ID: 6641
СМОЛЯНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
270
Начальным пунктом Смолянской узкоколейной железной дороги является посёлок Смолянка, расположенный в Усть-Куломском
районе республики Коми, вблизи левого берега реки Вычегды. Узкоколейная
железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога
частично сохранялась, была пригодна исключительно для движения съёмных дрезин.
Посёлок Смолянка возник в 1940-х годах, первоначально был местом ссылки «спецпереселенцев» (в том числе бывших солдат Красной Армии, попавших в плен), «тунеядцев», лиц, освободившихся из мест лишения свободы, которым запрещалось жить в городах.
В 1948 году началось строительство первого участка Смолянской узкоколейной железной дороги. В 1949 году узкоколейная железная дорога была открыта.
На магистрали узкоколейной железной дороги были построены два лесных посёлка: Бугор и Зоридзь. Они были ликвидированы в 1960-х годах.
В 1940-1950-х годах на узкоколейной железной дороге работали паровозы, позднее поступали различные мотовозы и тепловозы. Известно о наличии тепловоза ТУ6А-0475.
Тепловоз ТУ6А-0475 в лесу. Ориентировочно 1976 год. Справа — машинист Д. Паршуков.
Фотография предоставлена В. К. Пащенковым.
Несмотря на длительный период работы, Смолянская узкоколейная железная дорога всегда была сравнительно короткой — протяжённость магистрали составляла не более 40 километров.
В 1989 году вывоз леса по узкоколейной железной дороге был прекращён. В последующие годы был разобран участок от посёлка Смолянка до бывшего нижнего склада на берегу Вычегды, было разрушено здание депо, постепенно вывозился в качестве металлолома подвижной состав. Однако узкоколейную железную дорогу тогда было решено сохранить с целью использования для поездок в лес.
По неподтверждённым данным, в первой половине 1990-х годов в «грибной» сезон курсировал пассажирский поезд, доставлявший в лес жителей посёлка Смолянка. После утраты последнего тепловоза это стало невозможным. Однако узкоколейная железная дорога продолжала использоваться для поездок на съёмных мотодрезинах.
Узкоколейную железную дорогу не раз намеревались разобрать различные лица и структуры. Но жители посёлка добились её сохранения (с их слов, многократно звучали угрозы применить огнестрельное оружие против «разбиральщиков»).
По состоянию на лето 2008 года, узкоколейная железная дорога находится в муниципальной собственности. Имеется 24 километра пути. Узкоколейная железная дорога используется для поездок в лес на дрезинах. Однако движение дрезин, скорее всего, в близком будущем перестанет быть возможным (сход дрезины с рельсов происходит почти на каждом километре, шпалы почти полностью сгнили). Предпринимаемый местными жителями «точечный» ремонт с укладкой немногочисленных новых шпал, к сожалению, едва ли спасёт дорогу, а полномасштабный ремонт едва ли удастся организовать. Будущее узкоколейной железной дороги остаётся неясным.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
16.04.2009 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Коми»
на главную страницу
Посёлок Смолянка возник в 1940-х годах, первоначально был местом ссылки «спецпереселенцев» (в том числе бывших солдат Красной Армии, попавших в плен), «тунеядцев», лиц, освободившихся из мест лишения свободы, которым запрещалось жить в городах.
В 1948 году началось строительство первого участка Смолянской узкоколейной железной дороги. В 1949 году узкоколейная железная дорога была открыта.
На магистрали узкоколейной железной дороги были построены два лесных посёлка: Бугор и Зоридзь. Они были ликвидированы в 1960-х годах.
В 1940-1950-х годах на узкоколейной железной дороге работали паровозы, позднее поступали различные мотовозы и тепловозы. Известно о наличии тепловоза ТУ6А-0475.
Тепловоз ТУ6А-0475 в лесу. Ориентировочно 1976 год. Справа — машинист Д. Паршуков.
Фотография предоставлена В. К. Пащенковым.
Несмотря на длительный период работы, Смолянская узкоколейная железная дорога всегда была сравнительно короткой — протяжённость магистрали составляла не более 40 километров.
В 1989 году вывоз леса по узкоколейной железной дороге был прекращён. В последующие годы был разобран участок от посёлка Смолянка до бывшего нижнего склада на берегу Вычегды, было разрушено здание депо, постепенно вывозился в качестве металлолома подвижной состав. Однако узкоколейную железную дорогу тогда было решено сохранить с целью использования для поездок в лес.
По неподтверждённым данным, в первой половине 1990-х годов в «грибной» сезон курсировал пассажирский поезд, доставлявший в лес жителей посёлка Смолянка. После утраты последнего тепловоза это стало невозможным. Однако узкоколейная железная дорога продолжала использоваться для поездок на съёмных мотодрезинах.
Узкоколейную железную дорогу не раз намеревались разобрать различные лица и структуры. Но жители посёлка добились её сохранения (с их слов, многократно звучали угрозы применить огнестрельное оружие против «разбиральщиков»).
По состоянию на лето 2008 года, узкоколейная железная дорога находится в муниципальной собственности. Имеется 24 километра пути. Узкоколейная железная дорога используется для поездок в лес на дрезинах. Однако движение дрезин, скорее всего, в близком будущем перестанет быть возможным (сход дрезины с рельсов происходит почти на каждом километре, шпалы почти полностью сгнили). Предпринимаемый местными жителями «точечный» ремонт с укладкой немногочисленных новых шпал, к сожалению, едва ли спасёт дорогу, а полномасштабный ремонт едва ли удастся организовать. Будущее узкоколейной железной дороги остаётся неясным.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
16.04.2009 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Коми»
на главную страницу