ID: 6177

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ОВИНИЩЕ — ВЕСЬЕГОНСК — СУДА

342
Первая железнодорожная линия на северо-востоке нынешней Тверской области была открыта в 1899 году. Она соединила станцию Савелино (с 1903 года — Сонково) с городом Красный Холм.
Спустя приблизительно 10 лет было принято решение о строительстве двух железнодорожных линий, пролегающих по территории нынешних Сандовского, Весьегонского и Краснохолмского районов Тверской области: Мга — Волга (Мологская железная дорога), и Красный Холм — Суда.
Железнодорожная линия Мга — Волга обеспечивала соединение по кратчайшему пути Санкт-Петербурга с Рыбинском, а железнодорожная линия Красный Холм — Суда должна была стать частью крупной магистрали, ведущей от Москвы в северном направлении. Две железнодорожные магистрали должны были пересечься на станции Овинище, которая становилась значительным железнодорожным узлом.

Простейшая схема железнодорожных линий Мга — Волга и Красный Холм — Суда.
До Первой мировой войны был открыт только участок Красный Холм — Овинище. На момент революции 1917 года была построена линия Мга — Овинище «Мологской железной дороги» (оставался незавершённым небольшой участок Сандово — Овинище), возможно, был выполнен некоторый объём работ на участке Овинище — Суда. На участке Овинище — Волга строительные работы, скорее всего, не начинались.
В 1918 году скорейший ввод в эксплуатацию участка Овинище — Суда был признан крайне необходимым для государства, находившегося в состоянии войны. Эта линия имела большое стратегическое значение — она связывала «резервный ход» Москва — Петроград (через Савёлово, Сонково, Мгу) с магистралью Петроград — Вологда. Стройка была объявлена «военно-срочной». Управление строительства железнодорожной линии Овинище — Суда находилось в Весьегонске — единственном городе, расположенном на её трассе. В сентябре 1918 года началось строительство моста через реку Молога у Весьегонска.
В 1919 году на железнодорожной линии Овинище — Суда было открыто сквозное движение. В 1920 году строители и техника были переброшены на другую строящуюся железнодорожную линию — железную дорогу Александров Гай — Эмба, пролегавшую по территории нынешней Саратовской области и Казахстана. Железнодорожная линия Александров Гай — Эмба не была достроена. Позднее она была полностью разобрана.
http://www.vbooks.ru/read_book/?id=31685&key=&page=3 — воспоминания участника строительства железной дороги Овинище — Суда.
Дальнейшая история железнодорожной линии Овинище — Суда хранит загадки. С достоверностью не известно, на протяжении какого времени эксплуатировался участок Весьегонск — Суда и по какой причине он был разобран. Согласно наиболее распространённой версии, по нему было пропущено небольшое число поездов, в постоянную эксплуатацию он не вводился.
Для обеспечения безопасной эксплуатации участка Весьегонск — Суда требовалось вложить значительные средства в его реконструкцию. В 1920-е годы средств на реконструкцию не нашлось, а дефицитные в то время рельсы было решено снять для использования на другой железной дороге. В результате, участок Весьегонск — Суда, практически не успев поработать, превратился в «мёртвую железную дорогу». По неподтверждённым данным, деревянный мост через реку Молога у Весьегонска в первую же весну после его постройки был разрушен ледоходом, после чего не восстанавливался.
От планов строительства юго-восточного участка «Мологской железной дороги» (Овинище — Волга) после 1917 года отказались. Станции Овинище не суждено было стать «перекрёстком» четырёх железнодорожных линий.
Позднее трасса железной дороги Весьегонск — Суда была частично затоплена Рыбинским водохранилищем. Версия о том, что железная дорога действовала вплоть до того времени, когда началось заполнение Рыбинского водохранилища (1940 год), не выдерживает никакой критики. Она была разобрана примерно за 20 лет до этого момента, о чём свидетельствуют в том числе и старые карты. Появление водохранилищ в те годы обычно не приводило к ликвидации железных дорог — строились обходы затопляемых участков, либо высокие насыпи.
К концу 1930-х годов уже было запланировано строительство крупного металлургического комбината в Череповце. Железнодорожная линия Овинище — Весьегонск — Суда соединяла Череповец с Москвой по кратчайшему направлению. Между тем, в 1920-х годах Череповец был небольшим уездным городом.
Участок Овинище II — Весьегонск, протяжённостью 42 километра, был реконструирован и продолжал действовать. Он обслуживал небольшие промышленные предприятия, расположенные в Весьегонске.
С началом Великой Отечественной войны вновь появилась необходимость сооружения рокадной железнодорожной линии, соединяющей «резервный ход» Москва — Ленинград (через Савёлово, Сонково, Мгу) с магистралью Ленинград — Вологда. 9 декабря 1941 года Государственный комитет обороны выпустил постановление «О строительстве железнодорожных линий Боровичи — Хвойная и Весьегонск — Суда». Однако по неясным причинам это постановление выполнено не было. Позднее вместо рокадных железнодорожных линий Боровичи — Хвойная и Весьегонск — Суда было решено построить рокадные железнодорожные линии Зарубинская — Неболчи и Кабожа — Чагода.
В 1990-х годах до Весьегонска курсировали грузопассажирские поезда (Сонково — Весьегонск, Пестово — Весьегонск). Имелось беспересадочное сообщение с Москвой и Санкт-Петербургом (прицепные вагоны). Иногда назначался прямой поезд местного сообщения Весьегонск — Москва.
В 1995 (?) году сгорело деревянное здание вокзала на станции Весьегонск. Вокзал было решено не восстанавливать. С того времени вокзалом является кирпичное строение, расположенное в стороне от посадочной платформы.
По состоянию на начало 2006 года, на линии Овинище II — Весьегонск в ежедневном обращении находится одна пара грузопассажирских поездов Сонково — Овинище I — Весьегонск. Трижды в неделю в составе грузопассажирского поезда следуют беспересадочные прицепные вагоны Москва — Весьегонск. В остальные дни поезд может состоять из одного пассажирского вагона (при отсутствии грузовых вагонов). На участке между станциями Овинище I и Сонково поезд объединяется с грузопассажирским поездом сообщением Сонково — Пестово.
Билеты для проезда в поезде продаются по пригородному тарифу (до 2000 года действовал пассажирский тариф, что делало грузопассажирский поезд необоснованно дорогим при поездках на небольшое расстояние).
На всём протяжении участка Овинище II — Весьегонск уложены деревянные шпалы. На станции Весьегонск имеются железобетонные брусья на отдельных стрелочных переводах. Участок представляет собой один перегон — путевого развития между станциями Овинище II и Весьегонск нет. Имеется 8 промежуточных остановочных пунктов.

393 км (от станции Мга) Овинище II 339 км (от станции Москва-Бутырская) Плоское (339 км) 342 км (от станции Москва-Бутырская) Пашково (342 км) 344 км (от станции Москва-Бутырская) Кесьма 346 км (от станции Москва-Бутырская) 346 км 354 км (от станции Москва-Бутырская) Лукино (354 км) 358 км (от станции Москва-Бутырская) Ивановские Казармы (358 км) 360 км (от станции Москва-Бутырская) Приворот 366 км (от станции Москва-Бутырская) 366 км 375 км (от станции Москва-Бутырская) Весьегонск

Объём грузового движения на участке Овинище II — Весьегонск незначителен. Участок считается одним самых убыточных на Октябрьской железной дороге. Существует угроза его консервации.


Материал А. Ломакина (08.2007)
С интересом прочитал материал про железную дорогу Овинище — Весьегонск — Суда. Хотелось бы немного дополнить. В настоящее время следы этой дороги еще можно найти. В особенности они видны в районе деревни Пленишник Вологодской области (через пролив напротив Весьегонска). Меня заинтересовало, почему местные жители называют заросшую и неиспользующуюся лесную дорогу «линией». Присмотревшись, я понял, что есть и невысокая насыпь, и вдоль всей дороги идет характерный неглубокий «ров», откуда брали землю для насыпи. Таким образом, я понял, что это была железная дорога.
Интересно, что по-моему, в деревне никто даже не помнит, что это была за дорога. Чаще всего говорят, что не знают, или утверждают, что это была какая-то узкоколейка времен Великой отечественной. Но мне всегда в это не верилось, поскольку возраст деревьев, выросших на насыпи и непосредственно на «линии», старше, чем середина 20 века. Да и насыпь гораздо серьезнее, чем для узкой колеи.
Со временем я нашёл продолжение дороги. В настоящее время, после затопления Рыбинского водохранилища, эта часть дороги оказалась на острове. Остров достаточно большой, и на него можно попасть по тропинке с «большой земли» (в том месте и раньше был ручей, и остались деревянные сваи от небольшого моста через него) или на моторке. Вдоль всего острова, примерно посередине, и идёт эта дорога. Сначала (от бывшего моста через ручей) идёт насыпь, и достаточно высокая, затем насыпь сходит на нет, и дорога уходит в углубление. Вдоль всей колеи отчётливо видна траншея, из которой брали землю для насыпи. Судя по насыпи, дорога была одноколейная, во всяком случае, на данном участке. Если посмотреть на карту, то направление дороги можно проследить по просеке на острове, и по просеке дальше в лесу по большой земле.
Судя по карте (если прикинуть), направление дороги как раз в сторону Суды. Ни шпал, ни рельс не осталось. В августе 2007 года я решил сделать фотографии и пройтись по этой дороге повнимательнее. В итоге нашёл старый железный чайник (большой — на полведра, не меньше) на самой дороге, а в том месте, где дорога обрывается теперь в воды Рыбинки, обнаружил на пляже железнодорожный костыль.
Местные жители говорят, что на этом острове (на карте названия нет, а местные называют его Беняково) были землянки, причём лет десять назад их было чётко видно! Можно предположить, что землянки строителей дороги.
Могу сказать — дорога работала от силы несколько лет, а не до затопления, так как деревья, которые сейчас растут на линии, начали рости явно раньше сороковых годов.


03.05.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу