ID: 6226
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ВЫКСУНСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА
145
Во владении Выксунского металлургического завода находилась узкоколейная железная дорога длиной около двух километров. Линия узкоколейной железной дороги, по состоянию на первую половину 2003 года, соединяла «станцию № 1», где находится депо, со станцией Выкса-Верхняя (чугунолитейный цех). Она пролегает полностью в пределах города.
Узкоколейная железная дорога существует с 1894 года. Первоначально она имела колею 630 мм, тяга была конная. По имеющимся данным, паровозы появились лишь в 1912 году. В 1917-1918 годах дорога перестроена на колею 750 мм.
Прежде сеть линий узкоколейной железной дороги была достаточно большой. Действовал участок к станциям Досчатое и Пристань (на реке Ока). Благодаря его наличию, завод имел возможность получать сырьё и отправлять продукцию водным транспортом. Эта линия была разобрана в 1980-х годах. В 1970-х ещё существовал маршрут пассажирского поезда Выкса-Верхняя — Досчатое.
На протяжении многих десятилетий узкоколейная железная дорога Выксунского металлургического завода и Лесовозная узкоколейная железная дорога, принадлежащая Выксунскому леспромхозу, составляли единую, взаимосвязанную сеть. Подвижной состав, приписанный к депо, находящемуся на станции № 1, использовался на Лесовозной узкоколейной железной дороге.
С упадком Лесовозной железной дороги потребность в этой взаимосвязи исчезла. В 1998 году соединительная линия на станцию Павильон Лесовозной узкоколейной железной дороги была разобрана. Две железнодорожные сети оказались изолированы друг от друга.
По состоянию на май 2003 года, узкоколейная линия входит в состав железнодорожного цеха ВМЗ, в дополнение к промышленным дорогам широкой колеи. Она выполняет грузовые перевозки (исключительно в пределах территории чугунолитейного цеха). Протяжённость линий, используемых для грузового движения — очень невелика, исчисляется сотнями метров.
По основной линии узкоколейной железной дороги, между станцией Выкса-Верхняя и станцией № 1, осуществляется лишь движение тепловоза из депо в чугунолитейный цех (утром и вечером), а также изредка — подвижного состава в ремонт.
Особенности чугунолитейного производства в цехе таковы, что пока ещё без использования железной дороги его нормальная работа невозможна. Однако руководство завода всерьёз рассматривает возможность изменения технологической схемы, с последующим отказом от использования узкоколейной железной дороги. Нет уверенности в том, что узкоколейная железная дорога не окажется разобрана к своему 110-летнему юбилею в 2004 году.
Осенью 2003 года стало известно: печальные слухи подтвердились. Дорога полностью разобрана. До своего 110-летнего юбилея она не дотянула.
Сейчас на месте этой железной дороги — развалины, следы «работы» варваров современности...
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
поездки
Впервые автор осмотрел линию узкоколейной железной дороги и сделал её фотоснимки 28 октября 2002 года. Проехать по ней тогда не оказалось возможным. Решаю непременно осуществить проезд по узкоколейной железной дороге в течение 2003 года. Это удалось сделать 29 мая.
Прибыв на станцию Выкса-Верхняя, обнаруживаю на действующих станционных путях в восточной части станции рельсы с такой маркировкой:
К.З. КН. БѢЛОСЕЛЬСКАГО XII М-ЦА 1893 ГОДА
На этих рельсах стоял вполне современный тепловоз ТУ7-2171!
На кабине тепловоза значится:
ВМ3 (номер тепловоза) МЧМ
Ст. машинист Пятак А.М.
(МЧМ — Министерство чёрной металлургии, к которому относился завод).
Было заметно, что большая часть деревянного главного здания станции Выкса-Верхняя теперь — жилой дом. Но в одном из его помещений находились работники железной дороги — бригада тепловоза. Они сообщили, что в депо, на станцию № 1, отправятся примерно в 16 часов, с окончанием смены.
- У нас дорога скоростная, на 120 километрах в час летим, опасно будет с нами ехать!
Для начала иду вдоль линии узкоколейной железной дороги пешком. Первое, что встретится западнее станции Выкса-Верхняя — пересечение с оживлённой городской улицей. Здесь путь узкоколейной железной дороги залит водой из трубы, давшей течь. Рельсы сильно искривлены под воздействием пересекающего их автотранспорта. Далее линия пролегает вдоль тихой улицы Шлаковая. Путь всюду находится в плохом состоянии. Между станцией Выкса-Верхняя и точкой пересечения с подъездными путями широкой колеи расположен единственный на узкоколейной железной дороге деревянный мост.
«Пересечение» — это впечатляющий железнодорожный перекрёсток, где стыкуются сразу несколько линий. До сих пор работает дежурный по пересечению, задача которого — обеспечение безопасности на нём, своевременный перевод стрелок.
Вскоре на ширококолейном участке появился грузовой состав, следующий по одному из межцеховых маршрутов. Локомотив в нём был прицеплен сзади, передний вагон имел открытую площадку, на которой находился дежурный. Поезда такого типа часто можно видеть на ширококолейных линиях в Выксе. Здесь, в районе «пересечения», они меняют направление движения при следовании в чугунолитейный цех. Ширококолейная линия к нему проложена к югу от узкоколейной железной дороги, на значительном удалении от неё. Здесь же отходила и узкоколейная линия к станции Павильон — первой станции Лесовозной железной дороги...
От «пересечения» до станции № 1 узкоколейная железная дорога на всём своём протяжении соседствует с путями широкой колеи. В основном ширококолейный путь проходит параллельно, по одной насыпи. Однако западнее «пересечения» есть небольшой участок «трёхнитки». Его появление обусловлено нехваткой пространства для двух путей в этой точке.
С левой стороны от железной дороги местами можно видеть огромное водное пространство Запасного пруда. Справа имеется ещё один, менее крупный водоём.
Всякий желающий может пройти через ворота станционной территории — они постоянно открыты. Доступ к станции № 1 и депо реально является свободным, несмотря на то, что с восточной стороны имеется ограждение. Здесь находится, пожалуй, самый ценный объект узкоколейной железной дороги — паровоз, установленный в качестве памятника.
На тендере паровоза закреплена табличка с надписью следующего содержания (цитирование дословное):
До 1958 года все перевозки для завода, клиентуры города и района осуществлялись паровозами узкой и широкой колеи. Узкоколейные паровозы выполняли более одной третьей всех перевозок.
С 1978 года на заводе работают только тепловозы. Этот паровоз № 286 последнюю поездку на Унор сделал 20.10.1978 года и был погашен. Поставлен на вечную стоянку 02.08.1985 года.
Рядом с депо рельсовый путь кончается. Последнее, что можно увидеть — тупик у смотровой канавы и пассажирский вагон польской постройки «Pafawag» (заброшен).
Осмотрев «станцию № 1», я возвращаюсь на станцию Выкса-Верхняя. Дождавшись нужного времени, сажусь в тепловоз у ворот чугунолитейного цеха.
Едем. С огромной предосторожностью преодолевается автомобильный переезд. На «пересечении» приходится пропускать состав, следующий туда же, на станцию № 1, по широкой колее. Наконец, стрелку начального участка «трёхнитки» переводят на узкоколейный путь.
За воротами лихо въезжаем ...под запрещающий сигнал светофора!
- А у нас преимущество, где хотим, там и едем!
На самом деле, конечно же, этот светофор горел лишь потому, что его забыли погасить и закрестить.
- Ну вот, обгоняем ширококолейного!
И в самом, деле, весёлому машинисту в потёртой фуражке с железнодорожной эмблемой удалось его обогнать.
Вскоре — депо. Помощник машиниста снимает с передней площадки тепловоза велосипед, забирается на него и едет домой. Жаль, что недолго им осталось выполнять свою работу — водить тепловоз узкой колеи ТУ7А-2171.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Разобранный соединительный участок между узкоколейной железной дорогой Выксунского металлургического
завода и Лесовозной узкоколейной железной дорогой. Точка съёмки расположена немногим южнее
«пересечения». Вид в сторону станции Павильон Лесовозной узкоколейной железной дороги.
Разобранную узкоколейную железную дорогу пересекает подъездной путь
широкой колеи, ведущий к «лесозаводу».
27.10.2002
«Пересечение». Вид на восток, в сторону станции Выкса-Верхняя. Ближайшее здание,
расположенное справа — пост дежурного по пересечению.
27.10.2002
«Пересечение». Вид на запад, сторону станции № 1.
27.10.2002
Немногим западнее пересечения. Стрелка, где заканчивается трёхниточный путь.
Вид на запад, сторону станции № 1.
27.10.2002
Участок между «пересечением» и станцией №1. Здесь пути широкой и узкой колеи пролегают рядом.
Вид в сторону «пересечения».
27.10.2002
Другое пересечение путей узкой и широкой колеи — оно расположено на станции №1.
Вид в сторону депо узкоколейной железной дороги.
27.10.2002
Депо узкоколейной железной дороги на станции №1.
27.10.2002
Неиспользуемый специализированный вагон (переделанная платформа) на станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
К западу от станции Выкса-Верхняя. Впереди — переезд (улица Почтовая). Вид в сторону станции №1.
29.05.2003
Вид из той же точки в противоположном направлении. Впереди — станция Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Специализированный вагон на станции Выкса-Верхняя. Вид в сторону станции №1.
29.05.2003
Тепловоз ТУ7-2171 на станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Ворота чугунолитейного цеха. Вид из восточной горловины станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону центра станции.
29.05.2003
Главное здание станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Главное здание станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Линия узкоколейной железной дороги на улице Шлаковая, западнее станции Выкса-Верхняя
и переезда (улица Почтовая). Вид на восток, в сторону станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону станции №1.
29.05.2003
Мост через водный объект. Вид с северной стороны.
29.05.2003
Тот же самый мост. Вид на запад, в сторону станции №1.
29.05.2003
Впереди — «пересечение» (место пересечения линии узкой колеи с путями широкой колеи).
Снимок сделан на путях широкой колеи.
29.05.2003
«Пересечение». Вид на запад, сторону станции №1. Заметен головной вагон
грузового поезда, следующего по широкой колее.
29.05.2003
«Пересечение», вид в ту же сторону. Грузовой состав широкой колеи,
состоящий из специализированных вагонов.
29.05.2003
Тепловоз ТУ7-2171 на станции №1. Впереди — депо узкоколейной железной дороги.
29.05.2003
Узкоколейный паровоз Кч-4 №286 на постаменте.
29.05.2003
Депо узкоколейной железной дороги на станции № 1. Вид с западной стороны. Пассажирский вагон
польской постройки «Pafawag» (давно не используется).
29.05.2003
05.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Нижегородской области»
на главную страницу
Узкоколейная железная дорога существует с 1894 года. Первоначально она имела колею 630 мм, тяга была конная. По имеющимся данным, паровозы появились лишь в 1912 году. В 1917-1918 годах дорога перестроена на колею 750 мм.
Прежде сеть линий узкоколейной железной дороги была достаточно большой. Действовал участок к станциям Досчатое и Пристань (на реке Ока). Благодаря его наличию, завод имел возможность получать сырьё и отправлять продукцию водным транспортом. Эта линия была разобрана в 1980-х годах. В 1970-х ещё существовал маршрут пассажирского поезда Выкса-Верхняя — Досчатое.
На протяжении многих десятилетий узкоколейная железная дорога Выксунского металлургического завода и Лесовозная узкоколейная железная дорога, принадлежащая Выксунскому леспромхозу, составляли единую, взаимосвязанную сеть. Подвижной состав, приписанный к депо, находящемуся на станции № 1, использовался на Лесовозной узкоколейной железной дороге.
С упадком Лесовозной железной дороги потребность в этой взаимосвязи исчезла. В 1998 году соединительная линия на станцию Павильон Лесовозной узкоколейной железной дороги была разобрана. Две железнодорожные сети оказались изолированы друг от друга.
По состоянию на май 2003 года, узкоколейная линия входит в состав железнодорожного цеха ВМЗ, в дополнение к промышленным дорогам широкой колеи. Она выполняет грузовые перевозки (исключительно в пределах территории чугунолитейного цеха). Протяжённость линий, используемых для грузового движения — очень невелика, исчисляется сотнями метров.
По основной линии узкоколейной железной дороги, между станцией Выкса-Верхняя и станцией № 1, осуществляется лишь движение тепловоза из депо в чугунолитейный цех (утром и вечером), а также изредка — подвижного состава в ремонт.
Особенности чугунолитейного производства в цехе таковы, что пока ещё без использования железной дороги его нормальная работа невозможна. Однако руководство завода всерьёз рассматривает возможность изменения технологической схемы, с последующим отказом от использования узкоколейной железной дороги. Нет уверенности в том, что узкоколейная железная дорога не окажется разобрана к своему 110-летнему юбилею в 2004 году.
Осенью 2003 года стало известно: печальные слухи подтвердились. Дорога полностью разобрана. До своего 110-летнего юбилея она не дотянула.
Сейчас на месте этой железной дороги — развалины, следы «работы» варваров современности...
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
поездки
Впервые автор осмотрел линию узкоколейной железной дороги и сделал её фотоснимки 28 октября 2002 года. Проехать по ней тогда не оказалось возможным. Решаю непременно осуществить проезд по узкоколейной железной дороге в течение 2003 года. Это удалось сделать 29 мая.
Прибыв на станцию Выкса-Верхняя, обнаруживаю на действующих станционных путях в восточной части станции рельсы с такой маркировкой:
К.З. КН. БѢЛОСЕЛЬСКАГО XII М-ЦА 1893 ГОДА
На этих рельсах стоял вполне современный тепловоз ТУ7-2171!
На кабине тепловоза значится:
ВМ3 (номер тепловоза) МЧМ
Ст. машинист Пятак А.М.
(МЧМ — Министерство чёрной металлургии, к которому относился завод).
Было заметно, что большая часть деревянного главного здания станции Выкса-Верхняя теперь — жилой дом. Но в одном из его помещений находились работники железной дороги — бригада тепловоза. Они сообщили, что в депо, на станцию № 1, отправятся примерно в 16 часов, с окончанием смены.
- У нас дорога скоростная, на 120 километрах в час летим, опасно будет с нами ехать!
Для начала иду вдоль линии узкоколейной железной дороги пешком. Первое, что встретится западнее станции Выкса-Верхняя — пересечение с оживлённой городской улицей. Здесь путь узкоколейной железной дороги залит водой из трубы, давшей течь. Рельсы сильно искривлены под воздействием пересекающего их автотранспорта. Далее линия пролегает вдоль тихой улицы Шлаковая. Путь всюду находится в плохом состоянии. Между станцией Выкса-Верхняя и точкой пересечения с подъездными путями широкой колеи расположен единственный на узкоколейной железной дороге деревянный мост.
«Пересечение» — это впечатляющий железнодорожный перекрёсток, где стыкуются сразу несколько линий. До сих пор работает дежурный по пересечению, задача которого — обеспечение безопасности на нём, своевременный перевод стрелок.
Вскоре на ширококолейном участке появился грузовой состав, следующий по одному из межцеховых маршрутов. Локомотив в нём был прицеплен сзади, передний вагон имел открытую площадку, на которой находился дежурный. Поезда такого типа часто можно видеть на ширококолейных линиях в Выксе. Здесь, в районе «пересечения», они меняют направление движения при следовании в чугунолитейный цех. Ширококолейная линия к нему проложена к югу от узкоколейной железной дороги, на значительном удалении от неё. Здесь же отходила и узкоколейная линия к станции Павильон — первой станции Лесовозной железной дороги...
От «пересечения» до станции № 1 узкоколейная железная дорога на всём своём протяжении соседствует с путями широкой колеи. В основном ширококолейный путь проходит параллельно, по одной насыпи. Однако западнее «пересечения» есть небольшой участок «трёхнитки». Его появление обусловлено нехваткой пространства для двух путей в этой точке.
С левой стороны от железной дороги местами можно видеть огромное водное пространство Запасного пруда. Справа имеется ещё один, менее крупный водоём.
Всякий желающий может пройти через ворота станционной территории — они постоянно открыты. Доступ к станции № 1 и депо реально является свободным, несмотря на то, что с восточной стороны имеется ограждение. Здесь находится, пожалуй, самый ценный объект узкоколейной железной дороги — паровоз, установленный в качестве памятника.
На тендере паровоза закреплена табличка с надписью следующего содержания (цитирование дословное):
До 1958 года все перевозки для завода, клиентуры города и района осуществлялись паровозами узкой и широкой колеи. Узкоколейные паровозы выполняли более одной третьей всех перевозок.
С 1978 года на заводе работают только тепловозы. Этот паровоз № 286 последнюю поездку на Унор сделал 20.10.1978 года и был погашен. Поставлен на вечную стоянку 02.08.1985 года.
Рядом с депо рельсовый путь кончается. Последнее, что можно увидеть — тупик у смотровой канавы и пассажирский вагон польской постройки «Pafawag» (заброшен).
Осмотрев «станцию № 1», я возвращаюсь на станцию Выкса-Верхняя. Дождавшись нужного времени, сажусь в тепловоз у ворот чугунолитейного цеха.
Едем. С огромной предосторожностью преодолевается автомобильный переезд. На «пересечении» приходится пропускать состав, следующий туда же, на станцию № 1, по широкой колее. Наконец, стрелку начального участка «трёхнитки» переводят на узкоколейный путь.
За воротами лихо въезжаем ...под запрещающий сигнал светофора!
- А у нас преимущество, где хотим, там и едем!
На самом деле, конечно же, этот светофор горел лишь потому, что его забыли погасить и закрестить.
- Ну вот, обгоняем ширококолейного!
И в самом, деле, весёлому машинисту в потёртой фуражке с железнодорожной эмблемой удалось его обогнать.
Вскоре — депо. Помощник машиниста снимает с передней площадки тепловоза велосипед, забирается на него и едет домой. Жаль, что недолго им осталось выполнять свою работу — водить тепловоз узкой колеи ТУ7А-2171.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Разобранный соединительный участок между узкоколейной железной дорогой Выксунского металлургического
завода и Лесовозной узкоколейной железной дорогой. Точка съёмки расположена немногим южнее
«пересечения». Вид в сторону станции Павильон Лесовозной узкоколейной железной дороги.
Разобранную узкоколейную железную дорогу пересекает подъездной путь
широкой колеи, ведущий к «лесозаводу».
27.10.2002
«Пересечение». Вид на восток, в сторону станции Выкса-Верхняя. Ближайшее здание,
расположенное справа — пост дежурного по пересечению.
27.10.2002
«Пересечение». Вид на запад, сторону станции № 1.
27.10.2002
Немногим западнее пересечения. Стрелка, где заканчивается трёхниточный путь.
Вид на запад, сторону станции № 1.
27.10.2002
Участок между «пересечением» и станцией №1. Здесь пути широкой и узкой колеи пролегают рядом.
Вид в сторону «пересечения».
27.10.2002
Другое пересечение путей узкой и широкой колеи — оно расположено на станции №1.
Вид в сторону депо узкоколейной железной дороги.
27.10.2002
Депо узкоколейной железной дороги на станции №1.
27.10.2002
Неиспользуемый специализированный вагон (переделанная платформа) на станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
К западу от станции Выкса-Верхняя. Впереди — переезд (улица Почтовая). Вид в сторону станции №1.
29.05.2003
Вид из той же точки в противоположном направлении. Впереди — станция Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Специализированный вагон на станции Выкса-Верхняя. Вид в сторону станции №1.
29.05.2003
Тепловоз ТУ7-2171 на станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Ворота чугунолитейного цеха. Вид из восточной горловины станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону центра станции.
29.05.2003
Главное здание станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Главное здание станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Линия узкоколейной железной дороги на улице Шлаковая, западнее станции Выкса-Верхняя
и переезда (улица Почтовая). Вид на восток, в сторону станции Выкса-Верхняя.
29.05.2003
Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону станции №1.
29.05.2003
Мост через водный объект. Вид с северной стороны.
29.05.2003
Тот же самый мост. Вид на запад, в сторону станции №1.
29.05.2003
Впереди — «пересечение» (место пересечения линии узкой колеи с путями широкой колеи).
Снимок сделан на путях широкой колеи.
29.05.2003
«Пересечение». Вид на запад, сторону станции №1. Заметен головной вагон
грузового поезда, следующего по широкой колее.
29.05.2003
«Пересечение», вид в ту же сторону. Грузовой состав широкой колеи,
состоящий из специализированных вагонов.
29.05.2003
Тепловоз ТУ7-2171 на станции №1. Впереди — депо узкоколейной железной дороги.
29.05.2003
Узкоколейный паровоз Кч-4 №286 на постаменте.
29.05.2003
Депо узкоколейной железной дороги на станции № 1. Вид с западной стороны. Пассажирский вагон
польской постройки «Pafawag» (давно не используется).
29.05.2003
05.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Нижегородской области»
на главную страницу