ID: 6248
ЗАЛАЗНИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
265
Залазнинская узкоколейная железная дорога принадлежала Залазнинскому леспромхозу (позднее — АО «Залазнинсклес»), представляла собой сравнительно крупную сеть. Она была расположена в Кировской области, и частично — в Удмуртской республике.
По имеющимся данным, первый участок Залазнинской узкоколейной железной дороги построен в 1951 году. На протяжении некоторого времени действовало соединение с Рякинской узкоколейной железной дорогой (Белореченск — Томызь), пролегавшей севернее. С Омутнинской узкоколейной железной дорогой, пролегавшей по направлению Омутнинск — Чёрная Холуница, насколько известно автору, соединения никогда не было.
Общая длина всех линий, включая ветки и усы, но без учёта Белореченской узкоколейной железной дороги, в период наибольшего развития составляла 120-130 километров.
Начальным пунктом Залазнинской узкоколейной железной дороги являлась станция Омутная. Она находилась в черте города Омутнинска, вблизи станции Стальная на ширококолейной линии Яр — Верхнекамская — Крутоборка. Здесь находится нижний склад леспромхоза, к которому подведены также железнодорожные пути широкой колеи.
Путевое развитие станции Омутная заканчивалось немногим западнее моста через реку Омутная. Мост деревянный (как и все остальные на линии). На 8-м километре — небольшая станция Ванниково, на 17 километре от станции Омутная — станция Белая. Она расположена в «посёлке железнодорожников» Белорецк, который вплотную примыкает к крупному старинному селу Залазна.
Станция Белая — главная на Залазнинской узкоколейной железной дороге. Здесь расположено депо, главная диспетчерская. Далее магистраль проходит через первый «лесной посёлок» — Северный.
Формально магистраль дороги заканчивалась на тупиковой станции Лытка в одноимённом посёлке (65-й километр от станции Омутная). Но Лытка не является самым восточным пунктом Залазнинской узкоколейной железной дороги. На одном из участков магистрали, южнее моста через реку Лытка, находится разъезд, официально именующийся «Объездная 58 километра». На этом раздельном пункте отходит линия, ведущая в район посёлка Сёва, и далее в восточном направлении.
На линии летом 2001 года имелся, по меньшей мере, один вахтовый посёлок, предназначенный для временного проживания рабочих, занятых на лесозаготовках. Расстояние вывоза леса от точек погрузки (в районе вахтового посёлка) до станции Омутная составляло в том же году не менее 75 километров.
Курсировал пассажирский поезд сообщением Омутная — Белая (иногда следовал и далее — до Северного). Было несколько рабочих поездов по разным маршрутам. Рабочие поезда, в отличие от пассажирского поезда сообщением Омутная — Белая, являлись бесплатными для пассажиров. Они не имели заранее установленного чёткого графика движения.
В сентябре 1997 года я впервые приехал на Залазнинскую узкоколейную железную дорогу. Проезжаю по ней в тепловозе от Омутной до станции Белая, оказываюсь свидетелем аварии (схода с рельсов нескольких гружёных сцепов) на перегоне Белая — Северный.
Следующая поездка — в июле 2001 года. На этот раз удалось проехать практически по всей Залазнинской узкоколейной железной дороге. От Омутной до Белой еду в вагоне пассажирского поезда отправлением в 17:00, заплатив за билет 5 рублей. До Северного поезд не шёл, но на билете почему-то значилось «Белорецк – Северный».
Вечер и большая часть ночи проводятся в Белой. Под утро появился состав, состоящий из порожних сцепов, следующий в Лытку. Доезжаю до Лытки в кабине тепловоза.
В Лытке — раннее утро. Вскоре отправляется рабочий поезд до вахтового посёлка (тепловоз с одним пассажирским вагоном). Еду в нём до конечного пункта.
Домики вахтового посёлка не выглядели «времянками»: это аккуратные деревянные постройки. Оттуда иду по ветке, ведущей к точке погрузки леса, встречаю на ней состав гружёных сцепов, следующий в направлении магистрали. Еду в тепловозе, ведущем этот состав.
Заметно, что объём вывозки леса очень велик. Залазнинская узкоколейная железная дорога в 2001 году является одной из наиболее активно действующих лесовозных узкоколейных железных дорог. Но все машинисты говорят, что в следующем году она, скорее всего, будет разобрана...
Состав достигает раздельного пункта «Объездная 58 километра». Там сцепы оставлены на боковом пути, а тепловоз уходит назад, в сторону пунктов погрузки леса. Через некоторое время появляется «рабочий» поезд, состоящий из пассажирских вагонов, следующий из Лытки в Белую.
Около двух часов еду в заполненном людьми пассажирском вагоне. На станции Белая покидаю узкоколейную железную дорогу, иду пешком в сторону автодороги Киров — Афанасьево.
* * * В следующем, 2002 году Залазнинский леспромхоз окончательно перешёл на автомобильную вывозку леса. Началась быстрая и беспощадная разборка узкоколейной железной дороги.
В 2003 году вся узкоколейная железная дорога представляла собой бесконечную цепочку выдранных из земли шпал, «разбавленных» горами металлолома на разрушенных станциях, и сгоревшими станционными зданиями.
Некоторое время были распространены слухи, что уцелел небольшой участок в районе Лытки, и к востоку от этого посёлка. Но это не так. Ни одного сохранившегося участка не осталось.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Магистраль узкоколейной железной дороги между станцией Омутная и мостом через реку Омутная.
Вид в сторону станции Ванниково. Справа — состав, потерпевший аварию.
07.2001
Станция Белая (посёлок Белорецк). Впереди — восточная горловина станции. Вид в сторону Северного.
07.2001
Здание диспетчерской узкоколейной железной дороги на станции Белая.
07.2001
Западная горловина станции Белая. Вид со стороны станции Ванниково в сторону центра станции.
07.2001
Станция Лытка. Вид из южной горловины в сторону раздельного пункта Объездная 58 километра.
07.2001
Станция Лытка. Вид из южной горловины в сторону центра станции.
07.2001
Магистраль узкоколейной железной дороги на мосту через реку Лытка (перегон Лытка — Объездная 58 километра).
07.2001
Билет для проезда в пассажирском поезде сообщением Омутная — Белая.
07.2001
05.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу
По имеющимся данным, первый участок Залазнинской узкоколейной железной дороги построен в 1951 году. На протяжении некоторого времени действовало соединение с Рякинской узкоколейной железной дорогой (Белореченск — Томызь), пролегавшей севернее. С Омутнинской узкоколейной железной дорогой, пролегавшей по направлению Омутнинск — Чёрная Холуница, насколько известно автору, соединения никогда не было.
Общая длина всех линий, включая ветки и усы, но без учёта Белореченской узкоколейной железной дороги, в период наибольшего развития составляла 120-130 километров.
Начальным пунктом Залазнинской узкоколейной железной дороги являлась станция Омутная. Она находилась в черте города Омутнинска, вблизи станции Стальная на ширококолейной линии Яр — Верхнекамская — Крутоборка. Здесь находится нижний склад леспромхоза, к которому подведены также железнодорожные пути широкой колеи.
Путевое развитие станции Омутная заканчивалось немногим западнее моста через реку Омутная. Мост деревянный (как и все остальные на линии). На 8-м километре — небольшая станция Ванниково, на 17 километре от станции Омутная — станция Белая. Она расположена в «посёлке железнодорожников» Белорецк, который вплотную примыкает к крупному старинному селу Залазна.
Станция Белая — главная на Залазнинской узкоколейной железной дороге. Здесь расположено депо, главная диспетчерская. Далее магистраль проходит через первый «лесной посёлок» — Северный.
Формально магистраль дороги заканчивалась на тупиковой станции Лытка в одноимённом посёлке (65-й километр от станции Омутная). Но Лытка не является самым восточным пунктом Залазнинской узкоколейной железной дороги. На одном из участков магистрали, южнее моста через реку Лытка, находится разъезд, официально именующийся «Объездная 58 километра». На этом раздельном пункте отходит линия, ведущая в район посёлка Сёва, и далее в восточном направлении.
На линии летом 2001 года имелся, по меньшей мере, один вахтовый посёлок, предназначенный для временного проживания рабочих, занятых на лесозаготовках. Расстояние вывоза леса от точек погрузки (в районе вахтового посёлка) до станции Омутная составляло в том же году не менее 75 километров.
Курсировал пассажирский поезд сообщением Омутная — Белая (иногда следовал и далее — до Северного). Было несколько рабочих поездов по разным маршрутам. Рабочие поезда, в отличие от пассажирского поезда сообщением Омутная — Белая, являлись бесплатными для пассажиров. Они не имели заранее установленного чёткого графика движения.
В сентябре 1997 года я впервые приехал на Залазнинскую узкоколейную железную дорогу. Проезжаю по ней в тепловозе от Омутной до станции Белая, оказываюсь свидетелем аварии (схода с рельсов нескольких гружёных сцепов) на перегоне Белая — Северный.
Следующая поездка — в июле 2001 года. На этот раз удалось проехать практически по всей Залазнинской узкоколейной железной дороге. От Омутной до Белой еду в вагоне пассажирского поезда отправлением в 17:00, заплатив за билет 5 рублей. До Северного поезд не шёл, но на билете почему-то значилось «Белорецк – Северный».
Вечер и большая часть ночи проводятся в Белой. Под утро появился состав, состоящий из порожних сцепов, следующий в Лытку. Доезжаю до Лытки в кабине тепловоза.
В Лытке — раннее утро. Вскоре отправляется рабочий поезд до вахтового посёлка (тепловоз с одним пассажирским вагоном). Еду в нём до конечного пункта.
Домики вахтового посёлка не выглядели «времянками»: это аккуратные деревянные постройки. Оттуда иду по ветке, ведущей к точке погрузки леса, встречаю на ней состав гружёных сцепов, следующий в направлении магистрали. Еду в тепловозе, ведущем этот состав.
Заметно, что объём вывозки леса очень велик. Залазнинская узкоколейная железная дорога в 2001 году является одной из наиболее активно действующих лесовозных узкоколейных железных дорог. Но все машинисты говорят, что в следующем году она, скорее всего, будет разобрана...
Состав достигает раздельного пункта «Объездная 58 километра». Там сцепы оставлены на боковом пути, а тепловоз уходит назад, в сторону пунктов погрузки леса. Через некоторое время появляется «рабочий» поезд, состоящий из пассажирских вагонов, следующий из Лытки в Белую.
Около двух часов еду в заполненном людьми пассажирском вагоне. На станции Белая покидаю узкоколейную железную дорогу, иду пешком в сторону автодороги Киров — Афанасьево.
* * * В следующем, 2002 году Залазнинский леспромхоз окончательно перешёл на автомобильную вывозку леса. Началась быстрая и беспощадная разборка узкоколейной железной дороги.
В 2003 году вся узкоколейная железная дорога представляла собой бесконечную цепочку выдранных из земли шпал, «разбавленных» горами металлолома на разрушенных станциях, и сгоревшими станционными зданиями.
Некоторое время были распространены слухи, что уцелел небольшой участок в районе Лытки, и к востоку от этого посёлка. Но это не так. Ни одного сохранившегося участка не осталось.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Магистраль узкоколейной железной дороги между станцией Омутная и мостом через реку Омутная.
Вид в сторону станции Ванниково. Справа — состав, потерпевший аварию.
07.2001
Станция Белая (посёлок Белорецк). Впереди — восточная горловина станции. Вид в сторону Северного.
07.2001
Здание диспетчерской узкоколейной железной дороги на станции Белая.
07.2001
Западная горловина станции Белая. Вид со стороны станции Ванниково в сторону центра станции.
07.2001
Станция Лытка. Вид из южной горловины в сторону раздельного пункта Объездная 58 километра.
07.2001
Станция Лытка. Вид из южной горловины в сторону центра станции.
07.2001
Магистраль узкоколейной железной дороги на мосту через реку Лытка (перегон Лытка — Объездная 58 километра).
07.2001
Билет для проезда в пассажирском поезде сообщением Омутная — Белая.
07.2001
05.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу