ID: 6638
СМОЛЕНСКИЙ ТРАМВАЙ
93
Трамвайное движение в городе Смоленске было открыто в 1901 году. Ширина колеи, принятая на трамвайной сети Смоленска, первоначально составляла 1000 мм. С 1947 года ширина колеи составляет 1524 мм. По данным на 2008 год, трамвайная сеть остаётся действующей, но находится в плохом состоянии (как и большинство трамвайных сетей в нынешней России).
История (частично использована информация из книги «Народный транспорт: к 100-летию Смоленского трамвая», изданной в 2001 году, автор — Н. И. Стариков)
Вопрос о создании в губернском городе Смоленске системы городского рельсового транспорта был поднят в 1890-х годах. В отличие от многих других городов России, использование в Смоленске городской конно-рельсовой дороги («конки») не представлялось возможным из-за пересечённого рельефа местности.
26 марта 1899 года Смоленская городская Дума предоставила «Русскому электрическому обществу «Унион» права на строительство электростанции, необходимой для создания городской электрической железной дороги. «Русское электрическое общество «Унион» являлось компанией с преобладанием бельгийского капитала.
Почти сразу же после предоставления прав на строительство электростанции началось сооружение городской электрической железной дороги (трамвая). Первые линии пролегали по направлению железнодорожный вокзал — центр города. Линии были однопутными, имели разъезды.
По информации от А. Мелькина, почти одновременно строилась и линия в северном направлении — вверх на Покровскую гору до земской больницы.
7 (20) октября 1901 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения. С первого дня работы вагоны курсировали по двум маршрутам: «Вокзал» — «Никольские ворота» («Офицерская слобода») и «Вокзал» — «Губернаторский пролом». По информации от А. Мелькина, практически одновременно был открыт и третий маршрут — до земской больницы, но почти сразу же его закрыли на полгода: неблагоприятное сочетание несовершенной конструкции тормозов вагонов, крутого профиля и поворотов малого радиуса в нижней части Покровской горы привело к первой аварии и отсрочке повторного открытия до весны 1902 года.
Первое депо трамвая с момента открытия и до 1960-х годов находилось на левом берегу Днепра, немногим восточнее «деревянного» моста через Днепр, по которому пролегала первая трамвайная линия. По состоянию на 2008 год, от этого моста остались только береговые устои, здания бывшего депо сохранились — в них находятся различные мелкие предприятия.
В 1918 году трамвайное хозяйство было национализировано. Несмотря на тяжелейшую ситуацию в стране, трамвай продолжал работу.
В течение некоторого времени плата за проезд «вниз» (из центра города в сторону вокзала) и «вверх» (от вокзала в сторону центра города) была различной. Из номера газеты «Рабочий путь» за 23 января 1922 года известно, что «С 1 января тариф для проезда в трамвае установлен в следующем размере: по направлению вверх — 120 рублей, по направлению вниз — 100 рублей.» Для половины рабочих и служащих на каждом предприятии устанавливалась 50-процентная скидка.
Информация о работе трамвая в 1924-1925 годах: протяжённость пути — 6,39 км, выпуск вагонов на линию — 6 единиц, резерв вагонов — 3 единицы, в ремонте — 5 единиц. Среднесуточная продолжительность работы вагона — 17,1 часа, средняя скорость движения — 9,5 км/час.
В 1930-х годах протяжённость трамвайных линий значительно возросла, на многих участках были уложены вторые пути. По состоянию на 1936 год, имелось 22 вагона, протяжённость пути составляла 13 километров.
По неподтверждённым данным, на 1941 год было запланировано начало реконструкции трамвайной сети на широкую колею (1524 мм). Осуществить реконструкцию помешала Великая Отечественная война. В ходе ожесточённых боёв за город трамвай был почти полностью разрушен. В период оккупации Смоленска (с 16 июля 1941 года по 25 сентября 1943 года) трамвайное движение не осуществлялось, контактная сеть была вывезена в Германию.
В 1947 году было принято решение о восстановлении трамвайного хозяйства. Летом 1947 года началась прокладка новых путей, имеющих широкую колею (1524 мм). 31 октября 1947 года состоялся пробный пуск трамвая, 7 ноября года было открыто регулярное движение. В течение нескольких последующих лет уцелевшие остатки узкоколейного пути заменялись ширококолейными линиями.
По информации от А. Мелькина, мост через Днепр в створе улицы Большая Советская был восстановлен лишь во второй половине 1950-х годов (ориентировочно в 1958 году). До этого времени, по неподтверждённым данным, линия по Большой Советской улице использовалась как служебная.
В 1989 году Смоленский трамвай достиг пиковой точки своего развития — 6 ноября была открыта линия значительной протяжённости, вдоль улицы Маршала Еременко от конечной станции «Авиазавод» до новой конечной станции «Ситники». Эта линия была проложена вне проезжей части и была пригодна дли движения с высокой скоростью.
По информации от А. Мелькина, значительная часть линии Авиазавод — Ситники, за исключением примерно 400 метров в районе Авиазавода и собственно кольца «Ситники», была построена с применением рельсо-шпальной решётки, взятой с железнодорожных линий общего пользования. На ней были уложены рельсы тяжёлого типа и железобетонные шпалы, работы велись с применением железнодорожной техники (известно об использовании выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПР-3000). Железнодорожная техника была доставлена на строящуюся линию «на своих осях» по временному соединительному пути с пролегающего поблизости подъездного пути авиационного завода.
В 2001 году трамвайное хозяйство и весь город Смоленск понёс тяжелейшую утрату — варварским постановлением местных властей была закрыта линия на главной магистрали города — Большой Советской улице, и однопутная линия на улицах Тухачевского и Исаковского. Эти линии пролегали в историческом центре города, вблизи основных городских достопримечательностей. Однопутная линия вблизи остановки «Дом офицеров» пересекала стену Смоленского кремля через аркообразный проём, сделанный рядом с Никольскими воротами.
http://transit.parovoz.com/muralista/pg_view.php?ID=134&LNG=RU — трамвайная линия вблизи стен Смоленского кремля, 1974 год
С утратой трамвая в историческом центре города Смоленск лишился части своего неповторимого колорита. Сложившаяся схема маршрутов была разрушена, оставшиеся трамвайные линии лишились части пассажиропотока, что привело к ещё большему упадку трамвая.
По состоянию на 2008 год, в Смоленске сохраняется трамвайное движение. Среди подвижного состава преобладают устаревшие вагоны КТМ5 и КТМ8 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Скорость движения на большинстве участков низкая из-за плохого состояния пути и помех, создаваемых недисциплинированными водителями автотранспорта.
Будущее трамвайной сети представляется неопределённым. С учётом последних событий, произошедших в России (уже состоявшееся уничтожение трамвайной сети в Архангельске, Астрахани, Иванове, курс на полное уничтожение трамвая в Воронеже, Липецке, Дзержинске и многих других городах), нельзя исключать возможность полного уничтожения трамвая и в Смоленске.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленский_трамвай — материал из «Википедии» — «свободной энциклопедии»
http://www.smz.smolensk.ru/transpo01/page-01.htm — «Линия, которой больше нет» (материал, посвящённый линии на Большой Советской улице, закрытой в 2001 году)
http://forum.tr.ru/read.php?1,149599,page=all — рассказ о поездке, фотографии (2004 год)
http://www.mytrams.spb.ru/mytrams_smolensk2004.htm — фотографии (2004 год)
http://www.rg.ru/printable/2008/08/22/reg-roscentr/tramvai.html — «Рельсовый разбор» (2008 год)
23.11.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
История (частично использована информация из книги «Народный транспорт: к 100-летию Смоленского трамвая», изданной в 2001 году, автор — Н. И. Стариков)
Вопрос о создании в губернском городе Смоленске системы городского рельсового транспорта был поднят в 1890-х годах. В отличие от многих других городов России, использование в Смоленске городской конно-рельсовой дороги («конки») не представлялось возможным из-за пересечённого рельефа местности.
26 марта 1899 года Смоленская городская Дума предоставила «Русскому электрическому обществу «Унион» права на строительство электростанции, необходимой для создания городской электрической железной дороги. «Русское электрическое общество «Унион» являлось компанией с преобладанием бельгийского капитала.
Почти сразу же после предоставления прав на строительство электростанции началось сооружение городской электрической железной дороги (трамвая). Первые линии пролегали по направлению железнодорожный вокзал — центр города. Линии были однопутными, имели разъезды.
По информации от А. Мелькина, почти одновременно строилась и линия в северном направлении — вверх на Покровскую гору до земской больницы.
7 (20) октября 1901 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения. С первого дня работы вагоны курсировали по двум маршрутам: «Вокзал» — «Никольские ворота» («Офицерская слобода») и «Вокзал» — «Губернаторский пролом». По информации от А. Мелькина, практически одновременно был открыт и третий маршрут — до земской больницы, но почти сразу же его закрыли на полгода: неблагоприятное сочетание несовершенной конструкции тормозов вагонов, крутого профиля и поворотов малого радиуса в нижней части Покровской горы привело к первой аварии и отсрочке повторного открытия до весны 1902 года.
Первое депо трамвая с момента открытия и до 1960-х годов находилось на левом берегу Днепра, немногим восточнее «деревянного» моста через Днепр, по которому пролегала первая трамвайная линия. По состоянию на 2008 год, от этого моста остались только береговые устои, здания бывшего депо сохранились — в них находятся различные мелкие предприятия.
В 1918 году трамвайное хозяйство было национализировано. Несмотря на тяжелейшую ситуацию в стране, трамвай продолжал работу.
В течение некоторого времени плата за проезд «вниз» (из центра города в сторону вокзала) и «вверх» (от вокзала в сторону центра города) была различной. Из номера газеты «Рабочий путь» за 23 января 1922 года известно, что «С 1 января тариф для проезда в трамвае установлен в следующем размере: по направлению вверх — 120 рублей, по направлению вниз — 100 рублей.» Для половины рабочих и служащих на каждом предприятии устанавливалась 50-процентная скидка.
Информация о работе трамвая в 1924-1925 годах: протяжённость пути — 6,39 км, выпуск вагонов на линию — 6 единиц, резерв вагонов — 3 единицы, в ремонте — 5 единиц. Среднесуточная продолжительность работы вагона — 17,1 часа, средняя скорость движения — 9,5 км/час.
В 1930-х годах протяжённость трамвайных линий значительно возросла, на многих участках были уложены вторые пути. По состоянию на 1936 год, имелось 22 вагона, протяжённость пути составляла 13 километров.
По неподтверждённым данным, на 1941 год было запланировано начало реконструкции трамвайной сети на широкую колею (1524 мм). Осуществить реконструкцию помешала Великая Отечественная война. В ходе ожесточённых боёв за город трамвай был почти полностью разрушен. В период оккупации Смоленска (с 16 июля 1941 года по 25 сентября 1943 года) трамвайное движение не осуществлялось, контактная сеть была вывезена в Германию.
В 1947 году было принято решение о восстановлении трамвайного хозяйства. Летом 1947 года началась прокладка новых путей, имеющих широкую колею (1524 мм). 31 октября 1947 года состоялся пробный пуск трамвая, 7 ноября года было открыто регулярное движение. В течение нескольких последующих лет уцелевшие остатки узкоколейного пути заменялись ширококолейными линиями.
По информации от А. Мелькина, мост через Днепр в створе улицы Большая Советская был восстановлен лишь во второй половине 1950-х годов (ориентировочно в 1958 году). До этого времени, по неподтверждённым данным, линия по Большой Советской улице использовалась как служебная.
В 1989 году Смоленский трамвай достиг пиковой точки своего развития — 6 ноября была открыта линия значительной протяжённости, вдоль улицы Маршала Еременко от конечной станции «Авиазавод» до новой конечной станции «Ситники». Эта линия была проложена вне проезжей части и была пригодна дли движения с высокой скоростью.
По информации от А. Мелькина, значительная часть линии Авиазавод — Ситники, за исключением примерно 400 метров в районе Авиазавода и собственно кольца «Ситники», была построена с применением рельсо-шпальной решётки, взятой с железнодорожных линий общего пользования. На ней были уложены рельсы тяжёлого типа и железобетонные шпалы, работы велись с применением железнодорожной техники (известно об использовании выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПР-3000). Железнодорожная техника была доставлена на строящуюся линию «на своих осях» по временному соединительному пути с пролегающего поблизости подъездного пути авиационного завода.
В 2001 году трамвайное хозяйство и весь город Смоленск понёс тяжелейшую утрату — варварским постановлением местных властей была закрыта линия на главной магистрали города — Большой Советской улице, и однопутная линия на улицах Тухачевского и Исаковского. Эти линии пролегали в историческом центре города, вблизи основных городских достопримечательностей. Однопутная линия вблизи остановки «Дом офицеров» пересекала стену Смоленского кремля через аркообразный проём, сделанный рядом с Никольскими воротами.
http://transit.parovoz.com/muralista/pg_view.php?ID=134&LNG=RU — трамвайная линия вблизи стен Смоленского кремля, 1974 год
С утратой трамвая в историческом центре города Смоленск лишился части своего неповторимого колорита. Сложившаяся схема маршрутов была разрушена, оставшиеся трамвайные линии лишились части пассажиропотока, что привело к ещё большему упадку трамвая.
По состоянию на 2008 год, в Смоленске сохраняется трамвайное движение. Среди подвижного состава преобладают устаревшие вагоны КТМ5 и КТМ8 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Скорость движения на большинстве участков низкая из-за плохого состояния пути и помех, создаваемых недисциплинированными водителями автотранспорта.
Будущее трамвайной сети представляется неопределённым. С учётом последних событий, произошедших в России (уже состоявшееся уничтожение трамвайной сети в Архангельске, Астрахани, Иванове, курс на полное уничтожение трамвая в Воронеже, Липецке, Дзержинске и многих других городах), нельзя исключать возможность полного уничтожения трамвая и в Смоленске.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленский_трамвай — материал из «Википедии» — «свободной энциклопедии»
http://www.smz.smolensk.ru/transpo01/page-01.htm — «Линия, которой больше нет» (материал, посвящённый линии на Большой Советской улице, закрытой в 2001 году)
http://forum.tr.ru/read.php?1,149599,page=all — рассказ о поездке, фотографии (2004 год)
http://www.mytrams.spb.ru/mytrams_smolensk2004.htm — фотографии (2004 год)
http://www.rg.ru/printable/2008/08/22/reg-roscentr/tramvai.html — «Рельсовый разбор» (2008 год)
23.11.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу