Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 6519

ЛУНДАНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

326
Начальным пунктом Лунданской узкоколейной железной дороги является посёлок Лунданка, расположенный у станции Лунданка на железнодорожной линии Киров - Котлас. Узкоколейная железная дорога относится к категории лесовозных.
История
Информация по истории Лунданской узкоколейной железной дороги получена в основном от её бывшего работника Фролова Евгения Николаевича.
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1950 году. Временная эксплуатация началась ранее, строительство дороги велось с 1948 года. До появления узкоколейной железной дороги здесь практиковалась конная трелёвка леса и его вывоз сортиментами на санях.
С первого дня работы узкоколейной железной дороги, на ней использовались паровозы. В 1960-е годы появились тепловозы ТУ4, а также мотовозы МД54-4 (не меньше 4 единиц). Мотовозы работали на ветках и «усах», тепловозы вели составы по магистрали.
Из посёлка Лундáнка в лес ежедневно отправлялся рабочий поезд, в котором бывало до четырёх вагонов (в пути поезд расцеплялся, разные вагоны следовали на разные ветки). Поступила также автомотриса АМ1, однако она использовалась редко.
За год леспромхоз вывозил по узкоколейной железной дороге около 200 000 кубометров древесины. Но дорога оставалась относительно небольшой — протяжённость магистральной линии не превышала 22 километров. Ни одного лесного посёлка на узкоколейной железной дороге не возникло.
По состоянию на 1980 год, дорога работала активно. Но максимальное расстояние вывоза леса составляло всего лишь 14 километров.
В 1990-х годах положение Лунданского леспромхоза ухудшилось. Ведётся постепенный переход на автомобильную вывозку леса. С 1999 года узкоколейная железная дорога не действует в зимнее время — древесина транспортируется только по автозимникам. Разбираются многие не эксплуатируемые ветки.
Летом 2003 года лес вывозился с ветки, отходящей на 2-м километре магистрали узкоколейной железной дороги. Остальной участок магистрали (ориентировочно, до 15 километров) считался законсервированным. В летнее время по нему ездили местные жители на мотодрезинах–«пионерках».
В 2004 году Лунданский леспромхоз был признан банкротом. Заготовка леса практически прекращена, движение по узкоколейной железной дороге остановилось.
В июле 2004 года северные районы Кировской области пострадали от разрушительного урагана. Узкоколейная дорога оказалась завалена упавшими деревьями на протяжении многих километров. Расчистка пути потребует значительных материальных затрат. Однако, после перехода леспромхоза к новым владельцам и возобновления его деятельности, планируется восстановить движение. В той местности, где пролегают линии узкоколейной железной дороги, автодороги отсутствуют, поэтому вывоз леса автотранспортом в летнее время невозможен.
Состояние Лунданской узкоколейной железной дороги на июль 2004 года
Узкоколейная железная дорога временно не действует. После урагана прекратилось даже «пионерочное» движение. На рельсах ещё присутствуют следы слабого наката. Повсюду (на территории нижнего склада леспромхоза, на главной станции узкоколейной железной дороги) стоят «забытые» сцепы, гружёные лесом.
В целом, дорога находится в неудовлетворительном состоянии. Даже в пределах посёлка, некоторые участки путей погружаются в болото.
Здание диспетчерской заколочено. Деревянная пассажирская платформа сохранилась, но её состояние — плохое. Повсюду уложены лёгкие рельсы (Р-18).
Состояние Лунданской узкоколейной железной дороги на конец 2005 года
Узкоколейная железная дорога активно работает. Лунданский леспромхоз передан в аренду предприятию «Арс-групп», которое вложило значительные средства в восстановление его нормальной работы. Линия узкоколейной железной дороги расчищена от упавших деревьев, на некоторых участках произведён ремонт пути.
«Вторая жизнь Лунданки» (материал из кировской областной газеты «Вятский Край»).
Подвижной состав
По данным на июль 2004 года, насчитывалось четыре локомотива: ТУ6Д-0385, ТУ4-1829, ТУ4-2144, ТУ4-2440. Все локомотивы находились в рабочем (или «условно рабочем») состоянии.
Все тепловозы ТУ4 на момент поездки автора стояли в наглухо закрытом локомотивном депо, куда автор не попал. Сведения об их состоянии и номерах сообщены Е. Н. Фроловым. Гарантировать их достоверность невозможно.
Имеются сцепы, платформы, вагоны ПВ40 (в основном, разбитые). Вблизи диспетчерской находится кабина от мотовоза МД54-4, превращённая в хозяйственное помещение. С левой стороны от нижнего склада валяется на боку разгромленная автомотриса АМ1.
Мотодрезин на дороге очень мало (менее десяти). Практически во всех «пионерках» используется двигатель от бензопилы; возвращаясь в посёлок, владельцы дрезины уносят его домой, а одну из колёсных пар блокируют специальным замком.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________


Начальный участок Лунданской узкоколейной железной дороги. Вид в западном направлении.
Впереди находится пассажирская платформа, вдали можно заметить водонапорную башню и
здание вокзала на ширококолейной магистрали.
26.07.2004



Немногим далее, вид в противоположном направлении (на восток). Впереди начинается
территория нижнего склада Лунданского леспромхоза.
26.07.2004



Участок пути к северу от территории нижнего склада.
Вид в восточном направлении, «в сторону леса».
26.07.2004



Участок, обходящий территорию нижнего склада с севера. Справа — разгромленная
автомотриса АМ1. Вид в том же направлении.
26.07.2004



Начало магистали Лунданской узкоколейной железной дороги (к востоку от нижнего склада).
Влево отходит небольшой тупиковый путь, занятый составом гружёных сцепов.
26.07.2004



Вид оттуда же в обратном направлении. Влево отходит путь, ведущий к главной станции и депо.
26.07.2004



Главная станция. Слева — запертое здание диспетчерской. Вид в западном направлении.
26.07.2004



Кабина мотовоза МД54-4, стоящая близ диспетчерской.
26.07.2004



Тепловоз-дрезина ТУ6Д-0385 близ депо.
26.07.2004



Пассажирский вагон ПВ40, на заднем плане — локомотивное депо.
Вид в западном направлении.
26.07.2004


09.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу