ID: 6957
ПОЕЗДКА В АРХАНГЕЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ, 1997 ГОД
156
Рабочая экспедиция на объекты железнодорожного транспорта Архангельской области произведена в августе 1997 года.
Здесь пока представлен без изменений текст, написанный в 1997 году. Он публиковался в газете "Вольный Ветер". Когда-нибудь текст будет значительно дополнен.
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ: КУДЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (ГОРОД СЕВЕРОДВИНСК)
ЕРЦЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Северо-Запад России (Архангельская и Мурманская области, республики Коми и Карелия) — интересный край, в котором соседствуют места "цивилизованные" и те, где, кажется, никогда не ступала нога человека. Здесь есть все: большие города (например, Архангельск, Сыктывкар, Петрозаводск) и вымирающие поселки. Асфальтовые дороги и непроходимые зимники, оживлённые железнодорожные магистрали и не обозначенные нигде ведомственные ветки с интенсивностью движения несколько поездов в месяц, посещаемые туристами Кижи и Соловки и официально недоступные почти никому из "простых смертных" погранзоны, гигантские военные полигоны и лагерные управления, множество закрытых городов и городков, космодром и местность падения ракетных ступеней...
Есть здесь множество заброшенных сел и деревень, в которых запросто может поселиться любой желающий, старинные церкви и монастыри, тысячи рек и озер удивительной красоты...
Север влечет к себе туристов, но все же в большинстве его районов встретить путешественников трудно. Среди причин этого — закрытые и режимные зоны, которые есть в большом количестве, отсутствие устойчивого транспортного сообщения, недостаток информации о регионе.
С 1995 года я собираю сведения об этих местах. Отправил в различные отдаленные поселки почти двести писем. Добыл массу краеведческой литературы и справочников, разными способами собрал информацию по 120 ведомственным железным дорогам, совершил методами автостопа 4 большие поездки на Европейский Север (в том числе участвовал в организованных Антоном Кротовым "гонках мудрости" от Москвы до Салехарда).
Путешествие по маршруту Москва — Вельск — Архангельск — Северодвинск — Няндома — Коноша — Вологда — Москва, совершенное в августе 1997 года, — одно из них.
Стартовал, по своему обыкновению, от Московской кольцевой автодороги. Ранним утром в Москве было еще темно, однако это не помешало скоростному автостопу. Быстро осталась позади освещенная бесконечной цепочкой оранжевых огней пустынная МКАД, а затем тоже пустынный, но уже неосвещенный пригородный участок Ярославского шоссе ("великой северной магистрали" М-8). Сменив несколько машин, я достиг поста ГАИ у Переславля-Залесского, где "взял" порожний архангельский тягач, на котором проехал несколько сот километров до Ростиловского поста ГАИ (перед Грязовцом). Оттуда — "легковушкой" до Вологды. Город проехал на нескольких троллейбусах. Потом, правда, узнал, что можно использовать один троллейбусный маршрут №4, который проходит через весь город с юга (от остановки "Больничный комплекс") на север (до остановки "Бригантина").
При выезде из Вологды столкнулся с неприятным для автостопщика явлением — "таксизмом": три водителя подряд предложили оплатить проезд (обычно такое бывает только в черте крупнейших городов). Но я не огорчился, зная, что это не более чем досадное совпадение, и вскоре поехал дальше: ПАЗик до Сокола, "Жигули" до Чекшино, бензовоз до Сямжи. Здесь, в 576 км от Москвы, оказываюсь к вечеру, уже в сумерках, и интервал между проезжающими машинами увеличивается до 10--15 минут. Подготовился было к долгому ожиданию, но неожиданно повезло: на автозаправку подъехал автобус, полный каких-то странных людей. Я попросился в попутчики, и водитель согласился взять меня, предупредив, что в автобусе не следует доставать вещи из рюкзака и не вступать, по возможности, в контакт с пассажирами.
Все сидячие места маленького ПАЗика были заняты, а проход заставлен металлическими заплечными ящиками-котомками. Мне с трудом удалось разгрести свободное место. Мужики, сидевшие в автобусе, пили водку и уже мало что соображали. По их разговорам я догадался, что рейс организовало какое-то вологодское предприятие, отправившее своих работников на сбор грибов и ягод в архангельские леса, а получку за эту работу выдали вперед, что весьма бурно и отмечали пассажиры (кстати, в таком "веселом" автобусе я ехал уже не первый раз; на Севере в летний сезон это случается нередко).
В полной темноте автобус мчался по пустой и местами весьма разбитой дороге. На границе Вологодской и Архангельской областей асфальт сменился плохо уложенным бетоном — это самый нелюбимый водителями участок всей 1220-километровой трассы. Несколько раз перед автобусом пробегали зайцы, появляясь едва ли не с той же частотой, что и встречные машины. Наконец, почти в час ночи, прибыли в Вельск. Здесь ПАЗик остановился на ночевку у въездного поста ГАИ. Я решил не испытывать судьбу на почти безмашинной ночной трассе и тоже решил тут ночевать. Сон в теплом пуховом спальнике был великолепен...
Вельск был основан еще в 1137 году, сейчас в нем живут 26 тыс. человек. Город вытянулся вдоль реки Ваги на 6 км. Старинных зданий здесь сохранилось мало, в основном неказистые двухэтажные дома-бараки, типичные для всех северных регионов. Рейсы городских автобусов почему-то отменили, вроде бы временно. Поскольку трасса проходит через весь город и схема проезда запутана, я с трудом выбрался из этого старинного городка.
От Вельска на нескольких местных машинах добрался до села Ровдино. Там "застопил" легковой "Фольксваген" с номерами Волынской области Украины. "Взять" дальнюю легковушку — редкость, высшая удача для автостопщика!
В машине были трое молодых парней. Один из них когда-то увлекался туризмом и даже что-то слышал об автостопе, потому меня и подобрали. Помог в этом и яркий оранжевый комбинезон — еще раз убеждаюсь в его незаменимости.
Несмотря на номера, они не были украинцами. Ехали на огромной скорости (до 160 км/ч), 450 км промелькнули очень быстро... И вот я на объездной дороге Архангельска — столицы Беломорья, крупнейшего города севера европейской части России.
Основан Архангельск в 1584 г. Сейчас это город с населением 420 тыс. человек, протянувшийся с юга на север вдоль Северной Двины и ее многочисленных притоков-рукавов более чем на 40 км. Застроен он в основном небольшими деревянными домами, хотя центр за последние десятилетия приобрел современный вид (есть даже многоэтажные здания, в том числе и высотка лесотехнического института), но пока осталось много старых и ветхих домов. Через Северную Двину, огромную реку шириной в 2 км, перекинуты два моста (едва ли не самые большие в России), которые ночью разводятся.
Архангельский морской порт состоит из нескольких не соединенных между собой частей — "грузовых районов". Все они охраняются. У причалов стоит множество теплоходов, но идут они в страны Запада, а в направлении Севморпути движение крайне редкое (приблизительно раз в месяц). Зимой навигация поддерживается с помощью ледоколов, но судов в это время ходит еще меньше. Единственная морская пассажирская линия — на Мурманск, туда 13 раз в году со 2 июня по 30 сентября плавает теплоход "Клавдия Еланская" (самый дешевый билет стоит 165 тыс. руб.). По Северной Двине еще сохранилось движение теплохода на Котлас, с мая по сентябрь судно отправляется ежедневно около 7 утра.
Из Архангельска отходят всего три автодороги: на Вельск — Москву, Северодвинск — Онегу, Пинегу — Карпогоры. Междугородние автобусы ходят только по московской трассе М-8 (самый дальний — до Вельска) и на Пинегу, но есть много пригородных автобусов. До Онеги можно добраться лишь на редких попутных машинах. Причём дорога на участке Северодвинск — Онега очень плохая. После затяжных дождей и весной, возможно, и вовсе непроезжая.
В северном направлении летом уедешь максимум на 100 км, до поселка Поморье, куда ведет очень плохая грунтовка с редким движением машин повышенной проходимости ("Уралы" ходят до поселка, который возник в конце 80-х на сравнительно недавно открытом Беломорском месторождении алмазов, но добыча их так до сих пор и не начата).
В г. Мезень, в 200 км к северу, ведет лишь зимняя дорога, отходящая от поморской трассы в поселке Чудвозеро. Через Несь — Верхнюю Пешу — Коткино она доходит до Нарьян-Мара. Летом добраться по суше до этих городов пока еще невозможно. Побережье Белого моря в районе Мезени и прибрежный о. Моржовец являются погранзоной (сам город в нее не входит). Пропуска туда оформляются в представительстве погранслужбы (Архангельск, ул. Русанова, 11/3).
Затем я переехал в Северодвинск, добравшись туда за 40 минут по оживленной автотрассе. Этот город, второй по величине в области, существует с 1936 года. Строился он как главный центр производства подводных лодок и еще недавно был закрытым, но это, к счастью, осталось в прошлом, хотя побережье Белого моря к западу от города до пос. Сюзьма пока еще является режимной зоной. Собственно же Северодвинск официально закрыт только для неграждан России, но это никто не проверяет.
В советское время Северодвинск был богатейшим городом, сохранились и следы этого былого богатства: множество огромных дорогостоящих зданий, железнодорожный вокзал с высокой платформой (пребывающий сейчас в запустении — почти все поезда отменены), несколько мостов через неоживленную ж.-д. ветку. Но сейчас из-за развала оборонной отрасли здесь все поменялось: единственное крупное предприятие — военный завод по строительству и ремонту подводных лодок — почти не работает, зарплату на нём задерживают месяцами, многие жители покидают город.
Северодвинск, в отличие от Архангельска, находится непосредственно на Белом море. Есть здесь и морская пристань, от которой 10 раз в год с мая по октябрь на Соловки и в Мезень ходит теплоход "Алушта", других устойчивых морских сообщений нет. По железной дороге курсируют только пригородные поезда — по 2 раза в день на Архангельск и в режимный поселок Ненокса (пропуска проверяют на ст. Уйма).
Работает и другая железная дорога — ведомственная лесовозная узкоколейная узкоколейная железная дорога, уходящая на 70 километров в южном направлении. Леспромхоз, которому она принадлежит, сейчас обанкротился, но на узкоколейке пока еще существуют два "лесных поселка" — Белое Озеро и Палозеро, поэтому по ней ходит пассажирский поезд (отправление на Белое Озеро в 17.10 (пн., ср., птн.), 16.10 (сб.), 10.30 и 18.30 (вс.), обратно из Белого Озера в 8.00 (пн., ср., птн., сб.), 8.00, 16.30 (вс.).
Кроме того, многие жители поселков имеют "пионерки" — самодельные мотодрезины, собранные из неведомо где добытых металлических конструкций, с двигателем от мотоцикла или бензопилы. Этот "частный железнодорожный транспорт" ходит без всяких расписаний и указаний, в день бывает от 3 до 7 дрезин. Южнее Белого Озера никакого рейсового сообщения нет, проехать там можно только на "пионерках" — они появляются 1-2 раза в день.
По этой узкоколейке мне удалось добраться только до Белого Озера. Ехал на пассажирском поезде, который состоял из двух обычных зеленых вагончиков и двух "доисторических" — деревянных, без крыши и торцевых стен, с несколькими длинными скамейками. Плата за проезд (6 тыс. руб.) предусмотрена как в нормальных, так и в "бич-вагонах", но с тетушкой-билетером легко договориться. Дорога проходит по удивительно красивым местам: среди озер, холмов и сосновых лесов — за все полтора часа пути трудно оторваться от окна.
Расположенный над озером на холме поселок Белое Озеро не менее красив, однако находится в полном запустении из-за прекращения лесозаготовок. Здесь буквально на каждом шагу встречается брошенная техника, много опустевших домов. Агрессивно настроенной молодежи тут нет, однако надо остерегаться встречи с главой здешней администрации. Увидев меня, он в нецензурной форме стал доказывать, что это погранзона и мне ее следует немедленно покинуть. Когда я попытался объяснить госчиновнику, что погранзоной эта территория уже не является и запрещать мне находиться здесь никто не имеет права, он пригрозил милицией, задержанием и величайшими неприятностями, после чего удалился. В дальних регионах такие действия представителей местных властей, к сожалению, не редкость.
Возвращался я домой уже не по трассе, а по железной дороге (это именуется автостопом 2-го рода). Ездить легче всего в локомотивах грузовых поездов. Идущие 6-10 раз в сутки в южном направлении составы формируются на станции Исакогорка, которая находится в пригороде Архангельска, в 18 км от центра города (проезд автобусом №3). Из Северодвинска сюда можно доехать "стопом" примерно за час по архангельской трассе, затем по объездной дороге. Когда я прибыл в Исакогорку, оказалось, что до отправления товарняка пойдет пассажирский поезд Архангельск — Няндома. Не слишком рассчитывая на успех, я все же попросил начальницу поезда разрешить мне проехать бесплатно (дескать, путешественник, и денег мало), и меня пустили до конечной станции.
Железная дорога Архангельск — Вологда — Ярославль, построенная в 1898 г., до 1916 г. была узкоколейной, сейчас она двухпутная (кроме участка Архангельск — Обозерская), ведется ее электрификация. Вдоль "железки" в Архангельской области расположено 26 поселков, жители которых занимаются заготовкой леса. Раньше от нескольких поселков отходили лесовозные узкоколейки. Но сейчас почти ни одна из них не действует. Обычно лес вывозят только автомобилями по грунтовкам на 30--50 км к ж.д. Действующие узкоколейки если остались, то только в Ивакше и Лепше.
От станции Пукса (228 км от Архангельска) отходят 2 лесовозные ж.д. широкой колеи: на запад — 130 км до пос. Янгоры, и на восток — 115 км до пос. Дальний (движение по последней в начале 1997 г. прекращено). Янгорская ветка принадлежит Учреждению ОУ-250, более известному как "Онежское лагерное управление", и считается режимной, но туристу при наличии паспорта (и длинного языка) проехать по ней разрешат. Пассажирский поезд на Янгоры ходит ежедневно в 20.20 со станции Икса в пос. Североонежск, от Пуксы до Иксы (25 км) — движение только грузовое.
Ранним утром я оказался в Няндоме. Там удалось бесплатно впроситься на пригородный поезд до следующей крупной станции Коноша. Здесь примыкает Печорская магистраль (Коноша — Воркута) и начинается действующая электрификация.
Впрочем, на участке Няндома — Коноша, как я убедился, контактная сеть уже полностью смонтирована. И электровозы пойдут до Няндомы, похоже, уже через считанные дни.
Из города Коноша я доехал автостопом в посёлок Ерцево, с большим трудом преодолев 30-километровую местную трассу. Говорят, что ещё недавно она была полностью грунтовой. Сейчас заасфальтирована больше чем наполовину — от Коноши до деревни Раменье. Но машин очень мало.
После долгого ожидания мне остановился водитель лесовоза МАЗ из Ерцево. Ему было трудно остановить тяжело гружёную машину, но всё же остановил. Спасибо!
Ерцево — лагерный посёлок. По виду — находящийся в печальной стадии вымирания. Какой-то мрачный дух.
Здесь расположены две крупные зоны, одна из которых недавно закрыта. В западном направлении из поселка уходит нигде не обозначенная ж.-д. ветка с колониями и поселениями. Раньше она доходила до пос. Южный Вологодской обл., сейчас действует только до ст. Совзы (90 км). Туда ходит пасс. поезд (20.15 — 0.00 по ср., чт., пт., 8.00 — 12.00 по вс., обратно 8.00 — 12.00 по чт., сб., 17.00 — 21.00 по вс.). Только с редкой оказией можно уехать в пос. Ковжа и Ширбово — их предполагается закрыть. Режимной зоной ветка не является, спецпропуска для въезда никто не требует.
От Ерцево до Вологды я доехал в "полувагоне" грузового поезда, словно специально для меня остановившемся. Судя по тому, что поезд везёт уголь — он наверняка следует из Воркуты в Череповец. А значит, перед Вологдой отклонится на запад, куда мне не надо.
Поезд сильно замедлил скорость на окраине Вологды, у станции Рыбкино вблизи красивого Спасо-Прилуцкого монастыря. Выбрасываюсь из вагона на небольшом ходу. Никто не заметил. Первым делом отмываюсь в колонке. Городскими автобусами — на противоположную окраину города, к станции Лоста. Там предстоит снова залезать в "товарняк".
Таким же способом, в грузовых вагонах, я добрался от Лосты (пригород Вологды) до Данилова и до Ярославля, а там уже вышел на трассу и вскоре прибыл в столицу. Позади остались шесть дней пути и 2510 км.
Сейчас, в конце 1997 года, я продолжаю сбор информации и планирую новые путешествия.
22.08.2017 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
Здесь пока представлен без изменений текст, написанный в 1997 году. Он публиковался в газете "Вольный Ветер". Когда-нибудь текст будет значительно дополнен.
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ: КУДЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (ГОРОД СЕВЕРОДВИНСК)
ЕРЦЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Северо-Запад России (Архангельская и Мурманская области, республики Коми и Карелия) — интересный край, в котором соседствуют места "цивилизованные" и те, где, кажется, никогда не ступала нога человека. Здесь есть все: большие города (например, Архангельск, Сыктывкар, Петрозаводск) и вымирающие поселки. Асфальтовые дороги и непроходимые зимники, оживлённые железнодорожные магистрали и не обозначенные нигде ведомственные ветки с интенсивностью движения несколько поездов в месяц, посещаемые туристами Кижи и Соловки и официально недоступные почти никому из "простых смертных" погранзоны, гигантские военные полигоны и лагерные управления, множество закрытых городов и городков, космодром и местность падения ракетных ступеней...
Есть здесь множество заброшенных сел и деревень, в которых запросто может поселиться любой желающий, старинные церкви и монастыри, тысячи рек и озер удивительной красоты...
Север влечет к себе туристов, но все же в большинстве его районов встретить путешественников трудно. Среди причин этого — закрытые и режимные зоны, которые есть в большом количестве, отсутствие устойчивого транспортного сообщения, недостаток информации о регионе.
С 1995 года я собираю сведения об этих местах. Отправил в различные отдаленные поселки почти двести писем. Добыл массу краеведческой литературы и справочников, разными способами собрал информацию по 120 ведомственным железным дорогам, совершил методами автостопа 4 большие поездки на Европейский Север (в том числе участвовал в организованных Антоном Кротовым "гонках мудрости" от Москвы до Салехарда).
Путешествие по маршруту Москва — Вельск — Архангельск — Северодвинск — Няндома — Коноша — Вологда — Москва, совершенное в августе 1997 года, — одно из них.
Стартовал, по своему обыкновению, от Московской кольцевой автодороги. Ранним утром в Москве было еще темно, однако это не помешало скоростному автостопу. Быстро осталась позади освещенная бесконечной цепочкой оранжевых огней пустынная МКАД, а затем тоже пустынный, но уже неосвещенный пригородный участок Ярославского шоссе ("великой северной магистрали" М-8). Сменив несколько машин, я достиг поста ГАИ у Переславля-Залесского, где "взял" порожний архангельский тягач, на котором проехал несколько сот километров до Ростиловского поста ГАИ (перед Грязовцом). Оттуда — "легковушкой" до Вологды. Город проехал на нескольких троллейбусах. Потом, правда, узнал, что можно использовать один троллейбусный маршрут №4, который проходит через весь город с юга (от остановки "Больничный комплекс") на север (до остановки "Бригантина").
При выезде из Вологды столкнулся с неприятным для автостопщика явлением — "таксизмом": три водителя подряд предложили оплатить проезд (обычно такое бывает только в черте крупнейших городов). Но я не огорчился, зная, что это не более чем досадное совпадение, и вскоре поехал дальше: ПАЗик до Сокола, "Жигули" до Чекшино, бензовоз до Сямжи. Здесь, в 576 км от Москвы, оказываюсь к вечеру, уже в сумерках, и интервал между проезжающими машинами увеличивается до 10--15 минут. Подготовился было к долгому ожиданию, но неожиданно повезло: на автозаправку подъехал автобус, полный каких-то странных людей. Я попросился в попутчики, и водитель согласился взять меня, предупредив, что в автобусе не следует доставать вещи из рюкзака и не вступать, по возможности, в контакт с пассажирами.
Все сидячие места маленького ПАЗика были заняты, а проход заставлен металлическими заплечными ящиками-котомками. Мне с трудом удалось разгрести свободное место. Мужики, сидевшие в автобусе, пили водку и уже мало что соображали. По их разговорам я догадался, что рейс организовало какое-то вологодское предприятие, отправившее своих работников на сбор грибов и ягод в архангельские леса, а получку за эту работу выдали вперед, что весьма бурно и отмечали пассажиры (кстати, в таком "веселом" автобусе я ехал уже не первый раз; на Севере в летний сезон это случается нередко).
В полной темноте автобус мчался по пустой и местами весьма разбитой дороге. На границе Вологодской и Архангельской областей асфальт сменился плохо уложенным бетоном — это самый нелюбимый водителями участок всей 1220-километровой трассы. Несколько раз перед автобусом пробегали зайцы, появляясь едва ли не с той же частотой, что и встречные машины. Наконец, почти в час ночи, прибыли в Вельск. Здесь ПАЗик остановился на ночевку у въездного поста ГАИ. Я решил не испытывать судьбу на почти безмашинной ночной трассе и тоже решил тут ночевать. Сон в теплом пуховом спальнике был великолепен...
Вельск был основан еще в 1137 году, сейчас в нем живут 26 тыс. человек. Город вытянулся вдоль реки Ваги на 6 км. Старинных зданий здесь сохранилось мало, в основном неказистые двухэтажные дома-бараки, типичные для всех северных регионов. Рейсы городских автобусов почему-то отменили, вроде бы временно. Поскольку трасса проходит через весь город и схема проезда запутана, я с трудом выбрался из этого старинного городка.
От Вельска на нескольких местных машинах добрался до села Ровдино. Там "застопил" легковой "Фольксваген" с номерами Волынской области Украины. "Взять" дальнюю легковушку — редкость, высшая удача для автостопщика!
В машине были трое молодых парней. Один из них когда-то увлекался туризмом и даже что-то слышал об автостопе, потому меня и подобрали. Помог в этом и яркий оранжевый комбинезон — еще раз убеждаюсь в его незаменимости.
Несмотря на номера, они не были украинцами. Ехали на огромной скорости (до 160 км/ч), 450 км промелькнули очень быстро... И вот я на объездной дороге Архангельска — столицы Беломорья, крупнейшего города севера европейской части России.
Основан Архангельск в 1584 г. Сейчас это город с населением 420 тыс. человек, протянувшийся с юга на север вдоль Северной Двины и ее многочисленных притоков-рукавов более чем на 40 км. Застроен он в основном небольшими деревянными домами, хотя центр за последние десятилетия приобрел современный вид (есть даже многоэтажные здания, в том числе и высотка лесотехнического института), но пока осталось много старых и ветхих домов. Через Северную Двину, огромную реку шириной в 2 км, перекинуты два моста (едва ли не самые большие в России), которые ночью разводятся.
Архангельский морской порт состоит из нескольких не соединенных между собой частей — "грузовых районов". Все они охраняются. У причалов стоит множество теплоходов, но идут они в страны Запада, а в направлении Севморпути движение крайне редкое (приблизительно раз в месяц). Зимой навигация поддерживается с помощью ледоколов, но судов в это время ходит еще меньше. Единственная морская пассажирская линия — на Мурманск, туда 13 раз в году со 2 июня по 30 сентября плавает теплоход "Клавдия Еланская" (самый дешевый билет стоит 165 тыс. руб.). По Северной Двине еще сохранилось движение теплохода на Котлас, с мая по сентябрь судно отправляется ежедневно около 7 утра.
Из Архангельска отходят всего три автодороги: на Вельск — Москву, Северодвинск — Онегу, Пинегу — Карпогоры. Междугородние автобусы ходят только по московской трассе М-8 (самый дальний — до Вельска) и на Пинегу, но есть много пригородных автобусов. До Онеги можно добраться лишь на редких попутных машинах. Причём дорога на участке Северодвинск — Онега очень плохая. После затяжных дождей и весной, возможно, и вовсе непроезжая.
В северном направлении летом уедешь максимум на 100 км, до поселка Поморье, куда ведет очень плохая грунтовка с редким движением машин повышенной проходимости ("Уралы" ходят до поселка, который возник в конце 80-х на сравнительно недавно открытом Беломорском месторождении алмазов, но добыча их так до сих пор и не начата).
В г. Мезень, в 200 км к северу, ведет лишь зимняя дорога, отходящая от поморской трассы в поселке Чудвозеро. Через Несь — Верхнюю Пешу — Коткино она доходит до Нарьян-Мара. Летом добраться по суше до этих городов пока еще невозможно. Побережье Белого моря в районе Мезени и прибрежный о. Моржовец являются погранзоной (сам город в нее не входит). Пропуска туда оформляются в представительстве погранслужбы (Архангельск, ул. Русанова, 11/3).
Затем я переехал в Северодвинск, добравшись туда за 40 минут по оживленной автотрассе. Этот город, второй по величине в области, существует с 1936 года. Строился он как главный центр производства подводных лодок и еще недавно был закрытым, но это, к счастью, осталось в прошлом, хотя побережье Белого моря к западу от города до пос. Сюзьма пока еще является режимной зоной. Собственно же Северодвинск официально закрыт только для неграждан России, но это никто не проверяет.
В советское время Северодвинск был богатейшим городом, сохранились и следы этого былого богатства: множество огромных дорогостоящих зданий, железнодорожный вокзал с высокой платформой (пребывающий сейчас в запустении — почти все поезда отменены), несколько мостов через неоживленную ж.-д. ветку. Но сейчас из-за развала оборонной отрасли здесь все поменялось: единственное крупное предприятие — военный завод по строительству и ремонту подводных лодок — почти не работает, зарплату на нём задерживают месяцами, многие жители покидают город.
Северодвинск, в отличие от Архангельска, находится непосредственно на Белом море. Есть здесь и морская пристань, от которой 10 раз в год с мая по октябрь на Соловки и в Мезень ходит теплоход "Алушта", других устойчивых морских сообщений нет. По железной дороге курсируют только пригородные поезда — по 2 раза в день на Архангельск и в режимный поселок Ненокса (пропуска проверяют на ст. Уйма).
Работает и другая железная дорога — ведомственная лесовозная узкоколейная узкоколейная железная дорога, уходящая на 70 километров в южном направлении. Леспромхоз, которому она принадлежит, сейчас обанкротился, но на узкоколейке пока еще существуют два "лесных поселка" — Белое Озеро и Палозеро, поэтому по ней ходит пассажирский поезд (отправление на Белое Озеро в 17.10 (пн., ср., птн.), 16.10 (сб.), 10.30 и 18.30 (вс.), обратно из Белого Озера в 8.00 (пн., ср., птн., сб.), 8.00, 16.30 (вс.).
Кроме того, многие жители поселков имеют "пионерки" — самодельные мотодрезины, собранные из неведомо где добытых металлических конструкций, с двигателем от мотоцикла или бензопилы. Этот "частный железнодорожный транспорт" ходит без всяких расписаний и указаний, в день бывает от 3 до 7 дрезин. Южнее Белого Озера никакого рейсового сообщения нет, проехать там можно только на "пионерках" — они появляются 1-2 раза в день.
По этой узкоколейке мне удалось добраться только до Белого Озера. Ехал на пассажирском поезде, который состоял из двух обычных зеленых вагончиков и двух "доисторических" — деревянных, без крыши и торцевых стен, с несколькими длинными скамейками. Плата за проезд (6 тыс. руб.) предусмотрена как в нормальных, так и в "бич-вагонах", но с тетушкой-билетером легко договориться. Дорога проходит по удивительно красивым местам: среди озер, холмов и сосновых лесов — за все полтора часа пути трудно оторваться от окна.
Расположенный над озером на холме поселок Белое Озеро не менее красив, однако находится в полном запустении из-за прекращения лесозаготовок. Здесь буквально на каждом шагу встречается брошенная техника, много опустевших домов. Агрессивно настроенной молодежи тут нет, однако надо остерегаться встречи с главой здешней администрации. Увидев меня, он в нецензурной форме стал доказывать, что это погранзона и мне ее следует немедленно покинуть. Когда я попытался объяснить госчиновнику, что погранзоной эта территория уже не является и запрещать мне находиться здесь никто не имеет права, он пригрозил милицией, задержанием и величайшими неприятностями, после чего удалился. В дальних регионах такие действия представителей местных властей, к сожалению, не редкость.
Возвращался я домой уже не по трассе, а по железной дороге (это именуется автостопом 2-го рода). Ездить легче всего в локомотивах грузовых поездов. Идущие 6-10 раз в сутки в южном направлении составы формируются на станции Исакогорка, которая находится в пригороде Архангельска, в 18 км от центра города (проезд автобусом №3). Из Северодвинска сюда можно доехать "стопом" примерно за час по архангельской трассе, затем по объездной дороге. Когда я прибыл в Исакогорку, оказалось, что до отправления товарняка пойдет пассажирский поезд Архангельск — Няндома. Не слишком рассчитывая на успех, я все же попросил начальницу поезда разрешить мне проехать бесплатно (дескать, путешественник, и денег мало), и меня пустили до конечной станции.
Железная дорога Архангельск — Вологда — Ярославль, построенная в 1898 г., до 1916 г. была узкоколейной, сейчас она двухпутная (кроме участка Архангельск — Обозерская), ведется ее электрификация. Вдоль "железки" в Архангельской области расположено 26 поселков, жители которых занимаются заготовкой леса. Раньше от нескольких поселков отходили лесовозные узкоколейки. Но сейчас почти ни одна из них не действует. Обычно лес вывозят только автомобилями по грунтовкам на 30--50 км к ж.д. Действующие узкоколейки если остались, то только в Ивакше и Лепше.
От станции Пукса (228 км от Архангельска) отходят 2 лесовозные ж.д. широкой колеи: на запад — 130 км до пос. Янгоры, и на восток — 115 км до пос. Дальний (движение по последней в начале 1997 г. прекращено). Янгорская ветка принадлежит Учреждению ОУ-250, более известному как "Онежское лагерное управление", и считается режимной, но туристу при наличии паспорта (и длинного языка) проехать по ней разрешат. Пассажирский поезд на Янгоры ходит ежедневно в 20.20 со станции Икса в пос. Североонежск, от Пуксы до Иксы (25 км) — движение только грузовое.
Ранним утром я оказался в Няндоме. Там удалось бесплатно впроситься на пригородный поезд до следующей крупной станции Коноша. Здесь примыкает Печорская магистраль (Коноша — Воркута) и начинается действующая электрификация.
Впрочем, на участке Няндома — Коноша, как я убедился, контактная сеть уже полностью смонтирована. И электровозы пойдут до Няндомы, похоже, уже через считанные дни.
Из города Коноша я доехал автостопом в посёлок Ерцево, с большим трудом преодолев 30-километровую местную трассу. Говорят, что ещё недавно она была полностью грунтовой. Сейчас заасфальтирована больше чем наполовину — от Коноши до деревни Раменье. Но машин очень мало.
После долгого ожидания мне остановился водитель лесовоза МАЗ из Ерцево. Ему было трудно остановить тяжело гружёную машину, но всё же остановил. Спасибо!
Ерцево — лагерный посёлок. По виду — находящийся в печальной стадии вымирания. Какой-то мрачный дух.
Здесь расположены две крупные зоны, одна из которых недавно закрыта. В западном направлении из поселка уходит нигде не обозначенная ж.-д. ветка с колониями и поселениями. Раньше она доходила до пос. Южный Вологодской обл., сейчас действует только до ст. Совзы (90 км). Туда ходит пасс. поезд (20.15 — 0.00 по ср., чт., пт., 8.00 — 12.00 по вс., обратно 8.00 — 12.00 по чт., сб., 17.00 — 21.00 по вс.). Только с редкой оказией можно уехать в пос. Ковжа и Ширбово — их предполагается закрыть. Режимной зоной ветка не является, спецпропуска для въезда никто не требует.
От Ерцево до Вологды я доехал в "полувагоне" грузового поезда, словно специально для меня остановившемся. Судя по тому, что поезд везёт уголь — он наверняка следует из Воркуты в Череповец. А значит, перед Вологдой отклонится на запад, куда мне не надо.
Поезд сильно замедлил скорость на окраине Вологды, у станции Рыбкино вблизи красивого Спасо-Прилуцкого монастыря. Выбрасываюсь из вагона на небольшом ходу. Никто не заметил. Первым делом отмываюсь в колонке. Городскими автобусами — на противоположную окраину города, к станции Лоста. Там предстоит снова залезать в "товарняк".
Таким же способом, в грузовых вагонах, я добрался от Лосты (пригород Вологды) до Данилова и до Ярославля, а там уже вышел на трассу и вскоре прибыл в столицу. Позади остались шесть дней пути и 2510 км.
Сейчас, в конце 1997 года, я продолжаю сбор информации и планирую новые путешествия.
22.08.2017 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу