ID: 5940
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЛАТЫШСКИЙ — МАРОМИЦА — РЕЧНОЙ
284
Эта сравнительно небольшая ведомственная железнодорожная линия расположена в Опаринском районе Кировской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 32 километра. По впечатлениям автора (2004 год), она заметно отличается от многих других лесовозных железных дорог неплохим состоянием пути и отсутствием «депрессивной» атмосферы в лесных посёлках.
История
Разъезд и посёлок Латышский появился на Вятско-Двинской железной дороге во времена «столыпинской» аграрной реформы (приблизительно в 1913 году). Название объясняется тем, что его первыми жителями оказались переселенцы-латыши.
Точная дата появления железнодорожной ветки Латышский — Речной автору не известна. Скорее всего, она была построена в довоенные годы, а основной рабочей силой на строительстве были заключённые. По некоторым данным, участок Латышский — Маромица был открыт в 1937 году.
До начала 1990-х годов здесь было регулярное пассажирское сообщение — на эту ветку шёл один из вагонов пассажирского поезда Киров — Котлас. По данным на 2004 год, «официального» пассажирского движения здесь нет. Но де-факто оно существует: из посёлка Речной утром каждого рабочего дня отправляется «рабочая» автомотриса. Как минимум, она доезжает до станции Маромица, нередко «продляется» и до Латышского (формально — для доставки на линию путейцев, производящих замену шпал). Вечером автомотриса возвращается назад, в Речной. Проехать в ней может любой желающий.
Регулярно (обычно не реже одного раза в сутки) с нижнего склада на 30-м километре и со станции Маромица вывозится лес.
Владельцем железнодорожной линии, по состоянию на 2004 год, является П́aломицкий леспромхоз, находящийся в посёлке Речной, и входящий в состав ОАО «Лесной профиль». Прежний владелец — Волмангский леспромхоз (он «базируется» в посёлке Мaромица). По другим данным, Волмангскому леспромхозу принадлежала только часть ветки, а перегон Северный — 30 километр — Речной всегда относился к Паломицкому леспромхозу.
Краткое описание железнодорожной линии (по состоянию на июль 2004 года)
Латышский (0 км)
Небольшая станция на магистральном неэлектрифицированном однопутном участке Киров — Котлас (Кировское отделение Горьковской железной дороги). За стрелкой, где отходит линия на Маромицу, стоит табличка с надписью «ГРАНИЦА ПОДЪЕЗДНОГО ПУТИ». Привычной в таких случаях «станции примыкания» здесь не существует.
От Латышского до Маромицы никакого путевого развития не встретится. На девятом километре когда-то был лесной посёлок, но видимых следов от него не заметно.
М́аромица (15 км)
Расположена почти в центре железнодорожной линии, может претендовать на статус её главной станции. Здесь «прописано» не меньше двух тепловозов ТГК2.
В посёлке когда-то была лесовозная узкоколейная железная дорога (закрыта примерно в 1969 году). Действуют небольшие предприятия лесной промышленности. Существует автобусное сообщение с районным центром, посёлком Опарино (каждый вечер, после прибытия на станцию Опарино пассажирского поезда Киров — Луза, автобус отправляется до Речного, по пути заезжая в Маромицу).
Обозначенная на картах прямая автодорога Маромица — Опарино (длиной 16 километров) — плод фантазии картографов. На самом деле, расстояние до райцентра составляет 32 километра (нужно ехать на юг, в сторону села Дуванное, а через 12 километров свернуть налево). Дорога выложена бетонными плитами, и является «одноколейной». Разъезд встречных автомобилей может оказаться проблемой.
В́eрлюг (22 км)
Когда-то здесь была крупная станция и посёлок, до сих пор обозначенный на картах. От станции не осталось почти никаких следов, а место, где находился посёлок, угадывается лишь по безлесному пространству.
Северный (27 км)
Действующая станция, расположенная вблизи крупной исправительно-трудовой колонии, сохранившейся со сталинских времён (Учреждение ОР-216/9 Министерства Юстиции РФ). Обширное пространство к югу от станционных путей огорожено колючей проволокой. К северу от станции находятся жилые дома сотрудников колонии.
На заброшенных путях станции можно видеть несколько старых заржавевших пассажирских вагонов. На одном из вагонов удалось прочесть выцветшую надпись: «приписан ст. Латышская ГЖД Поломский ЛПХ». Скорее всего, она была сделана ошибочно — известно, что станция Латышский никогда не называлась Латышской (такая станция находится в Московской области), а леспромхоз всегда был Паломицким.
30 километр
На топографической карте здесь отмечена «казарма 30 км». В действительности на этом месте находится главный нижний склад Паломицкого леспромхоза, с многочисленными консольно-козловыми кранами. Путь к нижнему складу отходит на 29 километре.
Территория нижнего склада растянута в длину более чем на километр. Линия на Речной обходит её с левой стороны.
Речной (32 км)
Конечный пункт железнодорожной линии, сравнительно небольшой посёлок. Несмотря на его название, рек поблизости нет (за исключением крошечного ручья Маромица). В центре посёлка есть пруд. В застройке преобладают двухквартирные одноэтажные дома постройки 1950-х годов. Ни одного более или менее или менее значительного предприятия здесь нет.
Станция Речной функционирует как место приписки и отстоя подвижного состава. Погрузка здесь не ведётся. Имеется деревянное здание с табличкой «тепловозное депо». В нём содержится автомотриса («ДМка»), и тепловоз (предположительно, ТГМ23).
На путях можно видеть тепловоз ТГМ23Б-1762, подъёмный кран и снегоочиститель. Кроме того, здесь врастают в землю два «памятника» — остатки тепловоза ТГМ23Б-2310 и тендера от паровоза Эу-6047.
14.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
История
Разъезд и посёлок Латышский появился на Вятско-Двинской железной дороге во времена «столыпинской» аграрной реформы (приблизительно в 1913 году). Название объясняется тем, что его первыми жителями оказались переселенцы-латыши.
Точная дата появления железнодорожной ветки Латышский — Речной автору не известна. Скорее всего, она была построена в довоенные годы, а основной рабочей силой на строительстве были заключённые. По некоторым данным, участок Латышский — Маромица был открыт в 1937 году.
До начала 1990-х годов здесь было регулярное пассажирское сообщение — на эту ветку шёл один из вагонов пассажирского поезда Киров — Котлас. По данным на 2004 год, «официального» пассажирского движения здесь нет. Но де-факто оно существует: из посёлка Речной утром каждого рабочего дня отправляется «рабочая» автомотриса. Как минимум, она доезжает до станции Маромица, нередко «продляется» и до Латышского (формально — для доставки на линию путейцев, производящих замену шпал). Вечером автомотриса возвращается назад, в Речной. Проехать в ней может любой желающий.
Регулярно (обычно не реже одного раза в сутки) с нижнего склада на 30-м километре и со станции Маромица вывозится лес.
Владельцем железнодорожной линии, по состоянию на 2004 год, является П́aломицкий леспромхоз, находящийся в посёлке Речной, и входящий в состав ОАО «Лесной профиль». Прежний владелец — Волмангский леспромхоз (он «базируется» в посёлке Мaромица). По другим данным, Волмангскому леспромхозу принадлежала только часть ветки, а перегон Северный — 30 километр — Речной всегда относился к Паломицкому леспромхозу.
Краткое описание железнодорожной линии (по состоянию на июль 2004 года)
Латышский (0 км)
Небольшая станция на магистральном неэлектрифицированном однопутном участке Киров — Котлас (Кировское отделение Горьковской железной дороги). За стрелкой, где отходит линия на Маромицу, стоит табличка с надписью «ГРАНИЦА ПОДЪЕЗДНОГО ПУТИ». Привычной в таких случаях «станции примыкания» здесь не существует.
От Латышского до Маромицы никакого путевого развития не встретится. На девятом километре когда-то был лесной посёлок, но видимых следов от него не заметно.
М́аромица (15 км)
Расположена почти в центре железнодорожной линии, может претендовать на статус её главной станции. Здесь «прописано» не меньше двух тепловозов ТГК2.
В посёлке когда-то была лесовозная узкоколейная железная дорога (закрыта примерно в 1969 году). Действуют небольшие предприятия лесной промышленности. Существует автобусное сообщение с районным центром, посёлком Опарино (каждый вечер, после прибытия на станцию Опарино пассажирского поезда Киров — Луза, автобус отправляется до Речного, по пути заезжая в Маромицу).
Обозначенная на картах прямая автодорога Маромица — Опарино (длиной 16 километров) — плод фантазии картографов. На самом деле, расстояние до райцентра составляет 32 километра (нужно ехать на юг, в сторону села Дуванное, а через 12 километров свернуть налево). Дорога выложена бетонными плитами, и является «одноколейной». Разъезд встречных автомобилей может оказаться проблемой.
В́eрлюг (22 км)
Когда-то здесь была крупная станция и посёлок, до сих пор обозначенный на картах. От станции не осталось почти никаких следов, а место, где находился посёлок, угадывается лишь по безлесному пространству.
Северный (27 км)
Действующая станция, расположенная вблизи крупной исправительно-трудовой колонии, сохранившейся со сталинских времён (Учреждение ОР-216/9 Министерства Юстиции РФ). Обширное пространство к югу от станционных путей огорожено колючей проволокой. К северу от станции находятся жилые дома сотрудников колонии.
На заброшенных путях станции можно видеть несколько старых заржавевших пассажирских вагонов. На одном из вагонов удалось прочесть выцветшую надпись: «приписан ст. Латышская ГЖД Поломский ЛПХ». Скорее всего, она была сделана ошибочно — известно, что станция Латышский никогда не называлась Латышской (такая станция находится в Московской области), а леспромхоз всегда был Паломицким.
30 километр
На топографической карте здесь отмечена «казарма 30 км». В действительности на этом месте находится главный нижний склад Паломицкого леспромхоза, с многочисленными консольно-козловыми кранами. Путь к нижнему складу отходит на 29 километре.
Территория нижнего склада растянута в длину более чем на километр. Линия на Речной обходит её с левой стороны.
Речной (32 км)
Конечный пункт железнодорожной линии, сравнительно небольшой посёлок. Несмотря на его название, рек поблизости нет (за исключением крошечного ручья Маромица). В центре посёлка есть пруд. В застройке преобладают двухквартирные одноэтажные дома постройки 1950-х годов. Ни одного более или менее или менее значительного предприятия здесь нет.
Станция Речной функционирует как место приписки и отстоя подвижного состава. Погрузка здесь не ведётся. Имеется деревянное здание с табличкой «тепловозное депо». В нём содержится автомотриса («ДМка»), и тепловоз (предположительно, ТГМ23).
На путях можно видеть тепловоз ТГМ23Б-1762, подъёмный кран и снегоочиститель. Кроме того, здесь врастают в землю два «памятника» — остатки тепловоза ТГМ23Б-2310 и тендера от паровоза Эу-6047.
14.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу