ID: 6416

КОЗЬМИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

117
Начальным пунктом Кóзьминской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Гыжéг, расположенный в Ленском районе Архангельской области, недалеко от берега крупной реки Вычегда, в нескольких километрах севернее села Козьмино. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».
История
Козьминский лесопункт было решено строить в 1939 году, но тогда строительство не началось. Вернулись к этому проекту лишь после Великой Отечественной войны.
Козьминский лесопункт Ленского леспромхоза был официально образован в 1950 году. 20 марта 1950 года появился мастерский участок в Гыжеге. Началось строительство магистральной линии Козьминской узкоколейной железной дороги.
Дорога вступила в постоянную эксплуатацию в 1954 году. Тогда её протяжённость составила 9 километров. Позднее максимальная протяжённость достигла 68 километров, из них магистраль — 26 километров, ветка — 17 километров. Имелся лесной посёлок Боровое.
В 1955 году было вывезено 26 100 кубометров древесины, в 1956 году — 40 600, в 1957 году — 61 600. План вывозки на 1958 год — 80 000 кубометров (фактически было вывезено 83 640), на 1959 — 110 000, на 1967 — 136 000, на 1968 — 137 000. Максимальный объём вывозки достигнут в 1965 году — 140 000 кубометров. Лес по узкоколейной железной дороге тогда вывозили круглогодично.
Первоначально имелось четыре паровоза КП4. Дрова для паровозов и «газочурки» для газогенераторных мотовозов пилили вручную.
Позднее появились мотовозы ДМ54 и МД54-4. Паровозы исчезли в 1964 году (по другим данным, они были отставлены от работы ещё в 1958 году). Были пожарные автодрезины, санитарная дрезина («скорая помощь»). Имелось два тепловоза ТУ2МК.
В 1960 году имелось 7 мотовозов, 3 паровоза, пять вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров, 124 грузовых вагона. Пассажирские вагоны вначале были деревянными. Цельнометаллические вагоны ПВ появились в 1960-е годы.
Тепловозы, как правило, привозили в Гыжег на барже по реке Вычегда. ТУ2МК доставляли зимой от станции Межог на санях трактором, а появившиеся значительно позднее тепловозы ТУ7 доставляли автотранспортом — на «трале» (трейлере).
Тепловозы ТУ4 появились, ориентировочно, в 1962 году (вначале — 2 единицы). Количество тепловозов ТУ6А позднее достигло 13 единиц.
Приблизительно в 1970 году был выселен лесной посёлок Боровое, расположенный на 28-м километре от Гыжега.
В 1988 году вблизи главной станции узкоколейной железной дороги было открыто новое депо. С 2002 года в нём разместилась диспетчерская, а старое деревянное здание диспетчерской «законсервировали».
16 ноября 2002 года Козьминский лесопункт был передан Ленским леспромхозом в аренду Верхнелупьинскому леспромхозу.
В 2006 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
Подвижной состав
По состоянию на сентябрь 2004 года, вблизи одного из бывших нижних складов, недалеко от берега реки, стоит кабина тепловоза ТУ6А-0217.
В депо имеется тепловоз ТУ6А-3742, переделанный в снегоочиститель (привезён с Урдомской узкоколейной железной дороги в 2003 году). Есть также ТУ6А-3553, ТУ6А-0371. На нескольких тепловозах номера не читаются.
Локомотивы по состоянию на 2001 год:
ТУ6А-3032 (выпущен 16.08.1984)
ТУ6А-3342 (выпущен 22.03.1985)
ТУ6А-3553 (выпущен 01.04.1986)
ТУ6А-3673 (выпущен 15.09.1986)
ТУ6А-2570 (выпущен 22.02.1987) — возможно, запись ошибочна
ТУ7А-2466 (выпущен 06.03.1985)
ТУ8-0041 (выпущен ??.09.1987) В документе записано «ТУ8А».
По другим данным, указана не дата выпуска тепловозов, а дата их поступления в лесопункт.
__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Начальник Козьминского лесопункта В. А. Иванов
на узкоколейной железной дороге.
Снимок из архива.


24.05.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу