ID: 6706
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА УШУМУНСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА
283
Ушумунский шпалопропиточный завод находится в посёлке Ушумун, расположенном вблизи одноимённой станции на железнодорожной линии Бамовская — Белогорск (Транссибирская железнодорожная магистраль, историческая Амурская железная дорога). На заводе действует узкоколейная железная дорога.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000 (обозначена не полностью). Станция Ушумун возникла во время строительства Амурской железной дороги — в 1912 году. Первоначально было открыто движение по ветви Ушумун — Черняево (станция Черняево находилась на берегу реки Амур). Со станции Черняево грузы, необходимые для строительства, перевозились в Ушумун, оттуда — на запад и на восток по трассе строящейся магистрали. В Ушумуне было построено каменное здание паровозного депо, остатки которого до сих пор видят пассажиры поездов дальнего следования.
Дата открытия шпалопропиточного завода не установлена. Не исключено, что отсчёт его истории ведётся со времён строительства Амурской железной дороги. В апреле 1963 года Ушумун стал местом размещения путевой машинной станции (ПМС) №185 Забайкальской железной дороги.
Полноценная узкоколейная железная дорога на Ушумунском шпалопропиточном заводе была открыта не позднее 1950-х годов. Первоначально на ней работали паровозы. Узкоколейная железная дорога Ушумунского шпалопропиточного завода составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Ушумунского лесопункта Сивакинского леспромхоза. Имелся соединительный участок между шпалопропиточным заводом и нижним складом лесопункта. От лесопункта магистраль узкоколейной железной дороги уходила в лесной массив как минимум на 10 километров.
В 1950-х годах шпалопропиточный завод работал в основном на местной древесине, доставлявшейся по лесовозной узкоколейной железной дороге. Заготовка «белой» (непропитанной) шпалы осуществлялась на территории лесопункта.
В 1977 году Ушумунский лесопункт был закрыт. Лесовозная узкоколейная железная дорога, по неподтверждённым данным, была разобрана раньше.
В 2000 году Ушумунский шпалопропиточный завод перестал существовать как самостоятельное предприятие, став шпалопропиточным цехом в составе ПМС-185 Забайкальской железной дороги.
Летом 2002 года с Камбарского машиностроительного завода в адрес ПМС-185 в Ушумуне был отправлен новый тепловоз узкой колеи ТУ7А-3336. После его получения были списаны как минимум два ранее работавших тепловоза.
В мае 2008 года завод получил массовую печальную известность из-за трагических событий, произошедших на его территории — пьяный местный житель расстрелял из ружья четырёх человек.
По состоянию на июнь 2008 года, узкоколейная железная дорога действовала. Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги, с учётом «трёхниточных» участков, составляла около 10 километров. Имелся один исправный локомотив — тепловоз ТУ7А-3336. Рядом с депо находился неустановленный тепловоз ТУ6А первых лет выпуска. Тепловоз был снят с тележек, двигатель был демонтирован. Этот тепловоз едва ли подлежал восстановлению, его наиболее вероятным «будущим» являлась скорая разделка на металлолом. Фрагментарно сохранялась кабина тепловоза ТУ4-1512.
Одной из главных проблем Ушумунского шпалопропиточного цеха ПМС-185 является отсутствие ограды по периметру его территории. Вследствие этого здесь можно видеть коров, пасущихся в шаге от залитых креозотом путей, а машинистам тепловоза узкой колеи и тепловозов широкой колеи часто приходится сигналить и сбавлять скорость во избежание наезда на животных. Возведение ограды было начато, но вскоре прекратилось из-за нехватки средств.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)
26.07.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Амурской области»
на главную страницу
Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000 (обозначена не полностью). Станция Ушумун возникла во время строительства Амурской железной дороги — в 1912 году. Первоначально было открыто движение по ветви Ушумун — Черняево (станция Черняево находилась на берегу реки Амур). Со станции Черняево грузы, необходимые для строительства, перевозились в Ушумун, оттуда — на запад и на восток по трассе строящейся магистрали. В Ушумуне было построено каменное здание паровозного депо, остатки которого до сих пор видят пассажиры поездов дальнего следования.
Дата открытия шпалопропиточного завода не установлена. Не исключено, что отсчёт его истории ведётся со времён строительства Амурской железной дороги. В апреле 1963 года Ушумун стал местом размещения путевой машинной станции (ПМС) №185 Забайкальской железной дороги.
Полноценная узкоколейная железная дорога на Ушумунском шпалопропиточном заводе была открыта не позднее 1950-х годов. Первоначально на ней работали паровозы. Узкоколейная железная дорога Ушумунского шпалопропиточного завода составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Ушумунского лесопункта Сивакинского леспромхоза. Имелся соединительный участок между шпалопропиточным заводом и нижним складом лесопункта. От лесопункта магистраль узкоколейной железной дороги уходила в лесной массив как минимум на 10 километров.
В 1950-х годах шпалопропиточный завод работал в основном на местной древесине, доставлявшейся по лесовозной узкоколейной железной дороге. Заготовка «белой» (непропитанной) шпалы осуществлялась на территории лесопункта.
В 1977 году Ушумунский лесопункт был закрыт. Лесовозная узкоколейная железная дорога, по неподтверждённым данным, была разобрана раньше.
В 2000 году Ушумунский шпалопропиточный завод перестал существовать как самостоятельное предприятие, став шпалопропиточным цехом в составе ПМС-185 Забайкальской железной дороги.
Летом 2002 года с Камбарского машиностроительного завода в адрес ПМС-185 в Ушумуне был отправлен новый тепловоз узкой колеи ТУ7А-3336. После его получения были списаны как минимум два ранее работавших тепловоза.
В мае 2008 года завод получил массовую печальную известность из-за трагических событий, произошедших на его территории — пьяный местный житель расстрелял из ружья четырёх человек.
По состоянию на июнь 2008 года, узкоколейная железная дорога действовала. Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги, с учётом «трёхниточных» участков, составляла около 10 километров. Имелся один исправный локомотив — тепловоз ТУ7А-3336. Рядом с депо находился неустановленный тепловоз ТУ6А первых лет выпуска. Тепловоз был снят с тележек, двигатель был демонтирован. Этот тепловоз едва ли подлежал восстановлению, его наиболее вероятным «будущим» являлась скорая разделка на металлолом. Фрагментарно сохранялась кабина тепловоза ТУ4-1512.
Одной из главных проблем Ушумунского шпалопропиточного цеха ПМС-185 является отсутствие ограды по периметру его территории. Вследствие этого здесь можно видеть коров, пасущихся в шаге от залитых креозотом путей, а машинистам тепловоза узкой колеи и тепловозов широкой колеи часто приходится сигналить и сбавлять скорость во избежание наезда на животных. Возведение ограды было начато, но вскоре прекратилось из-за нехватки средств.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)
26.07.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Амурской области»
на главную страницу