ID: 6487
КЛЕЩЁВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
220
Начальным пунктом Клещёвской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кóвкула, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Посёлок находится на правом берегу реки Онега, на автодороге Онега — Савинск. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1955 году. Насколько известно автору, на ней не было лесных посёлков. Протяжённость магистральной линии на пике развития составляла около 40 километров.
Ориентировочная дата прекращения вывоза леса по Клещёвской узкоколейной железной дороге – 1995 год. После прекращения движения «тяжёлого» подвижного состава узкоколейная железная дорога использовалась жителями посёлка Ковкула для движения на мотодрезинах.
В 2004 году узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана. По неподтверждённым данным, рельсы остались на отдалённых лесных участках.
По состоянию на июнь 2005 года (поездка автора), в посёлке Ковкула сохранялась по меньшей мере одна кабина тепловоза. Скорее всего, это был тепловоз ТУ6А. Сохранялся один частично разрезанный пассажирский вагон. В деревянном здании бывшей диспетчерской узкоколейной железной дороги (?) размещалось Прилукское лесничество и отделение Сбербанка.
Пересечение Клещёвской узкоколейной железной дороги с автодорогой Онега — Савинск на окраине
посёлка Ковкула. Вид в западном направлении, в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Там же, вид в противоположном направлении.
09.06.2005
Несколько ближе к бывшему нижнему складу. Вид на запад, в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Вид из той же точки в противоположном направлении. Впереди — разрушенный мост.
09.06.2005
Разобранная линия узкоколейная железной дороги вступает в пределы жилой части посёлка Ковкула.
09.06.2005
Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — на восток.
09.06.2005
Посёлок Ковкула. Здание, в котором в настоящее время размещается отделение Сбербанка -
возможно, бывшая диспетчерская узкоколейной железной дороги.
09.06.2005
Вид от западной горловины бывшей главной станции узкоколейной железной дороги
в направлении берега реки Онега и нижнего склада.
09.06.2005
Вид из той же точки в противоположную сторону. Впереди — разрушенная главная станция узкоколейной
железной дороги. Слева — здание, в котором в настоящее время размещается отделение
Сбербанка (возможно, бывшая диспетчерская узкоколейной железной дороги).
09.06.2005
Участок разобранной узкоколейной железной дороги, расположенный недалеко от реки Онега.
Вид в сторону главной станции узкоколейной железной дороги.
Вправо отходит путь к базе горюче-смазочных материалов.
09.06.2005
Разобранная узкоколейная железная дорога приближается к бывшему нижнему складу,
расположенному на берегу реки Онега. Вид в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Разобранные пути у берега реки Онега. Вид в северном направлении.
09.06.2005
Разобранный путь у берега реки Онега. Вид в направлении
бывшей главной станции узкоколейной железной дороги.
09.06.2005
Кабина тепловоза вблизи берега реки Онега.
09.06.2005
Та же самая кабина. Вид в северном направлении, в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Территория бывшего нижнего склада. Вид в северном направлении.
09.06.2005
Пассажирский вагон на территории бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Территория бывшего нижнего склада. Вид в южном направлении.
09.06.2005
Разобранный участок железнодорожного пути, расположенный к югу (выше по течению) от нижнего склада.
Вид в южном направлении. Впереди находилась база горюче-смазочных материалов.
09.06.2005
Между бывшей базой горюче-смазочных материалов и бывшей главной станцией узкоколейной железной дороги.
Этот путь когда-то являлся частью «треугольника». Вид в сторону бывшей
главной станции узкоколейной железной дороги.
09.06.2005
Тот же самый путь, вид в том же самом направлении. Вдали —
бывшая главная станция узкоколейной железной дороги.
09.06.2005
Вид из той же точки в противоположную сторону.
09.06.2005
19.01.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1955 году. Насколько известно автору, на ней не было лесных посёлков. Протяжённость магистральной линии на пике развития составляла около 40 километров.
Ориентировочная дата прекращения вывоза леса по Клещёвской узкоколейной железной дороге – 1995 год. После прекращения движения «тяжёлого» подвижного состава узкоколейная железная дорога использовалась жителями посёлка Ковкула для движения на мотодрезинах.
В 2004 году узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана. По неподтверждённым данным, рельсы остались на отдалённых лесных участках.
По состоянию на июнь 2005 года (поездка автора), в посёлке Ковкула сохранялась по меньшей мере одна кабина тепловоза. Скорее всего, это был тепловоз ТУ6А. Сохранялся один частично разрезанный пассажирский вагон. В деревянном здании бывшей диспетчерской узкоколейной железной дороги (?) размещалось Прилукское лесничество и отделение Сбербанка.
Пересечение Клещёвской узкоколейной железной дороги с автодорогой Онега — Савинск на окраине
посёлка Ковкула. Вид в западном направлении, в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Там же, вид в противоположном направлении.
09.06.2005
Несколько ближе к бывшему нижнему складу. Вид на запад, в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Вид из той же точки в противоположном направлении. Впереди — разрушенный мост.
09.06.2005
Разобранная линия узкоколейная железной дороги вступает в пределы жилой части посёлка Ковкула.
09.06.2005
Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — на восток.
09.06.2005
Посёлок Ковкула. Здание, в котором в настоящее время размещается отделение Сбербанка -
возможно, бывшая диспетчерская узкоколейной железной дороги.
09.06.2005
Вид от западной горловины бывшей главной станции узкоколейной железной дороги
в направлении берега реки Онега и нижнего склада.
09.06.2005
Вид из той же точки в противоположную сторону. Впереди — разрушенная главная станция узкоколейной
железной дороги. Слева — здание, в котором в настоящее время размещается отделение
Сбербанка (возможно, бывшая диспетчерская узкоколейной железной дороги).
09.06.2005
Участок разобранной узкоколейной железной дороги, расположенный недалеко от реки Онега.
Вид в сторону главной станции узкоколейной железной дороги.
Вправо отходит путь к базе горюче-смазочных материалов.
09.06.2005
Разобранная узкоколейная железная дорога приближается к бывшему нижнему складу,
расположенному на берегу реки Онега. Вид в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Разобранные пути у берега реки Онега. Вид в северном направлении.
09.06.2005
Разобранный путь у берега реки Онега. Вид в направлении
бывшей главной станции узкоколейной железной дороги.
09.06.2005
Кабина тепловоза вблизи берега реки Онега.
09.06.2005
Та же самая кабина. Вид в северном направлении, в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Территория бывшего нижнего склада. Вид в северном направлении.
09.06.2005
Пассажирский вагон на территории бывшего нижнего склада.
09.06.2005
Территория бывшего нижнего склада. Вид в южном направлении.
09.06.2005
Разобранный участок железнодорожного пути, расположенный к югу (выше по течению) от нижнего склада.
Вид в южном направлении. Впереди находилась база горюче-смазочных материалов.
09.06.2005
Между бывшей базой горюче-смазочных материалов и бывшей главной станцией узкоколейной железной дороги.
Этот путь когда-то являлся частью «треугольника». Вид в сторону бывшей
главной станции узкоколейной железной дороги.
09.06.2005
Тот же самый путь, вид в том же самом направлении. Вдали —
бывшая главная станция узкоколейной железной дороги.
09.06.2005
Вид из той же точки в противоположную сторону.
09.06.2005
19.01.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу