ID: 6722
ЯРОСЛАВСКО-ВОЛОГОДСКО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
1052
Сведения, касающиеся истории узкоколейной железной дороги, приводятся в основном по материалам книги «От Москвы
до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
В 1998 году в г. Саранске была издана книга В.Н. Теребова «Общество Московско-Ярославской железной дороги. Сооружение Московско-Ярославско-Архангельской линии (1894 — 1897)», ISBN 5-7493-0124-9. В книге имеется значительное число фотографий объектов узкоколейной железной дороги, сделанных в конце XIX века.
Узкоколейная железная дорога Ярославль — Вологда — Архангельск была одной из крупнейших в истории России узкоколейных железных дорог общего пользования. Протяжённость узкоколейной железной дороги от станции Волга (Ярославль) до станции Архангельск-Пристань составляла 837 километров, ширина колеи — 1067 мм.
Строительство узкоколейной железной дороги было начато акционерным обществом Московско-Ярославской железной дороги. Первоначально было решено связать железнодорожной линией губернские города Ярославль и Вологду. Узкая колея (1067 мм) была выбрана с целью удешевления строительства.
24 июня 1870 года было получено государственное разрешение на строительство. Работы начались в конце того же года — лишь на несколько месяцев позже начала строительства первой в России Ливенской узкоколейной железной дороги.
Первая очередь узкоколейной железной дороги (от станции Волга до станции Данилов, протяжённостью 62 версты) была сдана в эксплуатацию 8 января 1872 года, вторая очередь (от Данилова до Вологды) — 20 июня 1872 года. Протяжённость участка Волга — Вологда составила 192 версты.
Станция Волга, являвшаяся начальным пунктом узкоколейной железной дороги, располагалась вблизи левого берега реки Волги, напротив города Ярославля. Приблизительно в 1900 году станция была переименована в Урочь. Между тем, известно, что название «Урочь» встречалось в некоторых документах и до официального переименования, равно как и то, что название «Волга» употреблялось параллельно с названием «Урочь» и после 1900 года. В отдельных документах встречается название «Урочь (Волга-Яросл.)».
В «Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений», изданном в 1911 году, начальным пунктом железной дороги значилась станция «Урочь (Волга-Яросл.)».
Основные депо находились на станциях Урочь и Вологда. Другие крупные станции — Данилов, Грязовец, Пречистое. Все вокзальные здания и паровозные депо первоначально были деревянными.
По состоянию на 1882 год, на линии Волга — Вологда находилась в обращении одна пара пассажирских поездов, время в пути составляло свыше 11 часов. Имелись станции Волга, Уткино, Дмитриевская (ныне Путятино), Данилов, Макарово, Пречистое, Скалино, Егорьевская (ныне Бакланка), Грязовец, Бурдуково, Вологда. Перевозка пассажиров и грузов через реку Волга осуществлялась в летнее время — водным транспортом, зимой — по льду.
В 1894 году было принято решение о строительстве участка Вологда — Архангельск, в связи с чем Общество Московско-Ярославской железной дороги было переименовано в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Применительно к узкоколейной железной дороге использовался термин «Ярославско-Вологодско-Архангельская линия».
Строительство велось в трудных условиях малонаселённой и заболоченной местности. По состоянию на лето 1897 года, было открыто пассажирское движение на участке Вологда — Коноши (Коноша), протяжённостью 198 вёрст. 17 ноября 1897 года в Архангельске состоялась торжественная церемония открытия железной дороги. Однако к тому времени дорога была непригодна для постоянной эксплуатации. Регулярное движение на участке Вологда — Архангельск было открыто в 1898 году.
Конечным пунктом узкоколейной железной дороги являлась станция Архангельск-Пристань, расположенная на левом берегу реки Северная Двина, напротив города Архангельска. Строительство моста через реку Северная Двина в то время не планировалось — мост появился лишь в 1964 году.
С 1 апреля 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога стала казённой (государственной). В 1902 году за казённый счёт началось строительство Петербурго-Вологодской и Вологодско-Вятской железнодорожных линий. Вскоре станция Вологда стала крупным железнодорожным узлом, включавшем четыре направления: узкоколейные (к станциям Волга и Архангельск), и ширококолейные (к станциям Званка (Волховстрой) и Вятка). На участке Вологда — Паприха, протяжённостью 19 километров, железные дороги широкой и узкой колеи пролегали рядом.
По утверждению авторов книги «Создание Великого сибирского пути», в период строительства Петербурго-Вологодской и Вологодско-Вятской железных дорог несколько раз осуществлялась доставка подвижного состава колеи 1524 мм на станцию Вологда по Ярославско-Вологодско-Архангельской узкоколейной железной дороге.
Согласно расписанию движения пассажирских поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»), имелись раздельные и остановочные пункты Урочь, Филино (разъезд), Коченятино (разъезд), Уткино, Пучковская (разъезд), Догадцево (разъезд), Путятино, Вахрамеевская, ныне Пантелеево (разъезд), Данилов, Макарово, Пречистое, Скалино, Гилленшмидт, ныне Нефёдово (разъезд), Бакланка, Скоморохово (разъезд), Грязовец, Волоцкой (разъезд), Стеблево (остановочный пункт), Бурдуково, Чахлово (остановочный пункт), Вологда-город (Вологда I), Монастырская, предположительно ныне Рыбкино (остановочный пункт), Заианикиевая, ныне Заионикиево (остановочный пункт), Сухона, Морженга, Семигородний монастырь (ныне Семигородняя), Лещово (ныне Харовская), Пундуга, Вожега, Лухтонга, Коноша, Фоминская (остановочный пункт), Вандыш, Бурачиха (разъезд), Шожма, Шалакуша (разъезд), Лепша, Плессецкая (ныне Плесецкая), Емца, Обозерская, Холмогорская, Тундра, Исакогорка, Архангельск-Пристань.
Согласно книге «История железнодорожного транспорта России (1836-1917)», в 1900-х годах на узкоколейной железной дороге Урочь — Архангельск имелось 7 паровозных депо — на станциях Урочь, Пречистое, Вологда, Вожега, Няндома, Емца, Исакогорка. Депо на станции Вологда имело 7 стойл, на станции Урочь — 6, на станции Няндома — 5, на станциях Пречистое и Исакогорка — по 4, на станциях Вожега и Емца — по 3 стойла. Насчитывалось 55 паровозов российского и зарубежного производства, 1033 грузовых вагона, 118 пассажирских вагонов, в том числе двухосных — 59, трёхосных — 11, четырёхосных — 48.
В 1911 году началось строительство железнодорожного моста через Волгу в Ярославле и реконструкция участка узкоколейной железной дороги Урочь — Вологда на широкую колею. В 1913 году было открыто сквозное движение по широкой колее от Москвы до Вологды. После этого станция Урочь стала тупиковым пунктом, расположенным в стороне от главного хода. Ближайшей к ней станцией широкой колеи стала станция Филино.
На протяжении некоторого времени действовала изолированная узкоколейная железная дорога Урочь — Филино, протяжённость которой составляла около 3 километров. С 1913 года по меньшей мере до 1917 года на ней существовало пассажирское движение. Позднее станция Урочь была ликвидирована.
В связи с началом Первой мировой войны возросло значение Архангельского морского порта, что потребовало провести скорейшую реконструкцию участка Вологда — Архангельск на широкую колею. Работы были начаты в 1914 году.
Почти все паровозы, работавшие на Ярославско-Вологодско-Архангельской узкоколейной железной дороге, в 1916 году были переданы на военно-полевые узкоколейные железные дороги, строившиеся в Закавказье и сопредельных районах Турции и Ирана (главная линия военно-полевой узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Шахтахты — Баязет).
По информации от Д. Фокина, участок Вологда — Архангельск в «Официальных указателях железнодорожных и других пассажирских сообщений» перестал упоминаться как узкоколейный с 1916 года.
Согласно расписанию движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя железнодорожных и других пассажирских сообщений»), из 837 километров бывшей узкоколейной магистрали Урочь — Архангельск оставались узкоколейными лишь 3 километра — от станции Урочь до станции Филино.
По информации от Д. Фокина, после 1917 года участок Филино — Урочь оставался в «Указателях», но курсирующие по нему поезда показаны не были. Начиная с 1924 года, данный участок исчез из «Указателей». Ярославско-Вологодско-Архангельская узкоколейная железная дорога окончательно ушла в историю.
«Урочские мастерские». Фотография из книги «От Москвы
до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Промежуточная станция Пречистое». Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Вокзал станции Вологда узкой колеи. 1890 год». Фотография из книги
«От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Станция Вологда, вагонное депо и вокзал узкой колеи. 1890 год». Фотография из
книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Один из первых пассажирских поездов, отправившихся со станции Вологда в 1898 году».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Паровоз Стефенсона. Станция Вологда I». Фотография из книги «От Москвы
до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Путепровод отверстием 15,00 саж. над линией Ярославль - Архангельск на 574-й версте Петербурго-Вологодской железной дороги.
Сверху - широкая колея, внизу - узкая». Фотография из книги «Создание Великого сибирского пути».
«Мост через реку Сухона (отвес 40 сажен), ныне передан городу Сокол». Фотография
из книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Станция Пундуга. Общий вид». Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Осадка полотна на болоте при работах на строящейся линии Вологда — Архангельск
в 1897 году». Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«422 верста. Мост через реку Емцу. Общий вид подмостей для сборки железного строения».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«531 верста. Осадка полотна на болоте в марте 1897 года». Фотография из книги
«От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Станция Обозерская Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Общий вид».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Станция Обозерская. Жилой дом станционных работников». Фотография из книги
«От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Промежуточное снабжение на Московско-Ярославско-Архангельской
железной дороге». Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Первые шаги в тундре. Разрубка просеки и устройство стлани под временную дорогу».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Устройство насыпи через реку Исакогорка». Фотография из книги
«От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Исакогорка. Насыпь (дамба) во время разлива Северной Двины весной 1896 года».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Первый вокзал станции Архангельск». Фотография из книги «От Москвы
до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
09.01.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
В 1998 году в г. Саранске была издана книга В.Н. Теребова «Общество Московско-Ярославской железной дороги. Сооружение Московско-Ярославско-Архангельской линии (1894 — 1897)», ISBN 5-7493-0124-9. В книге имеется значительное число фотографий объектов узкоколейной железной дороги, сделанных в конце XIX века.
Узкоколейная железная дорога Ярославль — Вологда — Архангельск была одной из крупнейших в истории России узкоколейных железных дорог общего пользования. Протяжённость узкоколейной железной дороги от станции Волга (Ярославль) до станции Архангельск-Пристань составляла 837 километров, ширина колеи — 1067 мм.
Строительство узкоколейной железной дороги было начато акционерным обществом Московско-Ярославской железной дороги. Первоначально было решено связать железнодорожной линией губернские города Ярославль и Вологду. Узкая колея (1067 мм) была выбрана с целью удешевления строительства.
24 июня 1870 года было получено государственное разрешение на строительство. Работы начались в конце того же года — лишь на несколько месяцев позже начала строительства первой в России Ливенской узкоколейной железной дороги.
Первая очередь узкоколейной железной дороги (от станции Волга до станции Данилов, протяжённостью 62 версты) была сдана в эксплуатацию 8 января 1872 года, вторая очередь (от Данилова до Вологды) — 20 июня 1872 года. Протяжённость участка Волга — Вологда составила 192 версты.
Станция Волга, являвшаяся начальным пунктом узкоколейной железной дороги, располагалась вблизи левого берега реки Волги, напротив города Ярославля. Приблизительно в 1900 году станция была переименована в Урочь. Между тем, известно, что название «Урочь» встречалось в некоторых документах и до официального переименования, равно как и то, что название «Волга» употреблялось параллельно с названием «Урочь» и после 1900 года. В отдельных документах встречается название «Урочь (Волга-Яросл.)».
В «Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений», изданном в 1911 году, начальным пунктом железной дороги значилась станция «Урочь (Волга-Яросл.)».
Основные депо находились на станциях Урочь и Вологда. Другие крупные станции — Данилов, Грязовец, Пречистое. Все вокзальные здания и паровозные депо первоначально были деревянными.
По состоянию на 1882 год, на линии Волга — Вологда находилась в обращении одна пара пассажирских поездов, время в пути составляло свыше 11 часов. Имелись станции Волга, Уткино, Дмитриевская (ныне Путятино), Данилов, Макарово, Пречистое, Скалино, Егорьевская (ныне Бакланка), Грязовец, Бурдуково, Вологда. Перевозка пассажиров и грузов через реку Волга осуществлялась в летнее время — водным транспортом, зимой — по льду.
В 1894 году было принято решение о строительстве участка Вологда — Архангельск, в связи с чем Общество Московско-Ярославской железной дороги было переименовано в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Применительно к узкоколейной железной дороге использовался термин «Ярославско-Вологодско-Архангельская линия».
Строительство велось в трудных условиях малонаселённой и заболоченной местности. По состоянию на лето 1897 года, было открыто пассажирское движение на участке Вологда — Коноши (Коноша), протяжённостью 198 вёрст. 17 ноября 1897 года в Архангельске состоялась торжественная церемония открытия железной дороги. Однако к тому времени дорога была непригодна для постоянной эксплуатации. Регулярное движение на участке Вологда — Архангельск было открыто в 1898 году.
Конечным пунктом узкоколейной железной дороги являлась станция Архангельск-Пристань, расположенная на левом берегу реки Северная Двина, напротив города Архангельска. Строительство моста через реку Северная Двина в то время не планировалось — мост появился лишь в 1964 году.
С 1 апреля 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога стала казённой (государственной). В 1902 году за казённый счёт началось строительство Петербурго-Вологодской и Вологодско-Вятской железнодорожных линий. Вскоре станция Вологда стала крупным железнодорожным узлом, включавшем четыре направления: узкоколейные (к станциям Волга и Архангельск), и ширококолейные (к станциям Званка (Волховстрой) и Вятка). На участке Вологда — Паприха, протяжённостью 19 километров, железные дороги широкой и узкой колеи пролегали рядом.
По утверждению авторов книги «Создание Великого сибирского пути», в период строительства Петербурго-Вологодской и Вологодско-Вятской железных дорог несколько раз осуществлялась доставка подвижного состава колеи 1524 мм на станцию Вологда по Ярославско-Вологодско-Архангельской узкоколейной железной дороге.
Согласно расписанию движения пассажирских поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»), имелись раздельные и остановочные пункты Урочь, Филино (разъезд), Коченятино (разъезд), Уткино, Пучковская (разъезд), Догадцево (разъезд), Путятино, Вахрамеевская, ныне Пантелеево (разъезд), Данилов, Макарово, Пречистое, Скалино, Гилленшмидт, ныне Нефёдово (разъезд), Бакланка, Скоморохово (разъезд), Грязовец, Волоцкой (разъезд), Стеблево (остановочный пункт), Бурдуково, Чахлово (остановочный пункт), Вологда-город (Вологда I), Монастырская, предположительно ныне Рыбкино (остановочный пункт), Заианикиевая, ныне Заионикиево (остановочный пункт), Сухона, Морженга, Семигородний монастырь (ныне Семигородняя), Лещово (ныне Харовская), Пундуга, Вожега, Лухтонга, Коноша, Фоминская (остановочный пункт), Вандыш, Бурачиха (разъезд), Шожма, Шалакуша (разъезд), Лепша, Плессецкая (ныне Плесецкая), Емца, Обозерская, Холмогорская, Тундра, Исакогорка, Архангельск-Пристань.
Согласно книге «История железнодорожного транспорта России (1836-1917)», в 1900-х годах на узкоколейной железной дороге Урочь — Архангельск имелось 7 паровозных депо — на станциях Урочь, Пречистое, Вологда, Вожега, Няндома, Емца, Исакогорка. Депо на станции Вологда имело 7 стойл, на станции Урочь — 6, на станции Няндома — 5, на станциях Пречистое и Исакогорка — по 4, на станциях Вожега и Емца — по 3 стойла. Насчитывалось 55 паровозов российского и зарубежного производства, 1033 грузовых вагона, 118 пассажирских вагонов, в том числе двухосных — 59, трёхосных — 11, четырёхосных — 48.
В 1911 году началось строительство железнодорожного моста через Волгу в Ярославле и реконструкция участка узкоколейной железной дороги Урочь — Вологда на широкую колею. В 1913 году было открыто сквозное движение по широкой колее от Москвы до Вологды. После этого станция Урочь стала тупиковым пунктом, расположенным в стороне от главного хода. Ближайшей к ней станцией широкой колеи стала станция Филино.
На протяжении некоторого времени действовала изолированная узкоколейная железная дорога Урочь — Филино, протяжённость которой составляла около 3 километров. С 1913 года по меньшей мере до 1917 года на ней существовало пассажирское движение. Позднее станция Урочь была ликвидирована.
В связи с началом Первой мировой войны возросло значение Архангельского морского порта, что потребовало провести скорейшую реконструкцию участка Вологда — Архангельск на широкую колею. Работы были начаты в 1914 году.
Почти все паровозы, работавшие на Ярославско-Вологодско-Архангельской узкоколейной железной дороге, в 1916 году были переданы на военно-полевые узкоколейные железные дороги, строившиеся в Закавказье и сопредельных районах Турции и Ирана (главная линия военно-полевой узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Шахтахты — Баязет).
По информации от Д. Фокина, участок Вологда — Архангельск в «Официальных указателях железнодорожных и других пассажирских сообщений» перестал упоминаться как узкоколейный с 1916 года.
Согласно расписанию движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя железнодорожных и других пассажирских сообщений»), из 837 километров бывшей узкоколейной магистрали Урочь — Архангельск оставались узкоколейными лишь 3 километра — от станции Урочь до станции Филино.
По информации от Д. Фокина, после 1917 года участок Филино — Урочь оставался в «Указателях», но курсирующие по нему поезда показаны не были. Начиная с 1924 года, данный участок исчез из «Указателей». Ярославско-Вологодско-Архангельская узкоколейная железная дорога окончательно ушла в историю.
«Урочские мастерские». Фотография из книги «От Москвы
до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Промежуточная станция Пречистое». Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Вокзал станции Вологда узкой колеи. 1890 год». Фотография из книги
«От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Станция Вологда, вагонное депо и вокзал узкой колеи. 1890 год». Фотография из
книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Один из первых пассажирских поездов, отправившихся со станции Вологда в 1898 году».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Паровоз Стефенсона. Станция Вологда I». Фотография из книги «От Москвы
до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Путепровод отверстием 15,00 саж. над линией Ярославль - Архангельск на 574-й версте Петербурго-Вологодской железной дороги.
Сверху - широкая колея, внизу - узкая». Фотография из книги «Создание Великого сибирского пути».
«Мост через реку Сухона (отвес 40 сажен), ныне передан городу Сокол». Фотография
из книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Станция Пундуга. Общий вид». Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Осадка полотна на болоте при работах на строящейся линии Вологда — Архангельск
в 1897 году». Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«422 верста. Мост через реку Емцу. Общий вид подмостей для сборки железного строения».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«531 верста. Осадка полотна на болоте в марте 1897 года». Фотография из книги
«От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Станция Обозерская Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Общий вид».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Станция Обозерская. Жилой дом станционных работников». Фотография из книги
«От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Промежуточное снабжение на Московско-Ярославско-Архангельской
железной дороге». Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Первые шаги в тундре. Разрубка просеки и устройство стлани под временную дорогу».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Устройство насыпи через реку Исакогорка». Фотография из книги
«От Москвы до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Исакогорка. Насыпь (дамба) во время разлива Северной Двины весной 1896 года».
Фотография из книги «От Москвы до Заполярья»,
изданной в г. Ярославле в 1968 году.
«Первый вокзал станции Архангельск». Фотография из книги «От Москвы
до Заполярья», изданной в г. Ярославле в 1968 году.
09.01.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу