ID: 6006

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ МЫТИЩИ — ПИРОГОВО

794
Железнодорожная линия Мытищи — Пирогово находится в Московской области. Протяжённость железнодорожной линии — 8 километров.
На линии имеется грузовая станция Мытищи-Северные, в пределах которой находится остановочный пункт Динамо. В двух километрах перед конечной станцией Пирогово — остановочный пункт Победа.
Железнодорожная линия Мытищи — Пирогово — позорное пятно и «кровоточащая рана» на карте России. Железнодорожная линия варварски разобрана в 2001 году.
Железнодорожная линия была построена в 1930-х годах. Основная причина строительства — создание у села Пирогово плотины Пироговского (Клязьминского) водохранилища, входящего в состав канала Москва — Волга. Канал Москва — Волга вместе к комплексом водохранилищ был открыт в 1937 году.
После завершения строительства плотины основным назначением железной дороги было грузовое движение на текстильную фабрику «Пролетарская Победа». Старинная фабрика расположена в окрестностях станции Пирогово, по другую сторону реки Клязьмы.
От станции до фабрики был проложен подъездной путь широкой колеи. Рельеф местности на этом участке непростой. Подъездной путь пересекал реку Клязьму по деревянному мосту, поднявшемуся высоко над водой.
По неподтверждённым сведениям, на фабрике «Пролетарская Победа», внутри территории, когда-то действовала узкоколейная железная дорога. Но с гарантией этого утверждать нельзя. Подъездной путь от фабрики до станции Пирогово был ширококолейным.
Изначально железная дорога Мытищи — Пирогово являлась ведомственной. В состав сети общего пользования МПС СССР она была передана в 1958 году.
В 1961 году линия была электрифицирована. Открылось движение электропоездов в сообщении Пирогово — Москва.
На станции Мытищи-Северные железнодорожная линия когда-то пересекалась с узкоколейной железной дорогой Мытищинского кирпичного завода.
В 1970-е годы подъездной путь от станции Пирогово до фабрики «Пролетарская Победа» был разобран. Наиболее вероятная причина: деревянный мост пришёл в негодность и (или) был признан небезопасным. Средств на строительство нового капитального моста не нашлось.
В начале 1990-х годов производилась реконструкция контактной сети. Сейчас можно встретить установленные в то время новые опоры.

Расписание движения пригородных поездов Москва — Пирогово — Москва с 29 мая 1994 года.
Мне довелось проехать по этой линии зимой, в начале 1994 года (ориентировочно). В то время электропоезда курсировали 6-7 раз в сутки. Они выглядели пустыми. Пассажиры почти не встречались.
Доезжаю до станции Пирогово, гуляю по льду водохранилища и возвращаюсь электропоездом обратно. На платформе — почти снежная целина, снег не утоптан. В поезде, кроме меня, один или два пассажира.
Впрочем, во время массового летнего отдыха на водохранилище электропоезда вполне могли быть заполнены.
В 1995 году прямые электропоезда были отменены. Вместо них было налажено челночное движение четырёхвагонного электропоезда по маршруту Мытищи — Пирогово. Он отправлялся с «дальней», крайней левой по направлению из Москвы платформы станции Мытищи.
Естественно, это не способствовало увеличению скудного пассажиропотока.
Такая ситуация, движение четырёхвагонного электропоезда по короткому маршруту, имела место не более года. В 1996 году было принято решение о полном прекращении пассажирского движения на Пирогово.
После отмены пассажирского движения контактная сеть очень быстро была ликвидирована. Однако железная дорога продолжала действовать.
В 1990-е годы разобрали лишь последние 200-300 метров у пассажирской платформы в Пирогово. Сделано это было ради ликвидации автомобильного переезда. Почти одновременно на станции Пирогово было также разрушено здание вокзала.
Южнее автомобильного переезда по-прежнему действовала грузовая станция. Грузы поставлялись, главным образом, на склады стройматериалов и прядильно-ткацкую фабрику «Пролетарская Победа». Подъездной путь на «Пролетарскую Победу» уже десятки лет был закрыт. Грузы для фабрики приходилось переваливать на автотранспорт.
На территории грузовой станции в Пирогово была возведена новая пассажирская платформа — вероятно, в расчёте на восстановление пассажирского сообщения и эксплуатацию на линии автомотрис РА1, которые тогда начинал выпускать Мытищинский машиностроительный завод. Но она так и не понадобилась.
В ноябре 2000 года я осмотрел станцию Пирогово. Линия тогда была в нормальном состоянии, имелось достаточно регулярное грузовое движение. Фотографии не сделаны.
В 2001 году грузовое движение прекратилось. От грузовой станции Мытищи-Северные, где начинается подъездной путь Северной ТЭЦ (3-й километр от станции Мытищи, остановочный пункт Динамо) до Пирогово линия была полностью разобрана.
1 ноября 2002 года я прошёл пешком от Пирогово до бывшего остановочного пункта Динамо. Как и следовало ожидать, железная дорога выглядит весьма печально.


Станция Пирогово. Разрушенная старая пассажирская платформа. Вид в сторону тупика.
01.11.2002



Станция Пирогово. Переезд. Вид в сторону станции Мытищи.
01.11.2002



Станция Пирогово. Новая пассажирская платформа, остатки станционных путей. Вид в сторону станции Мытищи.
01.11.2002



Светофор, находящийся немногим южнее станции Пирогово. Вид в сторону станции.
01.11.2002



Между станцией Пирогово и остановочным пунктом Победа. Рядом
со старой опорой контактной сети стоит новая опора.
01.11.2002



Автомобильный переезд у остановочного пункта Победа. Вид в сторону станции Мытищи.
01.11.2002



Остановочный пункт Победа. Разрушенная высокая платформа, кассовый павильон.
01.11.2002

23 октября 2008 года я выполнил тотальную пешую фотодокументацию линии от Мытищ до Пирогово.
На участке Мытищи — Мытищи-Северные, как и следовало ожидать, есть активное грузовое движение. Станция Мытищи-Северные действует. Контактная сеть на этом участке снята.
От станции Мытищи-Северные действующий железнодорожный путь отходит на Северную ТЭЦ у села Челобитьево. Эта линия новая, построена в 1980-х годах, поэтому не обозначена на топографических картах.
Дальше на Пирогово — мёртвая зона. Рельсы всюду сняты. Иногда попадаются железобетонные шпалы и опоры контактной сети.
Местность тут менее престижная, чем на похожей «кровоточащей ране» — линии Нахабино — Павловская Слобода. Когда придёт пора восстанавливать эту железную дорогу — сделать это будет проще, чем на линии Нахабино — Павловская Слобода. Ибо разобранная железная дорога ещё не застроена.
Впрочем, перед разрушенной «основной» платформой станции Пирогово на небольшом участке железная дорога скрылась за забором какого-то склада. Не капитального, и снести его — не проблема.
Затем иду к бывшему железнодорожному мосту через Клязьму на подъездном пути станция Пирогово — фабрика «Пролетарская Победа». В воде — остатки деревянных опор. Рядом есть пешеходный мостик.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ, СТАНЦИЯ МЫТИЩИ-СЕВЕРНЫЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ МЫТИЩИ-СЕВЕРНЫЕ, УЧАСТОК МЫТИЩИ-СЕВЕРНЫЕ — ПОБЕДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (УЧАСТОК МЫТИЩИ-СЕВЕРНЫЕ — ПОБЕДА,
РАЗРУШЕННАЯ ПЛАТФОРМА ПОБЕДА, УЧАСТОК ПОБЕДА — ПИРОГОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПИРОГОВО,
ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ ПИРОГОВО — «ПРОЛЕТАРСКАЯ ПОБЕДА»)

11.2002 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу