ID: 6227
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЫКСУНСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА
403
Выксунский металлургический завод (ВМЗ), находящийся в городе Выкса Нижегородской области — одно из крупных и старейших предприятий отрасли. Завод выпускает различную металлопродукцию, в том числе трубы для магистральных газопроводов и нефтепроводов, колёсные пары для подвижного состава железных дорог.
Здесь имеется мощное хозяйство промышленного железнодорожного транспорта. Помимо внутризаводских путей, ВМЗ принадлежит подъездной путь длиной около 23-х километров (от станции Выкса-Промышленная до станции Мордовщик), и сама станция Мордовщик, вплотную примыкающая к станции Навашино Горьковской железной дороги.
Расположение железнодорожных линий.
История выксунских железных дорог началась в XIX веке. Известно, что 1880 году на металлургическом заводе в Выксе имелись межцеховые рельсовые пути узкой колеи. Движение по ним осуществлялось на конной тяге.
Позднее была построена узкоколейная железная дорога от соседнего Кулебакского металлургического завода до пристани на реке Оке, в районе нынешнего города Навашино.
В 1912 году к северу от Выксы и Кулебак появилась Люберцы — Арзамасская железнодорожная линия (часть магистрали Москва — Казань — Екатеринбург). Вскоре узкоколейная железная дорога Навашино — Кулебаки была перестроена на широкую колею. Немногим позже ширококолейная линия пришла в Выксу.
Пассажирское движение на участке Выкса — Мордовщик когда-то было. Оно прекратилось очень давно — ориентировочно в 1970-е годы. Сейчас оно было бы явно не лишним (население города Выкса составляет более 60 тысяч человек, а с прилегающими посёлками — почти 100 тысяч).
Но на его возрождение в обозримом будущем можно не рассчитывать. Помимо всего прочего, это связано с тем, что в Выксе железнодорожные пути пролегают по территории завода, доступ на которую осуществляется по пропускам.
По информации от Николая Морохина, приблизительно в 2008 году вопрос о пассажирском движении поднимался на достаточно серьёзном уровне в структурах местной администрации. Но договориться не смогли.
По состоянию на 2002 год, участок Мордовщик — Выкса-Промышленная активно действовал (обычно от 5 до 7 пар грузовых поездов в сутки, в каждом составе по 30 — 50 вагонов). Среди локомотивов преобладали тепловозы ТЭМ2.
Действовал и принадлежащий Кулебакскому металлургическому заводу участок Мордовщик — Кулебаки. По нему редко проходило более одной пары грузовых поездов в сутки, но сохранялось «локальное» пассажирское движение. Известно, что летом 2000 года по маршруту Кулебаки — Саваслейка курсировал поезд, состоящий из тепловоза ТЭМ2 с двумя плацкартными вагонами.
Мордовщик (0 км)
Станция Мордовщик внешне выглядит как южный парк станции Навашино, расположенной на железнодорожной магистрали Москва — Екатеринбург (301-й километр от Москвы). Чёткой границы между станциями не найти. Обе станции расположены в городе Навашино, в состав которого вошло бывшее село Мордовщиково. Именно от него произошло название станции. Население города составляет 19 тысяч жителей, главное предприятие — судостроительный завод.
Здесь сохранилась посадочная платформа, от которой когда-то отправлялись пассажирские поезда на Кулебаки. Пассажирское движение на Кулебаки было отменено значительно позднее, чем пассажирское движение на Выксу.
Прибывающие на станцию составы из Выксы, как правило, не переформировываются — здесь производится лишь их оформление и передача на пути Горьковской железной дороги.
9 км
Охраняемый переезд (пересечение с автодорогой Выкса — Нижний Новгород).
Туртапка (13 км)
Небольшая станция, используется в основном для скрещения встречных составов. Круглосуточно работает дежурный, производится обмен жезлами.
Здесь начинается подъездной путь длиной около 6 километров, ведущий к посёлку, обозначенному на карте как Саваслейка (местные жители называют его Сосновка) — на территорию воинской части. Раньше у военных были свои локомотивы, и всю работу на этой ветке они осуществляли сами. В настоящее время ветка действует, но обслуживают её выксунские тепловозы.
Существует проект создания здесь гражданского аэропорта (на базе существующего военного аэродрома). Заявляется, что новый аэропорт мог бы обслуживать соседние города Выкса, Кулебаки, Навашино и Муром.
Выкса-Промышленная (23 км)
Крупнейшая по своему значению и путевому развитию станция на путях ВМЗ. Находится на дальней северной окраине города Выкса (расстояние до центра — около четырёх километров), вблизи населённого пункта Мотмос. На станцию часто поступают отдельные вагоны с завода, здесь производится формирование составов. Также от станции имеется небольшая ветка на север — к свиноферме в посёлке Мотмос.
От станции Выкса-Промышленная в сторону завода уходят два пути. Заводская территория начинается примерно в полутора километрах южнее. На ней имеется много станций — Выкса-Нижняя, Прокат, Трубная, ЖБК (расположены у соответствующих цехов), и другие. Почти все эти станции расположены «впритык» друг к другу, поэтому обозначить их на карте было бы затруднительно. Есть также ветка к удалённому чугунолитейному цеху. Между цехами существует активное грузовое движение. Во внутризаводских перевозках используется специализированный подвижной состав, не выходящий за пределы завода.
Самая длинная «внешняя» ветка уходит в посёлок Досчатое. Она построена взамен разобранной линии узкой колеи, пролегавшей по тому же направлению. С середины 1990-х годов ветка на Досчатое не используется, и, скорее всего, будет разобрана.
Крайняя южная точка широкой колеи в Выксе — нижний склад Выксунского леспромхоза («лесозавод»). Она удалена от станции Мордовщик на 30 километров.
Локомотивное депо находится на «Станции №1», за пределами территории завода. До середины 2003 года рядом действовало также депо межцеховой узкоколейной железной дороги, которая ныне полностью разобрана.
В 2004 году завершилась также ликвидация огромной сети лесовозных узкоколейных железных дорог. Об узкой колее теперь напоминает лишь паровоз Кч4-286, стоящий на постаменте близ депо.
Главное здание станции Мордовщик.
07.2000
Главное здание станции Выкса-Промышленная. Вид с северной стороны.
27.10.2002
Табличка над входом в главное здание станции Выкса-Промышленная.
27.10.2002
Справа от станционных путей пролегает автомобильный подъезд к главному зданию станции
(оно заметно вдали). Вид со стороны завода.
27.10.2002
Вид со стороны завода в сторону центра станции.
27.10.2002
Вид в сторону станции Выкса-Промышленная. Вдали — путепровод автодороги Выкса — Навашино.
27.10.2002
Путепровод, по которому пролегает автодорога Выкса — Досчатое. Впереди — территория завода.
27.10.2002
У главного депо железных дорог Выксунского металлургического завода. Справа можно заметить
котёл и трубу узкоколейного паровоза-памятника (он установлен рядом с депо).
27.10.2002
Локомотивное депо («ширококолейные» ворота).
27.10.2002
Участок пути, расположенный между основной территорией завода и депо.
29.05.2003
Пути на станции Мордовщик, вокзал станции Навашино. Вид с переходного моста в западном направлении.
29.05.2003
05.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
Здесь имеется мощное хозяйство промышленного железнодорожного транспорта. Помимо внутризаводских путей, ВМЗ принадлежит подъездной путь длиной около 23-х километров (от станции Выкса-Промышленная до станции Мордовщик), и сама станция Мордовщик, вплотную примыкающая к станции Навашино Горьковской железной дороги.
Расположение железнодорожных линий.
История выксунских железных дорог началась в XIX веке. Известно, что 1880 году на металлургическом заводе в Выксе имелись межцеховые рельсовые пути узкой колеи. Движение по ним осуществлялось на конной тяге.
Позднее была построена узкоколейная железная дорога от соседнего Кулебакского металлургического завода до пристани на реке Оке, в районе нынешнего города Навашино.
В 1912 году к северу от Выксы и Кулебак появилась Люберцы — Арзамасская железнодорожная линия (часть магистрали Москва — Казань — Екатеринбург). Вскоре узкоколейная железная дорога Навашино — Кулебаки была перестроена на широкую колею. Немногим позже ширококолейная линия пришла в Выксу.
Пассажирское движение на участке Выкса — Мордовщик когда-то было. Оно прекратилось очень давно — ориентировочно в 1970-е годы. Сейчас оно было бы явно не лишним (население города Выкса составляет более 60 тысяч человек, а с прилегающими посёлками — почти 100 тысяч).
Но на его возрождение в обозримом будущем можно не рассчитывать. Помимо всего прочего, это связано с тем, что в Выксе железнодорожные пути пролегают по территории завода, доступ на которую осуществляется по пропускам.
По информации от Николая Морохина, приблизительно в 2008 году вопрос о пассажирском движении поднимался на достаточно серьёзном уровне в структурах местной администрации. Но договориться не смогли.
По состоянию на 2002 год, участок Мордовщик — Выкса-Промышленная активно действовал (обычно от 5 до 7 пар грузовых поездов в сутки, в каждом составе по 30 — 50 вагонов). Среди локомотивов преобладали тепловозы ТЭМ2.
Действовал и принадлежащий Кулебакскому металлургическому заводу участок Мордовщик — Кулебаки. По нему редко проходило более одной пары грузовых поездов в сутки, но сохранялось «локальное» пассажирское движение. Известно, что летом 2000 года по маршруту Кулебаки — Саваслейка курсировал поезд, состоящий из тепловоза ТЭМ2 с двумя плацкартными вагонами.
Мордовщик (0 км)
Станция Мордовщик внешне выглядит как южный парк станции Навашино, расположенной на железнодорожной магистрали Москва — Екатеринбург (301-й километр от Москвы). Чёткой границы между станциями не найти. Обе станции расположены в городе Навашино, в состав которого вошло бывшее село Мордовщиково. Именно от него произошло название станции. Население города составляет 19 тысяч жителей, главное предприятие — судостроительный завод.
Здесь сохранилась посадочная платформа, от которой когда-то отправлялись пассажирские поезда на Кулебаки. Пассажирское движение на Кулебаки было отменено значительно позднее, чем пассажирское движение на Выксу.
Прибывающие на станцию составы из Выксы, как правило, не переформировываются — здесь производится лишь их оформление и передача на пути Горьковской железной дороги.
9 км
Охраняемый переезд (пересечение с автодорогой Выкса — Нижний Новгород).
Туртапка (13 км)
Небольшая станция, используется в основном для скрещения встречных составов. Круглосуточно работает дежурный, производится обмен жезлами.
Здесь начинается подъездной путь длиной около 6 километров, ведущий к посёлку, обозначенному на карте как Саваслейка (местные жители называют его Сосновка) — на территорию воинской части. Раньше у военных были свои локомотивы, и всю работу на этой ветке они осуществляли сами. В настоящее время ветка действует, но обслуживают её выксунские тепловозы.
Существует проект создания здесь гражданского аэропорта (на базе существующего военного аэродрома). Заявляется, что новый аэропорт мог бы обслуживать соседние города Выкса, Кулебаки, Навашино и Муром.
Выкса-Промышленная (23 км)
Крупнейшая по своему значению и путевому развитию станция на путях ВМЗ. Находится на дальней северной окраине города Выкса (расстояние до центра — около четырёх километров), вблизи населённого пункта Мотмос. На станцию часто поступают отдельные вагоны с завода, здесь производится формирование составов. Также от станции имеется небольшая ветка на север — к свиноферме в посёлке Мотмос.
От станции Выкса-Промышленная в сторону завода уходят два пути. Заводская территория начинается примерно в полутора километрах южнее. На ней имеется много станций — Выкса-Нижняя, Прокат, Трубная, ЖБК (расположены у соответствующих цехов), и другие. Почти все эти станции расположены «впритык» друг к другу, поэтому обозначить их на карте было бы затруднительно. Есть также ветка к удалённому чугунолитейному цеху. Между цехами существует активное грузовое движение. Во внутризаводских перевозках используется специализированный подвижной состав, не выходящий за пределы завода.
Самая длинная «внешняя» ветка уходит в посёлок Досчатое. Она построена взамен разобранной линии узкой колеи, пролегавшей по тому же направлению. С середины 1990-х годов ветка на Досчатое не используется, и, скорее всего, будет разобрана.
Крайняя южная точка широкой колеи в Выксе — нижний склад Выксунского леспромхоза («лесозавод»). Она удалена от станции Мордовщик на 30 километров.
Локомотивное депо находится на «Станции №1», за пределами территории завода. До середины 2003 года рядом действовало также депо межцеховой узкоколейной железной дороги, которая ныне полностью разобрана.
В 2004 году завершилась также ликвидация огромной сети лесовозных узкоколейных железных дорог. Об узкой колее теперь напоминает лишь паровоз Кч4-286, стоящий на постаменте близ депо.
Главное здание станции Мордовщик.
07.2000
Главное здание станции Выкса-Промышленная. Вид с северной стороны.
27.10.2002
Табличка над входом в главное здание станции Выкса-Промышленная.
27.10.2002
Справа от станционных путей пролегает автомобильный подъезд к главному зданию станции
(оно заметно вдали). Вид со стороны завода.
27.10.2002
Вид со стороны завода в сторону центра станции.
27.10.2002
Вид в сторону станции Выкса-Промышленная. Вдали — путепровод автодороги Выкса — Навашино.
27.10.2002
Путепровод, по которому пролегает автодорога Выкса — Досчатое. Впереди — территория завода.
27.10.2002
У главного депо железных дорог Выксунского металлургического завода. Справа можно заметить
котёл и трубу узкоколейного паровоза-памятника (он установлен рядом с депо).
27.10.2002
Локомотивное депо («ширококолейные» ворота).
27.10.2002
Участок пути, расположенный между основной территорией завода и депо.
29.05.2003
Пути на станции Мордовщик, вокзал станции Навашино. Вид с переходного моста в западном направлении.
29.05.2003
05.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу