ID: 6251

ТАПОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

506
Эта ведомственная железнодорожная линия длиной свыше 100 километров, когда-то принадлежавшая Таповскому леспромхозу, находится в южных районах Тюменской области. По состоянию на ноябрь 2004 года, она является действующей, но лишь наполовину…

0 км ст. Заводоуковск
7 км разъезд 7 км Отходит ветка до села Падун
24 км разъезд № 2
30 км ст. Тропинская (Тропинск)
37 км пост 37 км
47 км ст. Лебедевка (разъезд № 4)
54 км пост 54 км Отходит ветка на карьер
72 км ст. Лесная (Лесное)
84 км разъезд 84 км (Верхне-Укропский карьер)
102 км ст. Сосновка (пос. Новый Тап)


История
Строительство первого участка железнодорожной ветки началось в 1936 году силами заключённых и «сперецпереселенцев» (раскулаченных крестьян). Первыми были открыты участки до 7 километра, немного позднее — до посёлка Лебедевка. До строительства железной дороги для вывоза леса здесь использовалась дорога-«ледянка» (лес волочили по ледяным желобам).
В годы Великой Отечественной войны, скорее всего, ветка заканчивалась немногим дальше станции Лебедевка. В посёлке Тр́oпинск, расположенном на 30-м километре, был лагерь — «площадка для интернированных». В нём содержались жители стран Балтии. В районе 23 километра в то время действовал песчаный карьер. Добывавшийся на нём песок поступал в Омск — он являлся стратегическим сырьём, необходимым для производства бронестекла. На 23 километре был жилой посёлок.
В посёлках Лебедевка и Щучье появились лагеря военнопленных. Пленные немцы были заняты на лесозаготовках, которые велись без всякой механизации. Зимой на лесоповалах каждый день погибало несколько человек.
В послевоенные годы ветка принадлежала Заводоукoвскому леспромхозу, и называлась Заводоуковской железной дорогой. Велись работы по её продлению на северо-восток, где появились посёлки Лесное и Новый Тап (станция в этом посёлке была названа иначе — Сосновка, по названию ближайшей деревни). На участке Лесное — Сосновка, по некоторым данным, работал строительно-монтажный поезд (СМП) Свердловской железной дороги. Возможно, в какой-то момент были задействованы и Железнодорожные войска.
Посёлок Новый Тап проектировался и создавался как организационный центр лесозаготовки в крупном районе. После создания Таповского леспромхоза вся ветка перешла в его ведение, и стала называться Тaповской железной дорогой. По некоторым данным, это произошло лишь в 1975 году.
Локомотивное депо на станции Заводоуковск первоначально было деревянным. В 1954 году построено существующее поныне бетонное здание депо.
В различной технической документации за 1977 год, предоставленной сотрудниками управления подъездного пути, можно найти много сведений о состоянии ветки на тот момент.

Подъездной путь Таповского леспромхоза примыкает к пятому станционному пути станции Заводоуковская (МПС, Свердловская железная дорога), с западной стороны стрелками съезда №60/62, с восточной стороны стрелками съезда №27/29. Развёрнутая длина подъездного пути составляет 131 600 метров, из них главных путей 103 700 метров, станционных 5420 метров, погрузочно-разгрузочных 18925 метров, деповских 3 555 метров. Руководящий уклон в нечётном направлении составляет 13,6 ‰.
Для выполнения работ с вагонами МПС и внутрипроизводственных перевозок подъездной путь Таповского леспромхоза имеет следующий локомотивный парк: паровозы Эм-71590, Эм-72923, Эм-7055, Э-7715, тепловозы ТГМ6А, ТЭМ4А, ТГМ23. Летом работают 2 тепловоза и 1 паровоз, зимой работают 2 паровоза и 1 тепловоз. Для вождения пассажирского поезда используется тепловоз ТГМ23, на период ремонта он заменяется паровозом. В локомотивном депо производится ремонт паровозов с общим простоем до 5 суток. Остальные виды ремонта выполняются на предприятиях МПС.
Полная экипировка паровозов производится на станции Заводоуковская леспромхоза, а частичная (набор воды, чистка топки, поворот на треугольнике) — на станции Сосновка.
Приписной парк грузовых вагонов состоит из 23-х четырёхосных платформ, 5-ти четырёхосных полувагонов, одной двухосной 25-тонной цистерны, 2-х хоппердозаторов.
Приписной парк пассажирских вагонов состоит из 5-ти четырёхосных вагонов с деревянным кузовом. Имеется 1 снегоочиститель вагонного типа.
Деповской и заводской ремонт грузовых и пассажирских вагонов производится в вагонных депо Свердловской железной дороги. Станция Заводоуковская Свердловской железной дороги является грузовой станцией второго класса. С обеих сторон к станции примыкают двухпутные перегоны, оборудованные односторонней автоматической блокировкой. Станция оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов.
С нечётной стороны станции установлен прибор ПОНАБ. На станции имеются 5 приёмо-отправочных путей, два приёмо-сдаточных пути Таповского леспромхоза, погрузочно-выгрузочные тупики и вытяжки.
Таповский леспромхоз обслуживает следующих контрагентов:
1. Управление механизации треста «Строймеханизация» Главтюменьпромстроя
2. Спиртзавод
3. Стеклозавод «Коммунар»
4. Гортопсбыт
5. Тумашевский песчаный карьер
6. Заводоуковский ПМК «Межколхозстроя»
7. Юргинский хлебоприёмный пункт.
8. Вторчермет.
9.Дорожно-Строительное управление №3.
10.Лебедевский леспромхоз.
11. Откормсовхоз имени Свердлова.
12. Мебельную фабрику «Тюменьмебель».
13. ОРС леспромхоза
14. Комбинат строительных материалов.
15. Юргинский мехлесхоз.
Имеется подъездной путь 7 км — Падун (ветка спиртзавода, длиной 4 км)

К началу 1980-х годов паровозы были окончательно заменены тепловозами. Пассажирский поезд сообщением Заводоуковск — Сосновка в то время состоял из четырёх обыкновенных плацкартных вагонов, переданных с линий МПС (ранее использовались старые деревянные вагоны, которые называли «николаевскими»).
Ориентировочное расписание движения пассажирского поезда было таким: в 21:00 отправление из Заводоуковска, в 1:30 прибытие на станцию Сосновка, в 1:45 отправление на Заводоуковск, в 6:30 — прибытие.
Приблизительно с 1987 года перевозки леса по Таповской железной дороге прекратились в связи с выработкой лесных массивов и нерентабельностью лесозаготовок. После этого был поставлен вопрос о передаче железной дороги в состав сети МПС. Но Свердловская железная дорога всеми силами стремилась отказаться от приёма в свой состав «обузы» в виде малодеятельного участка.
Дальнейшее существование железнодорожной ветки оказалось под вопросом. Но в администрации Тюменской области решили обязательно сохранить её — ветка обслуживала не только леспромхоз, но и многие другие предприятия, являлась основной транспортной коммуникацией Юргинского района.
Сохранить удалось не всё. В 1992 году прекратилось движение пассажирского поезда. Некоторые посёлки на ветке к тому времени были выселены, а в те, которые остались, были пущены автобусы. 20 января 1994 года посёлок городского типа Новый Тап получил статус сельского населённого пункта. Тогда на станции Сосновка ещё было эпизодическое грузовое движение — вывозили металлолом и продукцию небольших предприятий, открытых на базе ликвидировавшегося Таповского леспромхоза.
На протяжении 1990-х годов ветка неоднократно меняла свою принадлежность. По состоянию на 1997 год, ей управляло Государственное предприятие железнодорожного транспорта «Локомотив».
С 1998 года движение на участке 84 километр — Сосновка окончательно прекратилось. С того времени, практически единственным грузом, который перевозится по этой железнодорожной линии, является песок, добываемый в двух карьерах — Верхне-Укропском (близ 84 километра), и Верхне-Каменском (?) — в районе 54 километра. На первом перегоне (Заводоуковск — 7 километр) существовал более мощный грузопоток — подвозились различные грузы на промышленные предприятия, расположенные в селе Падун.
В 2000 году была произведена замена моста на реке Бочанка (в районе станции Лебедевка). Старый мост, пришедший в негодность, действовал с 1937 года.
С 2002 года линия перешла в ведение Заводоуковского топливного управления, являющегося филиалом ФГУП «Тюменьлестоппром».
Состояние железной дороги на 2004 год
В ноябре 2004 года действующей является лишь половина железнодорожной линии — от Заводоуковска до 54 километра (далее сохраняется движение по небольшой ветке к песчаному карьеру). На участке 54 километр — 84 километр движение прекращено. Песок из карьера на 84 километре вывозится только автомобилями. Пока что заявляется о том, что такой порядок работы — временный, и движение до 84 километра будет восстановлено.
Участок 84 километр — Сосновка числится законсервированным, но шансов на его восстановление очень немного. Движение до 54 километра (и далее — до карьера) вполне регулярное. Существует план работы — за месяц должно пропускаться не менее 300 платформ, гружёных песком. В летнее время утром каждого рабочего дня на линию выезжает путейская дрезина.
Ветка от 7 километра к селу Падун по-прежнему действует, но движение на ней — незначительное. В черте города Заводоуковска от линии, принадлежащей топливному управлению, отходят небольшие действующие подъездные пути на комбинат строительных материалов (КСМ) и базу «Вторчермета».
Подвижной состав
По состоянию на 1 ноября 2004 года, в депо Заводоуковск имеются действующие тепловозы ТЭМ2М-264, ТГМ6А-1163, ТГМ6А-1442 (построен Людиновским тепловозостроительным заводом в 1976 году), а также автомотрисы АС1А-2882 и АС1А-3085 (построены Великолукским заводом). Рядом с депо стоят тепловозы ТГМ4-2831 (построен Людиновским заводом в 1988 году), ТЭМ2-1209 (либо 6090?) — в нерабочем состоянии, погружен на платформу. Кроме того, имеется снегоочиститель и подъёмный кран. Ремонт локомотивов выполняется в депо Войновка и Тюмень Свердловской железной дороги.
Краткое описание
Станция Заводоуќовск (когда-то Заводоуќовская) находится на двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Тюмень — Омск. Вокзал находится в пределах 2236 километра (отсчёт от Москвы через Ярославль — Данилов).
Заводоуковскому топливному управлению принадлежат пути в северо-западной части станции. Там имеется посадочная платформа, от которой когда-то отправлялся пассажирский поезд на Сосновку, двухэтажное кирпичное здание, в котором размещается администрация Заводоуковского топливного управления, и работает диспетчер железнодорожной ветки. Немногим далее отходят пути к локомотивному депо.
7 километр. Отходит подъездной путь, обслуживающий (обслуживавший) Заводоуковский ГМК, ДСУ-3, Заводоуковский ДПМК, спиртозавод.
Разъезд №2. Когда-то действовали ветки к Тумашовскому карьеру и стекольному заводу «Коммунар». Сейчас, скорее всего, их уже нет, но расположенный вблизи разъезда посёлок остаётся жилым.
Тр́oпинская. Станция закрыта. Расположенный вблизи неё посёлок Трoпинск стал нежилым в 1980-е годы.
Лебедевка (Лебедёвка). Сравнительно крупный посёлок, имеет автобусное сообщение. Ранее здесь находился Лебедевский леспромхоз. Имеется «закрытая» психиатрическая больница (по некоторым данным, в ней содержатся преступники, признанные невменяемыми). Станция скорее всего действует.
54 километр. Отходит ветка на песчаный карьер (около 6 километров в юго-восточном направлении). Карьер разрабатывается с 1968 года. На ветке имеется регулярное движение.
Лесное. Со слов работников Заводоуковского топливного управления, посёлок основан в послевоенное время депортированными жителями Молдавии, о чём напоминает название одной из улиц (Кишинёвская). Здесь тоже есть психоневрологический интернат. С районным центром (селом Юргинское) посёлок связан автобусным сообщением.
Рядом со станцией существует элеватор. Когда-то здесь велась загрузка вагонов зерном, выращенным хозяйствами Юргинского района. Сейчас зерно возят только автомобилями. Регулярной грузовой работы по этой станции нет, возможно, она уже не действует.
84 километр. На расстоянии 3,5 километров находится Верхе-Укропский песчаный карьер. Железнодорожной ветки к нему нет, но проект её строительства существует.
Сосновка (посёлок Новый Тап). Народное название посёлка — «Тап́ы». Здесь действовали два лесозавода, отсюда возили круглый лес, фанерный кряж, тарную дощечку и песок (рядом тоже был карьер). По состоянию на 2004 год, рельсы на участке 84 км — Сосновка ржавеют и разворовываются.
По состоянию на 2011 год, Таповская железная дорога была практически полностью уничтожена. Сохранялись лишь первые 7 километров — от Заводоуковска до посёлка Комсомольский. В посёлке Комсомольский находилось предприятие, обслуживающее строительство автодорог. На него регулярно завозился щебень. Путь от Заводоуковска до Комсомольского был капитально отремонтирован.
Дальше Комсомольского тянулись ржавые заросшие рельсы, которые через несколько километров исчезали...
22 мая 2011 года автором были сфотографированы все имевшиеся на тот момент локомотивы в заводоуковском депо и полностью зафотодокументирован короткий действующий участок до Комсомольского.

05.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу