ID: 7029
ПОЕЗДКА В «ВЯТЛАГ», 2013 ГОД
286
Рабочая экспедиция в Верхнекамский район Кировской области была совершена 26-31 октября 2013 года. Главная цель — «лагерная» Созимская узкоколейная железная дорога. Также была произведена встреча с коллективом газет города Кирса и Верхнекамского района.
Нижний Новгород. Движение городских электропоездов не «прижилось».
Нижний Новгород. Выход к электропоезду на Урень.
Станция Пижма. Электропоезд ЭД9М-1013, прибывший из Уреня.
Впечатляет удивительно большое для нашего времени количество электропоездов на участке Нижний Новгород — Киров.
А также причудливые маршруты их движения, введённые из-за «ограничения 200 км». Урень — Ежиха, Шахунья — Пижма, Киров — Пижма, Урень — Котельнич II (второстепенная станция узла!), Ветлужская — Шахунья, Ежиха — Уста, Пижма — Ветлужская, Урень - Пижма...
Отмечено, что электропоезд Ежиха — Урень следует резервом из Котельнича II.
Ремонт пути. Платформа 753 км, участок Пижма — Котельнич.
Расстояния:
Москва — Киров через Нижний Новгород 898 км. На километровых знаках там — 954 км, это кружным путём через Данилов. Таков официальный отсчёт вплоть до Владивостока.
Киров — Нижний Новгород 456 км.
Нижний Новгород — Москва-Курская 442 км.
Киров — Шахунья 216 км.
Киров — Пижма 179 км.
Киров — Верхнекамская 351 км.
Киров — Владимир 707 км.
Поезд Киров — Верхнекамская состоял из двух вагонов. В лучшие времена было до 15 вагонов! Двухвагонный поезд на огромное расстояние — явно «не жилец».
Первый вагон — плацкартный, платный для всех — 115 рублей вдобавок к обычной стоимости билета. Второй вагон — сидячий. Заполненность слабая. До Яра всего три остановки: Просница, Зуевка, Фалёнки.
Я понимаю, что двухвагонный поезд на такое расстояние, к сожалению, гонять невозможно. Возможно, лучше было бы открыть движение дизель-поездов РА1 или РА2 от Яра до Верхнекамской, согласованное с электропоездом Киров — Яр. Да, это менее удобно — но лучше, чем полная или почти полная отмена движения, которая уже анонсирована!
Объявления на вокзале Киров.
Публикация в газете «Моё Верхнекамье».
В октябре 2013 года активно обсуждалась предстоящая отмена поездов.
В Кирсе поезд в 03:07. Иду в центр города, сплю.
Здесь, в Верхнекамском районе, я в пятый раз. Предыдущие поездки: сентябрь 1997 года (http://infojd.ru/dop/vv1998.html), май 2008 года, октябрь 2009 года, сентябрь-октябрь 2011 года (http://infojd.ru/poezdka2011viatlag.html).
Около 9 часов — в редакцию газеты «Прикамская Новь». Журналист газеты «Прикамская Новь» Наталья Хитрова знала о моей деятельности. Я почему-то думал, что статьи моего авторства опубликованы в этой газете. Оказалось — в конкурирующем издании «Моё Верхнекамье» ( http://vk.com/myvkam ), с которым поддерживается связь.
Наталья Хитрова — автор многих краеведческих публикаций о Верхнекамском районе. Проживает в посёлке Рудничный, каждый день ездит на работу в Кирс, почти за 40 километров. Патриот родного района, не собирается отсюда уезжать. Хотя это трудная для жизни местность. Это почти крайний Север, 6 месяцев в году — беспросветная зима.
В газете я нашёл информацию о местном авиамаршруте Кирс — Камский, который появился в 2013 году. Маршрут сезонный, нерегулярный. Обслуживается самолётом АН-2.
Редакция газеты «Моё Верхнекамье» занимала одну комнату в здании торгово-офисного центра. Работники редакции — Дмитрий Гусаков, Василий Григорьев. Я получил пять разных номеров газеты со своими публикациями.
Дмитрий Гусаков помог мне уехать из Кирса в Созим. Он знал, что сегодня в городе находится глава администрации посёлка Созим Елена Косторная. Отмечу, что у администрации Созима есть официальный сайт: http://sozimskoe.ru.
Работник газеты позвонил Косторной, попросил довезти меня до Созима. В назначенное время прихожу к зданию районной администрации.
В легковой машине, кроме меня, было четверо: Е. Косторная, ведущий специалист администрации Галина Николаевна Наговицына, ещё одна женщина, и водитель (имя не узнал).
Дорога в плохом состоянии. Едем медленно, часто останавливаемся. Г.Н. Наговицына фотографировала особо глубокие ямы, которые много раз попадались на дороге. Эти фотографии будут отправлены в некие вышестоящие органы. Таким образом пытаются добиться ремонта.
Я решил найти в Созиме Михаила Закирова — владельца дрезины, который около месяца назад возил по узкоколейной железной дороге любителей железных дорог из Кирса ( http://denlog.trainzup.com/?p=3853 ). Лучше это делать утром.
Нахожу квартиру Михаила Закирова — одну из четырёх в одноэтажном бараке. Он был дома, отнёсся к моей деятельности хорошо. Но решил не ехать в лес, пригласил для поездки своего знакомого, по имени Павел. Поехали на дрезине, принадлежащей М. Закирову. Погода была ужасной, почти непрерывный дождь в течение всего дня.
Районный узел связи в Кирсе.
Кирс. Разруха и грязь соседствует с «евроремонтом».
Малоэтажный район Кирса.
Старинный храм в центре Кирса.
Кирс. Здание районной администрации.
Договариваюсь с жителем Созима Павлом о поездке в Нырмыч-4 на его дрезине.
Главная станция в Созиме. Готовимся к выезду.
Мост через реку Нырмыч.
Тепловоз ТУ6А ведёт грузовой поезд.
Разъезд у бывшего посёлка.
Житель Созима Павел на линии.
Расстояние от депо в Созиме до крайней точки рельсового пути у Нырмыча-4 составляет 29,6 км (маршрут). Ранее протяжённость одной только магистрали узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 км. История: http://infojd.ru/15/sozim.html
На 17-м километре оставлен сцеп. Стоило немалых усилий протащить дрезину «в обнос».
Охотничья изба на станции Подгорная. Жизненно необходимое укрытие от дождя, мороза, насекомых.
Является общественной, поддерживается в хорошем состоянии силами разных
жителей Созима. Это типично для лесных регионов России.
Осматриваю вместе с Павлом заброшенный лагерный посёлок Нырмыч-4 и исправительную колонию.
Заброшенный штаб колонии Нырмыч-4.
Заброшенный штаб колонии Нырмыч-4.
Заброшенная колония Нырмыч-4.
Нырмыч-4. Общежитие (жилой барак).
Нырмыч-4. Общежитие. Главный вход.
Нырмыч-4. В общежитии.
Нырмыч-4. Вид со второго этажа общежития.
Нырмыч-4. Вид со второго этажа общежития.
Нырмыч-4. Общежитие.
Нырмыч-4. Общежитие.
Нырмыч-4. Карантин.
Обстановка мрачная. В заброшенной колонии забираю немного артефактов, которые когда-нибудь получат ценность для истории.
На развалинах старого депо в Нырмыче-4 была найдена металлическая табличка. В давние времена она находилась на центральном депо в Созиме. С 1960-х годов до 1982 года здесь не было колонии, узкоколейная железная дорога принадлежала «вольному» Созимскому леспромхозу.
Табличка на развалинах старого депо в Нырмыче-4. В Нырмыче-4 есть
ещё и новое депо, сохранившееся чуть лучше.
Скорее всего, табличка сделана в начале 1960-х годов. Я считаю её главной найденной здесь ценностью. Её бы — в музей, а не в металлолом...
Отправляемся в обратный путь. У 17-го километра снова «обнос» сцепа. Затем пропускаем грузовой состав, следующий под загрузку лесом. Немного беседую с заключёнными — машинистом и работниками, едущими в лес.
Фотоаппарат, купленный немногим больше года назад, пришёл почти в полную негодность. Машинист был готов немного подождать, чтобы я сделал фотографии, но я так и не смог вернуть работоспособность фотоаппарату на 17-м километре.
Павлу я заплатил 1000 рублей. Для меня это разорительная сумма, но он её заслужил. В этот день ему пришлось немало намучиться с обносами дрезины, неоднократными разворотами и поездкой под дождём.
Созим, депо. ТУ6П-0003, который здесь называют «автобус». Доставлен в 2005 году из Усть-Ваеньги
(http://infojd.ru/03/ustvaenga.html).
Несколько часов работаю в Созимской библиотеке, копирую исторические материалы.
Публикация о возможной отмене поездов на линии Яр — Верхнекамская.
Скопирована в Созимской библиотеке. Отмена движения на линии
Яр — Верхнекамская в 5 дней недели из 7, обещанная с ноября,
по свежим данным, не произойдёт до конца 2013 года.
В темноте иду по непролазной грязи к перекрёстку в центре посёлка Созим. Оттуда после 18 часов идёт рейсовый «ПАЗик» маршрута Лесной — Кирс. Мне нужно добраться до поворота на Верхнекамскую. Это 40 километров (без учёта короткого заезда в село Лойно). Но проезд 40 километров стоит... 97 рублей!!!
До 2010 года здесь курсировала пассажирская дрезина Гайно-Кайской железной дороги. Расстояние по разбитому асфальту 40 километров, а по железной дороге — 20 километров! В пути на дрезине — 30 минут, на позорном «ПАЗике» — полтора часа! Но движение дрезины отменено.
Бегом — от тёмного поворота до станции Верхнекамская. В темноте обхожу лужи глубиной по колено. Прибегаю к поезду Верхнекамская — Киров за 7 минут до отправления. Беру билет. К сожалению, сейчас здесь посадка — 3-5 пассажиров в сутки. Раньше было почти в сто раз больше.
Как и при отправлении из Кирова, поезд двухвагонный. Однако на этот раз оба вагона — плацкартные. Первый — с обязательной платой 115 рублей, предусмотрено бельё. Второй — считается общим.
До Кирова — в лежачем положении на верхней полке. Но в вагоне всю ночь ходят, разговаривают. По станции Яр — тотальная проверка билетов. Такие условия — не для меня. На холоде, но в спокойствии спать лучше, чем в плацкартном вагоне.
При отправлении из Верхнекамской в поезде, кроме меня, было один или два пассажира. Пустой вагон — самый комфортный. Но в этот момент я был переполнен чувством обозлённости и досады из-за жителей, переставших пользоваться поездом. Хотя поезд пока ещё курсирует здесь дважды в сутки — утром до Яра, вечером до Кирова.
Я сажусь в вагон — и читаю, не теряю время. Они же, с наступлением «эпохи поклонения автомобилю», считают нужным бездарно убивать своё время и здоровье на разбитом асфальте. Пассажиропоток снизился в десятки раз. К сожалению, отмена поезда — лишь вопрос времени.
Южнее Кирса пассажиров становится больше. Но всё равно недостаточно.
Примечательно также, что 10 процентов россиян (это огромное число!) имеют право на неограниченный бесплатный проезд в пригородных поездах. Казалось бы: надо пользоваться этим благом, одной из немногих «благодетелей», которую сохранило государство. Но — не пользуются! Если бы активно пользовались — было бы много пассажиров, не возил бы поезд воздух. Население провинциальной России безвылазно сидит по домам, что является очень нехорошим признаком.
Посёлок у станции Ежиха.
Станция «Горьковская» Нижегородского метрополитена. Осмотрена в ходе часовой пересадки. Первая станция
на правом берегу. Город ждал её 30 лет. Я следил за дискуссиями о судьбе этой станции 20 лет,
и уже почти не верил, что когда-нибудь она откроется.
Тепловоз ТУ7-2895, вывезенный из Тумской. Поставлен в странном месте — среди путей
станции Нижний Новгород-Московский, где пребывание посторонних запрещено.
Является памятником. Возможности движения нет.
Как выяснилось, недавно построены высокие платформы на остановочном пункте Молодники. Завершается строительство в Денисово.
Новая высокая платформа Молодники.
Вероятно, вскоре от Москвы до Семёнова не останется ни одной низкой платформы! Это абсолютный рекорд по протяжённости. Кроме участка Вязники — Гороховец, высоких платформ нет на пяти пунктах: Ковров I, Ковров II, Жолнино, Кеза, 506 км.
Ковров. Вывешены предупреждения о полной отмене пассажирского движения
на линии Ковров — Муром. Тем же самым грозят и на линии Владимир —
Тумская. В итоге отмена стала не полной, а частичной.
Так выглядит газета «Моё Верхнекамье». В ней публикуются также статьи
местного прогрессивного деятеля, исследователя
истории железных дорог Дениса Логиновского.
21.05.2019 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу