ID: 5896
КИЛЬМЕЗСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
285
Начальным пунктом Кильмéзской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кильмéзь, расположенный в Сюмсинском районе Удмуртской республики, вблизи одноимённой станции — конечного пункта железной дороги широкой колеи Люкшудья — Кильмезь. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала Сюрекскому леспромхозу.
Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. В 1953 году в посёлок Кильмезь из соседнего посёлка Сюрек была переведена контора Сюрекского леспромхоза.
С 1966 года на протяжении длительного времени Кильмезская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Пумсинской и Виняшур-Биинской узкоколейными железными дорогами, которые изначально являлись изолированными, «сплавными». Первый участок Пумсинской узкоколейной железной дороги был открыт в 1947 году, первый участок Виняшур-Биинской (Селтинской) узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году.
По состоянию на 1990 год, эксплуатационная длина узкоколейной железной дороги составляла 217 километров, в том числе: магистральных путей — 110 километров, веток постоянного действия — 80 километров, станционных путей — 27 километров.
В первой половине 1990-х годов происходил развал огромного хозяйства Кильмезской узкоколейной железной дороги. За короткий срок огромная и активно работавшая сеть была остановлена и стала уничтожаться. В середине 1990-х годов были разобраны участки, прилегающие к посёлкам Виняшур-Бия и Пумси.
В марте 1998 года автором был получен ответ на письмо-запрос из посёлка Кильмезь от Хлебникова Игоря Семёновича. Из него следовало, что сохранился участок узкоколейной железной дороги Кильмезь — Берёзовка, движения по нему нет с осени 1997 года. Весной, после схода снега, последний участок узкоколейной железной дороги должны начать разбирать.
Ответ на письмо-запрос из посёлка Кильмезь. Март 1998 года.
В мае 1998 года автор побывал в Кильмези. На тот момент велась разборка последнего участка узкоколейной железной дороги с использованием тепловоза и платформ, на которые грузили рельсы. Оставался один исправный тепловоз. Ближайшим утром он должен был выезжать на линию с рабочими-«разбиральщиками».
К величайшему прискорбию, вместо того, чтобы остаться здесь на лишний день и проехать по узкоколейной железной дороге, я предпочёл уехать в тепловозе грузового поезда широкой колеи (он отправился в тот же день) по широкой колее в Уву. Возможность проезда по узкоколейной железной дороге была упущена.
Уничтожение Кильмезской узкоколейной железной дороги было завершено в конце 1998 года. По информации от М. Тихонова, побывавшего в Кильмези в 2006 году, на тот момент здесь оставалось небольшое количество подвижного состава — в основном, пассажирские вагоны, превращённые в служебные помещения. На месте магистрали узкоколейной железной дороги была проложена грунтовая автодорога.
12.02.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Удмуртии»
на главную страницу
Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. В 1953 году в посёлок Кильмезь из соседнего посёлка Сюрек была переведена контора Сюрекского леспромхоза.
С 1966 года на протяжении длительного времени Кильмезская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Пумсинской и Виняшур-Биинской узкоколейными железными дорогами, которые изначально являлись изолированными, «сплавными». Первый участок Пумсинской узкоколейной железной дороги был открыт в 1947 году, первый участок Виняшур-Биинской (Селтинской) узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году.
По состоянию на 1990 год, эксплуатационная длина узкоколейной железной дороги составляла 217 километров, в том числе: магистральных путей — 110 километров, веток постоянного действия — 80 километров, станционных путей — 27 километров.
В первой половине 1990-х годов происходил развал огромного хозяйства Кильмезской узкоколейной железной дороги. За короткий срок огромная и активно работавшая сеть была остановлена и стала уничтожаться. В середине 1990-х годов были разобраны участки, прилегающие к посёлкам Виняшур-Бия и Пумси.
В марте 1998 года автором был получен ответ на письмо-запрос из посёлка Кильмезь от Хлебникова Игоря Семёновича. Из него следовало, что сохранился участок узкоколейной железной дороги Кильмезь — Берёзовка, движения по нему нет с осени 1997 года. Весной, после схода снега, последний участок узкоколейной железной дороги должны начать разбирать.
Ответ на письмо-запрос из посёлка Кильмезь. Март 1998 года.
В мае 1998 года автор побывал в Кильмези. На тот момент велась разборка последнего участка узкоколейной железной дороги с использованием тепловоза и платформ, на которые грузили рельсы. Оставался один исправный тепловоз. Ближайшим утром он должен был выезжать на линию с рабочими-«разбиральщиками».
К величайшему прискорбию, вместо того, чтобы остаться здесь на лишний день и проехать по узкоколейной железной дороге, я предпочёл уехать в тепловозе грузового поезда широкой колеи (он отправился в тот же день) по широкой колее в Уву. Возможность проезда по узкоколейной железной дороге была упущена.
Уничтожение Кильмезской узкоколейной железной дороги было завершено в конце 1998 года. По информации от М. Тихонова, побывавшего в Кильмези в 2006 году, на тот момент здесь оставалось небольшое количество подвижного состава — в основном, пассажирские вагоны, превращённые в служебные помещения. На месте магистрали узкоколейной железной дороги была проложена грунтовая автодорога.
12.02.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Удмуртии»
на главную страницу