ID: 5951

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ МАКЛЕЦ — НОВОМОСКОВСКАЯ I — БОБРИК-ДОНСКОЙ

702
Город Новомосковск расположен в Тульской области, в 70 километрах от Тулы и в 210 километрах от Москвы. Он является одним из немногих городов на пространстве бывшего СССР, в котором одним из видов городского транспорта являются электропоезда.
Электрифицированный участок Маклец — Новомосковская I — Бобрик-Донской является «островным» — он не связан с другими электрифицированными железнодорожными линиями. Его называют «Новомосковское кольцо», хотя на самом деле это не кольцо, а линия между станциями Маклец и Бобрик-Донской (ранее имевшая два ответвления).


Простейшая схема участка обращения электропоездов
в Новомосковске (по состоянию на 2004 год).



Участки обращения электропоездов в Новомосковске, по состоянию на 2001 год
(на основе топографической карты масштаба 1:200 000).


История
До 1930-х годов на месте центральной части нынешнего Новомосковска находилось село Бобрики. В годы первых пятилеток здесь были построены промышленные предприятия. В 1930 году посёлок Бобрики получил статус города. В 12 километрах к северу от него развернулось строительство гигантского химического комбината. В 1934 году город был переименован в Сталиногорск.
В 1934 году началось регулярное движение пригородных поездов на паровой тяге между жилыми районами и промышленной зоной. Сеть маршрутов в то время отличалась от нынешней сети маршрутов электропоездов. В центре Сталиногорска находилась железнодорожная линия, частично пролегавшая по Московской улице, рядом с дорожным полотном (подобно выделенной трамвайной линии). На Московской улице находился главный городской вокзал. Пригородные поезда следовали от него в северном направлении (в промышленную зону), и в южном направлении, в сторону станции Бобрик-Донской.

Железнодорожная линия в центральной части Сталиногорска, существовавшая
до 1960-х годов, на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 2000 году (обозначена автором).

По неподтверждённым данным, в 1930-1950-х годах пригородные поезда курсировали по линии Ключёвка — Задонская (в течение некоторого времени она относилась к МПС), а также по некоторым ведомственным линиям к шахтёрским посёлкам.
Пригородный поезд, следующий по перегону Урванка — Сталиногорск (старая станция на Московской улице), и поезд детской железной дороги. 1950-е годы
По информации от Н. Семёнова, первоначальным проектом линии по улице Московской предусматривалось, что она будет пролегать в глубокой выемке, устроенной в центре улицы. Уже тогда, в 1930-е годы, предполагалось электрифицировать линию. Но это сделано не было. Поезда курсировали по Московской улице вровень с дорожным покрытием и создавали дымовое загрязнение. В результате этого линию по Московской улице было решено разобрать. Проработала она лишь около десяти лет.
В 1957 году город Сталиногорск с прилегающей территорией был передан из Московской области в Тульскую. Если бы подобный «территориальный обмен» решили произвести в более демократическое время — это вызвало бы негодование подавляющего большинства населения и стихийные акции протеста. Проживание в Московской области предоставляет гигантские преимущества. Но тогда идти против воли вождей было не принято. Вероятно, в качестве своебразной компенсации за утрату «близости к Москве» в 1961 году, когда производилась окончательная «десталинизация» страны и всем объектам, названным именем И.В. Сталина, придумывались новые названия, Сталиногорск был переименован в Новомосковск. «Изобретателей» этого названия не смутило, что такой город уже имелся в Днепропетровской области.
Неоднократно ставился вопрос о строительстве трамвайных линий для связи жилой части Сталиногорска с химическим комбинатом. Однако в конечном итоге было принято достаточно неординарное решение о пуске «внутренних» электропоездов.
В 1960 году была завершена электрификация участка Сборная — Северная, в 1961 году началось регулярное движение электропоездов. Одновременно с этим был открыт новый вокзал Новомосковская I, расположенный на современном месте, и ликвидирована линия, проходившая по Московской улице. В деревянном здании старого вокзала на Московской улице был открыт музей (позднее здание сгорело вместе со всеми экспонатами).
Начальный участок внутригородской «петли» (от станции Урванка до Московской улицы) был сохранён и электрифицирован. В 1961 году на нём была открыта новая конечная станция Московская, расположенная на незначительном удалении от старой трассы «петли». Станция Московская имела три пути и две платформы, с восточной стороны платформы почти вплотную подступали к Московской улице.
К началу 1970-х годов, когда были электрифицированы участки Северная — Маклец, Сборная — Бобрик-Донской, Урванка — Анилиновая, «Новомосковское кольцо» достигло наивысшего уровня развития. Существовали планы электрификации линии Ключёвка — Молодёжная — Задонская, но они не были реализованы.
С начала 1990-х годов объём пассажирских перевозок начал резко сокращаться. Частота движения электропоездов значительно уменьшилась. В связи с уменьшением объёмов движения в течение 1990-х годов был разобран второй путь на перегоне Новомосковская II — Ключёвка. Всюду, кроме участка в промышленной зоне (Северная — Новомосковская II), «Новомосковское кольцо» стало однопутным (на участке Ключёвка — Бобрик-Донской второго пути никогда не было).
В 2001 году было прекращено движение электропоездов на линии Урванка — Анилиновая. После этого был разобран перегон Урванка — Гипсовая (грузовое движение на Анилиновую сохраняется, но оно осуществляется через станции Ключёвка и Гипсовая). На всём протяжении линии до Анилиновой была демонтирована контактная сеть.
Вскоре после прекращения движения на Анилиновую на станции Московская была демонтирована одна из двух платформ и разобран один из трёх путей (во времена существования маршрута Московская — Анилиновая на станции Московская могли одновременно находиться 3 электропоезда).
По состоянию на июнь 2004 года, на самом оживлённом участке Урванка — Северная оставалось в ходу около 20 пар электропоездов по рабочим дням, около 15 пар — по выходным дням. Численность населения Новомосковска в этот период составляла 135 тысяч человек (за предшествующие 15 лет она сократилась на 10 процентов). Население агломерации, в которую входят города Донской, Узловая, Кимовск, Северо-Задонск, Сокольники и несколько посёлков городского типа — примерно в два раза больше.
«Новомосковское кольцо» явно переживало не лучшие времена. Объём пассажирских перевозок продолжал сокращаться. По сравнению с показателями 1980-х годов, он сократился во много раз.
Новомосковские электропоезда считались самыми убыточными на Московской железной дороге: многие пассажиры воспринимают их как бесплатный вид транспорта. Билеты практически никто не приобретает (за исключением тех редких моментов, когда на платформах организуется перронный контроль). В отличие от Московского узла, устройств автоматического контроля (турникетов) здесь нет.
Кроме электропоездов, на участке Бобрик-Донской — Урванка — Маклец курсировали 3—4 пары дизель-поездов (маршруты Узловая — Урванка — Ожерелье, Тула — Узловая — Урванка — Маклец), а также пассажирский поезд сообщением Новомосковская I — Узловая — Москва. На участке Урванка — Московская пассажирские перевозки выполнялись только электропоездами (в те времена, когда существовало движение на Анилиновую, по этой линии тоже курсировали лишь «электрички»).
После 2004 года упадок «Новомосковского кольца» продолжился — по мнению многих, стала вполне реальной угроза полного прекращения движения электропоездов. По состоянию на май 2009 года, в рабочие дни от станции Урванка до станций Северная и Маклец отправлялось 11 поездов (из них 3 — дизель-поезда), в выходные дни — 9 поездов (из них 2 — дизель-поезда). Дизель-поезд сообщением Узловая — Урванка — Ожерелье после ликвидации платформ и остановки по станции Новомосковская II не может использоваться для поездок из города в промышленную зону.
Летом 2009 года было прекращено движение электропоездов от Урванки до Московской. Вскоре был произведён демонтаж линии Урванка — Московская с целью ликвидации двух переездов и расширения автодороги за счёт трассы железнодорожной линии. Этот варварский акт наглядно демонстрирует безумную транспортную политику. Сравнимый идиотизм — убрать линию Московского метро (например, на Нагатинском мосту) для расширения автодороги.
Перспективы
О направлениях развития пассажирских железнодорожных перевозок в Новомосковской агломерации можно рассуждать бесконечно. Имело бы смысл электрифицировать участок Бобрик-Донской — Узловая — Маклец (тогда маршрут движения электропоездов действительно превратился бы в замкнутое кольцо), открыть пассажирское сообщение с городами Северо-Задонск и Сокольники, восстановить вторые пути на участке Урванка — Новомосковская II, перевести линию на переменный ток (одновременно с электрификацией на переменном токе железнодорожной магистрали Елец — Узловая — Ожерелье).
О реализации чего-либо из вышеперечисленного в обозримом будущем остаётся только мечтать. Перспективы развития железной дороги регулярно озвучиваются властями, а также вносятся в генплан развития города — однако, как показывает практика, не реализуются.
Наиболее вероятное будущее — полное или почти полное прекращение пассажирских перевозок в районе Новомосковска. Снятие контактной сети, ликвидация станций и остановочных пунктов.
Краткое описание (по состоянию на 2004-2009 годы)
Протяжённость главной линии Маклец — Урванка — Бобрик-Донской составляет 25 километров, протяжённость ветви Урванка — Московская — 2 километра. С момента прекращения движения на 8-километровом участке Урванка — Анилиновая протяжённость «Новомосковского кольца» сократилась почти на четверть.
По состоянию на июнь 2004 года, оставалось 13 станций и остановочных пунктов. Все они имеют высокие платформы.
Маклец
Станция находится на двухпутной неэлектрифицированной железнодорожной магистрали Ожерелье — Узловая (Москва — Донбасс). На станции электрифицирован один путь — крайний левый (по направлению от Ожерелья). Он заканчивается тупиком у посадочной платформы. Отсюда можно перейти по пешеходному мосту на другую сторону станции, где расположено здание вокзала. Рядом с ним останавливаются дизель-поезда Д1 депо Узловая, курсирующие в сообщении Узловая — Ожерелье (без захода на «Новомосковское кольцо»).
Северная
Крупная станция, расположена среди гигантской промзоны. К ней примыкают подъездные пути, относящиеся к ППЖТ Новомосковского химического комбината. Движение электропоездов в сторону станции Урванка становится более оживлённым.
ГРЭС
Остановочный пункт вблизи Новомосковской ГРЭС и почти вымершего «призаводского» жилого района. Две платформы, находятся в кривой.
Новомосковская II
Небольшая и малопримечательная станция, «южные ворота» промышленной зоны. Прибавляется ещё одна пара поездов (дизель-поезд сообщением Ожерелье — Урванка — Узловая).
Станция имела одну островную платформу. Её пассажирами были преимущественно жители немногочисленных жилых домов, расположенных по соседству с промышленной зоной (все эти дома подлежат расселению). В 2008 году платформа была снесена, остановка поездов ликвидирована. Названные причины ликвидации — близость остановочного пункта ГРЭС и почти полное завершение процесса переселения жителей домов, находящихся вблизи промышленной зоны.
Между станциями Новомосковская II и Ключёвка находится мост через Любовское водохранилище. Мост был построен вместе с железной дорогой, открыт для движения в 1931 году. Изначально мост был двухпутным. По состоянию на 2009 год, мост находится в аварийном состоянии. Поезда пропускаются по мосту с минимальной скоростью, через мост ограничен пропуск грузовых поездов. Состояние моста создаёт угрозу прекращения движения по линии. Предполагается строительство нового однопутного моста.
Ключёвка
Станция расположена в тихой, почти сельской местности, на берегу Любовского водохранилища. Имеется одна островная платформа. Станция используется для скрещения встречных поездов. В летнее время сюда едут из центра города многочисленные отдыхающие и рыболовы-любители.
Станция Ключёвка имеет важное значение для грузовых перевозок: отсюда отходит ветвь до станции Анилиновая (обслуживает гипсовый комбинат «КНАУФ-гипс» и другие предприятия), а также ведомственная ветвь к станциям Молодёжная и Задонская (по состоянию на 2009 год, находится под угрозой ликвидации).
Урванка
Главная станция «Новомосковского кольца». Здесь находится депо Новомосковск, к которому приписаны все работающие на нём электропоезда. После 2000 года в депо Новомосковск стали обслуживаться также дизель-поезда. Первоначально единственным из них был состав «псевдо-дизельпоезда» ДПМ1, представляющий собой вагоны от электропоезда между двумя секциями тепловоза 2М62. Поезд курсировал в сообщении Новомосковская I — Узловая — Москва, имел статус поезда дальнего следования. В 2005 году движение поезда сообщением Новомосковская I — Москва было прекращено, состав ДПМ1 стал использоваться на пригородном маршруте Урванка — Узловая — Тула. С 2008 года в депо Новомосковск передаются дизель-поезда Д1, ранее обслуживавшиеся депо Узловая, и поступают новые дизель-поезда РА2.
Остаётся загадкой, почему депо, находящееся на станции Урванка, официально называется «Новомосковск»…

Московская
Тупиковая станция (формально считалась остановочным пунктом в пределах станции Московская). Ранее имела три пути и две платформы, с 2002 года имела имела два пути и одну островную платформу. Платформа «упирается» в здание вокзала, за которым пролегает одна из главных магистралей города — Московская улица.
Ветка Урванка — Московская была лицом «Новомосковского кольца» и единственным наглядным свидетельством того, что электропоезда здесь являются видом городского транспорта (на линии Урванка — Московская имелось только движение электропоездов, грузовых перевозок не было, в то время как на всех остальных остальных участках курсируют как электропоезда, так и грузовые поезда).
Факт ликвидации линии, единственным назначением которой являлась перевозка пассажиров внутригородскими электропоездами, указывает на то, что электропоездов как вида городского транспорта больше нет.
Ещё одна уникальная особенность линии Урванка — Московская: линия частично проходила вдоль Новомосковской детской железной дороги — одной из главных достопримечательностей города.
Линия Урванка — Московская была варварски уничтожена в 2009 году.
Новомосковская I
Вокзал города Новомосковска (здание вокзала одновременно является автовокзалом). Станция Новомосковская I формально является остановочным пунктом в границах станции Урванка. Фактически станция представляет собой разъезд на однопутной линии. Насчитывается 4 стрелочных перевода, из которых 2 — сбрасывающие (предназначены для увода с железнодорожного пути неуправляемого подвижного состава). Имеются две высокие платформы и одна низкая платформа, однако используется только одна платформа (высокая, ближайшая к вокзалу).
Вокзал станции Новомосковская I — «ворота города» (для междугородних пассажирских перевозок имеет значение в первую очередь как автовокзал). Тем не менее, это небольшое одноэтажное строение, на редкость убогое по своей архитектуре и внешнему облику.
Бобрик-Донской
Станция расположена в городе Донской, на исторической Сызрано-Вяземской железной дороге. Она в чём-то напоминает противоположный конечный пункт, Маклец: здесь также имеется один тупиковый электрифицированный путь, а вокзал находится на противоположной стороне (пройти к нему можно по переходному мосту). По состоянию на 2004 год, в расписании было указано 12 электропоездов до станций Маклец, Урванка и Северная.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ НОВОМОСКОВСКАЯ I)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ НОВОМОСКОВСКАЯ I, ЛИНИЯ УРВАНКА — МОСКОВСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ЛИНИЯ УРВАНКА — МОСКОВСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (СТАНЦИЯ МОСКОВСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ЛИНИЯ УРВАНКА — МОСКОВСКАЯ, СТАНЦИЯ УРВАНКА)

17.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу