ID: 6333

СУРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

186
Начальным пунктом Сýрской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Шýйга, расположенный в Пинежском районе Архангельской области (центр района — село Карпогоры), на левом берегу реки Пинега. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Принадлежала Сурскому лесопункту Лавельского леспромхоза, входившего в объединение «Карпогорылес».
Посёлок Шуйга был основан в 1954 году, строился «на пустом месте». Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1956 году. Весной, в период высокой воды, по реке Пинега был завезён первый паровоз, рельсы, а также щитовые дома, различное оборудование.
На 26 километре узкоколейной железной дороги было решено построить лесной посёлок, названный Берёзовый (Берёзовое). По воспоминаниям жителей Шуйги, посёлок заселялся почти принудительно — находилось немного желающих переезжать из Шуйги, которая сама по себе являлась достаточно отдалённым населённым пунктом, в ещё большую «глушь».
Заселение Берёзового происходило в основном в течение 1964 года. В посёлке была построена начальная школа-«четырёхлетка», клуб, дизель-электростанция и другие объекты. Среди населения Берёзового (как и Шуйги) было много выходцев из Украинской и Молдавской ССР. Кроме того, на лесозаготовках трудились украинские сезонные рабочие.
В 1974 году посёлок Берёзовое был ликвидирован. Почти все дома были разобраны, погружены на платформы и перевезены в Шуйгу.
На пике развития узкоколейной железной дороги протяжённость магистрали составляла 45 километров, суммарная протяжённость — около 100 километров. Существовали ветки 2-я, 3-я (протяжённость — 10 километров), 5-я (протяжённость — 12 километров), 7-я (протяжённость — 21 километр), 8-я (протяжённость — 14 километров), и другие. 9-я ветка (протяжённость — 7 километров) была построена последней. По неподтверждённым данным, лес по ней возили на протяжении одной зимы, в 1993 году.
Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес сплавлялся методом молевого сплава. Сброска производилась весной, в течение 20 дней.
Начиная с весны 1994 года, молевого сплава не было. С этого времени лес сплавляли в плотах (плотовой сплав существует на Пинеге до сих пор), в небольшом объёме вывозили автотранспортом.
В 1994 году Сурская узкоколейная железная дорога была официально закрыта. Вывозка леса более не производилась. Велась разборка некоторых веток с применением тепловоза.


Ответ из посёлка Шуйга на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние узкоколейной железной дороги. Апрель 1998 года.
В 1998 году движение тепловозов прекратилось, некоторые тепловозы были увезены в Новолавелу (Лавельская узкоколейная железная дорога в то время не действовала, однако существовали планы восстановления вывоза леса по ней, которые не удалось реализовать).
Узкоколейная железная дорога на протяжении нескольких лет сохранялась с целью использования для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. В 2004 году представители коммерческой организации из Санкт-Петербурга (название выяснить не удалось) разобрали её и вывезли рельсы в качестве металлолома. Это вызвало возмущение жителей Шуйги. Был инициирован судебный процесс, но «разбиральщики» не понесли наказания.
Демонтаж пути вёлся с применением автомобилей и тракторов. Рельсы начали снимать в посёлке, постепенно бригада сборщиков металлолома продвигалась всё дальше в лес. Сразу же после снятия рельсов полотно разравнивалось и превращалось в грунтовую автодорогу.
По состоянию на июль 2005 года, когда я совершил поездку в посёлок Шуйга, на бывшей главной станции оставались разграбленные тепловозы ТУ4-3004 и ТУ7-2299, вблизи берега реки Пинега стояла кабина тепловоза ТУ4-1388, превращённая в хозяйственное помещение. Кроме того, на станции лежал на боку разграбленный тепловоз ТУ6А. Его номер установить не удалось.
Сохранялся плужный снегоочиститель и несколько пассажирских вагонов ПВ40. Кирпичное здание локомотивного депо по своей архитектуре оказалось почти идентичным депо соседней Лавельской узкоколейной железной дороги. В отличие от Новолавелы, здесь депо никак не используется — от здания осталась одна «коробка».
Как выяснилось, в школе посёлка Шуйга собрано немало материалов, касающихся истории посёлка и Сурской узкоколейной железной дороги. Выражаю благодарность директору школы Вере Алексеевне Алфёровой за бескорыстную помощь в их получении и копировании.
Поездка автора (25 июля 2005 года)
Автостопом от Каргопор до берега Пинеги напротив Новолавелы. Осмотр разрушенной Лавельской узкоколейной железной дороги. Ночёвка у выезда из Новолавелы.
Пешком в Шуйгу через Засурье. Осмотр главной станции. Долгий поиск и копирование исторических материалов.
Купание в Пинеге. Вброд на правый берег или перевезли — не помню. Автостопом на Карпогоры.



_______________________________________________________________________
МАТЕРИАЛЫ ИЗ ШКОЛЫ ПОСЁЛКА ШУЙГА
_______________________________________________________________________


ИЗ ИСТОРИИ ПИНЕЖСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Пинежский строительный участок в 1954 году именовался Машинно-дорожным отрядом №1 треста «Севлестрансстрой». Начальником был Скорняков Григорий Кузьмич, главным инженером — Богданов Анатолий Никифорович. Мастер — Аверин Иван Егорович. Контора находилась в этот период в посёлке Новолавела.
Строительство посёлка Шуйга велось силами стройколонны №3, начальником которой был Абрамов Иван Кузьмич, а в последующие годы начальниками были Сумкин Иван Петрович, Петров Александр Николаевич.
С 1 мая 1960 года МДО №1 переименовано в Пинежское строительно-монтажное управление треста «Архлесстрой». Контора переезжает в посёлок Шуйга, и начальником становится Богданов Анатолий Никифорович. После него начальниками Пинежского СМУ были:
1. Чемакин Виталий Игнатьевич
2. Пальцев Пётр Степанович
3. Лапин Николай Степанович
4. Молчанов Иван Александрович
5. Билас Евгений Данилович
6. Порохин Павел Анатольевич
7. Коровин Василий Егорович
8. Жирихин Николай Николаевич
Пинежский строительный участок просуществовал до 31 марта 2002 года.
Рабочие СУ с момента основания предприятия были заняты на строительстве железной дороги. Сначала разрубали трассу, заготовляли в эго же время дрова для паровозов и долготьё, которое использовалось для обжига кирпича. Этим занимались, в основном, зимой. В летне-осенний период на балластировке железной дороги работала бригада Троцкого Н. А., а укладку пути вела бригада Павлова П.И., впоследствии — бригада Халиман Н.И. Также велась сборка щитовых домов, строительство кирпичного цеха, пекарни. магазина, медпункта, школы, электростанции и ряда других объектов, необходимых для живущих в посёлке Шуйга лесозаготовителей.
В 1960-1962 годах был построен посёлок Берёзовый на 26 километре узкоколейной железной дороги. Там были построены магазин, клуб на 100 мест, рубленые жилые дома. Потом дома из посёлка Берёзовый были перевезены в посёлок Шуйга.
В 1962 году стали строить первые рубленые дома в посёлке Шуйга (это дома Вороницыных, Володько В.В., Даниловой Р.М.). Все материалы для строительства возили на лошадях. Пилорама работала в две смены. На ней работали Аверина Анна Андреевна, Порохина Алевтина Дмитриевна, Каракина Ида Александровна. Пилорамщиком был Аверин Николай Степанович.
Рабочие Пинежского СУ строили объекты практически по всей Архангельской области, а также и за её пределами (в Москве, Комсомольске-на-Амуре, и т.д.). Очень много объектов построено нашими строителями по руководством Биласа Е.Д. в Пинежском районе (в посёлках Сосновка, Новая Лавела, Шилега, Ясный, селе Сура).
После 1972 года начинается строительство новых объектов в посёлке Шуйга (гаражи, склады, контора СУ, новые рубленые двухквартирные дома, новый детсад-ясли). Велось строительство объектов с водяным отоплением. Строились автодороги, УЖД, ретрансляторы в посёлках Шуйга и Сосновка, больничный городок в посёлке Сосновка.
Сотрудники стройучастка построили пионерский лагерь в деревне Пахурово, в районном центре построили Центр занятости населения, вели строительство жилья. В посёлке Новая Лавела и посёлке Сосновка построили комбинаты бытового обслуживания. Велось строительство собственного жилья для работников стройучастка. Последним строительным объектом был мост через реку Сура, который был построен в 2001 году.
За высокие показатели в работе Пинежский строительный участок неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем, Почётными Грамотами треста «Архлесстрой» и объединения «Союзлесстрой», заносился на доску Почёта Пинежского района.


Савина Анна Константиновна
Родилась 5 апреля 1939 года в деревне Лавела. Окончила 7 классов: 5 классов — в Старой Лавеле, 2 — в Ново-Лавеле. После школы сразу же пошла работать. Сначала работала на нижнем складе, затем стала работать на узкоколейной железной дороге монтёром пути. Проработала Анна Константиновна на УЖД 18 лет. Работа была очень трудная. Особенно тяжело было работать зимой, когда приходилось со стрелок убирать снег и ремонтировать дорогу. На работе проводили очень много времени. Из дома уезжали в 6:30 утра, а приезжали в 18 часов, иногда и позже.
Больше всего Анне Константиновне запомнилось те дни, когда на узкоколейной железной дороге происходили аварии. Во время аварий нужно было быстро производить ремонт, чтобы пропустить идущие тепловозы. Вместе с Анной Константиновной работали: Мёрзлая Екатерина Егоровна, Аверина Антонина Ивановна, Колгатина Елена Николаевна, Каракина Екатерина Тимофеевна, Коровина Антонина Фёдоровна, Мёрзлая Анастасия Григорьевна.
В свободное время рабочие ходили на торжественные праздники, концерты. За хорошую работу им выдавали премии.
Анна Константиновна желает посёлку процветания, чтобы всем жителям посёлка жилось хорошо. Также желает, чтобы для них построили новую школу.


ВОСПОМИНАНИЯ ГУСЕВА БОРИСА ИВАНОВИЧА О ПОСЁЛКЕ ШУЙГА
В Сурском лесопункте (посёлок Шуйга) я работал с января 1963 года по октябрь 1969 года, затем учился в институте, а после учёбы был направлен директором Лавельского леспромхоза, где работал с 1972 года по 1980 год.
С первых дней моей работы в Шуйге не хватало в лесу сучкорубов, более 50 женщин не могли работать из-за нехватки мест в детском саду. Были приняты меры по организации дополнительных групп в детском саду, контора Пинежского стройучастка была переведена в здание конторы лесопункта, что позволило дополнительно принять 60 детей в детсад. С первых дней моей работы уделял внимание социальным вопросам в Шуйге, так как жильё на посёлке было щитовое, за исключением двух двухквартирных домов.
Жилья не хватало — люди ютились в «четвертушках» щитовых домов по 4-5 человек. Чтобы решить жилищный вопрос, было принято решение отпускать рабочим лес для строительства частных домов по цене 1 рубль за кубометр, как дровяную древесину. Был произведён ремонт шпалорезки (ранее стояла в нерабочем состоянии) для выработки бруса и других пиломатериалов. Ввиду нехватки кирпича, привозимого из города, был налажен выпуск кирпича на своём агрегате. В результате принятых мер, за линией УЖД стали расти как грибы частные дома.
Ввиду увеличения расстояния лесозаготовок был заселён на 26 километре посёлок Берёзовое в 1965 году. Часть семей переехала жить в рубленые дома на посёлке Берёзовое, что позволило решить жилищную проблему в Шуйге.
Много внимания было уделено объектам торговли, за счёт ремонта здания старого общежития был открыт промтоварный магазин, реконструировались столовая и магазин «Север».
Позднее в Шуйге стали строить рубленые дома и перевозить дома с посёлка Берёзовое. Наравне с улучшением бытовых условий, уделялось много внимания и производственным вопросам, на лесозаготовках была изменена технология трелёвки леса (трелёвка леса стала вестись за вершину). Была построена кирпичная электростанция базе трёх германских дизелей, которая была закольцована с Лавельской электростанцией, давала электроэнергию для села Сура, деревни Городецк, деревень Сурского сельсовета. Началось строительство механизированного нижнего склада. После заселения посёлка Берёзовое с целью более оперативного руководства производством был закрыт сезонный участок Гомово и переведён в посёлок Шуйга.
В Шуйге была построена новая автомобильная дорога, все старые автомашины, использовавшиеся для вывозки леса, были заменены на современные. На вывозке леса, перевозке рабочих по УЖД сумели заменить паровозы на тепловозы, что позволило сократить время в пути на работу и с работы.
Из года в год увеличивались объёмы вывозки древесины: с 70 до 100 000 кубометров в год. Большой вклад в развитие производства внесли инженеры Аверин Анатолий Никонорович, Елисеев Алексей Егорович, Фофанов Василий Ильич, Новиков Егор Васильевич, и другие.
Много сил, энергии отдавали производству Данилов Степан Степанович (вальщик леса), Дорофеев Григорий Афанасьевич (тракторист), Титов Василий Егорович (тракторист), Лазарев Михаил Васильевич (раскряжёвщик на нижнем складе), Лазарева Таисия Осиповна (сучкоруб), Хромцова Анна Андреевна (сучкоруб).
Рабочие на вывозке леса: Лазарев Егор Тимофеевич, Дорофеев Иван Алексеевич, Алфёров Степан Павлович, Нехорошков Яков Степанович, Лазарев Николай Васильевич, и многие другие.
Рабочие по обслуживанию УЖД: Мёрзлая Екатерина Ивановна, Данилова Галина.
Желаю жителям посёлка Шуйга счастья, успехов, и самое главное — здоровья.
С уважением, Гусев Б. И.



ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ ИЗ АРХИВА ШКОЛЫ ПОСЁЛКА ШУЙГА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (РАЗРУШЕННАЯ ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ШУЙГЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (РАЗРУШЕННАЯ ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ШУЙГЕ,
КАБИНЫ ТЕПЛОВОЗОВ У БЕРЕГА ПИНЕГИ)

10.12.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу