ID: 7048
ПОЕЗДКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — ЛУЖСКАЯ — КРАСНОФЛОТСК, ДЕКАБРЬ 2015 ГОДА
257
Рабочая экспедиция совершена 29-31 декабря 2015 года. Причина внепланового выезда в нетипичное и нежелательное время: отмена движения пригородных поездов Кингисепп — Лужская.
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ПОЕЗДОК: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КОТЛЫ — УСТЬ-ЛУГА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЛЕБЯЖЬЕ — КРАСНОФЛОТСК
Исполненный маршрут экспедиции: Москва-Киевская — Аэропорт Внуково (пригородный поезд) — аэропорт Пулково (самолёт) — платформа Аэропорт (пешком) — Санкт-Петербург-Балтийский — Кингисепп — Лужская (пригородные поезда) — Краснофлотск (автостоп) — Лебяжье (пешком) — Санкт-Петербург-Балтийский (пригородный поезд) — Санкт-Петербург-Главный, Московский вокзал (метро) — Москва-Пассажирская, Ленинградский вокзал (поезд).
Зимние поездки по России — дело нежелательное, и если не произошло чего-то совсем экстренного, совершать их не надо!
Зимнее передвижение является изматывающим делом, день зимней поездки по степени сложности равняется многим дням в комфортное время. И «подавляет» морально, из-за унылой, снежной, серой, тёмной и мрачной обстановки вокруг.
Мой настоятельный совет: не ездите никуда по России зимой, кроме как в ближайший международный аэропорт!
(Ещё большая мерзость и уныние — зимой в северных заграничных странах. В России всё-таки негативные факторы компенсируются тем, что всё родное и своё. На севере США, где ещё и чужаки вокруг, зимой намного хуже!)
Движение пригородных поездов Кингисепп — Лужская (Косколово) началось в ноябре 2015 года. Это выглядело радостным событием, «прорывом». Столько лет подряд на Российских железных дорогах пригородные поезда отменялись — и вдруг появился новый маршрут. «Ломка шаблона»!
Открытие движения было разрекламировано. О нём радостно докладывали региональному и железнодорожному начальству. В газете «Гудок» появилась публикация, посвящённая новому маршруту. В ней этот маршрут назвали рентабельным и прибыльным.
Вероятно, была торжественная церемония открытия движения, начальство произносило всякие красивые речи и перерезало ленточки.
Но с 1 января маршрут тихо и незаметно закроют под предлогом недостаточного числа пассажиров.
Часть маршрута проходит по железнодорожной линии Лигово — Калище — Котлы — Веймарн, часть — по линии Котлы — Усть-Луга. Обе эти линии до недавнего времени были малодеятельными однопутными неэлектрифицированными участками.
На линиях курсировали пригородные поезда на тепловозной тяге, маршрутов Калище — Веймарн и Калище — Усть-Луга. По маршруту Калище — Веймарн я успел проехать в июле 2000 года. К сожалению, без фотографий. На Усть-Лугу я проехать не успел.
В 2009 году всякое пассажирское движение дальше станции Калище было отменено. Без пригородных поездов остался и «тупик» на Усть-Лугу, и линия Калище — Веймарн. Хотя ближняя её часть находится менее чем в ста километрах от пятимиллионного Санкт-Петербурга!
В конце декабря 2015 года редактор портала «Яндекс-Расписания» Александр Фетисов подтвердил: движение пригородных поездов Кингисепп — Лужская отменяется. И не только на период дурной «декады безделья» — десяти нерабочих дней, в которое по маразматическому решению погружается Россия после 1 января. Я особо уточнил у Фетисова данный вопрос. Нет, это навечно! Последний поезд отправится 31 декабря.
Принимаю решение — ехать! Несмотря на то, что это нежелательно.
Вдобавок к традиционным проблемам, я нахожусь в болезненном состоянии, что зимой — нередкое дело. Передвигаюсь с трудом, шатает, головная боль, постоянный глубокий кашель, почти ничего не соображаю, забываю простейшие вещи. И даже несмотря на это, всё равно решаю ехать.
Наскоро составленный маршрут:
«Авиазаброска» в Санкт-Петербург. Небольшая прогулка по столице Российской Империи. Это приятное место для того, кто придерживается имперских взглядов. Оттуда до Веймарна или Кингисеппа.
Утром — в Лужскую. Автостопом оттуда до Калища, город Сосновый Бор. Если будет время и если окажется благоприятной погода — ещё и изучение железнодорожной линии Лебяжье — Краснофлотск, расположенной восточнее Соснового Бора.
Электропоездом до Балтийского вокзала. Перемещение на Московский вокзал.
Регистрируюсь на сайте «Аэрофлота», выбрав место. В аэропорту получаю посадочный талон.
Посадочный талон Внуково — Санкт-Петербург.
Подвоз автобусом по лётному полю. Особенность аэропорта Внуково — здесь он зачастую бывает длительным, несколько километров.
Аэропорт Внуково. Время 9:17.
Видны самолёты закрытой авиакомпании «Трансаэро», которые ещё не успели переоформить.
Самолёт авиакомпании «Трансаэро». Её закрытие — большая потеря. Время 9:37.
Ликвидация «Трансаэро» — одно из самых гнусных событий 2015 года! Авиакомпания была хорошей, имела большую сеть маршрутов и зачастую была дешевле всех остальных! Именно самолётами «Трансаэро» я пользовался для попадания на Сахалин и в Америку по весьма умеренной для таких дальних маршрутов цене.
После закрытия «Трансаэро» на дальних маршрутах почти монопольное положение занял «Аэрофлот». Цены повысились. При том, что у нас много говорят о том, как важна и нужна конкуренция. Куда смотрит ФАС?
«Ближняя» Московская область. Время 9:45.
Оказалось, что на самом деле мой рейс — авиакомпании «Россия», он считается «совместным» с «Аэрофлотом». Самолёт Airbus A-319, бортовой номер VQ-BAQ. Построен в 2001 году, до 2009 года работал в США.
Заполненность близка к стопроцентной. Раздают небольшое питание — в этом приятное отличие от «бюджетных» авиакомпаний.
Полёт выполнен по расписанию. Погода хорошая для этого времени года, хотя центральный участок маршрута был скрыт облачностью.
Истринское водохранилище и озеро Сенеж. Время 9:49.
Истринское водохранилище. Время 9:50.
Торфоразработки у станции Жихарево, где почти сто лет существовали посёлки торфяников
и действовало сто километров линии узкоколейной железной дороги. Время 10:33.
«Железнодорожный» посёлок Мга с крупной узловой станцией. Время 10:37.
Город Отрадное, где находится Ленинградский мачтопропиточный завод
с узкоколейной железной дорогой. Время 10:38.
Нева и Ладожское озеро. Время 10:39.
Депо Металлострой и посёлок Усть-Ижора.
Заход на посадку осуществляется с западной стороны, а не с кратчайшей — восточной. Благодаря этому очень хорошо просматривается Санкт-Петербург. Виден весь огромный город, от начала до конца.
«Город как на ладони» — вот в чём преимущество авиаперелётов! Время 10:41.
Побережье Невской губы Финского залива. Вероятно, вскоре его конфигурация изменится
в связи с планами намыва новых территорий. Время 10:42.
Короткий подвоз автобусом. Выхожу в город через новый терминал.
Прибывший из Москвы-Внуково самолёт Airbus A-319, бортовой номер VQ-BAQ. Время 11:07.
Скульптурная композиция «Авиатор» перед новым терминалом аэропорта Пулково. Время 11:14.
Аэропорт, как и город, в последние годы резко изменился. Раньше он выглядел небольшим и провинциальным. Теперь — ничего подобного, облик соответствует столице.
Здание 1973 года постройки с народным прозвищем «пять стаканов», которое до 2013 года было единственным — сохранилось и реконструировано. Теперь оно выглядит небольшим на фоне здания 2013 года постройки.
Чего здесь не хватает — это железной дороги. До 2013 года, при «провинциальном» облике, её отсутствие было не особо заметно, а теперь это странно!
Давно пора построить железнодорожную линию с движением электропоездов от Балтийского вокзала! Есть возможность движения и на Московский вокзал по соединительной линии через Цветочную — Волковскую. Для этого потребуется строительство линии длиной 4 километра вдоль существующей многополосной автодороги к аэровокзалу.
Решаю двигаться пешком до ближайшей платформы электропоездов.
Окрестности аэропорта. Время 11:43.
Погода хорошая и торопиться не обязательно — нужный мне поезд на Ивангород будет только в 18:40.
Въездная композиция на Киевском шоссе. Время 12:06.
Здесь почти бесснежно, как и в Москве. Это замечательно, и это придаёт бодрости! Температура, впрочем, минус десять градусов.
Сокращаю маршрут, двигаясь через лес и по льду замёрзшего водоёма. Затем — вдоль Киевского шоссе. Здесь встретились автобусы с маршрутными табличками «ОДЕССА» и «РЕНИ» (город в Одесской области на границе с Румынией). Они пройдут весь «Екатерининский шлях», прямую старинную дорогу между Северной столицей России — Санкт-Петербургом, и Южной столицей России — Одессой.
Двухчасовое ожидание электропоезда на платформе Аэропорт. «Компенсацией» за него оказался тот факт, что прибывший электропоезд — «круглоголовый», что сейчас редкость и большое везение.
Платформа Аэропорт, Петербурго-Варшавская железная дорога. Прибывает электропоезд ЭР2К-901
маршрута Сиверская — Санкт-Петербург-Балтийский. Время 14:26.
Депо Санкт-Петербург-Балтийский (ТЧ-15 Октябрьской железной дороги). Здесь много лет стоит тепловоз ТУ2-060
Малой Октябрьской детской железной дороги, подожжённый в 2002 году. Вероятнее всего, тепловоз
внешне отремонтируют и установят в качестве памятника. Время 14:40.
Депо Санкт-Петербург-Балтийский (ТЧ-15 Октябрьской железной дороги). Время 14:40.
Объявление на Балтийском вокзале. Время 14:48.
От Балтийского вокзала — пешком до Нарвской заставы (площадь Стачек). Трамвайным вагоном маршрута №16 до Витебского вокзала. Возвращение пешком на Балтийский вокзал. Длительное ожидание в холодном центральном зале.
Выезд поездом Санкт-Петербург-Балтийский — Ивангород до Кингисеппа. Это трёхвагонный дизель-электропоезд ДТ1-009.
Балтийский вокзал. Объявлен поезд на Ивангород. Время 18:34.
Поезд ДТ1-009 на станции Кингисепп. Время 21:25.
Вокзал на станции Кингисепп. В таблице стоимости проезда почему-то указана старая
станция Усть-Луга, до которой поезда не пустили. Время 21:31.
В Кингисеппе поезд остановился на «крайнем нижнем» пути, с противоположной стороны от вокзала. У вокзала, на первом пути, между тем, стоял поезд сообщением Таллин — Москва.
Приятно удивил тот факт, что этот поезд возродился после полной отмены в начале 2015 года. До отмены поезд принадлежал Эстонии, был очень коротким. Отменён эстонцами по причине малой составности и малого количества пассажиров, как они объясняли.
Теперь поезд — российский. Как ни удивительно, он длинный — примерно 15 вагонов, в три раза больше, чем во времена курсирования эстонского поезда!
Повышение востребованности поезда связано с такими факторами: снижение цен на билеты, и добавление «захода» в Санкт-Петербург. Теперь поезд следует не через Новолисино — Стекольный — Тосно, а через Цветочную — Волковскую — Дачу Долгорукова (Ладожский вокзал), где меняет направление движения. При движении из Москвы на Таллин поезд заходит на Московский вокзал (станция Санкт-Петербург-Главный) и меняет направление движения по нему, а не по Ладожскому вокзалу.
Тем не менее, наличие пятнадцати вагонов связано с тем, что сейчас повышенные пассажирские перевозки из-за приближения новогоднего отдыха. В остальное время вагонов меньше.
Пешком по улицам «частного сектора» примерно два километра к берегу реки Луги.
Кингисепп назван в честь эстонского коммуниста, казнённого властями «буржуазно-националистической» Эстонии. В 1920-1940 годах являлся главным пограничным пунктом на границе СССР с Эстонией. Историческое название — Ямбург.
Сейчас больше известен другой Ямбург — единственное место в Сибири, где железная дорога выходит к Северному Ледовитому океану. В 2015 году спятившая вредительская власть закрыла железнодорожную линию Новый Уренгой — Ямбург. Это «кровоточащая рана», которая не даёт мне покоя.
Подъём в 6:10. Быстрое движение на вокзал. К высокой платформе уже подан на посадку поезд до Лужской. Это тот же ДТ1-009, на котором я приехал сюда из Санкт-Петербурга.
Получаю билет, в котором конечным пунктом значится Косколово. В расписаниях пишут «вперемешку» — и Косколово, и Лужская. На маршрутоуказателях — «КИНГИСЕПП — ЛУЖСКАЯ».
Вокзал на станции Кингисепп. 30 декабря, время 6:31.
Станция Кингисепп. Поезд ДТ1-009 отправится до станции Лужская. Время 6:33.
По маршруту Кингисепп — Лужская примерно неделю назад проехал Александр Фетисов. Он является не только редактором сайта «Яндекс-Расписания», но и «фанатом» железных дорог. По словам Фетисова, пассажиров почти не было. Но он ехал в воскресенье.
По моему мнению, пассажиров никоим образом не мало! Конечно, не стопроцентная занятость сидений, но такого и не должно быть! Человек пятьдесят на три вагона, не самая плохая «населённость» пригородного поезда в провинциальной России.
Большинство пассажиров — железнодорожники, работающие на станциях Лужская-Сортировочная и Лужская-Южная. Какая-то часть — работники разных предприятий в огромном портовом комплексе.
По станции Веймарн — смена направления движения. Пассажиры выходят на «перекур».
На участке Гатчина — Веймарн недавно построены высокие платформы. Несмотря на то, что здесь в ходу лишь одна пара ежедневных пригородных поездов.
Как оказалось, высокие платформы появились и на участке Веймарн — Котлы II. Где с 2009 года до ноября 2015 года пассажирского движения не было, и с послезавтрашнего дня опять не будет.
Во времена, когда линия на Усть-Лугу была малодеятельным тупиком, попасть туда из Веймарна можно было только со сменой направления движения по станции Котлы. Сейчас смена направления движения не требуется.
От Веймарна до Лужской двухпутная линия. Пока не электрифицированная, но для контактной сети поставлены опоры. Грузовое движение оживлённое.
На «советских» топографических картах здесь глухие леса, редкие небольшие деревни, никаких значительных объектов. И малодеятельная тупиковая линия на Усть-Лугу. Один только взгляд на карту передавал глухоманность линии.
Эти места изменились до неузнаваемости. Здесь разворачивался один из крупнейших проектов новой России. Масштаб — в духе великих строек социализма. Десять километров вдоль берега моря в длину, километр-полтора в ширину — топливохранилища, склады, контейнерные комплексы, и прочее, прочее...
В дальнейшем здесь планируется построить ещё и грузовой аэропорт, способный принимать самые крупные транспортные самолёты. Были планы построить город с населением несколько десятков тысяч человек. Но об этом забыли. Работники порта приезжают сюда на автомобилях из других городов, ближайшие из которых — Кингисепп и Сосновый Бор.
По замыслу, порт Усть-Луга по своей мощности должен стать равен всем «нефтяным» и «контейнерным» портам Литвы, Латвии и Эстонии. Пока что значительная часть российских грузов транспортируется через эти республики, для которых это составляет существенную часть доходов. Теоретически после достройки порта Усть-Луга Россия может полностью отказаться от транзита грузов через Литву, Латвию и Эстонию, что для них крайне нежелательно.
Гигантский промышленный комплекс строится в местах проживания коренных малочисленных народов северо-запада — ижорцев и води. Ближайшие деревни: Лужицы (Luutsa) — водская, Косколово (Koskizenkyla) — ижорская.
Но, к счастью, ни одну деревню при строительстве порта не снесли. Деревни оказались в близости промышленных сооружений, вместо безлюдного побережья — десять километров грохочущего металла. Но всё-таки деревни остались.
Между тем, в СССР в подобных случаях деревни сносили безжалостно. Почти все крупные заводы, электростанции построены на месте снесённых деревень. Например, соседняя Ленинградская АЭС — на месте деревни Долгово.
При расширении Москвы и Ленинграда сносились все деревни, которые рука какого-то чиновника включала в новую городскую черту. Например, в 1960 году новой границей Москвы была объявлена только что построенная (и ещё не полностью открытая на тот момент) Московская кольцевая автодорога.
Это означало, что территория Москвы увеличилась более чем в два раза, и на ней оказалось много десятков сёл и деревень. История многих из них была почти столь же давней, как у собственно Москвы. Коломенское, Крылатское, Строгино, Братеево, Аксиньино, Тропарёво, Медведково, и далее...
Безумная коммунистическая власть покрушила все деревни в пределах МКАД, кроме Троице-Лыково и Терехово, причём последнее до сих пор угрожают снести. Это — гнусное преступление, и хорошо бы виновные когда-нибудь понесли наказание. Отнять родной дом — для кого-то не сильно лучше, чем отнять жизнь. Не вижу никакой разницы между сносом села Строгино и, к примеру, сносом российско-осетинскими варварами грузинских сёл в Южной Осетии.
Сейчас продолжается хищническая застройка «заМКАДной» Москвы и ближней зоны Московской области многоэтажными уродствами. Но в большинстве случаев застройка «обтекает» деревни. Они остаются, пусть и в окружении жутких «монстров». Хоть какой-то «прогресс».
Во времена существования малодеятельной тупиковой линии Котлы — Усть-Луга на ней находилось три промежуточных остановочных пункта: Кямиши, Валговицы, Косколово. Теперь их нет. Та платформа Косколово, которая во многих расписаниях значится конечным пунктом маршрута поезда, находится вдали от старой платформы Косколово. Более того — на другой линии, в стороне от линии на старую Усть-Лугу.
На том месте, где в «советских» картах — платформа Валговицы посреди глухого леса, построена невообразимых размеров станция Лужская-Сортировочная. Одна из крупнейших станций на Российских железных дорогах, да и в мире! В длину станция составляет 8 километров.
От Лужской-Сортировочной расходятся три линии: на Лужскую-Южную, по ней следует мой дизель-поезд. Станция Лужская-Южная находится вблизи деревни Лужицы. На Лужскую-Генеральную — в северном направлении. Станция Лужская-Генеральная находится вблизи деревень Югантово и Дубки. И на старую Усть-Лугу — «древний» тупик, открытый в 1931 году. Линия на старую Усть-Лугу используется мало. Не исключено, что она полностью заброшена.
До Великой Отечественной войны старая Усть-Луга (29-й километр от станции Котлы) не была тупиком. Действовал железнодорожный мост через реку Лугу. За ним были станции Застава, Преображенка, Хамолово, Пятилетка, Кургалово — 58-й километр от Котлов.
До войны действовала ещё и линия Косколово — Стахановка, с промежуточными станциями Ручьи, Верхняя Летняя и Ударный.
На Лужской-Сортировочной из поезда вышло большое число железнодорожников. Следущая остановка — Косколово, официально — конечная. Это новая платформа, построена в 2015 году. Находится у переезда. Низкая, под одну дверь одного вагона. К старой платформе Косколово не имеет никакого отношения.
Я чуть не вышел на этой платформе. Хорошо, что успел вернуться в вагон за секунды до закрытия дверей! На самом деле это — не конечный пункт. Реальный конечный пункт — станция Лужская-Южная.
Лужская-Южная — большая станция, но по размерам не сравнится с Лужской-Сортировочной. До неё тоже едут железнодорожники, и никто больше.
Спрашиваю: действительно ли поезд отменяется, или же он переводится в категорию рабочих и исчезает только для «обычных» пассажиров? Ответ: и в самом деле отменяется. Теперь будут возить автобусами.
Поезд прибыл на конечную станцию Лужская-Южная. Время 8:13.
На Лужской-Южной ко мне сразу же «привязался» охранник железной дороги, утверждавший, что здесь нельзя находиться без сигнального жилета. Отныне буду возить его с собой. Оставляю охраннику «визитку» с адресом «Сайта о железной дороге».
Пешком около двух километров по автодороге в сторону новой платформы Косколово.
Автодорога. Время 8:32.
Памятный знак на том месте, где в 1993 году началось строительство портового комплекса Усть-Луга. Время 10:13.
Табличка на памятном знаке.
Путь между Лужской-Южной и новой платформой Косколово. Вид в сторону Косколово. Время 10:17.
Новая платформа Косколово. Она проработала лишь два месяца. Вид в сторону Котлов. Время 10:27.
Станция Лужская-Северная. Вид с автомобильного путепровода в сторону Лужской-Генеральной. Время 10:34.
От автомобильной развязки начинаю движение автостопом в сторону Соснового Бора по «приморской» дороге. Она пролегает через отдалённые деревни, некоторые из которых являются местами проживания последних представителей почти вымершего ижорского народа. До города Сосновый Бор со станцией Калище — 60 километров.
Обстановка такая, о какой можно только мечтать в это время года: почти светло, и главное — полностью отсутствует снег! Это прибавляет «свежего духа».
Почти сразу подвезли до развязки у нефтяных терминалов, где от «припортовой» дороги отходит собственно дорога на Сосновый Бор — не очень оживлённая.
Там остановились двое жителей старой Усть-Луги, ехавшие до Вистино. Жалуются на то, что создание грандиозного порта не принесло им никаких улучшений. Посёлок Усть-Луга по-прежнему «на обочине жизни», в нём всё только разрушается, обещанный новый город строить никто не будет, и вообще кругом один развал...
Село Вистино. Время 11:13.
Крупное село Вистино (Viistina), центр ижорского народа. Прохожу до той точки, где Вистино «перетекает» в Валяницы, по пути набрав воды в колодце.
Остановились «едва живые», полуразваленные «Жигули» (ВАЗ-2107), для нынешней даты — уже редкость. Двое жителей Кингисеппского района едут в Санкт-Петербург. Курят и пьют пиво, но доброжелательны.
— В сам Сосняк надо или дальше?
— Чуть дальше, до развилки перед Лебяжьим. Там рядом — станция Краснофлотск, которую закрыли якунинские варвары. Буду фотодокументировать их «погром».
Проехали мимо Ленинградской АЭС. Как ни странно, я впервые оказался вплотную к атомной электростанции — автодорога проходит «впритык» к ней, это редкий случай.
Окраина Соснового Бора. Время 12:15.
На прощание оставляю не только стандартную «визитку», но и книгу «По рельсам и по земле». И нетипичное для автостопа: «С наступающим Новым годом!».
Окрестности станции Краснофлотск. Время 12:32.
Километр по мощёной булыжником лесной дороге к станции Краснофлотск. И вот он — «погром якунинских варваров».
Станция Краснофлотск является конечным пунктом линии общего пользования Лебяжье — Краснофлотск, длиной 7 километров. В виде линии необщего пользования железная дорога продолжалась ещё на 10 километров, до Батарейной бухты.
Участок Краснофлотск — Батарейная бухта долгое время не действовал и был разобран в 2008 году. До Краснофлотска вплоть до января 2011 года курсировали электропоезда с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга.
Движение электропоездов отменили. Протесты местных жителей и письма местной администрации железнодорожному руководству не помогли. Железнодорожные «тузы» ничего не сделали для того, чтобы хотя бы сохранить линию на будущее.
В таких случаях необходимо хотя бы раз в месяц пускать по линии дрезину, удалять деревья с путей, показывать, что железная дорога не совсем бесхозная. Но это никто не делал!
Железная дорога заросла кустами и деревьями. На некоторых участках рельсы украдены. Контактная сеть украдена полностью.
Тупик на станции Краснофлотск. Раньше линия продолжалась на 10 километров —
до Батарейной бухты. Время 12:40.
Окрестности станции Краснофлотск более ста лет имеют важное значение для обороноспособности России. Здесь находится огромный морской форт «Красная Горка». Это несколько километров прибрежной территории с различными сооружениями военного назначения.
Некоторый процент территории форта «Красная Горка», по планам, должен стать музейным комплексом. Но здесь остаются и действующие воинские части. Военное ведомство тоже никак не смогло повлиять на сохранение железной дороги.
Станция Краснофлотск. Время 12:42.
Вокзал на станции Краснофлотск. Время 12:44.
Вокзал на станции Краснофлотск. Сохранившееся расписание. Время 12:45.
Вокзал на станции Краснофлотск. Сохранившаяся «надпись-пугалка». Время 12:45.
Вокзал на станции Краснофлотск. Время 12:46.
Провожу фотодокументацию семи километров линии Лебяжье — Краснофлотск в «скоростном» режиме.
Линия Лебяжье — Краснофлотск. Время 13:19.
Станция Лебяжье. Вид в сторону Лигово. Время 13:59.
Станция Лебяжье. Прибывает электропоезд ЭР2Т-7179 маршрута
Калище — Санкт-Петербург-Балтийский. Время 14:05.
Электропоезд прибыл на Балтийский вокзал. Время 15:28.
Петербургский метрополитен — от «Балтийской» до «Площади Восстания».
03.01.2016 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ПОЕЗДОК: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КОТЛЫ — УСТЬ-ЛУГА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЛЕБЯЖЬЕ — КРАСНОФЛОТСК
Исполненный маршрут экспедиции: Москва-Киевская — Аэропорт Внуково (пригородный поезд) — аэропорт Пулково (самолёт) — платформа Аэропорт (пешком) — Санкт-Петербург-Балтийский — Кингисепп — Лужская (пригородные поезда) — Краснофлотск (автостоп) — Лебяжье (пешком) — Санкт-Петербург-Балтийский (пригородный поезд) — Санкт-Петербург-Главный, Московский вокзал (метро) — Москва-Пассажирская, Ленинградский вокзал (поезд).
Зимние поездки по России — дело нежелательное, и если не произошло чего-то совсем экстренного, совершать их не надо!
Зимнее передвижение является изматывающим делом, день зимней поездки по степени сложности равняется многим дням в комфортное время. И «подавляет» морально, из-за унылой, снежной, серой, тёмной и мрачной обстановки вокруг.
Мой настоятельный совет: не ездите никуда по России зимой, кроме как в ближайший международный аэропорт!
(Ещё большая мерзость и уныние — зимой в северных заграничных странах. В России всё-таки негативные факторы компенсируются тем, что всё родное и своё. На севере США, где ещё и чужаки вокруг, зимой намного хуже!)
Движение пригородных поездов Кингисепп — Лужская (Косколово) началось в ноябре 2015 года. Это выглядело радостным событием, «прорывом». Столько лет подряд на Российских железных дорогах пригородные поезда отменялись — и вдруг появился новый маршрут. «Ломка шаблона»!
Открытие движения было разрекламировано. О нём радостно докладывали региональному и железнодорожному начальству. В газете «Гудок» появилась публикация, посвящённая новому маршруту. В ней этот маршрут назвали рентабельным и прибыльным.
Вероятно, была торжественная церемония открытия движения, начальство произносило всякие красивые речи и перерезало ленточки.
Но с 1 января маршрут тихо и незаметно закроют под предлогом недостаточного числа пассажиров.
Часть маршрута проходит по железнодорожной линии Лигово — Калище — Котлы — Веймарн, часть — по линии Котлы — Усть-Луга. Обе эти линии до недавнего времени были малодеятельными однопутными неэлектрифицированными участками.
На линиях курсировали пригородные поезда на тепловозной тяге, маршрутов Калище — Веймарн и Калище — Усть-Луга. По маршруту Калище — Веймарн я успел проехать в июле 2000 года. К сожалению, без фотографий. На Усть-Лугу я проехать не успел.
В 2009 году всякое пассажирское движение дальше станции Калище было отменено. Без пригородных поездов остался и «тупик» на Усть-Лугу, и линия Калище — Веймарн. Хотя ближняя её часть находится менее чем в ста километрах от пятимиллионного Санкт-Петербурга!
В конце декабря 2015 года редактор портала «Яндекс-Расписания» Александр Фетисов подтвердил: движение пригородных поездов Кингисепп — Лужская отменяется. И не только на период дурной «декады безделья» — десяти нерабочих дней, в которое по маразматическому решению погружается Россия после 1 января. Я особо уточнил у Фетисова данный вопрос. Нет, это навечно! Последний поезд отправится 31 декабря.
Принимаю решение — ехать! Несмотря на то, что это нежелательно.
Вдобавок к традиционным проблемам, я нахожусь в болезненном состоянии, что зимой — нередкое дело. Передвигаюсь с трудом, шатает, головная боль, постоянный глубокий кашель, почти ничего не соображаю, забываю простейшие вещи. И даже несмотря на это, всё равно решаю ехать.
Наскоро составленный маршрут:
«Авиазаброска» в Санкт-Петербург. Небольшая прогулка по столице Российской Империи. Это приятное место для того, кто придерживается имперских взглядов. Оттуда до Веймарна или Кингисеппа.
Утром — в Лужскую. Автостопом оттуда до Калища, город Сосновый Бор. Если будет время и если окажется благоприятной погода — ещё и изучение железнодорожной линии Лебяжье — Краснофлотск, расположенной восточнее Соснового Бора.
Электропоездом до Балтийского вокзала. Перемещение на Московский вокзал.
Регистрируюсь на сайте «Аэрофлота», выбрав место. В аэропорту получаю посадочный талон.
Посадочный талон Внуково — Санкт-Петербург.
Подвоз автобусом по лётному полю. Особенность аэропорта Внуково — здесь он зачастую бывает длительным, несколько километров.
Аэропорт Внуково. Время 9:17.
Видны самолёты закрытой авиакомпании «Трансаэро», которые ещё не успели переоформить.
Самолёт авиакомпании «Трансаэро». Её закрытие — большая потеря. Время 9:37.
Ликвидация «Трансаэро» — одно из самых гнусных событий 2015 года! Авиакомпания была хорошей, имела большую сеть маршрутов и зачастую была дешевле всех остальных! Именно самолётами «Трансаэро» я пользовался для попадания на Сахалин и в Америку по весьма умеренной для таких дальних маршрутов цене.
После закрытия «Трансаэро» на дальних маршрутах почти монопольное положение занял «Аэрофлот». Цены повысились. При том, что у нас много говорят о том, как важна и нужна конкуренция. Куда смотрит ФАС?
«Ближняя» Московская область. Время 9:45.
Оказалось, что на самом деле мой рейс — авиакомпании «Россия», он считается «совместным» с «Аэрофлотом». Самолёт Airbus A-319, бортовой номер VQ-BAQ. Построен в 2001 году, до 2009 года работал в США.
Заполненность близка к стопроцентной. Раздают небольшое питание — в этом приятное отличие от «бюджетных» авиакомпаний.
Полёт выполнен по расписанию. Погода хорошая для этого времени года, хотя центральный участок маршрута был скрыт облачностью.
Истринское водохранилище и озеро Сенеж. Время 9:49.
Истринское водохранилище. Время 9:50.
Торфоразработки у станции Жихарево, где почти сто лет существовали посёлки торфяников
и действовало сто километров линии узкоколейной железной дороги. Время 10:33.
«Железнодорожный» посёлок Мга с крупной узловой станцией. Время 10:37.
Город Отрадное, где находится Ленинградский мачтопропиточный завод
с узкоколейной железной дорогой. Время 10:38.
Нева и Ладожское озеро. Время 10:39.
Депо Металлострой и посёлок Усть-Ижора.
Заход на посадку осуществляется с западной стороны, а не с кратчайшей — восточной. Благодаря этому очень хорошо просматривается Санкт-Петербург. Виден весь огромный город, от начала до конца.
«Город как на ладони» — вот в чём преимущество авиаперелётов! Время 10:41.
Побережье Невской губы Финского залива. Вероятно, вскоре его конфигурация изменится
в связи с планами намыва новых территорий. Время 10:42.
Короткий подвоз автобусом. Выхожу в город через новый терминал.
Прибывший из Москвы-Внуково самолёт Airbus A-319, бортовой номер VQ-BAQ. Время 11:07.
Скульптурная композиция «Авиатор» перед новым терминалом аэропорта Пулково. Время 11:14.
Аэропорт, как и город, в последние годы резко изменился. Раньше он выглядел небольшим и провинциальным. Теперь — ничего подобного, облик соответствует столице.
Здание 1973 года постройки с народным прозвищем «пять стаканов», которое до 2013 года было единственным — сохранилось и реконструировано. Теперь оно выглядит небольшим на фоне здания 2013 года постройки.
Чего здесь не хватает — это железной дороги. До 2013 года, при «провинциальном» облике, её отсутствие было не особо заметно, а теперь это странно!
Давно пора построить железнодорожную линию с движением электропоездов от Балтийского вокзала! Есть возможность движения и на Московский вокзал по соединительной линии через Цветочную — Волковскую. Для этого потребуется строительство линии длиной 4 километра вдоль существующей многополосной автодороги к аэровокзалу.
Решаю двигаться пешком до ближайшей платформы электропоездов.
Окрестности аэропорта. Время 11:43.
Погода хорошая и торопиться не обязательно — нужный мне поезд на Ивангород будет только в 18:40.
Въездная композиция на Киевском шоссе. Время 12:06.
Здесь почти бесснежно, как и в Москве. Это замечательно, и это придаёт бодрости! Температура, впрочем, минус десять градусов.
Сокращаю маршрут, двигаясь через лес и по льду замёрзшего водоёма. Затем — вдоль Киевского шоссе. Здесь встретились автобусы с маршрутными табличками «ОДЕССА» и «РЕНИ» (город в Одесской области на границе с Румынией). Они пройдут весь «Екатерининский шлях», прямую старинную дорогу между Северной столицей России — Санкт-Петербургом, и Южной столицей России — Одессой.
Двухчасовое ожидание электропоезда на платформе Аэропорт. «Компенсацией» за него оказался тот факт, что прибывший электропоезд — «круглоголовый», что сейчас редкость и большое везение.
Платформа Аэропорт, Петербурго-Варшавская железная дорога. Прибывает электропоезд ЭР2К-901
маршрута Сиверская — Санкт-Петербург-Балтийский. Время 14:26.
Депо Санкт-Петербург-Балтийский (ТЧ-15 Октябрьской железной дороги). Здесь много лет стоит тепловоз ТУ2-060
Малой Октябрьской детской железной дороги, подожжённый в 2002 году. Вероятнее всего, тепловоз
внешне отремонтируют и установят в качестве памятника. Время 14:40.
Депо Санкт-Петербург-Балтийский (ТЧ-15 Октябрьской железной дороги). Время 14:40.
Объявление на Балтийском вокзале. Время 14:48.
От Балтийского вокзала — пешком до Нарвской заставы (площадь Стачек). Трамвайным вагоном маршрута №16 до Витебского вокзала. Возвращение пешком на Балтийский вокзал. Длительное ожидание в холодном центральном зале.
Выезд поездом Санкт-Петербург-Балтийский — Ивангород до Кингисеппа. Это трёхвагонный дизель-электропоезд ДТ1-009.
Балтийский вокзал. Объявлен поезд на Ивангород. Время 18:34.
Поезд ДТ1-009 на станции Кингисепп. Время 21:25.
Вокзал на станции Кингисепп. В таблице стоимости проезда почему-то указана старая
станция Усть-Луга, до которой поезда не пустили. Время 21:31.
В Кингисеппе поезд остановился на «крайнем нижнем» пути, с противоположной стороны от вокзала. У вокзала, на первом пути, между тем, стоял поезд сообщением Таллин — Москва.
Приятно удивил тот факт, что этот поезд возродился после полной отмены в начале 2015 года. До отмены поезд принадлежал Эстонии, был очень коротким. Отменён эстонцами по причине малой составности и малого количества пассажиров, как они объясняли.
Теперь поезд — российский. Как ни удивительно, он длинный — примерно 15 вагонов, в три раза больше, чем во времена курсирования эстонского поезда!
Повышение востребованности поезда связано с такими факторами: снижение цен на билеты, и добавление «захода» в Санкт-Петербург. Теперь поезд следует не через Новолисино — Стекольный — Тосно, а через Цветочную — Волковскую — Дачу Долгорукова (Ладожский вокзал), где меняет направление движения. При движении из Москвы на Таллин поезд заходит на Московский вокзал (станция Санкт-Петербург-Главный) и меняет направление движения по нему, а не по Ладожскому вокзалу.
Тем не менее, наличие пятнадцати вагонов связано с тем, что сейчас повышенные пассажирские перевозки из-за приближения новогоднего отдыха. В остальное время вагонов меньше.
Пешком по улицам «частного сектора» примерно два километра к берегу реки Луги.
Кингисепп назван в честь эстонского коммуниста, казнённого властями «буржуазно-националистической» Эстонии. В 1920-1940 годах являлся главным пограничным пунктом на границе СССР с Эстонией. Историческое название — Ямбург.
Сейчас больше известен другой Ямбург — единственное место в Сибири, где железная дорога выходит к Северному Ледовитому океану. В 2015 году спятившая вредительская власть закрыла железнодорожную линию Новый Уренгой — Ямбург. Это «кровоточащая рана», которая не даёт мне покоя.
Подъём в 6:10. Быстрое движение на вокзал. К высокой платформе уже подан на посадку поезд до Лужской. Это тот же ДТ1-009, на котором я приехал сюда из Санкт-Петербурга.
Получаю билет, в котором конечным пунктом значится Косколово. В расписаниях пишут «вперемешку» — и Косколово, и Лужская. На маршрутоуказателях — «КИНГИСЕПП — ЛУЖСКАЯ».
Вокзал на станции Кингисепп. 30 декабря, время 6:31.
Станция Кингисепп. Поезд ДТ1-009 отправится до станции Лужская. Время 6:33.
По маршруту Кингисепп — Лужская примерно неделю назад проехал Александр Фетисов. Он является не только редактором сайта «Яндекс-Расписания», но и «фанатом» железных дорог. По словам Фетисова, пассажиров почти не было. Но он ехал в воскресенье.
По моему мнению, пассажиров никоим образом не мало! Конечно, не стопроцентная занятость сидений, но такого и не должно быть! Человек пятьдесят на три вагона, не самая плохая «населённость» пригородного поезда в провинциальной России.
Большинство пассажиров — железнодорожники, работающие на станциях Лужская-Сортировочная и Лужская-Южная. Какая-то часть — работники разных предприятий в огромном портовом комплексе.
По станции Веймарн — смена направления движения. Пассажиры выходят на «перекур».
На участке Гатчина — Веймарн недавно построены высокие платформы. Несмотря на то, что здесь в ходу лишь одна пара ежедневных пригородных поездов.
Как оказалось, высокие платформы появились и на участке Веймарн — Котлы II. Где с 2009 года до ноября 2015 года пассажирского движения не было, и с послезавтрашнего дня опять не будет.
Во времена, когда линия на Усть-Лугу была малодеятельным тупиком, попасть туда из Веймарна можно было только со сменой направления движения по станции Котлы. Сейчас смена направления движения не требуется.
От Веймарна до Лужской двухпутная линия. Пока не электрифицированная, но для контактной сети поставлены опоры. Грузовое движение оживлённое.
На «советских» топографических картах здесь глухие леса, редкие небольшие деревни, никаких значительных объектов. И малодеятельная тупиковая линия на Усть-Лугу. Один только взгляд на карту передавал глухоманность линии.
Эти места изменились до неузнаваемости. Здесь разворачивался один из крупнейших проектов новой России. Масштаб — в духе великих строек социализма. Десять километров вдоль берега моря в длину, километр-полтора в ширину — топливохранилища, склады, контейнерные комплексы, и прочее, прочее...
В дальнейшем здесь планируется построить ещё и грузовой аэропорт, способный принимать самые крупные транспортные самолёты. Были планы построить город с населением несколько десятков тысяч человек. Но об этом забыли. Работники порта приезжают сюда на автомобилях из других городов, ближайшие из которых — Кингисепп и Сосновый Бор.
По замыслу, порт Усть-Луга по своей мощности должен стать равен всем «нефтяным» и «контейнерным» портам Литвы, Латвии и Эстонии. Пока что значительная часть российских грузов транспортируется через эти республики, для которых это составляет существенную часть доходов. Теоретически после достройки порта Усть-Луга Россия может полностью отказаться от транзита грузов через Литву, Латвию и Эстонию, что для них крайне нежелательно.
Гигантский промышленный комплекс строится в местах проживания коренных малочисленных народов северо-запада — ижорцев и води. Ближайшие деревни: Лужицы (Luutsa) — водская, Косколово (Koskizenkyla) — ижорская.
Но, к счастью, ни одну деревню при строительстве порта не снесли. Деревни оказались в близости промышленных сооружений, вместо безлюдного побережья — десять километров грохочущего металла. Но всё-таки деревни остались.
Между тем, в СССР в подобных случаях деревни сносили безжалостно. Почти все крупные заводы, электростанции построены на месте снесённых деревень. Например, соседняя Ленинградская АЭС — на месте деревни Долгово.
При расширении Москвы и Ленинграда сносились все деревни, которые рука какого-то чиновника включала в новую городскую черту. Например, в 1960 году новой границей Москвы была объявлена только что построенная (и ещё не полностью открытая на тот момент) Московская кольцевая автодорога.
Это означало, что территория Москвы увеличилась более чем в два раза, и на ней оказалось много десятков сёл и деревень. История многих из них была почти столь же давней, как у собственно Москвы. Коломенское, Крылатское, Строгино, Братеево, Аксиньино, Тропарёво, Медведково, и далее...
Безумная коммунистическая власть покрушила все деревни в пределах МКАД, кроме Троице-Лыково и Терехово, причём последнее до сих пор угрожают снести. Это — гнусное преступление, и хорошо бы виновные когда-нибудь понесли наказание. Отнять родной дом — для кого-то не сильно лучше, чем отнять жизнь. Не вижу никакой разницы между сносом села Строгино и, к примеру, сносом российско-осетинскими варварами грузинских сёл в Южной Осетии.
Сейчас продолжается хищническая застройка «заМКАДной» Москвы и ближней зоны Московской области многоэтажными уродствами. Но в большинстве случаев застройка «обтекает» деревни. Они остаются, пусть и в окружении жутких «монстров». Хоть какой-то «прогресс».
Во времена существования малодеятельной тупиковой линии Котлы — Усть-Луга на ней находилось три промежуточных остановочных пункта: Кямиши, Валговицы, Косколово. Теперь их нет. Та платформа Косколово, которая во многих расписаниях значится конечным пунктом маршрута поезда, находится вдали от старой платформы Косколово. Более того — на другой линии, в стороне от линии на старую Усть-Лугу.
На том месте, где в «советских» картах — платформа Валговицы посреди глухого леса, построена невообразимых размеров станция Лужская-Сортировочная. Одна из крупнейших станций на Российских железных дорогах, да и в мире! В длину станция составляет 8 километров.
От Лужской-Сортировочной расходятся три линии: на Лужскую-Южную, по ней следует мой дизель-поезд. Станция Лужская-Южная находится вблизи деревни Лужицы. На Лужскую-Генеральную — в северном направлении. Станция Лужская-Генеральная находится вблизи деревень Югантово и Дубки. И на старую Усть-Лугу — «древний» тупик, открытый в 1931 году. Линия на старую Усть-Лугу используется мало. Не исключено, что она полностью заброшена.
До Великой Отечественной войны старая Усть-Луга (29-й километр от станции Котлы) не была тупиком. Действовал железнодорожный мост через реку Лугу. За ним были станции Застава, Преображенка, Хамолово, Пятилетка, Кургалово — 58-й километр от Котлов.
До войны действовала ещё и линия Косколово — Стахановка, с промежуточными станциями Ручьи, Верхняя Летняя и Ударный.
На Лужской-Сортировочной из поезда вышло большое число железнодорожников. Следущая остановка — Косколово, официально — конечная. Это новая платформа, построена в 2015 году. Находится у переезда. Низкая, под одну дверь одного вагона. К старой платформе Косколово не имеет никакого отношения.
Я чуть не вышел на этой платформе. Хорошо, что успел вернуться в вагон за секунды до закрытия дверей! На самом деле это — не конечный пункт. Реальный конечный пункт — станция Лужская-Южная.
Лужская-Южная — большая станция, но по размерам не сравнится с Лужской-Сортировочной. До неё тоже едут железнодорожники, и никто больше.
Спрашиваю: действительно ли поезд отменяется, или же он переводится в категорию рабочих и исчезает только для «обычных» пассажиров? Ответ: и в самом деле отменяется. Теперь будут возить автобусами.
Поезд прибыл на конечную станцию Лужская-Южная. Время 8:13.
На Лужской-Южной ко мне сразу же «привязался» охранник железной дороги, утверждавший, что здесь нельзя находиться без сигнального жилета. Отныне буду возить его с собой. Оставляю охраннику «визитку» с адресом «Сайта о железной дороге».
Пешком около двух километров по автодороге в сторону новой платформы Косколово.
Автодорога. Время 8:32.
Памятный знак на том месте, где в 1993 году началось строительство портового комплекса Усть-Луга. Время 10:13.
Табличка на памятном знаке.
Путь между Лужской-Южной и новой платформой Косколово. Вид в сторону Косколово. Время 10:17.
Новая платформа Косколово. Она проработала лишь два месяца. Вид в сторону Котлов. Время 10:27.
Станция Лужская-Северная. Вид с автомобильного путепровода в сторону Лужской-Генеральной. Время 10:34.
От автомобильной развязки начинаю движение автостопом в сторону Соснового Бора по «приморской» дороге. Она пролегает через отдалённые деревни, некоторые из которых являются местами проживания последних представителей почти вымершего ижорского народа. До города Сосновый Бор со станцией Калище — 60 километров.
Обстановка такая, о какой можно только мечтать в это время года: почти светло, и главное — полностью отсутствует снег! Это прибавляет «свежего духа».
Почти сразу подвезли до развязки у нефтяных терминалов, где от «припортовой» дороги отходит собственно дорога на Сосновый Бор — не очень оживлённая.
Там остановились двое жителей старой Усть-Луги, ехавшие до Вистино. Жалуются на то, что создание грандиозного порта не принесло им никаких улучшений. Посёлок Усть-Луга по-прежнему «на обочине жизни», в нём всё только разрушается, обещанный новый город строить никто не будет, и вообще кругом один развал...
Село Вистино. Время 11:13.
Крупное село Вистино (Viistina), центр ижорского народа. Прохожу до той точки, где Вистино «перетекает» в Валяницы, по пути набрав воды в колодце.
Остановились «едва живые», полуразваленные «Жигули» (ВАЗ-2107), для нынешней даты — уже редкость. Двое жителей Кингисеппского района едут в Санкт-Петербург. Курят и пьют пиво, но доброжелательны.
— В сам Сосняк надо или дальше?
— Чуть дальше, до развилки перед Лебяжьим. Там рядом — станция Краснофлотск, которую закрыли якунинские варвары. Буду фотодокументировать их «погром».
Проехали мимо Ленинградской АЭС. Как ни странно, я впервые оказался вплотную к атомной электростанции — автодорога проходит «впритык» к ней, это редкий случай.
Окраина Соснового Бора. Время 12:15.
На прощание оставляю не только стандартную «визитку», но и книгу «По рельсам и по земле». И нетипичное для автостопа: «С наступающим Новым годом!».
Окрестности станции Краснофлотск. Время 12:32.
Километр по мощёной булыжником лесной дороге к станции Краснофлотск. И вот он — «погром якунинских варваров».
Станция Краснофлотск является конечным пунктом линии общего пользования Лебяжье — Краснофлотск, длиной 7 километров. В виде линии необщего пользования железная дорога продолжалась ещё на 10 километров, до Батарейной бухты.
Участок Краснофлотск — Батарейная бухта долгое время не действовал и был разобран в 2008 году. До Краснофлотска вплоть до января 2011 года курсировали электропоезда с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга.
Движение электропоездов отменили. Протесты местных жителей и письма местной администрации железнодорожному руководству не помогли. Железнодорожные «тузы» ничего не сделали для того, чтобы хотя бы сохранить линию на будущее.
В таких случаях необходимо хотя бы раз в месяц пускать по линии дрезину, удалять деревья с путей, показывать, что железная дорога не совсем бесхозная. Но это никто не делал!
Железная дорога заросла кустами и деревьями. На некоторых участках рельсы украдены. Контактная сеть украдена полностью.
Тупик на станции Краснофлотск. Раньше линия продолжалась на 10 километров —
до Батарейной бухты. Время 12:40.
Окрестности станции Краснофлотск более ста лет имеют важное значение для обороноспособности России. Здесь находится огромный морской форт «Красная Горка». Это несколько километров прибрежной территории с различными сооружениями военного назначения.
Некоторый процент территории форта «Красная Горка», по планам, должен стать музейным комплексом. Но здесь остаются и действующие воинские части. Военное ведомство тоже никак не смогло повлиять на сохранение железной дороги.
Станция Краснофлотск. Время 12:42.
Вокзал на станции Краснофлотск. Время 12:44.
Вокзал на станции Краснофлотск. Сохранившееся расписание. Время 12:45.
Вокзал на станции Краснофлотск. Сохранившаяся «надпись-пугалка». Время 12:45.
Вокзал на станции Краснофлотск. Время 12:46.
Провожу фотодокументацию семи километров линии Лебяжье — Краснофлотск в «скоростном» режиме.
Линия Лебяжье — Краснофлотск. Время 13:19.
Станция Лебяжье. Вид в сторону Лигово. Время 13:59.
Станция Лебяжье. Прибывает электропоезд ЭР2Т-7179 маршрута
Калище — Санкт-Петербург-Балтийский. Время 14:05.
Электропоезд прибыл на Балтийский вокзал. Время 15:28.
Петербургский метрополитен — от «Балтийской» до «Площади Восстания».
03.01.2016 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу