ID: 6041

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РЕДЧИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

119
Редчинское торфопредприятие находится в посёлке Денисово Починковского района Смоленской области. Посёлок Денисово расположен у станции Пересна («РЖД», Московская железная дорога, линия Смоленск — Рославль, историческая Риго—Орловская железная дорога).
По состоянию на 2017 год, узкоколейная железная дорога разобрана.
Со слов опрошенных мной в 2003 году жителей посёлка, торфопредприятие основано в 1968 году. В 1972 году было закончено строительство торфобрикетного завода, жилых домов и узкоколейной железной дороги.
Вначале торф добывался на ближайшем к посёлку Редчинском торфомассиве. При этом протяжённость линии узкоколейной железной дороги составляла около четырёх километров.
Впоследствии узкоколейная железная дорога была продлена до торфомассива Бабинский Мох, который расположен у населённого пункта Гусаково. Длина путей превысила 10 километров.
В 1988-89 годах велось строительство линии от Бабинского Мха к торфомассивам, находящимся в районе населённого пункта Мончино. Но затем от планов расширения участков добычи отказались. Разработка торфа там так и не началась.
Линия на Мончино оказалась ненужной. Через некоторое время она была разобрана.
В 2000 году (ориентировочно) была прекращена добыча торфа и на участке Бабинский Мох. После этого ситуация «вернулась» в те времена, когда торфопредприятие только начинало развиваться. Остался один эксплуатируемый торфомассив — самый ближний, Редчинский. Осталась только одна полевая база.
По данным на май 2003 года, общая протяжённость узкоколейной железной дороги, с учётом временных путей, составляет около 5 километров. Главная линия проходит от станции в Денисове до полевой базы на Редчинском торфомассиве. Полевая база находится непосредственно у магистральной линии, которая некогда вела на Бабинский Мох, в 1 километре западнее озера Лаговское.
На полевую базу ежедневно, утром и вечером, отправляется тепловоз (без вагонов), в котором едут рабочие.
Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги Редчинского торфопредприятия был представлен двумя исправными тепловозами ТУ6А (один из них — ТУ6А-3105), и «музейным экспонатом» — мотовозом ЭСУ3А-21 (находился в нерабочем состоянии).
Здесь — непропорционально большое для пятикилометровой узкоколейной железной дороги количество торфовозных вагонов ТСВ. Ориентировочно до сотни единиц. Естественно, почти все вагоны сейчас не используются.
Путь магистрального участка дороги был уложен на железобетонных шпалах, поэтому его состояние до сих пор относительно неплохое.
Поездка автора по узкоколейной железной дороге
В мае 2003 года я приезжаю на станцию Пересна вечерним дизель-поездом сообщением Смоленск — Рославль.
От станции Пересна вначале нужно пройти вдоль путей ещё около километра в сторону Рославля — до переезда. Слева от магистрального пути железной дороги расположен подъездной путь, ведущий в Денисово. По состоянию рельсов видно, что используется он регулярно.
Посёлок Денисово застроен в основном двухэтажными домами из силикатного кирпича. Движение по подъездному пути широкой колеи заканчивается у промышленного предприятия. Далее расположена большая перегрузочная станция, где надолго замерли десятки торфовозных вагонов ТСВ.
Здесь множество корпусов торфобрикетного завода, всевозможных мастерских, машинных баз. Почти все они заброшены.
Решаю подняться на заросшую деревьями крышу одного из бетонных строений. Но меня заметила женщина, сторожащая территорию. Оказывается, сторожа круглосуточно сидят в здании пожарной части. После беседы со мной один из них решил отыскать человека, занимавшего когда-то руководящую должность на торфопредприятии, который смог бы рассказать об узкоколейной железной дороге. Идём в посёлок, несмотря на поздний час. Потом для меня нашли место ночлега — пустовавшую комнату в одном из заброшенных корпусов.
Рано утром должен отправляться тепловоз до полевой базы. Около депо собралось человек пятнадцать — желающие уехать. Приходит машинист, отпирает ворота. Но тепловозный дизель упорно не хочет запускаться. Наконец, его удалось завести «с толкача» (благо, пути около депо имеют небольшой уклон).
Поездка до полевой базы недолгая. Справа показываются огромные корпуса свинофермы, затем — единственная стрелка, где отходит ветка к месту погрузки торфа.
Высадив рабочих, тепловоз сразу же отправляется в обратную сторону. Вот и снова знакомое депо…
__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________





ЭСУ3А-21 на «вечной стоянке» у депо в Денисово.
23.05.2003


Вид от депо в направлении торфомассивов.
23.05.2003


Денисово. Локомотивное депо узкоколейной железной дороги.
23.05.2003


Вид из той же точки в обратную сторону — в направлении торфомассивов.
23.05.2003


Стрелка, на которой начинается путь, подводящий к депо. В прямом
направлении пролегает путь, ведущий на главную станцию.
23.05.2003


Подъездной путь широкой колеи и торфоперегрузочное устройство вблизи главной
станции узкоколейной железной дороги. Вид в сторону станции Пересна.
23.05.2003


Приблизительно там же, вид в противоположном направлении.
23.05.2003


Тепловоз готовится к выезду на полевую базу.
23.05.2003


Конец используемого участка пути, расположенный вблизи полевой базы (около 4 километров от Денисово).
23.05.2003


Развилка на 3-м километре. Вид из кабины тепловоза в сторону полевой базы.
23.05.2003


Узкоколейная железная дорога приблизительно в двух километрах от Денисово. Вид из кабины тепловоза.
23.05.2003


Свалившийся вагон ТСВ вблизи главной линии узкоколейной железной дороги.
Вид из кабины тепловоза в сторону полевой базы.
23.05.2003


Тепловоз ТУ6А вернулся в Денисово. Манёвры близ депо.
23.05.2003


15.03.2004 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Смоленской области»
на главную страницу