ID: 6265

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПЕРВУШИНО — ЗАВОЛЖСК

493
В любой схеме или атласе железных дорог России можно найти железнодорожную линию Первушино — Заволжск. Рядом с её конечным пунктом находится станция Кинешма, откуда начинается железнодорожная линия в сторону Иваново, почти идеально прямая на первых десятках километров. От областного центра она продолжается далее — по направлению к Москве.
Два тупиковых участка с конечными станциями Кинешма и Заволжск на бумаге выглядят как разомкнутые контакты электрической схемы. В обозримом будущем сомкнуться им не суждено.
История
Железнодорожная линия Заволжск — Первушино была принята в эксплуатацию в 1973 году. Первая и главная причина её появления — необходимость создания железнодорожного подхода к промышленным предприятиям города Заволжска и районного центра Островское.
Но железнодорожная линия не должна была навечно оставаться малодеятельным подъездным путём. Предполагалось, что в ближайшей перспективе она станет частью транзитного хода Иваново — Кинешма — Галич. В 1985 году началось строительство двухъярусного железнодорожно-автомобильного моста через Волгу. В связи с экономическим кризисом начала 1990-х годов стройка была временно законсервирована.
Примерно в те же годы был построен новый вокзал в Кинешме — старинном, сравнительно крупном городе, расположенном напротив Заволжска. Строительство нового вокзала на прежнем месте, рядом со старым, являлось ошибочным решением. В случае реализации проекта транзитного хода Иваново — Галич, пассажирским поездам неизбежно пришлось бы менять по станции Кинешма направление движения. Продление линии за новый вокзал едва ли могло стать возможным. Он расположен в историческом центре города. Вдобавок к этому, прилегающая местность имеет сложный рельеф. Сквозной ход и без того выглядел бы не слишком привлекательно. Линия от станции Бельково (близ города Александрова) до Иваново плохо подходит на роль транзитной магистрали. А необходимость смены направления движения — это ещё одно слабое звено.
В 1999 году было принято решение о пересмотре ранее существовавшего проекта создания транзитного хода. Между тем, мост к тому времени был приблизительно наполовину готов. Далее имели место печальные события: начался демонтаж установленных пролётных строений. МПС России отказалось от этой стройки. Пролётные строения решили забрать для использования на других объектах.
Был подготовлен новый проект моста. Из железнодорожно-автомобильного он превращался в чисто автомобильный. Стройка возобновилась. Мост фактически оказался построен заново, причём в достаточно сжатый срок. От его предшественника были использованы только опоры.
7 ноября 2003 года автомобильный мост был открыт. Отныне почти нет шансов на то, что когда-либо можно будет проехать по рельсам напрямую из Кинешмы в Заволжск. Ивановская область многое потеряла от этого. А Кинешма, которая в 19 веке считалась одним из самых значительных торговых городов России, по-прежнему будет нести «почётное» звание железнодорожного тупика.
Линия Первушино — Заволжск, по состоянию на 2004 год, является малодеятельным участком с небольшим грузовым движением. В администрации Северной железной дороги этот участок называют одним из самых убыточных и ненужных. К сожалению, периодически обсуждаются намерения прекращения движения, «консервации» линии на Заволжск. Будем надеяться, что дальше идиотских высказываний дело не пойдёт.
Поездка автора, 2004 год
Желание исследовать эту железнодорожную линию возникло у меня давно. Осуществить его удалось лишь в августе 2004 года.
...Поезд сообщением Иваново — Кинешма приближается к конечному пункту маршрута. На южной окраине города находится станция Кинешма II, где отходит ведомственная линия на Наволоки. Это грузовая станция, пригородные поезда здесь не останавливаются.
На станции Кинешма имеется большой современный вокзал. Приятно, что рядом по-прежнему стоит и старинное вокзальное здание. Тупиковое положение этой станции сможет заметить любой пассажир: в нескольких десятках метрах от платформы, за последними стрелками, пути уже заросли травой, а затем теряются в земле.
На карте Ивановской области масштаба 1:200 000 (в 1 сантиметре — 2 километра), изданной в 1997 году, участок, подходящий к пассажирской станции Кинешма, почему-то не обозначен. Аналогичная карта Костромской области значительно лучше показывает расположение железнодорожных путей в этом городе. Но на ней пассажирская станция также не отображена.
Иду на речной вокзал. Оказывается, несмотря на открытие автомобильного моста, между Кинешмой и Заволжском сохраняется водное сообщение. Каждый час, с 6:00 до 20:00, от речного вокзала Кинешмы отходит теплоход «Москва». Решаю воспользоваться им. 15 минут пути дарят наслаждение величественными волжскими просторами.
Заволжск — центр единственного «левобережного» района Ивановской области, с населением около 15 тысяч жителей. Когда-то этот район был знаменит «сепаратистскими» настроениями: он желал выйти из состава Ивановской области, чтобы присоединиться к Костромской. Хотелось бы надеяться, что появление автомобильного моста, ликвидировавшего оторванность Заволжска от остальной части «текстильного края», положило конец таким тенденциям.
Когда-то Заволжск формально считался удалённой частью Кинешмы. Самостоятельным городом он стал в 1954 году.
Отрезанность Заволжска от «большой земли», имевшая место до самого недавнего времени, как мне показалось, наложила здесь определённый отпечаток. Город производит впечатление «медвежьего угла» (если сравнивать его с «мегаполисом» на противоположном берегу). Но здесь есть немало приятных уголков. Была обнаружена даже художественная галерея, расположенная в одной из старинных построек.
Станция Заволжск находится в стороне от города. Жилого посёлка рядом с ней не оказалось; впрочем, с городом её связывает асфальтированная дорога. Главное здание станции (несостоявшийся вокзал) построено по типовому проекту, характерному для Северной железной дороги.
Участок железной дороги, расположенный к югу от станции, имеет статус подъездного пути. Приблизительно в километре от «вокзала» находится предприятие лесной промышленности, где ведётся загрузка вагонов лесом.
Ещё через три километра — Заволжский химический завод (ЗХЗ), являющийся «градообразующим предприятием». Завод сейчас почти не работает, поэтому движение к нему — редкое.
Дальний участок подъездного пути пролегает в очень живописной местности. Местами линия проложена непосредственно вдоль берега Волги. Отсюда открывается красивый вид на водные просторы и раскинувшийся над ними новый мост.
Перед заводом находится небольшая станция, которую железнодорожники называют «Химразъезд». Никакого персонала на ней нет, а существовавшее когда-то станционное здание полуразрушено. Рядом с ним имеется заросшая травой платформа. Далее начинается охраняемая территория завода.
Грузовой состав на Островское, как правило, уходит отсюда каждый день (в выходные дни его может не быть). Отправление почти всегда в одно и то же время — около 11 часов. Состав из Островского в Заволжск приходит вечером.
На участке всегда работает один тепловоз ЧМЭ3, приписанный к ТЧ-1 Северной железной дороги (депо Ярославль). Обычно, приведя состав в Островское, он возвращается назад. Бывает и так, что тепловоз следует с новой локомотивной бригадой дальше — до станции Судиславль. Прибывшие из Заволжска машинисты переходят в другой тепловоз, который, в итоге, попадает из Судиславля в Заволжск.
Заволжские железнодорожники нормально отнеслись к моему желанию уехать в кабине тепловоза до Островского. Машинист тепловоза задолго до отправления пригласил меня в кабину, угощал чаем.
Тепловоз являлся самым обыкновенным ЧМЭ3-1***, приписанным к Ярославлю (чтобы исключить угрозу неприятных последствий для машиниста, не буду указывать подлинный номер локомотива). В дополнение к штатным сиденьям машиниста и помощника, в кабине также обнаружился дополнительный стул, что было очень кстати. В 12:10 отправляемся.
В составе оказалось несколько полувагонов, гружённых лесом, и почему-то один порожний. Машинист почти всю дорогу распекал правительство и общую неустроенность России. При этом использовал почти исключительно нецензурные выражения — выслушивать его было тяжело. Молодой помощник машиниста предпочитал отмалчиваться.
Установленная скорость движения на перегонах Заволжск — Ивашево и Ивашево — Островское составляет 15 километров в час. Быстрее двигаться нельзя (помимо всего прочего, ещё и по причине наличия в локомотиве безжалостной скоростемерной ленты — к слову, незнакомой локомотивным бригадам на большинстве ведомственных линий).
Через несколько лет состояние пути здесь может стать настолько плохим, что даже движение с «черепашьей» скоростью будет небезопасно. И тем не менее, по словам машиниста, железная дорога — практически единственное предприятие в Заволжске, которое «живёт», где платят относительно нормальную зарплату. На железной дороге работает лишь около двадцати человек. Этим «избранным» крупно повезло.
Рассматривая карту и обращая внимание на километровые знаки, приятно осознать, что граница регионов осталась позади. За окнами кабины уже Костромская область.
…Светофор горит зелёным светом, за ним — Ивaшево, действующая станция. Останавливаемся, помощник машиниста уходит в помещение дежурного. Никакой погрузки здесь почти никогда не бывает, скрещение составов не происходит. Радует, что эта станция всё же остаётся жива.
При станции существует жилой посёлок, состоящий из двухэтажных кирпичных домов. Неподалёку отсюда находится музей-усадьба драматурга А. Н. Островского Щелыково.
В 14:40 прибываем в Островское, на крупнейшую станцию этого участка. Станция расположена немного в стороне от одноимённого села — районного центра. Село большое (население 5, 5 тысячи человек), старинное (основано в XIII веке). Ранее оно называлось Семёновское.
У посёлок железнодорожников, состоящий из четырёх кирпичных двухэтажных многоквартирных домов. На противоположной стороне путей находится нижний склад крупного леспромхоза, где ведётся погрузка леса в полувагоны.
Встречный состав, следующий из Судиславля, ожидался через два часа. Заволжский тепловоз приступил к манёврам, забирая вагоны из леспромхоза. Под моросящим дождём осматриваю посёлок, захожу в местный магазин с убогим ассортиментом продуктов.
«Вокзал» в Островском такой же, как и в Заволжске. Здесь тоже имеется пассажирская платформа. Однако пассажирского движения на линии не было никогда — так заявляли все местные жители, которым я задавал вопрос на эту тему.
В назначенное время приходит состав из Судиславля, ведомый, как всегда, тепловозом ЧМЭ3. Его локомотивная бригада переходит в кабину «моего» ЧМЭ3-1***. Машинист вновь оказался хорошим — еду до Первушино без проблем.
Отправляемся в 17:30. Участок от Островского до Первушино представляет собой один длинный перегон. Раздельных пунктов здесь нет (и, вроде бы, никогда не было). Здесь, в отличие от участка Островское — Заволжск, почти всюду были уложены железобетонные шпалы. Несмотря на это, разрешённая скорость лишь немногим выше — 20 километров в час.
В 19:10 состав прибыл на станцию Первушино, расположенную на железной дороге Нерехта — Кострома — Галич. Эта линия имела шансы войти в число основных магистралей страны. Транзитное движение по направлению Ярославль — Котельнич через Кострому ничуть не менее логично, чем через Данилов.
К радости для меня, эту линию не затронул неприятный для меня процесс электрификации. Она остаётся «островом» тепловозной тяги. Почти не используется для транзитного движения, хотя и пропускает один транзитный пассажирский поезд дальнего следования.
Когда-то вблизи Первушино планировалось построить новый, «обходной» путь, позволяющий пропускать поезда по направлению Островское — Галич без захода на станцию Первушино — и, соответственно, без смены направления движения. На местности никаких следов от него обнаружить не удалось. Скорее всего, этот проект остался на бумаге.

04.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу