ID: 6136

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТОРЖОК — СОБЛАГО

258
Железнодорожная линия Торжок — С́облаго пролегает по территории Торжокского, Кувшиновского, Селижаровского и Пеновского районов Тверской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 165 километров. По состоянию на 2008 год, линия относится к Московскому отделению Октябрьской железной дороги.
Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, нигде не электрифицирована. По состоянию на 2008 год, на ней существует пассажирское движение (поезд дальнего следования Москва — Осташков, пригородный поезд Торжок — Осташков) и грузовое движение.
Линия Торжок — Соблаго является одним из самых известных малодеятельных участков Российских железных дорог. Это ближайшая к Москве линия, на которой, по состоянию на 2008 год, сохраняются семафоры. Линия периодически используется для ретротуров на паровой тяге, для съёмки фильмов, сюжет которых охватывает давно минувшую эпоху, когда семафоры и паровозы являлись обыденностью.
Ранее линия находилась в состоянии «ретро-участка» только из-за того, что не доходила очередь её реконструкции. По состоянию на 2018 год, её сохранение в таком виде следует признать заслугой Всероссийского общества любителей железных дорог. Однакого никакого формального статуса музейной линии участок Торжок — Соблаго не имеет.
По состоянию на 2018 год, организованное железнодорожно-любительское движение в России умерло (или убито). Но железнодорожная линия остаётся в прежнем состоянии.
С начала июня 2013 года вместо пригородного поезда Осташков — Соблаго — Торжок был назначен пригородный поезд Торжок — Соблаго. При этом по станции Соблаго была обеспечена пересадка в двух направлениях — как на Бологое, так и на Великие Луки.
Ещё одно удивительное изменение, произошедшее раньше: с 1 сентября 2009 года поезд сообщением Осташков — Соблаго — Торжок стал курсировать ежедневно. А не в режиме «через день», как было на протяжении многих десятков лет.
Согласованная пересадка на станции Соблаго в направлении Великих Лук была поистине революционным изменением. Впервые за много десятков лет дальние районы Тверской области, Андреапольский и Торопецкий, получили связь с областным центром по кратчайшему пути. Стало возможным с комфортом добраться от Твери до Андреаполя на пригородных поездах с пересадками по станциям Торжок и Соблаго.
Поезд Москва — Осташков стал двухгруппным, Москва — Осташков/Боровичи. Вагоны на Боровичи отцепляли по станции Торжок.
С 10 июля 2013 года вдобавок к ежедневному поезду Торжок — Соблаго по понедельникам, средам и пятницам был назначен пригородный поезд Осташков — Соблаго — Селижарово.
«Невиданная щедрость» продлилась лишь четыре с половиной месяца. С 14 октября 2013 года в связи с закрытием на реконструкцию участка Торжок — Кувшиново были отменены поезда Осташков — Селижарово и Торжок — Соблаго. Вместо них был назначен поезд Осташков — Кувшиново три раза в неделю, по понедельникам, средам и пятницам. Фактически, поезд Осташков — Селижарово был продлён до Кувшиново.
Поезд Москва — Осташков, как и в 2008 году, перевели на другой маршрут — через Бологое. В таком виде он был «полуживым» ещё полтора года, курсируя редко.
12 марта 2015 года «эпохальный» и знаменитый поезд Москва — Осташков прошёл в последний раз.
Ремонт на участке Торжок — Кувшиново был завершён в 2014 году, но восстанавливать движение пассажирских поездов не стали. В течение более чем четырёх лет участок Торжок — Кувшиново был лишён пассажирских перевозок. Сохранялось лишь движение пригородного поезда Осташков — Соблаго — Кувшиново три раза в неделю.
С начала 2018 года был восстановлен пригородный поезд Осташков — Соблаго — Торжок. С начала 2019 года его маршрут опять был сокращён до Кувшиново.
По состоянию на январь 2019 года, на линии курсирует только пригородный поезд Осташков — Соблаго — Кувшиново. В обоих направлениях по понедельникам и пятницам.
История линии Торжок — Соблаго началась со строительства «Кувшиновского подъездного пути» (тупиковой линии Торжок — Кувшиново, протяжённостью 58 километров). Кувшиновский подъездной путь строился в первую очередь с целью обслуживания Каменской бумажной фабрики, расположенной в селе Каменское (нынешний город Кувшиново). Подъездной путь являлся частным, строился на средства владелицы фабрики Ю. М. Кувшиновой.
Временное движение на линии Торжок — Кувшиново открылось в 1911 году, в 1912 году линия была принята в постоянную эксплуатацию. В 1917 году был открыт участок Кувшиново — Селижарово (54 км). На момент открытия линия была частной, являлась продолжением Кувшиновского подъездного пути, после революции 1917 года была национализирована.

Цитата из материала «Кувшиново. Линия Торжок — Соблаго», опубликованного в газете «Октябрьская магистраль», №29, 2004 год (http://www.oktmag.spb.ru/archive/?aday=18&amonth=02&ayear=2004):

Расширение производственных мощностей фабрики требовало замены гужевого транспорта более мощным, скоростным и удобным. В 1905 году её правление выделило ссуду размером в три миллиона рублей на строительство собственной железнодорожной ветки от Торжка. Опытный инженер А. Тихонов подготовил три маршрута железнодорожной ветки. Однако утвердили не самый удачный и короткий вариант из-за сложных переговоров с местными помещиками, одни из которых не желали иметь железную дорогу близ своих владений, другие же, напротив, стремились ее приблизить.
Строительство дороги с 1907 года велось с двух концов — от Торжка и Каменки к центру (Щербово). Здесь работами руководил техник-строитель Я. Воробьёв. В 1910 году оно закончилось, а ещё через год было проведено успешное испытание. В 1908-м в Каменке построено здание железнодорожной казармы.
В 1912 году дорога была принята в эксплуатацию. Первые машинисты — И. Эрмаль, А. Казанский, Д. Цапенко, кондукторы — С. Русецкий, С. Антонович. Первый начальник станции Кувшиново — Чернов, главный бухгалтер — Осокин. Первые паровозы любовно именовались «татьянками».
В 1913 году директор фабрики В. Попов предложил Ю. Кувшиновой продолжить путь до Селижарова через посёлок Ранцево и Брылёво. Места эти славились торфяниками и хвойными лесами. В 1917 году строительство железнодорожной ветки закончилось.
Октябрьский переворот круто изменил жизнь в селе. Большевики разоружили полицию, взяли под контроль и станцию. Народному дому присвоили имя Ленина, позже рядом установили и памятник вождю мирового пролетариата. 28 июня 1918 года декретом Совнаркома РСФСР Каменскую бумажную фабрику и усадьбу Кувшиновой национализировали.
В 1923 году при фабрике открылось ФЗУ, затем ремесленное училище № 4, позже целлюлозно-бумажный техникум. Перед войной фабрику эвакуировали. 300 жителей Каменки не вернулись с войны домой. В память павших за Родину был установлен обелиск. Имя владелицы фабрики Ю. Кувшиновой сохранилось на карте России: село Каменка ныне — город Кувшиново, есть и станция Кувшиново.
В музее вагонного депо Москва бережно хранятся несколько бесценных экспонатов, в том числе жезловая система для однопутной железной дороги от станции Кувшиново и двукрылый семафор с участка Кувшиново-Щербово.
Е. КОЗЛОВА
В 1928 году был открыт участок Селижарово — Соблаго протяжённостью 53 километра. Станция Соблаго находится на Бологое-Полоцкой железной дороге. Таким образом, железнодорожная линия превратилась из тупиковой в транзитную.
Планами того времени предполагалось, что станция Соблаго станет узлом пяти направлений — на Бологое, Великие Луки, Торжок, Новгород — Ленинград, Земцы — Смоленск. Но в реальности она осталась узлом трёх направлений.
Линия Торжок — Соблаго благодаря счастливому стечению обстоятельств долгое время оставалась в стороне от процессов реконструкции, которые привели к исчезновению на большинстве железных дорог общего пользования ручных стрелочных переводов, песчаного балласта и почти полному исчезновению семафоров.
По состоянию на 2008 год, песчаный балласт лежит почти на всём протяжении линии. Семафоры остались на трёх станциях: Ранцево, Селижарово и Скакулино. Ручные стрелочные переводы остались на всех станциях, кроме станции Торжок-Южный.
Краткое описание железнодорожной линии
По состоянию на 2008 год, на линии курсируют два пассажирских поезда: дальнего следования Москва — Осташков (отправление из Торжка в 0:30 по вторникам, четвергам и субботам), грузопассажирский (фактически — пригородный) сообщением Торжок — Осташков, отправление из Торжка в 09:55 по нечётным дням.
Поезд сообщением Торжок — Осташков состоял из тепловоза М62 депо Ржев (ранее — депо Осташков, оно было закрыто в 2002 году), одного пассажирского вагона и периодически грузовых вагонов. Грузовые вагоны прицеплялись не всегда и не на всех участках.
С октября 2008 года по май 2009 года в связи с ремонтом моста через реку Тверцу был закрыт начальный участок железнодорожной линии Торжок — Осташков (перегон Торжок — Торжок-Южный). В это время поезд сообщением Москва — Осташков следовал изменённым маршрутом через Бологое, а грузопассажирский (пригородный) поезд Осташков — Торжок курсировал в сообщении Осташков — Торжок-Южный.
На протяжении первых пяти километров железнодорожная линия Торжок — Соблаго пролегает рядом с железнодорожной линией Торжок — Ржев, на одной насыпи. Линия Торжок — Ржев пропускает значительное большее число поездов, чем линия Торжок — Соблаго (до середины 1990-х годов среди них были и скорые поезда из Ленинграда в Крым). Различия двух параллельных путей видны «невооружённым глазом»: линия на Соблаго имеет деревянные шпалы и песчаный балласт, линия на Ржев — железобетонные шпалы и щебёночный балласт.
После двух параллельных мостов через реку Тверцу железнодорожные линии расходятся. Путевого развития в этом месте нет.
На 7-м километре от Торжка находится Торжок-Южный — единственная на линии станция, оборудованная электрической централизацией стрелок и сигналов. Станция построена для обслуживания промышленных предприятий в южной части города Торжка. Отсюда отходит подъездной путь в промзону, длиной около 2 километров.
На бывшей станции Скрипково (12 км) до 1990-х годов велась погрузка торфа, узкоколейная железная дорога соединяла станцию с посёлком Красный Торфяник (центр Дмитровского торфопредприятия) и торфоразработками. В 1930-х годах существовал подъездной путь широкой колеи Скрипково — Красный Торфяник.
Трясенка (21 км) — бывший разъезд. Сохранилась водонапорная башня.
Щербово (30 км) — станция, закрытая относительно недавно. Сохранились стрелочные посты в восточной и западной горловинах, вокзал с мемориальной доской в память о погибших железнодорожниках.
Бакунино (38 км) — бывший разъезд.
Кувшиново (58 км) — крупная станция, расположена в одноимённом городе — центре Кувшиновского района. Станция принимает и отправляет грузы. Имеется крайне необычная для данной линии высокая платформа, деревянное здание вокзала дореволюционной постройки, выдающееся по своей архитектуре.
Ранцево (72 км) — действующая станция. Имеет два пути (ранее было три пути). Грузовой работы нет, фактически станция является разъездом. Первая станция с сохранившимися семафорами.
О.п. (пост) 76 км (формально относится к станции Ранцево) — остановочный пункт и стрелка, не обслуживаемая никаким постоянным персоналом. На стрелке отходит действующий короткий подъездной путь к нижнему складу Пылинского лесопункта Каменского леспромхоза (посёлок Сокольники).
Западнее находятся ещё две действующие станции: Селижарово и Скакулино. На этих станциях сохранились семафоры.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ ТОРЖОК, СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (О.П. 76 КМ, СТАНЦИЯ КУВШИНОВО, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО,
СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ, СТАНЦИЯ ТОРЖОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ТОРЖОК, СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ,
ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО, СТАНЦИЯ КУВШИНОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ КУВШИНОВО, ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ КАМЕНСКОЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ,
НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПЕРЕГОНА КУВШИНОВО — РАНЦЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПЕРЕГОНА КУВШИНОВО — РАНЦЕВО, СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ РАНЦЕВО, СТАНЦИЯ КУВШИНОВО,
УЧАСТОК ЛИНИИ К ВОСТОКУ ОТ СТАНЦИИ КУВШИНОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД БАКУНИНО И ПРИЛЕГАЮЩИЕ УЧАСТКИ ЛИНИЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ОСУГА
И ПРИЛЕГАЮЩИЕ УЧАСТКИ ЛИНИЙ, БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО,
УЧАСТОК ЩЕРБОВО — ТРЯСЕНКА, БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД ТРЯСЕНКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД ТРЯСЕНКА,
УЧАСТОК ТРЯСЕНКА — СКРИПКОВО, БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СКРИПКОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СКРИПКОВО,
УЧАСТОК СКРИПКОВО — ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ, СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ,
ПЕРЕГОН ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ — ТОРЖОК, СТАНЦИЯ ТОРЖОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (СТАНЦИЯ КУВШИНОВО И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ)

06.01.2010 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу