Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 5793

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БЕРЕНДЕЕВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

317
Берендеевское торфопредприятие находилось в посёлке Берендеево, расположенном в Переславском районе Ярославской области, вблизи одноимённой станции на магистральной железнодорожной линии Александров — Ярославль. Точная дата постройки первого участка узкоколейной железной дороги Берендеевского торфопредприятия неизвестна. Минимальная добыча торфа в окрестностях станции Берендеево велась с конца XIX века.
С 1919 года топливный торф стал добываться в промышленных объёмах. Но узкоколейная железная дорога появилась позднее (возможно, в 1920-х годах).
В 1931 году началась добыча торфа фрезерным способом (ранее торф добывался только машинно-формовочным способом).
В журнале «Железнодорожное Дело» (№12) имеется статья С. Костыгова, где утверждается, что первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1951 году.

Фрагмент материала С. Костыгова (журнал «Железнодорожное Дело»). Эти сведения являются «грубым» вымыслом. Можно лишь предположить, что тогда было принято решение о значительной реконструкции торфопредприятия — но никак не о его создании «на пустом месте».
О посёлке Берендево (внешняя ссылка)
Главная станция узкоколейной железной дороги, расположенная в посёлке Берендеево (он же — Центральный посёлок Берендеевского торфопредприятия), была названа Перегрузочная. От неё в двух направлениях отходили магистральные пути, ведущие к местам добычи торфа.
Рядом с Центральным посёлком, в непосредственной близости от станции Берендеево на железнодорожной магистрали Москва — Ярославль, находился 1-й посёлок торфопредприятия (позднее он был административно объединён с посёлком Берендеево). К юго-западу от станции Берендеево находился 2-й посёлок (неофициальное название — Волчанка, на многих картах обозначен как Волчья Гора).
Подвижной состав узкоколейной железной дороги в 1950-е годы состоял, главным образом, из паровозов и вагонов УМВ. Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф перегружался на широкую колею.
В 1964 году на окраине посёлка Берендеево вступил в строй один из крупнейших в стране торфобрикетных заводов. Узкоколейная железная дорога, несмотря на сравнительно небольшую протяжённость (около 30 километров), и географическую компактность (все пути были проложены на одном, сравнительно небольшом торфомассиве), занимала далеко не последнее место в «плотных рядах» узкоколейных железных дорог торфяной промышленности.
На подавляющем большинстве узкоколейных железных дорог нет и не было сооружений, обеспечивающих безопасное пересечение железнодорожных путей пешеходами (пешеходных мостов либо тоннелей). Узкоколейная железная дорога Берендеевского торфопредприятия стала исключением — над путями станции Перегрузочная был построен значительный по своим масштабам пешеходный мост. При его строительстве были использованы старогодные рельсы.
Пик развития узкоколейной железной дороги пришёлся на 1970-е годы. В это время на торфомассиве действовало пять производственных участков, объём перевозок торфа был значительным.
В 1992 году торфобрикетный завод был навсегда остановлен. Перегруз торфа на широкую колею прекратился несколькими годами раньше, поэтому объём вывоза торфа сократился почти до нуля.

С 1992 года по 1999 год торф периодически вывозился в минимальном объёме. На узкоколейной железной дороге сохранялось нерегулярное движение. Протяжённость путей быстро сокращалась.
После 1999 года движения по узкоколейной железной дороге уже не было. Разборка последних участков пути велась с применением тракторов и другой безрельсовой техники.
По состоянию на апрель 2001 года, вблизи Берендеева оставались отдельные участки пути суммарной протяжённостью не менее километра (непригодные для движения), развалины станции и перегрузочных устройств, локомотивное депо.
В посёлке Берендеево и его окрестностях валялось немало ржавых вагонов ТСВ, цистерн и другого подвижного состава узкой колеи. Торфобрикетный завод представлял собой огромный «скелет», вызывающий ассоциации с фотохроникой военного времени...
В материале, касающемся истории узкоколейной железной дороги, использованы некоторые сведения С. Костыгова


Сохранившийся участок пути на западной окраине Берендеево. Вид в сторону станции Перегрузочная.
04.2001



Приблизительно там же, вид в противоположном направлении, в сторону посёлка Волчья Гора.
04.2001



Разрушенная станция Перегрузочная. Вид в восточном направлении.
04.2001


Локомотивное депо на станции Перегрузочная.
04.2001


Магистральный путь к востоку от станции Перегрузочная. Вид в восточном направлении.
04.2001


06.12.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Ярославской области»
на главную страницу