ID: 6729

ЗАОЗЕРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

121
Первый участок Заозéрской узкоколейной железной дороги был открыт в 1947 году. Начальным пунктом стал посёлок Заозéрье, расположенный на правом берегу реки Сысола, которая в то время была судоходной и сплавной.
По некоторым данным, здесь существовал отдельный Заозерский леспромхоз. Позднее дорога была передана Сысольскому лесокомбинату, расположенному в районном центре — селе Визинга.
Первоначально на дороге работали паровозы. Топливом для них служили дрова. Магистральная линия дорога пролегала в юго-восточном направлении от посёлка (в 165 — 185 кварталы).
Этот участок был закрыт в 1960-х годах. Вместо него появилась новая магистраль, ведущая от Заозерья на восток. На ней возник лесной посёлок Новый.
В 1972 году (по другим данным — в 1974 году) посёлок Новый был закрыт. Его жители были перевезены в Заозерье, в ту часть посёлка, которую называют «Черёмушки». Туда же были отправлены и «щитовые» дома. На месте Нового ещё много лет можно было видеть развалины. По некоторым данным, там до сих пор сохранились остатки кирпичного здания поселкового клуба.
В 1960-х годах на дорогу поступили мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ4. Паровая тяга исчезла, но в котельной, расположенной вблизи главной станции, до сих пор используется паровозный котёл, неподалёку от путей лежит паровозный тендер…
Ранее вдоль всей магистральной линии узкоколейной железной дороги пролегала телефонная линия. С 1980-х годов она не использовалась.
В начале 1990-х годов был прекращён сплав леса по реке Сысола. Дорога перестала быть «сплавной». Участок от главной станции до станции Нижний Склад был частично разобран. Взамен старых прибрежных нижних складов появился новый — расположенный к югу от главной станции. Там была налажена перегрузка леса из сцепов в автомобили.
По информации от С. Костыгова, в 2006 году Заозерская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

Состояние узкоколейной железной дороги на 2004 год
Дорога действует. Судя по всему, действовать ей осталось недолго, но пока ещё (по состоянию на сентябрь 2004 года) по ней регулярно вывозятся хлысты.
Утром каждого рабочего дня в лес отправляется пассажирский (рабочий) поезд. На главной станции сохранилась пассажирская посадочная платформа, впечатляющая своими размерами и необычной архитектурой.
Места погрузки леса находятся на 130-м пикете магистрали и на ветке, отходящей у 276-го пикета (приблизительно на 6 километров в северном направлении). Здесь до сих пор сохраняется «пикетная» нумерация (чтобы получить километровую, необходимо убрать последнюю цифру). Впрочем, реальное расстояние будет на два километра меньшим — отсчёт пикетов ведётся от прибрежного нижнего склада, главная станция (ныне — фактический начальный пункт дороги) находится на 19 пикете.
По воспоминаниям старых работников, когда-то вдоль магистрали стояли пикетные и километровые (?) знаки. Автору не удалось увидеть ни один из них.
В зимнее время узкоколейная железная дорога, скорее всего, действовать не будет (зимой 2002-2003 года и 2003-2004 года она уже консервировалась).
По словам начальника Заозерской узкоколейной железной дороги Г. Н. Перминовой, перспектив долговременной работы у неё нет. Скорее всего, дорога проработает ещё 2–4 года, после чего будет разобрана.
Подвижной состав
В сентябре 2004 года имелось три «рабочих» локомотива: ТУ8-0162, ТУ8-0280 (вторая цифра — сомнительна), ТУ8-0485.
Среди разгромленных локомотивов — ТУ6Д-0270 (кабина на платформе), ТУ4-2860 (кабина у топливозаправочного пункта), ТУ4-3140 (кабина, превращённая в хозяйственное помещение).

31.05.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Коми»
на главную страницу