ID: 6173

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ВЛАДИМИРСКОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА

114
В посёлке Юрьевец (находится в составе города Владимира, расположен приблизительно в 10 километрах от центра города, вблизи одноимённой станции на железнодорожной линии Орехово-Зуево — Владимир) действовала небольшая узкоколейная железная дорога. По состоянию на 2006 год, она частично сохранилась, но превращена в рельсовый путь узкой колеи, не имеющий механической тяги и путевого развития.
История
Решение о строительстве в посёлке Юрьевец мачтопропиточного завода было принято в апреле 1958 года. Ориентировочная дата открытия завода — 1960 год.
Основной продукцией завода были мачты, использовавшиеся для строительства линий электропередачи в сельской местности. Название «мачтопропиточный завод» не стало официальным — до 1962 года предприятие считалось «полигоном «Сельэлектростроя», позднее было названо «комбинат подсобного хозяйства «Сельэнерго». В августе 1964 года предприятию было присвоено название «Владимирский завод пропитки и изготовления деталей опор».
Первоначально пропитка велась «открытым способом» — в специальных ёмкостях. В качестве антисептика использовалось антраценовое масло. Был велик объём ручного труда. Вскоре были введены в эксплуатацию пропиточные цилиндры, пропитка стала осуществляться под давлением. Скорее всего, одновременно с пропиточными цилиндрами (автоклавами) была введена в строй узкоколейная железная дорога.
В 1968 году началась пропитка мачт водорастворимым антисептиком, что улучшило их качество. В 1971 году был введён в эксплуатацию второй пропиточный цилиндр (автоклав).
Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги, по неподтверждённым данным, в то время был представлен мотовозом МД54-4 (возможно, не одним). Развёрнутая протяжённость путей не превышала одного километра. Насчитывалось около десяти стрелочных переводов.
С 1978 года, помимо мачт, в числе продукции завода появились «бригадные вагончики» (бытовки).
В феврале 1983 года предприятие было переименовано во Владимирский электромеханический завод. После этого на нём был налажен выпуск некоторых других видов продукции, необходимой для электрификации сельского хозяйства.
В октябре 1993 года завод был акционирован. Он продолжал работать, но объёмы производства значительно сократились.
По информации от С. Костыгова, в 1993 году узкоколейная железная дорога на заводе работала, но объём перевозок был минимальным. Нередко пропитка прекращалась на неопределённое время. В рабочем состоянии находился один тепловоз ТУ6А.
Дата отказа от тепловозной тяги (что означало фактическую ликвидацию узкоколейной железной дороги) с достоверностью не известна. Скорее всего, это произошло в период между 1995 и 2000 годом. Стремясь сократить расходы, администрация завода решила разобрать все пути узкоколейной железной дороги, кроме небольшого участка, без которого работа завода невозможна (ведущего в единственный сохранившийся пропиточный цилиндр).

Нынешнее состояние
По состоянию на 2006 год, ЗАО «Владимирский электромеханический завод» производит мачты (опоры для линий электропередачи и связи), бытовки и другую деревянную продукцию. От узкоколейной железной дороги остался участок рельсового пути длиной около 200 метров, связывающий пропиточный цилиндр со складом, где хранятся пропитанные и непропитанные мачты. Подвижной состав представлен несколькими вагонетками. К каждой вагонетке прикреплён металлический трос. Для перемещения вагонеток используется трактор.
Тепловоз ТУ6А частично сохранился. Его кабина находится недалеко от рельсового пути. Она используется в качестве служебного помещения.



Подъездной путь широкой колеи, связывающий Владимирский электромеханический завод со станцией Юрьевец.
Вид в западном направлении, в сторону завода.
14.04.2006


Вид из той же точки в противоположном направлении — на восток, в сторону станции Юрьевец.
14.04.2006


Рельсовый путь узкой колеи, гружёная вагонетка. Вид в западном направлении.
14.04.2006


Рельсовый путь узкой колеи, гружёная вагонетка. Вид в восточном направлении. Вдали находится пропиточный цилиндр.
14.04.2006


Несколько западнее, вид в том же направлении.
14.04.2006


Рельсовый путь узкой колеи. Вид в восточном направлении, в сторону пропиточного цилиндра.
Стрелка, которая видна на снимке, находится в нерабочем состоянии.
14.04.2006


Вид из той же точки в противоположном направлении — на запад. Впереди — гружёные вагонетки.
14.04.2006


Несколько ближе к пропиточному цилиндру. Вид в сторону пропиточного цилиндра.
14.04.2006

Впереди — пропиточный цилиндр. С левой стороны от него когда-то действовал второй пропиточный цилиндр.
14.04.2006


Вид из той же точки в противоположном направлении — на запад.
14.04.2006


Кабина тепловоза ТУ6А.
14.04.2006


Кабина тепловоза ТУ6А.
14.04.2006


24.04.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Владимирской области»
на главную страницу