС электрифицированной. Открылось движение электропоездов. Первоначально оно выполнялось исключительно по маршруту Решетниково — Конаково. На станции Решетниково имелась «конаковская» платформа.
По информации от Игоря Лапшова, после открытия движения на электрической тяге от Решетниково до Конаково было 6 пар электропоездов Решетниково — Конаково. Подвижной состав — электросекция Ср3. Между тем, во времена ведомственной линии было три пары пассажирских поездов на паровозной тяге.
В 1971 году объём движения до Конаково по-прежнему составлял 6 пар, но три пары поездов курсировали в сообщении Москва — Конаково, а не Решетниково — Конаково. В 1973 году все шесть пар электропоездов на Конаковской ветви курсировали в сообщении Москва — Конаково — Москва.
«Конаковская» платформа станции Решетниково была снесена в 1990-х годах. Ныне никаких следов от неё нет.
С 1975 года (информация от Игоря Лапшова) — 7 пар электропоездов Москва — Конаково, с 1979 года — 8 пар. С 1984 года появились электропоезда Москва — Конаковский Мох по выходным дням. По состоянию на 2002 год — 7 пар электропоездов Москва — Конаково, 2 пары электропоездов Москва — Конаковский Мох по выходным дням.
В 1989 году была введена в действие автоблокировка на участке Решетниково — Конаковский Мох, в 1991 году на перегоне Конаковский Мох — Конаково. До этого была полуавтоматическая блокировка.
По другим данным, регулярное движение электропоездов по маршруту Решетниково — Конаково открылось 17 марта 1967 года.
Появление электропоездов до Конаковского Мха связано с активным строительством вблизи этой станции массивов садовых участков жителей Москвы. Между тем, с 1979 года, когда перед Олимпийскими играми из Москвы убирали «неблагонадёжный» контингент, Конаковский Мох имеет дурную славу как цыганское поселение. Принудительно выселенные из Москвы в Конаковский Мох цыгане остались в этом посёлке и, по мнению многих жителей района, продолжают криминальную активность.
Составы до Конаковского Мха убирались во временный отстой на путь, который ведёт к асфальто-бетонному заводу. Специально для этого он был электрифицирован.
Грузовое движение до 1982 года было очень активным. В то время Конаковская ГРЭС полностью работала на мазуте. Наливные составы следовали до станции Конаково ГРЭС много раз в день. Затем электростанция была переведена на природный газ, иногда возвращаясь к частичному использованию мазута.
Грузовые поезда на линии водили электровозы. Обычно напрямую от Поваровского узла или сортировочной станции Ховрино.
Ситуация на октябрь 2013 года: грузовое движение на железнодорожной линии незначительное. Конаковская ГРЭС работает на природном газе. Однако сохраняется техническая возможность использования мазута. Подъездные пути на Конаковскую ГРЭС поддерживаются в исправном состоянии. Есть другие небольшие грузоотправители.
Пассажирское движение: 8 пар ежедневных электропоездов Москва — Конаково, плюс 1 пара ускоренных поездов 6 дней в неделю. Из Москвы на Конаково — вечером, кроме суббот, из Конаково на Москву — утром, кроме воскресенья.
Цивилизованный ускоренный электропоезд начал курсировать по маршруту Москва — Конаково ориентировочно в 2008 году. Он резко отличался от всех остальных. Цивилизованный поезд прибывал в Конаково из Москвы вечером, утром отправлялся на Москву.
К сожалению, маршрут был отменён в 2015 году, и на два года город пересел на жёсткие во всех отношениях составы.
Поезда Москва — Конаковский Мох в 2000-х годах исчезли. Затем появилось необычное явление: поезда Москва — Конаково (не цивилизованный поезд), не имеющие остановки по востребованной станции Конаковский Мох. Хотя и останавливающиеся на почти невостребованной Донховке!
Причина — в том, что по Конаковскому Мху решили организовать скрещение встречных поездов, чего в прошлые годы не было. Платформа на станции только одна, и является боковой. В связи с этим один из двух поездов не может принимать и высаживать пассажиров.
6 марта 2014 года на станции Конаково ГРЭС была введена в действие турникетная линия. То есть вход на единственную платформу станции и выход с неё — только через турникет, который должен считать действительный билет, строго по одному человеку. После прибытия электропоезда создаётся огромная очередь.
Турникеты были восприняты жителями города крайне негативно. Проблема в том, что турникетный комплекс размещён внутри маленького здания вокзала и не может нормально пропустить большой пассажиропоток, прибывающий вечерними поездами.
Позднее был построен отдельный от вокзала турникетный павильон. Это сняло остроту проблемы.
В Клину, Солнечногорске, Твери «революционным» изменением в жизни всех людей стал запуск в октябре 2015 года комфортных ускоренных электропоездов ЭС2Г. Отличие от прежних «бичевозок» поистине разительное. Это другое качество жизни.
Конаково, к сожалению, ещё два года существовало исключительно на поездах «африканского стиля» (про Африку знаю не понаслышке). Можно было разве что выйти в Клину и там дождаться цивилизованного поезда Тверь — Москва. По станции Решетниково цивилизованные поезда не останавливаются.
С 10 декабря 2017 года цивилизованные поезда вернулись в Конаково. Другое качество жизни! Объём движения в первое время — как и раньше, незначительный: одна пара цивилизованных пригородных поездов, вечером — из Москвы, утром — на Москву. Подвижной состав — поезда ЭС2Г, как и на цивилизованных маршрутах Москва — Крюково, Москва — Тверь.
Расписание движения пригородных поездов по станции Конаково ГРЭС на 12 марта 2018 года (рабочий день).
Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.
Расписание движения одного из пригородных электропоездов Конаково — Москва, март 2018 года.
Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.
Расписание движения единственного «цивилизованного» пригородного электропоезда Конаково — Москва, март 2018 года.
Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.
В 2019 году по выходным дням была назначена вторая пара цивилизованных электропоездов Москва — Конаково: из Москвы утром, из Конаково вечером. Теперь стало возможным посетить Конаково без ночёвки и избежать при этом отвратительных «бичевозок».
В апреле 2020 года в рамках всероссийского «коронавирусного кризиса» по решению местных властей город Конаково был «закрыт». Мотивация — Конаковская ГРЭС является стратегически важным объектом, нельзя допустить, чтобы её работники массово заразились. Такой же режим был введён в городе Удомля, где находится Калининская АЭС.
В Конаково стали пускать только по спецразрешениям, выданным только при наличии очень веской причины, либо по паспорту с местной пропиской. Жёсткий контроль был введён как минимум на всех автодорогах. Возможно, на тот момент, если у вас здесь дом, но вы прописаны в другом месте — оставалось только выходить на платформе Донховка и идти пешком. По другим данным, на железнодорожной станции контроля не было.
Ситуация на конец апреля 2020 года: движение электропоездов на Конаково сохраняется в почти обычном объёме. За исключением назначенного в 2019 году цивилизованного поезда по выходным дням, он отменён.
Некоторые факты и размышления о городе и железной дороге
Конаково — благополучный город по меркам Тверской области. С 1991 года население здесь сократилось незначительно, и составляет около 40 тысяч человек. Тогда как, к примеру, Вышний Волочёк за это время (1991-2017) вымер наполовину.
В 1991 году Конаково был пятым по величине городом области, не считая регионального центра. Но может выйти на первое место. Не за счёт своего роста — а в результате быстрого вымирания Вышнего Волочка, Ржева, Торжка и Кимр.
По крайней мере, в Конаково, в отличие от остальных четырёх крупных городов Тверской области, ведётся строительство многоэтажного жилья. Официальная статистика на 2018 год не показывает рост населения, так как ведётся только по постоянно зарегистрированным. Но иногда методику подсчёта меняют.
Сильного оттока населения нет благодаря нескольким факторам: хорошему природному расположению — у большой воды в стороне от транзитных автодорог, наличию крупного работающего предприятия — Конаковской ГРЭС, и наличию быстрого и регулярного железнодорожного сообщения с Москвой.
Железная дорога — то, что создаёт Конаково в нынешнем, более или менее благополучном виде. Важнейшая составляющая жизни города и района.
Конечно, жизнь намного более бедная, чем в соседней Московской области. Но другие районы Тверской области, как правило, находятся в худшем состоянии. Там, где нет железной дороги, или там, где она есть, но не имеет активного сообщения (Зубцов, Ржев) — ситуация другая!
Мои предложения по развитию железной дороги. В общем и целом — здесь всё хорошо. И в то же время — есть что улучшать!
Было бы желательно построить остановочный пункт у моста через Донховку, как когда-то предполагалось. Это приблизит электропоезда к центру города и к крупному селу Селихово.
Позорному и неприемлемому для нашего времени «хрущёвскому сараю», изображающему вокзал — давно пора на пункты переработки отслужившего бетона. Должен быть построен настоящий вокзал — оригинальный, большой и достойный, не хуже, чем в соседней Дубне.
Существуют планы застройки малоэтажным жильём территории «полуострова» к северу от Конаковской ГРЭС. Я негативно отношусь к этому. Сохраните там нетронутую природу! Но если планы по застройке будут реализованы — следовало бы продлить маршрут движения электропоездов на четыре километра, реконструировав подъездной путь Конаковской ГРЭС.
Поездки автора
Я многократно приезжал в Конаково и на другие пункты железнодорожной линии в 1993 и 1994 годах. Прошёл пешком 12-километровый участок Путепроводная — Конаковский Мох. Приезжал в Конаково с велосипедом, совершил на нём поездку до Дубны и обратно.
13 октября 2013 года выезжаю в Конаково с фотоаппаратом.
Вблизи участка Решетниково — Путепроводная за последние годы появился стекольный завод огромного размера. Он построен на месте полей и вызвал немалые протесты местных жителей — но безуспешные. К заводу отходит подъездной путь, «врезанный» на перегон Решетниково — Конаковский Мох.
По линии Решетниково — Конаково я много раз ездил в 1993-1995 годах. Я изучал окрестности Конаково пешком и на велосипеде. В возрасте 13 лет (1994 год) совершил велосипедную поездку от Конаково до Дубны и обратно, переправив велосипед на пароме через канал Москва — Волга. Суммарно это 70 километров велодвижения. Собирал грибы в большом лесном массиве между Путепроводной и Конаковским Мхом. Случалось блуждать по нему почти целый день — лес обширный и бездорожный. Но после 1995 года я по этой линии не ездил.
В целом, тут всё по-прежнему. Рижские электропоезда ЭР2 сменились торжокскими электропоездами ЭТ2. Они кажутся ещё более устаревшими и некомфортабельными, чем более старые ЭР2.
(Поезда могли бы быть не ЭТ2, а ЭН2. Традиционное прилагательное, образованное от города Торжок — Новоторжский, этнохороним жителя этого города — новоторжец, новотор. Среди свидетельств данного факта: Новоторжская улица в центре Твери, станция Вязьма-Новоторжская на линии Торжок — Ржев — Вязьма. Новоторжский район Калининской области был переименован в Торжокский район только в 1963 году).
Состав пассажиров несколько другой: теперь преобладают не дачники и грибники, а «работяги». Хотя заметна и такая тенденция, как постепенное возвращение «дачных» пассажиров на электропоезда. Период максимального оттока дачников был примерно в 2003-2005 годах, потом — медленный возврат. По автодорогам в Московском регионе ездить почти невозможно.
На станции Конаковский Мох — одна посадочная платформа. Между тем, здесь происходит скрещение некоторых встречных электропоездов. В таких случаях один из них проследует станцию без остановки — исключительно по причине отсутствия второй платформы.
Вокзал на станции Конаково (официально Конаково ГРЭС) — по-прежнему маленькое невзрачное строение. Недавно подверглось косметическому ремонту и выглядит чуть более прилично, чем раньше. Но его давно пора заменять принципиально новым зданием.
Город приятный, не имеет признаков депрессивности. Один из немногих городов в Тверской области, который внешне не содержит разительного отличия от соседней Московской области.
Выхожу к Волге. Вода показалась слишком холодной для купания. Тем более, что есть «тёплый канал».
Автобусов ЛиАЗ-677 на улицах не заметно. Хотя, возможно, здесь остался один действующий ЛиАЗ-677, если это так — он «дохаживает» последние дни. Конаково — последний из близких к Москве городов, где курсировали эти автобусы. Хотя и безразличен к автобусам — жаль, что их эпоха ушла. Я ездил на конаковских ЛиАЗ-677 ещё в 1994 году.
Осматриваю «мазутную базу» у Конаковской ГРЭС. В 1993-1995 годах, совершая походы по Конаковской ветви, я не раз пропускал грузовые составы, состоявшие из цистерн. Тогда Конаковская ГРЭС частично работала на мазуте. Сейчас — исключительно на газе. Грузового движения к ней почти нет, пути полуржавые, хотя и исправные.
К востоку от территории Конаковской ГРЭС почти неиспользуемый путь пересекает по мосту сбросной канал с тёплой водой.
В период, когда невозможно комфортное купание в открытых водоёмах (для меня оно в районе Москвы — с начала мая до начала октября) — выручают каналы электростанций, с тёплой водой.
Вблизи Москвы мало ГРЭС (крупных тепловых электростанций). Почти всё — ТЭЦ. Там другая технология, тёплых каналов обычно нет.
Конаковская ГРЭС — одна из ближайших к Москве. Другие — Шатурская, Каширская, и небольшая в Электрогорске. Здесь — ближайший к Москве общедоступный тёплый канал, пригодный для купания в холодное время.
Вода в канале подогретая, но далеко не горячая. В совсем холодную погоду для купания он не годится, если вы не «морж». Но в такое время, как сегодня — вполне можно!
Иду обратно на станцию. Не перестаю удивляться, как же повезло этому городу с железнодорожным сообщением. Вопреки тенденции уничтожения пассажирского движения в России, сегодня отсюда отправятся семь электропоездов. Сокращения почти нет. Тогда как, например, в Зарайске, при том, что это Московская область — нет ничего.
Официально сейчас на линии Решетниково — Конаково в ходу девять ежедневных пар электропоездов. Реально на данный момент меньше из-за постоянных отмен.
Даже в самые благополучные для пригородного движения времена их число не превышало восьми. Впрочем, вдобавок к тому, были маршруты по выходным дням до станции Конаковский Мох.
25 апреля 2014 года. Поездка малопримечательная. Электропоездами — до Конаково, где пришлось потерять время в очереди к турникетам. Пешком к «тёплому каналу», затем обратно.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ КОНАКОВСКИЙ МОХ, СТАНЦИЯ КОНАКОВО ГРЭС,
ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К СЕВЕРУ ОТ СТАНЦИИ КОНАКОВО ГРЭС)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К СЕВЕРУ ОТ СТАНЦИИ КОНАКОВО ГРЭС, СТАНЦИЯ КОНАКОВО ГРЭС)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (СТАНЦИЯ КОНАКОВО ГРЭС, ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К СЕВЕРУ ОТ СТАНЦИИ КОНАКОВО ГРЭС)
16.03.2018 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу