ID: 7077
ПОЕЗДКА НА САХАЛИН, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 1)
243
Это первая часть публикации. Продолжение — во второй части.
Рабочая экспедиция на Сахалин произведена в июне 2016 года.
Основные задачи экспедиции:
Выполнить тотальную пешую фотодокументацию разобранной варварами перевальной линии Холмск - Южно-Сахалинск.
Выполнить детальное фотографирование Сахалинской железной дороги, пока она работает на колее 1067 мм.
Выполнить частичную документацию разобранной Стальной Магистрали Северного Сахалина.
Выполнить фотокументацию и проездить Малую Сахалинскую детскую железную дорогу.
Авиаперелёт Москва - Южно-Сахалинск - Москва был оплачен 11 апреля 2016 года на сайте авиакомпании "Аэрофлот". Цена ровно 20 000 рублей. В 2006 году перелёт стоил 9 263 рубля, авиакомпания "Трансаэро". Но рубль тогда имел другой "вес". Это как минимум 15 тысяч в нынешнем масштабе, а скорее - все 20.
Отбываю на Сахалин 14 июня 2016 года. 14 июня 2006 года я отбывал с Сахалина.
Время более летнее, и таких ужасов погоды, как в 2006 году, быть не должно.
Пригородный поезд до станции Аэропорт Шереметьево. Распечатываю в автомате посадочный талон. Толпа пассажиров томится в длинной очереди к стойкам регистрации, а я прохожу мимо.
В аэропорту встречаюсь с другими путешественниками. Делаем совместную фотографию и расходимся: им на Петропавловск, мне на Южно-Сахалинск.
Мне на Камчатке в близком будущем не быть: безжелезнодорожный регион.
Чем известна Камчатка? Многие скажут: вулканами, гейзерами, красной икрой, тёплыми водами...
Нет, Камчатка прежде всего - это печальное первое место в ряду безжелезнодорожных регионов! Наиболее населённый из них. Наиболее развитый - если это слово применимо к безжелезнодорожной территории.
Отсутствие железной дороги на Камчатке - горечь и позор. Но это прискорбный факт.
Дважды в истории строительство железной дороги срывалось в последний момент. В 1920-х годах Камчатку пыталась оккупировать Япония. Но продержалась там недолго и не успела цивилизовать Камчатку железной дорогой, в отличие от Сахалина.
В 1950-х годах было подписано постановление о строительстве железной дороги Петропавловск - Большерецк. Предположительно, начались земляные работы. Их реализацию прервала смерть Сталина - как и множество других очень важных транспортных строек Советского Союза, что отбросило страну назад.
Факт поставки на Камчатку хотя бы одного локомотива (тепловоза, паровоза) не доказан. Скорее всего, этого никогда не было. Как минимум в одном месте есть "огрызки" шахтных рельсовых путей длиной в сотни метров и несерьёзные шахтные дизелевозы, но это - ерунда.
Камчатка - огромная территория. В несколько раз больше Сахалина - который тоже не маленький.
Камчатка - намного более отдалённый остров, чем Сахалин. Да, именно остров. На карте - полуостров, но по факту - нет. На самом деле Сахалин - полуостров, ибо зимой туда возможно автомобильное движение по льду через самое узкое место пролива.
Камчатка - очень далёкий остров. Никакой регулярной водной связи, никаких грузопассажирских паромов, похожих на переправу Ванино - Холмск. Только редкие заказные суда. Уезд затруднён, среди прочего, разными пунктами отправления. Главных портов отправления три: Владивосток, Ванино, Находка. Теоретически можно уехать по морю, но ждать придётся примерно неделю.
Перевозка человека на грузовом судне из Владивостока в Петропавловск будет стоить примерно 20 тысяч рублей. Перевозка легкового автомобиля - около 100 тысяч рублей. Без автомобиля уехать затруднительно даже за деньги, ибо пассажир должен оформляться как лицо, сопровождающее груз. Время хода 5-6 суток.
Никакой моторизованный транспорт по суше на Камчатку, скорее всего, не попадал ни разу в истории. Не моторизованный - попадал: до ХХ века был гужевой тракт Якутск - Охотск - Петропавловск. Мостов через реки не существовало: гужевой транспорт двигался в основном по льду.
Пешком попасть можно. Есть отчаянные люди, которые пешком заходили на Камчатку от крайней точки автодороги в Магаданской области. Займёт это примерно четыре месяца. Обязательно наличие надувной лодки в рюкзаке. Питаться придётся в основном вылавливаемой рыбой и разным подножным кормом.
Камчатка (та её часть, где сосредоточена основная масса населения) холоднее, чем южная часть Сахалина. Но вполне климатически соответствует среднему Сахалину.
Население Сахалина и Камчатки раньше было почти одинаковым. Петропавловск являлся третьим по величине городом всей восточной России, после Владивостока и Хабаровска. Он был вдвое больше Южно-Сахалинска!
Ныне Камчатка из-за своего оторванного положения терпит намного более активный исход людей, чем Сахалин. Там осталось около 300 тысяч жителей - раньше столько же было в одном лишь областном центре. Петропавловск вымер почти наполовину.
Камчатка - милитаризованный регион, в отличие от Сахалина. Из четырёх городов (Петропавловск, Елизово, Ключи, Вилючинск) один (Вилючинск) является закрытым административно-территориальным образованием в ведении Министерства обороны.
На Сахалине - 500 тысяч жителей. Пиковое значение было в 1992 году - 719 тысяч. Каждый год население Сахалинской области сокращается примерно на 10 тысяч человек. Областной центр, напротив, с каждым годом растёт.
Отсутствие железной дороги железной дороги на Камчатке - ужасный факт. Нередко говорят, что исправить положение невозможно - слишком большое расстояние от Камчатки до железнодорожной сети. До автодорожной сети тоже "слишком далеко", поэтому автодороги также нет даже в планах.
Хорошо, Камчатка - остров. Но и на нормальном острове (большом - Камчатка больше, чем Великобритания) должна быть железная дорога!
Я понимаю, что соединение железной дорогой Камчатки и железнодорожной сети "материка" - нужный, но в обозримом будущем нереальный замысел. Расстояние от Петропавловска до ближайшей общесетевой станции Нижний Бестях (Якутск-Правобережный) с учётом рельефа и кривизны составляет примерно 3 300 километров! Почти всё это - либо пересечённая, либо горная местность.
Масштаб строительства превышал бы Байкало-Амурскую магистраль, построенную Советским Союзом - когда были комсомольцы и не всё измерялось деньгами. Сейчас у власти есть отговорка: "денег нет". Хотя допускаю, что чиновниками каждый год разворовывается более крупная сумма.
Иное дело - железная дорога внутри Камчатки. Пусть Камчатка остаётся островом - но цивилизованным, хотя бы на уровне Сахалина! Внутреннее железнодорожное сообщение по обитаемой части Камчатки преобразит регион и вдохнёт в него полноценную жизнь. Задача каждого честного человека - сделать всё возможное для того, чтобы на карте России появилась Камчатская железная дорога!
Оптимальное направление: Петропавловск - Ключи - Усть-Камчатск. Через почти все населённые пункты, через равнинные территории с развитыми лесозаготовками, рядом с месторождениями угля. И от Петропавловска на западное побережье - согласно проекту сталинского времени. На западном побережье должен быть построен порт. Это сократит расстояние морской перевозки грузов с "материка" на Камчатку.
Рейс на "Питер" (не путать с Санкт-Петербургом) чуть раньше, чем на "Южный". По громкой связи созывают пассажиров, опаздывающих на посадку. У нас в таком случае будут звать упорно: почти все пассажиры сдают багаж в багажный отсек. Перевозка багажа без его владельца запрещена.
Но вот и мой рейс. Подвоз перронным автобусом. Хорошее нововведение - маршрутная табличка на автобусе с номером рейса и пункта назначения.
Самолёт А330 2012 года выпуска, построен в Тулузе (Франция), бортовой номер VQ-BPJ, имя "Валерий Брумель" (советский спортсмен, легкоатлет). Заполненность стопроцентная.
Маршрут перелёта почему-то очень сильно оказался отклонённым к югу, на сотни километров южнее ожидавшегося. Вместо курса на Ярославль, Ухту и Надым, как я думал - летим на Уршелем (хорошо сфотографирован), Омутнинском, Березниками, Краснотурьинском! Дальше - облачность, и ускоренное, в два раза быстрее "наземного", прохождение через ночь.
При обратном перелёте - маршрут был на сотни километров севернее: окрестности Надыма, окрестности Инты, ровно над Ухтой.
Облачность. Земля стала видна за секунды до посадки в Южно-Сахалинске. Почти что из облака показалась ВПП. Если это - лётная погода, то какая - нелётная?
Приземлились в 1:20 по московскому времени, 9:20 по местному.
Недавно на Сахалине "продавили" решение о переводе области на разницу с Москвой 8 часов, вместо 7 часов. Но в отличие от случаев перевода регионов из московского времени в +1 к Москве, которые я считаю идиотскими и недопустимыми, это не вызывает никаких эмоций. Различий не вижу.
Подвоз перронным автобусом на небольшое расстояние и выход через "багажный терминал". В 2006 году пассажиры шли с трапа пешком и выходили через ворота в заборе. В остальном аэровокзал остался таким же крошечным и не соответствующим статусу региона.
Слабоморосящий дождь.
Праворульных машин по-прежнему 95 процентов легковых машин. Никакие силы природы здесь не заставят отказаться от них!
Сахалин - местность очень сложная и противоречивая. Это Крайний Север или нет? По одним признакам (и официальным законодательным нормам) это так, по другим - нет.
Отсталая и бедная окраина - или передовой форпост, с которого начинается новый день России, богатая земля, где много денег и возможностей?
Тут распространены настроения лютой москвофобии, или же тут повышенный патриотизм? Верно и то, и другое: Москву сильнее других не любят, но и российских флагов во дворах больше, чем в других местах.
Японская оккупация - была благом или злом? Японцы, которые в то время были диковатым народом, расправились со всеми российскими следами. Они уничтожили даже русские кладбища. Но ведь благодаря им мы получили железную дорогу и почти всю промышленность, существовавшую до 1990-х годов.
Иногда размышляю, как бы выглядел "нижний" Сахалин, останься он японским. Превратилась бы Тоёхара (исконно русская Владимировка, ныне Южно-Сахалинск) в многомиллионный город с небоскрёбами и метро? Построили бы они тоннель между Сахалином и Хоккайдо? Или для Японии это была бы малонаселённая и слаборазвитая окраина?
Лично я путаюсь в своих чувствах относительно Сахалина. Много как позитива, так и негатива.
В любом случае, Сахалин "запал в душу", я о нём не забываю. Хорошо, что у России есть эта земля!
Для многих из тех, кто на Сахалине родился, он вызывает тёплые чувства, и они его ни на что не променяют. Те, кто хотел уехать - в основном уехали. Остались настоящие патриоты своей Родины.
Южно-Сахалинск. Много изменений в лучшую сторону. Сильно прибавилось цивилизации, намного более приятный облик города. Как оказалось, то же можно сказать и про остальной Сахалин. В 2006 году "периферийный" Сахалин разительно отличался в худшую сторону от "столицы". Сейчас уже не настолько. Города и посёлки приводят в порядок. Гораздо меньше стало духа запустения.
В 2010 году была ликвидирована Сахалинская железная дорога, "поглощённая" Дальневосточной железной дорогой. Логику чиновников ОАО "РЖД" можно понять. Слишком дорого содержать железную дорогу (крупную административную структуру) при такой небольшой протяжённости и таком небольшом объёме перевозок.
Но для жителей Сахалина это болезненный "тычок", это оскорбление. Если не сказать - надругательство. Наличие собственной Сахалинской железной дороги было гордостью региона. В своё время местные власти приложили большие усилия для того, чтобы железная дорога была именно Сахалинской.
Горечь утраты могла бы смягчиться, останься на табличках слово "Сахалинский регион", а на здании управления в Южно-Сахалинске (одно из самых важных зданий города) - слова "САХАЛИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА". Для сравнения: в Омске на выдающемся и важном здании с гордостью находятся слова "УПРАВЛЕНИЕ ОМСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ", регулярно обновляемые. Хотя Омской железной дороги нет с 1961 года.
Но какие-то вредители убрали надпись "САХАЛИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА", хотя демонтаж огромных золотых букв стоил дорого. Ощущение, что специально решили "побольнее ударить".
Осматриваю Малую Сахалинскую детскую железную дорогу. Трасса прежняя, но в остальном - всё изменилось! Другое верхнее строение пути, другие локомотивы, другое депо.
Но маразматики, явно не местные, а из Хабаровска, затёрли любые упоминания как Сахалинской железной дороги, так и Малой Сахалинской детской железной дороги.
Обозвать Малую Сахалинскую детскую железную дорогу Малой Дальневосточной - это факт поистине запредельного идиотизма.
Какой безмозглый тупица до такого дошёл?!
Малая Дальневосточная детская железная дорога находится в Хабаровске! Нигде больше её нет!
Южно-Сахалинск пока ещё не перенесли в Хабаровск! Ещё не научились перемещать столь большие площади земли! Хабаровск - это "соседний" крупный город, до которого воздушным путём добираться час по цене половины средней зарплаты, а наземно-водным путём в лучшем случае двое суток.
Но факт наличия такого масштабного объекта, как ДЖД - это знак особого статуса, признак престижа, повод для гордости. Во Владивостоке нет, здесь есть!
Проезжаю линию в поезде. Поход к водохранилищу в верховьях Рогатки. Купаться нельзя, охраняется - ибо источник питьевой воды.
Беседую с начальником дороги в депо. Спасибо за подаренные брошюры и книгу Костанова.
На станции Комсомольская строится огромный вокзал и учебный корпус. Но недопустимым и возмутительным фактом был снос старого красивого здания.
В этот день погода хорошая. Дальше опять будет хмуро и сыро.
Климатически Южно-Сахалинск примерно соответствует Архангельску. Но с некоторым отличием: более поздний приход зимних холодов. Многие местные жители считают, что времена года тут "сдвинуты" относительно европейской части России: весна приходит позже и осень приходит позже. Средняя температура октября выше, чем в Москве. Однако температура ноября - уже ниже, чем в Москве. Май в Москве - де-факто полноценный летний месяц, здесь - ничего подобного.
Снег здесь сходит усреднённо в конце апреля, хотя по склонам гор лежит на месяц дольше. Зелёная листва появляется в конце мая. Удивительная для нас особенность - сентябрь теплее июня. Пасмурных и дождливых дней много, но не "запредельно" много, как, например, на Курильских островах. Если повезёт, можно застать вполне нормальное лето.
Официально, по законодательству Российской Федерации, "верхние" Охинский и Ногликский районы Сахалинской области - Крайний Север, все остальные районы Сахалина - территория, приравненная к Крайнему Северу. Это означает наличие некоторых государственных льгот. В первом случае - больше, чем во втором.
Кроме Сахалина, в составе Сахалинской области находятся Курильские острова. Они являются Крайним Севером без исключения (как и Камчатка). Курильские острова - несравнимо более оторванная от "цивилизации" территория, чем Сахалин.
Островов Курильского архипелага - 56, но постоянное население есть лишь на четырёх: Парамушир, Итуруп, Кунашир и Шикотан. Парамушир - это северный остров, близкий к Камчатке. Воздушное сообщение есть только с Петропавловском-Камчатским.
Южно-Сахалинск не имеет воздушного сообщения с Петропавловском. Из областного центра Сахалинской области в районный центр Северо-Курильск попадают так: самолётом до Хабаровска (варианты - до Владивостока или Москвы), оттуда до Петропавловска, и наконец, когда объявят лётную погоду - до Северо-Курильска. Стоить это может 100 000 рублей в одну сторону, причём самый дорогой сегмент - вертолёт на Северо-Курильск.
По словам подвозившего меня водителя, знакомого с ситуацией, лётная погода на Курильских островах бывает настолько редко, что каждый авиарейс задерживается в среднем на две недели. Хочешь посетить Курилы - закладывай лишний месяц к тому, что "проходит" по расписаниям.
Южный Сахалин находится на широте Ростова и Молдавии, а заснеженный 7-8 месяцев в году город Оха - примерно на широте Минска. Но толку от этого никакого. Распространённое заблуждение - думать, что климат и продолжительность холодного времени напрямую зависят от широты. Ничего подобного!
Напрямую и предсказуемо от широты зависит только продолжительность светового дня. Непривычное ощущение: я на Севере, по внешним признакам, и в самое светлое время, когда ночей в привычном виде нет. А здесь они есть.
На линии на Корсаков в 2015 году построили с нуля с десяток платформ, которых в прошлые периоды пассажирского движения не было. И продлили маршрут от вокзала ещё километра на два дальше. Крайний пункт - новая платформа Корсаков-Пять Углов. Максимально дальнее место. Хоть и не тупик, но дальше путь уходит за забор порта.
Такое движение (дальше вокзала) если когда-то и было, то разве что при японцах!
И это, замечу, на одной из самых автомобилизированных территорий мира. Личный автопарк на 95 процентов праворульный. Сахалинцев никакая сила не заставит перейти на неяпонские автомобили.
Состав пригородных поездов: Холмск - Чехов, Холмск - Томари и Холмск - 77 км - это трёхвагонный дизельпоезд Д2. Причём он в Холмске один.
Южно-Сахалинск - Корсаков и Южно-Сахалинск - Новодеревенская: двухвагонный Д2.
Южно-Сахалинск - Томари, Южно-Сахалинск - Быков, Южно-Сахалинск - Поронайск и Поронайск - Победино: ТГ16 с одним или двумя сидячими вагонами. На Быков - не ТГ16, а ТГМ7, капотной компоновки. Из столицы на Поронайск всегда один вагон, на остальных маршрутах варьируется - один или два.
Две длинные загонки без пассажиров - утренние Южно-Сахалинск - Быков и Южно-Сахалинск - Корсаков.
Пригородные билетные кассы есть в Южно-Сахалинске, Холмске, Поронайске, под вопросом в Долинске, Смирных и Макарове. За посадку там без билета сбор. В остальных случаях билет в вагоне.
Тариф ниже московского и втрое-вчетверо ниже сахалинского автобусного. Пригородные и междугородные автобусники тут оборзели до полного маразма и имеют тариф 4 рубля за километр. А городские автобусы почему-то дешёвые - 20 рублей в столице (областной центр называют именно столицей) и 12 в Холмске. В остальных местах не знаю. Автобусы все или почти все частные.
Комфорт в поездах несравнимо выше, чем в автобусах. Но поезд на Поронайск обычно почти пустой. На Корсаков заполняется, но два вагона - мало.
Но есть чёрные пятна. Линию на Синегорск варварски разрушили не в 1990-х годах, а после 2006 года. На Невельск линия цела и я проехал в ней в грузовом вагоне.
Но пассажирского движения на Невельск нет, хотя оно необходимо. Параллельная автодорога дурная и опасная, с учётом сахалинской погоды.
Почему ежедневное движение на 288 км до Поронайска (где бывает 2-3 пассажира) расщедрились, а на этом очень нужном участке движения нет - необъяснимая загадка.
Уголь теперь везут не из Невельска, как раньше, а в Невельск из Ильинска. В Невельске он уходит в порт. Хотя изредка и в обратном направлении.
Раньше поток угля был в основном из Шахты на север.
Линия на Шебунино перестала действовать ещё в 1990-х годах и разобрана полностью.
От Невельска грузовое движение на 8 километров дальше, вот до этой точки у Амурского: http://old.wikimapia.org/#lat=46.6057974&lon=141.8278135&z=17&l=1&m=b Но в Невельск ездят почти каждый день, а на эту точку - примерно раз в неделю.
Дальше до Шахты, это ещё 8 километров, движения не было несколько лет. Путь наглухо зарос, местами осыпался. Местные жители воруют накладки. Скоро разворуют и рельсы, хотя пока они почти везде.
Станция Шахта - полный разгром. Хотя ржавые рельсы в зарослях есть.
Победино - Первомайское движения нет ориентировочно с конца 2014 года. Не разбиралась, хотя возможно и подворовали. Линия заросла и для движения непригодна. Оптимисты считают, что шанс восстановления есть. Причём не на Первомайское, а на Известковый (Гомон). Но я считаю - нет.
Станция Москва-Смоленская. Тремя днями раньше я прибыл сюда из Украины.
Но это отправной пункт не только на запад! 14 июня, время 14:49.
Шереметьево-3. Электронное получение посадочного талона исключает бесполезное стояние в очереди
к стойкам с живыми "регистраторами". Время 15:56.
Константин Шулов и другие путешественники, отправляющиеся на Камчатку. Время 16:15.
Посадочный талон Москва-Шереметьево - Южно-Сахалинск.
Посадка в перронный автобус. Время 16:40.
Посадка в самолёт. Время 16:47.
Долгуша, дальняя Московская область. Время 17:38.
Уршель, в центре - стекольный завод. Время 17:42.
Омутнинск, Кировская область. Время 18:36.
Березники и Усолье, Пермский край. Московское время 18:53.
Над просторами Югры, которые в данный момент скрыты облаками. Время 19:29.
Экран навигатора. Время 19:33.
Экран навигатора. Время 19:33.
Экран навигатора. Время 19:58.
Из этих городов я был в Москве, Новосибирске, Иркутске, Бангкоке, Дели, Лионе и Касабланке.
----------- 15 июня, московское время 1:05.
Аэропорт Южно-Сахалинск. Московское время 1:40, местное время 9:40.
Аэропорт Южно-Сахалинск. Время 9:42.
Привокзальная площадь у аэропорта, "парадная" дорога в город. Время 9:46.
Улица в посёлке Хомутово. Время 10:07.
Платформа Хомутово на участке Южно-Сахалинск - Корсаков. Здесь после длительного перерыва
снова курсируют пассажирские поезда. Время 10:23.
Станция Большая Елань. Вид на юг, в сторону Корсакова. Время 18:21
Станция Большая Елань. Прибывает дизель-поезд Д2-008 сообщением Южно-Сахалинск-Пассажирский -
Корсаков-Пять Углов. Время 18:48.
Остановка дизель-поезда по платформе Корсаков-Старый Вокзал. Время 19:26.
Дизель-поезд прибыл на конечный пункт: Корсаков-Пять Углов. Время 19:37.
Дизель-поезд Д2-008 на платформе Корсаков-Пять Углов. Время 19:38.
Офис компании "Берег надежды" у платформы Корсаков-Пять Углов. Время 19:38.
Корсаков. Вид сверху на морской порт. Время 20:15.
Корсаков. Проходная Южного района морского порта. Время 20:43.
Платформа Пристань в Корсакове. Вид на север, в сторону Южно-Сахалинска. Время 20:55.
Здание администрации Корсакова. 16 июня, время 5:50.
Корсаков. Памятник ----------. Время 5:52.
Корсаков. Автобусные остановки украшены плакатами с напоминанием о городах-героях. Время 5:55.
Станция Корсаков (главная). Вид в сторону Южно-Сахалинска. Время 6:19.
Корсаков. Здесь присутствует и город-герой Киев, который сейчас оказался
столицей враждебного государства. (Враждебного исключительно по вине
маразматиков в Москве). Время 6:20.
Расписание движения поездов, вывешенное на станции Корсаков (главная).
Дизель-поезд Д2-00-- прибывает к платформе Корсаков-Старый Вокзал. Время 6:56.
Дизель-поезд прибыл на станцию Южно-Сахалинск. Время 7:53.
Расписание движения поездов, вывешенное на вокзале Южно-Сахалинск. "Верхние" два поезда - дальнего
следования, остальные - пригородные. Поезд, отмеченный в расписании как "Тихая", на самом деле
следует до Поронайска и от Поронайска. Поезда на Новодеревенскую
не отображены. Время 7:57.
Станция Южно-Сахалинск. Расписание движения летних пригородных поездов на Новодеревенскую.
Расписание движения поезда Южно-Сахалинск - Дальнее. Это - один из самых коротких в России пригородных маршрутов.
Памятный знак "в честь начала переустройства Сахалинской железной дороги
на общероссийскую колею". Время 8:06.
В Южно-Сахалинске, как и в других городах, 18 марта проходил праздничный концерт в связи с годовщиной присоединения Крыма. Время 8:15.
Поезд на Южно-Сахалинской детской железной дороге, у северного берега Комсомольского озера. Время 11:21.
В вагоне пассажирского поезда Южно-Сахалинской детской железной дороги. Время 11:32.
У реки Рогатки, немногим ниже плотины водохранилища. Время 12:49.
Водохранилище на реке Рогатке. Время 12:55.
Лесная дорога в окрестностях водохранилища. Время 13:00.
Тепловоз ТУ7---- у здания депо Южно-Сахалинской детской железной дороги. Время 15:21.
Автомобиль с московскими номерами в центре Южно-Сахалинска. Конечно же, на самом деле
он не имеет никакого отношения к Москве. Время 17:52.
Южно-Сахалинск. Здание из "японской" эпохи. Время 17:56.
Станция Владимировка (Южно-Сахалинск-Грузовой). Прибывает пригородный поезд сообщением Южно-Сахалинск - Быков. Поезд ведёт тепловоз ТГМ7-027. Время 18:43.
Посёлок Быков. Магазин с украинским названием "Мрия". Время 20:27.
Ворота территории шахты "Долинская". 17 июня, время 5:42.
Пригородный поезд Быков - Южно-Сахалинск у платформы Покровка. Время 6:22.
Платформа Покровка. Она есть и здесь! Настоящая Покровка - в 7 000 километров отсюда. Время 6:30.
От Покровки до Сокола двигаюсь пешком, выполняя тотальную фотодокументацию линии.
Линия Сокол - Быков. Вид в сторону станции ------. Время 8:27.
Станция Сокол, расположенная на главном ходу Корсаков - Ноглики. Время 9:53.
Станция Сокол. Прибывает пригородный поезд сообщением Южно-Сахалинск - Поронайск. Время 10:18.
Расписание движения поезда, вывешенное в вагоне. Время 10:32.
Внутренний вид единственного вагона поезда Южно-Сахалинск - Поронайск. Время 10:33.
Станция Советское на участке Долинск - Арсентьевка. Время 11:05.
Закрытая станция Фирсово. Время 11:30.
Станция Взморье. Время 11:56.
Станция Тихая. Формально она считается конечным пунктом для пригородного поезда
из Южно-Сахалинска и из Поронайска. Время 12:37.
Вокзал на станции Поронайск. Время 16:34.
Локомотивное депо Поронайск. Рядом был старый вокзал японской постройки, для захода
на него требовалось сменить направление движения. Время 17:21.
Поворотный круг и веерное локомотивное депо. Время 17:21.
Город Поронайск. Время 17:44.
Движение на лодке через устье реки Поронай. Маяк на "городском" берегу. Время 17:59.
"Сачи" - окраина Поронайска, отрезанная рекой от основной части города. Время 18:02.
"Сачи". Время 18:05.
Побережье залива ------- в Поронайске. Время 20:03.
Поронайск, магазин "Багата Хата". Здесь тоже есть присутствие Украины. Время 20:28.
Поронайск. Сохранилась нанесённая в 1990-е годы надпись про Ельцина. Время 20:54.
Поронайск, кладбище. Сахалин - самый корейский регион России, который
имел бы основания стать Корейским автономным округом.
Поронайск, кладбище. Время 21:03.
Окраина Поронайска. Мост через Чёрную речку
и дорожный указатель на Оху. Время 21:08.
В вагоне пригородного поезда Поронайск - Победино. Время 8:11.
Станция Поронайск. Вид в сторону Южно-Сахалинска. Время 8:18.
Платформа Ветеранская. Вид в сторону Поронайска. Время 8:32.
Схема пригородного сообщения, вывешенная в вагоне поезда. Здесь ещё нет
ни Корсакова, ни участка Взморье - Поронайск.
Вокзал на станции Победино. Время 12:25.
Тепловоз ТГМ16-073 с грузовым поездом на станции Победино. Время 12:36.
Начальный участок железнодорожной линии Победино - Первомайское. Время 12:41.
Пути у локомотивного депо линии Победино - Первомайское. Время 13:02.
"Лещучка" на территории депо. Время 13:08.
Старый нетиповой вагон-цистерна на территории депо. Время 13:08.
Локомотивное депо линии Победино - Первомайское. Время 13:13.
Улица в Победино, соединяющая привокзальную часть с районом депо
линии Победино - Первомайское. Время 13:21.
Дорога Южно-Сахалинск - Оха. Недалеко от Победино кончается асфальт. Время 14:23.
Дорога Южно-Сахалинск - Оха. Начинается Тымовский район. Время 17:19.
Впереди - аэропорт Зональное. Время 18:17.
Аэропорт Зональное. Время 18:19.
Аэропорт Зональное. Мемориальная доска.
Зональное. Здесь находится главный аэропорт Тымовского района. Время 18:25.
Село Кировское (Рыковское). Время 19:31.
Село Кировское (Рыковское).
Село Кировское (Рыковское). Монумент в честь Алексея Маресьева. Время 19:32.
Кировское. Посадка в "ПАЗик" на Тымовск. Время 19:35.
Тымовск, Сахалинская улица. Время 19:59.
Дорога из Тымовска в сторону Александровска. Время 20:05.
Дорога на Александровск. Время 10:38.
Памятник репрессированным на перевале. Время 12:24.
Перевал. Здесь есть улавливающие тупики на случай проблем с тормозами. Время 12:32.
Въезд в Александровск. Время 12:52.
Берег Татарского пролива в Александровске, скалы Три брата. Время 13:26.
Тоннель на мысе Жонкиер. Время 13:40.
Памятник Ленину на центральной площади Александровска. Время 14:40.
Александровск. Время 14:41.
Александровск. Напоминание об А. П. Чехове на автобусной остановке. Время 16:12.
У села Арково в окрестностях Александровска. Развилка на Тымовск и Мгачи. Время 16:41.
Памятный знак первым советским пограничникам. Время 16:43.
Памятный знак первым советским пограничникам.
Центральная площадь Тымовска. Время 18:12.
Скульптура на центральной площади Тымовска.
Памятник Ленину на центральной площади Тымовска.
Объявления в селе Молодёжное. Время 20:26.
Дом в селе Молодёжное. Видно, что эта унылая постройка разделена как минимум на две семьи. Время 20:29.
Развилка у Молодёжного. Время 21:14.
Станция Ныш - последний пункт с путевым развитием перед Ногликами. 20 июня, время 10:13.
Ноглики, привокзальная площадь. Справа - "УАЗ"-"буханка" с московскими номерами,
на котором меня подвёз местный железнодорожник. Время 11:15.
Информация о стоимости проезда в пассажирских поездах, вывешенная на вокзале станции Ноглики.
Внутренний вид вокзала на станции Ноглики - самого дальнего вокзала
Сахалинской железной дороги. Время 11:18.
Вагоны пассажирского поезда на станции Ноглики. Ближайший вагон - один из немногих,
который ещё не утратил "фирменную" расцветку. Время 11:34.
Варварски разобранная "Стальная магистраль Северного Сахалина", узкоколейная железная дорога Оха - Ноглики.
Окрестности моста через Тымь. Вид на юг, в сторону станции Ноглики. Время 12:07.
Железнодорожно-автомобильный мост через Тымь на окраине Ноглик. На месте рельсового пути - пешеходная дорожка. Время 12:10.
Вид с верхней части железнодорожного моста на автомобильную часть моста, реку Тымь и город Ноглики. Время 12:15.
Вид с верхней части моста в юго-западном направлении.
Дагинские термальные источники у закрытой станции Горячие Ключи. Время 13:47.
Самодеятельный деревянный павильон на одном из термальных источников. Сохранилась памятная надпись,
оставленная в 1993 году кем-то из жителей Нефтегорска. Который в 1995 году будет полностью разрушен землетрясением,
две трети жителей погибнут. Время 14:36.
Термальный источник "Молодость". Время 17:12.
Термальный источник "Молодость". Время 17:13.
Термальный источник "Молодость". Спасибо гражданам Лазареву и Шевчуку за его обустройство!
Заброшенный дом в посёлке Горячие Ключи. Время 17:54.
Магазин в посёлке Горячие Ключи. Время 17:58.
Горячие Ключи. Таксофон, установленный по общероссийской государственной программе. Таксофонами
никто не желает пользоваться, и они уже стали редкостью. Время 18:03.
Железнодорожный мост через реку --- на "Стальной магистрали Северного Сахалина". Вид в ------- направлении. 21 июня, время 10:59.
Разобранная железная дорога у моста через реку ----.
Мост через реку --------. Время 11:05.
У посёлка Горячие Ключи. Впереди - "транссахалинская" автодорога. Время 12:10.
Автодорога в окрестностях Ноглик. Время 13:06.
Город Ноглики. Время 13:22.
Центр города Ноглики. Военный мемориал. Вечный огонь не горит. Время 13:24.
Ноглики. Переход Сахалинской области на время +8 к Москве (до ------ было +7 к Москве) считают важным достижением.
Объявление в Ногликах. Узкоколейная железная дорога разобрана,
но остался район, именуемый "УЖД". Время 13:26.
В ногликском магазине "Успех". Цены намного выше среднероссийских. Время 13:52.
Магазин "Успех". Магазинов крупных торговых сетей в Ногликах нет. Время 14:01.
Ноглики. Железнодорожно-автомобильный мост - гордость города. Как его называть с 2007 года?
Ноглики. Храм в центре города. Время 15:14.
Ноглики. Парк Победы основан непосредственно в День Победы.
Ноглики. По деревянному пешеходному мосту через реку --- странным образом движется мотоциклист. Время 15:28.
Ноглики. За этим забором находится самая дальняя точка Сахалинской железной дороги
и крайняя северо-восточная точка действующих железных дорог России. Время 15:55.
У вокзала стоит самый большой по расстоянию километровый знак Сахалинской железной дороги: конец 653 км/начало 654 км. Отсчёт от территории порта в Корсакове.
Станция Ноглики Сахалинской железной дороги. Пассажирский поезд №604 готовится
к отправлению на Южно-Сахалинск. Поезд ведёт тепловоз ТГ16-069. Справа -
предельный по расстоянию километровый знак Сахалинской
железной дороги. Время 16:19.
Вагоны пассажирского поезда такие же, как на материке, расцветка вагонов такая же - стандартная для всей сети "РЖД".
Станция Ноглики. Посадка в пассажирский поезд №604 сообщением Ноглики - Южно-Сахалинск. Время 16:24.
В вагоне поезда. На телефоне как местонахождение определены всё ещё Горячие Ключи.
Станция Альба. Здесь есть персонал, но нет полноценного здания. Время 17:59.
Поезд №604 на станции Тымовск. Время 19:04.
Поезд №604 прибыл на станцию Поронайск. Время 23:17.
Станция Поронайск. С первого пути отправятся пригородные поезда до Победино и Южно-Сахалинска.
Ближайшие два вагона - на Победино, дальше, скрываясь в тумане - вагон на "Южный".
22 июня, время 8:13.
Вокзал на станции Поронайск. Небольшая фотовыставка, посвящённая транспортной полиции.
Звеносборочная база южнее станции Поронайск. Время 10:11.
Закрытая станция. Время 12:52.
Состав поезда - одна секция тепловоза ТГ16 и один сидячий пассажирский вагон.
Станция Пугачёво. Пригородный поезд Поронайск - Южно-Сахалинск. Время 13:12.
-----------------------
часть 2 — следующая
30.06.2016 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
Рабочая экспедиция на Сахалин произведена в июне 2016 года.
Основные задачи экспедиции:
Выполнить тотальную пешую фотодокументацию разобранной варварами перевальной линии Холмск - Южно-Сахалинск.
Выполнить детальное фотографирование Сахалинской железной дороги, пока она работает на колее 1067 мм.
Выполнить частичную документацию разобранной Стальной Магистрали Северного Сахалина.
Выполнить фотокументацию и проездить Малую Сахалинскую детскую железную дорогу.
Авиаперелёт Москва - Южно-Сахалинск - Москва был оплачен 11 апреля 2016 года на сайте авиакомпании "Аэрофлот". Цена ровно 20 000 рублей. В 2006 году перелёт стоил 9 263 рубля, авиакомпания "Трансаэро". Но рубль тогда имел другой "вес". Это как минимум 15 тысяч в нынешнем масштабе, а скорее - все 20.
Отбываю на Сахалин 14 июня 2016 года. 14 июня 2006 года я отбывал с Сахалина.
Время более летнее, и таких ужасов погоды, как в 2006 году, быть не должно.
Пригородный поезд до станции Аэропорт Шереметьево. Распечатываю в автомате посадочный талон. Толпа пассажиров томится в длинной очереди к стойкам регистрации, а я прохожу мимо.
В аэропорту встречаюсь с другими путешественниками. Делаем совместную фотографию и расходимся: им на Петропавловск, мне на Южно-Сахалинск.
Мне на Камчатке в близком будущем не быть: безжелезнодорожный регион.
Чем известна Камчатка? Многие скажут: вулканами, гейзерами, красной икрой, тёплыми водами...
Нет, Камчатка прежде всего - это печальное первое место в ряду безжелезнодорожных регионов! Наиболее населённый из них. Наиболее развитый - если это слово применимо к безжелезнодорожной территории.
Отсутствие железной дороги на Камчатке - горечь и позор. Но это прискорбный факт.
Дважды в истории строительство железной дороги срывалось в последний момент. В 1920-х годах Камчатку пыталась оккупировать Япония. Но продержалась там недолго и не успела цивилизовать Камчатку железной дорогой, в отличие от Сахалина.
В 1950-х годах было подписано постановление о строительстве железной дороги Петропавловск - Большерецк. Предположительно, начались земляные работы. Их реализацию прервала смерть Сталина - как и множество других очень важных транспортных строек Советского Союза, что отбросило страну назад.
Факт поставки на Камчатку хотя бы одного локомотива (тепловоза, паровоза) не доказан. Скорее всего, этого никогда не было. Как минимум в одном месте есть "огрызки" шахтных рельсовых путей длиной в сотни метров и несерьёзные шахтные дизелевозы, но это - ерунда.
Камчатка - огромная территория. В несколько раз больше Сахалина - который тоже не маленький.
Камчатка - намного более отдалённый остров, чем Сахалин. Да, именно остров. На карте - полуостров, но по факту - нет. На самом деле Сахалин - полуостров, ибо зимой туда возможно автомобильное движение по льду через самое узкое место пролива.
Камчатка - очень далёкий остров. Никакой регулярной водной связи, никаких грузопассажирских паромов, похожих на переправу Ванино - Холмск. Только редкие заказные суда. Уезд затруднён, среди прочего, разными пунктами отправления. Главных портов отправления три: Владивосток, Ванино, Находка. Теоретически можно уехать по морю, но ждать придётся примерно неделю.
Перевозка человека на грузовом судне из Владивостока в Петропавловск будет стоить примерно 20 тысяч рублей. Перевозка легкового автомобиля - около 100 тысяч рублей. Без автомобиля уехать затруднительно даже за деньги, ибо пассажир должен оформляться как лицо, сопровождающее груз. Время хода 5-6 суток.
Никакой моторизованный транспорт по суше на Камчатку, скорее всего, не попадал ни разу в истории. Не моторизованный - попадал: до ХХ века был гужевой тракт Якутск - Охотск - Петропавловск. Мостов через реки не существовало: гужевой транспорт двигался в основном по льду.
Пешком попасть можно. Есть отчаянные люди, которые пешком заходили на Камчатку от крайней точки автодороги в Магаданской области. Займёт это примерно четыре месяца. Обязательно наличие надувной лодки в рюкзаке. Питаться придётся в основном вылавливаемой рыбой и разным подножным кормом.
Камчатка (та её часть, где сосредоточена основная масса населения) холоднее, чем южная часть Сахалина. Но вполне климатически соответствует среднему Сахалину.
Население Сахалина и Камчатки раньше было почти одинаковым. Петропавловск являлся третьим по величине городом всей восточной России, после Владивостока и Хабаровска. Он был вдвое больше Южно-Сахалинска!
Ныне Камчатка из-за своего оторванного положения терпит намного более активный исход людей, чем Сахалин. Там осталось около 300 тысяч жителей - раньше столько же было в одном лишь областном центре. Петропавловск вымер почти наполовину.
Камчатка - милитаризованный регион, в отличие от Сахалина. Из четырёх городов (Петропавловск, Елизово, Ключи, Вилючинск) один (Вилючинск) является закрытым административно-территориальным образованием в ведении Министерства обороны.
На Сахалине - 500 тысяч жителей. Пиковое значение было в 1992 году - 719 тысяч. Каждый год население Сахалинской области сокращается примерно на 10 тысяч человек. Областной центр, напротив, с каждым годом растёт.
Отсутствие железной дороги железной дороги на Камчатке - ужасный факт. Нередко говорят, что исправить положение невозможно - слишком большое расстояние от Камчатки до железнодорожной сети. До автодорожной сети тоже "слишком далеко", поэтому автодороги также нет даже в планах.
Хорошо, Камчатка - остров. Но и на нормальном острове (большом - Камчатка больше, чем Великобритания) должна быть железная дорога!
Я понимаю, что соединение железной дорогой Камчатки и железнодорожной сети "материка" - нужный, но в обозримом будущем нереальный замысел. Расстояние от Петропавловска до ближайшей общесетевой станции Нижний Бестях (Якутск-Правобережный) с учётом рельефа и кривизны составляет примерно 3 300 километров! Почти всё это - либо пересечённая, либо горная местность.
Масштаб строительства превышал бы Байкало-Амурскую магистраль, построенную Советским Союзом - когда были комсомольцы и не всё измерялось деньгами. Сейчас у власти есть отговорка: "денег нет". Хотя допускаю, что чиновниками каждый год разворовывается более крупная сумма.
Иное дело - железная дорога внутри Камчатки. Пусть Камчатка остаётся островом - но цивилизованным, хотя бы на уровне Сахалина! Внутреннее железнодорожное сообщение по обитаемой части Камчатки преобразит регион и вдохнёт в него полноценную жизнь. Задача каждого честного человека - сделать всё возможное для того, чтобы на карте России появилась Камчатская железная дорога!
Оптимальное направление: Петропавловск - Ключи - Усть-Камчатск. Через почти все населённые пункты, через равнинные территории с развитыми лесозаготовками, рядом с месторождениями угля. И от Петропавловска на западное побережье - согласно проекту сталинского времени. На западном побережье должен быть построен порт. Это сократит расстояние морской перевозки грузов с "материка" на Камчатку.
Рейс на "Питер" (не путать с Санкт-Петербургом) чуть раньше, чем на "Южный". По громкой связи созывают пассажиров, опаздывающих на посадку. У нас в таком случае будут звать упорно: почти все пассажиры сдают багаж в багажный отсек. Перевозка багажа без его владельца запрещена.
Но вот и мой рейс. Подвоз перронным автобусом. Хорошее нововведение - маршрутная табличка на автобусе с номером рейса и пункта назначения.
Самолёт А330 2012 года выпуска, построен в Тулузе (Франция), бортовой номер VQ-BPJ, имя "Валерий Брумель" (советский спортсмен, легкоатлет). Заполненность стопроцентная.
Маршрут перелёта почему-то очень сильно оказался отклонённым к югу, на сотни километров южнее ожидавшегося. Вместо курса на Ярославль, Ухту и Надым, как я думал - летим на Уршелем (хорошо сфотографирован), Омутнинском, Березниками, Краснотурьинском! Дальше - облачность, и ускоренное, в два раза быстрее "наземного", прохождение через ночь.
При обратном перелёте - маршрут был на сотни километров севернее: окрестности Надыма, окрестности Инты, ровно над Ухтой.
Облачность. Земля стала видна за секунды до посадки в Южно-Сахалинске. Почти что из облака показалась ВПП. Если это - лётная погода, то какая - нелётная?
Приземлились в 1:20 по московскому времени, 9:20 по местному.
Недавно на Сахалине "продавили" решение о переводе области на разницу с Москвой 8 часов, вместо 7 часов. Но в отличие от случаев перевода регионов из московского времени в +1 к Москве, которые я считаю идиотскими и недопустимыми, это не вызывает никаких эмоций. Различий не вижу.
Подвоз перронным автобусом на небольшое расстояние и выход через "багажный терминал". В 2006 году пассажиры шли с трапа пешком и выходили через ворота в заборе. В остальном аэровокзал остался таким же крошечным и не соответствующим статусу региона.
Слабоморосящий дождь.
Праворульных машин по-прежнему 95 процентов легковых машин. Никакие силы природы здесь не заставят отказаться от них!
Сахалин - местность очень сложная и противоречивая. Это Крайний Север или нет? По одним признакам (и официальным законодательным нормам) это так, по другим - нет.
Отсталая и бедная окраина - или передовой форпост, с которого начинается новый день России, богатая земля, где много денег и возможностей?
Тут распространены настроения лютой москвофобии, или же тут повышенный патриотизм? Верно и то, и другое: Москву сильнее других не любят, но и российских флагов во дворах больше, чем в других местах.
Японская оккупация - была благом или злом? Японцы, которые в то время были диковатым народом, расправились со всеми российскими следами. Они уничтожили даже русские кладбища. Но ведь благодаря им мы получили железную дорогу и почти всю промышленность, существовавшую до 1990-х годов.
Иногда размышляю, как бы выглядел "нижний" Сахалин, останься он японским. Превратилась бы Тоёхара (исконно русская Владимировка, ныне Южно-Сахалинск) в многомиллионный город с небоскрёбами и метро? Построили бы они тоннель между Сахалином и Хоккайдо? Или для Японии это была бы малонаселённая и слаборазвитая окраина?
Лично я путаюсь в своих чувствах относительно Сахалина. Много как позитива, так и негатива.
В любом случае, Сахалин "запал в душу", я о нём не забываю. Хорошо, что у России есть эта земля!
Для многих из тех, кто на Сахалине родился, он вызывает тёплые чувства, и они его ни на что не променяют. Те, кто хотел уехать - в основном уехали. Остались настоящие патриоты своей Родины.
Южно-Сахалинск. Много изменений в лучшую сторону. Сильно прибавилось цивилизации, намного более приятный облик города. Как оказалось, то же можно сказать и про остальной Сахалин. В 2006 году "периферийный" Сахалин разительно отличался в худшую сторону от "столицы". Сейчас уже не настолько. Города и посёлки приводят в порядок. Гораздо меньше стало духа запустения.
В 2010 году была ликвидирована Сахалинская железная дорога, "поглощённая" Дальневосточной железной дорогой. Логику чиновников ОАО "РЖД" можно понять. Слишком дорого содержать железную дорогу (крупную административную структуру) при такой небольшой протяжённости и таком небольшом объёме перевозок.
Но для жителей Сахалина это болезненный "тычок", это оскорбление. Если не сказать - надругательство. Наличие собственной Сахалинской железной дороги было гордостью региона. В своё время местные власти приложили большие усилия для того, чтобы железная дорога была именно Сахалинской.
Горечь утраты могла бы смягчиться, останься на табличках слово "Сахалинский регион", а на здании управления в Южно-Сахалинске (одно из самых важных зданий города) - слова "САХАЛИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА". Для сравнения: в Омске на выдающемся и важном здании с гордостью находятся слова "УПРАВЛЕНИЕ ОМСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ", регулярно обновляемые. Хотя Омской железной дороги нет с 1961 года.
Но какие-то вредители убрали надпись "САХАЛИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА", хотя демонтаж огромных золотых букв стоил дорого. Ощущение, что специально решили "побольнее ударить".
Осматриваю Малую Сахалинскую детскую железную дорогу. Трасса прежняя, но в остальном - всё изменилось! Другое верхнее строение пути, другие локомотивы, другое депо.
Но маразматики, явно не местные, а из Хабаровска, затёрли любые упоминания как Сахалинской железной дороги, так и Малой Сахалинской детской железной дороги.
Обозвать Малую Сахалинскую детскую железную дорогу Малой Дальневосточной - это факт поистине запредельного идиотизма.
Какой безмозглый тупица до такого дошёл?!
Малая Дальневосточная детская железная дорога находится в Хабаровске! Нигде больше её нет!
Южно-Сахалинск пока ещё не перенесли в Хабаровск! Ещё не научились перемещать столь большие площади земли! Хабаровск - это "соседний" крупный город, до которого воздушным путём добираться час по цене половины средней зарплаты, а наземно-водным путём в лучшем случае двое суток.
Но факт наличия такого масштабного объекта, как ДЖД - это знак особого статуса, признак престижа, повод для гордости. Во Владивостоке нет, здесь есть!
Проезжаю линию в поезде. Поход к водохранилищу в верховьях Рогатки. Купаться нельзя, охраняется - ибо источник питьевой воды.
Беседую с начальником дороги в депо. Спасибо за подаренные брошюры и книгу Костанова.
На станции Комсомольская строится огромный вокзал и учебный корпус. Но недопустимым и возмутительным фактом был снос старого красивого здания.
В этот день погода хорошая. Дальше опять будет хмуро и сыро.
Климатически Южно-Сахалинск примерно соответствует Архангельску. Но с некоторым отличием: более поздний приход зимних холодов. Многие местные жители считают, что времена года тут "сдвинуты" относительно европейской части России: весна приходит позже и осень приходит позже. Средняя температура октября выше, чем в Москве. Однако температура ноября - уже ниже, чем в Москве. Май в Москве - де-факто полноценный летний месяц, здесь - ничего подобного.
Снег здесь сходит усреднённо в конце апреля, хотя по склонам гор лежит на месяц дольше. Зелёная листва появляется в конце мая. Удивительная для нас особенность - сентябрь теплее июня. Пасмурных и дождливых дней много, но не "запредельно" много, как, например, на Курильских островах. Если повезёт, можно застать вполне нормальное лето.
Официально, по законодательству Российской Федерации, "верхние" Охинский и Ногликский районы Сахалинской области - Крайний Север, все остальные районы Сахалина - территория, приравненная к Крайнему Северу. Это означает наличие некоторых государственных льгот. В первом случае - больше, чем во втором.
Кроме Сахалина, в составе Сахалинской области находятся Курильские острова. Они являются Крайним Севером без исключения (как и Камчатка). Курильские острова - несравнимо более оторванная от "цивилизации" территория, чем Сахалин.
Островов Курильского архипелага - 56, но постоянное население есть лишь на четырёх: Парамушир, Итуруп, Кунашир и Шикотан. Парамушир - это северный остров, близкий к Камчатке. Воздушное сообщение есть только с Петропавловском-Камчатским.
Южно-Сахалинск не имеет воздушного сообщения с Петропавловском. Из областного центра Сахалинской области в районный центр Северо-Курильск попадают так: самолётом до Хабаровска (варианты - до Владивостока или Москвы), оттуда до Петропавловска, и наконец, когда объявят лётную погоду - до Северо-Курильска. Стоить это может 100 000 рублей в одну сторону, причём самый дорогой сегмент - вертолёт на Северо-Курильск.
По словам подвозившего меня водителя, знакомого с ситуацией, лётная погода на Курильских островах бывает настолько редко, что каждый авиарейс задерживается в среднем на две недели. Хочешь посетить Курилы - закладывай лишний месяц к тому, что "проходит" по расписаниям.
Южный Сахалин находится на широте Ростова и Молдавии, а заснеженный 7-8 месяцев в году город Оха - примерно на широте Минска. Но толку от этого никакого. Распространённое заблуждение - думать, что климат и продолжительность холодного времени напрямую зависят от широты. Ничего подобного!
Напрямую и предсказуемо от широты зависит только продолжительность светового дня. Непривычное ощущение: я на Севере, по внешним признакам, и в самое светлое время, когда ночей в привычном виде нет. А здесь они есть.
На линии на Корсаков в 2015 году построили с нуля с десяток платформ, которых в прошлые периоды пассажирского движения не было. И продлили маршрут от вокзала ещё километра на два дальше. Крайний пункт - новая платформа Корсаков-Пять Углов. Максимально дальнее место. Хоть и не тупик, но дальше путь уходит за забор порта.
Такое движение (дальше вокзала) если когда-то и было, то разве что при японцах!
И это, замечу, на одной из самых автомобилизированных территорий мира. Личный автопарк на 95 процентов праворульный. Сахалинцев никакая сила не заставит перейти на неяпонские автомобили.
Состав пригородных поездов: Холмск - Чехов, Холмск - Томари и Холмск - 77 км - это трёхвагонный дизельпоезд Д2. Причём он в Холмске один.
Южно-Сахалинск - Корсаков и Южно-Сахалинск - Новодеревенская: двухвагонный Д2.
Южно-Сахалинск - Томари, Южно-Сахалинск - Быков, Южно-Сахалинск - Поронайск и Поронайск - Победино: ТГ16 с одним или двумя сидячими вагонами. На Быков - не ТГ16, а ТГМ7, капотной компоновки. Из столицы на Поронайск всегда один вагон, на остальных маршрутах варьируется - один или два.
Две длинные загонки без пассажиров - утренние Южно-Сахалинск - Быков и Южно-Сахалинск - Корсаков.
Пригородные билетные кассы есть в Южно-Сахалинске, Холмске, Поронайске, под вопросом в Долинске, Смирных и Макарове. За посадку там без билета сбор. В остальных случаях билет в вагоне.
Тариф ниже московского и втрое-вчетверо ниже сахалинского автобусного. Пригородные и междугородные автобусники тут оборзели до полного маразма и имеют тариф 4 рубля за километр. А городские автобусы почему-то дешёвые - 20 рублей в столице (областной центр называют именно столицей) и 12 в Холмске. В остальных местах не знаю. Автобусы все или почти все частные.
Комфорт в поездах несравнимо выше, чем в автобусах. Но поезд на Поронайск обычно почти пустой. На Корсаков заполняется, но два вагона - мало.
Но есть чёрные пятна. Линию на Синегорск варварски разрушили не в 1990-х годах, а после 2006 года. На Невельск линия цела и я проехал в ней в грузовом вагоне.
Но пассажирского движения на Невельск нет, хотя оно необходимо. Параллельная автодорога дурная и опасная, с учётом сахалинской погоды.
Почему ежедневное движение на 288 км до Поронайска (где бывает 2-3 пассажира) расщедрились, а на этом очень нужном участке движения нет - необъяснимая загадка.
Уголь теперь везут не из Невельска, как раньше, а в Невельск из Ильинска. В Невельске он уходит в порт. Хотя изредка и в обратном направлении.
Раньше поток угля был в основном из Шахты на север.
Линия на Шебунино перестала действовать ещё в 1990-х годах и разобрана полностью.
От Невельска грузовое движение на 8 километров дальше, вот до этой точки у Амурского: http://old.wikimapia.org/#lat=46.6057974&lon=141.8278135&z=17&l=1&m=b Но в Невельск ездят почти каждый день, а на эту точку - примерно раз в неделю.
Дальше до Шахты, это ещё 8 километров, движения не было несколько лет. Путь наглухо зарос, местами осыпался. Местные жители воруют накладки. Скоро разворуют и рельсы, хотя пока они почти везде.
Станция Шахта - полный разгром. Хотя ржавые рельсы в зарослях есть.
Победино - Первомайское движения нет ориентировочно с конца 2014 года. Не разбиралась, хотя возможно и подворовали. Линия заросла и для движения непригодна. Оптимисты считают, что шанс восстановления есть. Причём не на Первомайское, а на Известковый (Гомон). Но я считаю - нет.
Станция Москва-Смоленская. Тремя днями раньше я прибыл сюда из Украины.
Но это отправной пункт не только на запад! 14 июня, время 14:49.
Шереметьево-3. Электронное получение посадочного талона исключает бесполезное стояние в очереди
к стойкам с живыми "регистраторами". Время 15:56.
Константин Шулов и другие путешественники, отправляющиеся на Камчатку. Время 16:15.
Посадочный талон Москва-Шереметьево - Южно-Сахалинск.
Посадка в перронный автобус. Время 16:40.
Посадка в самолёт. Время 16:47.
Долгуша, дальняя Московская область. Время 17:38.
Уршель, в центре - стекольный завод. Время 17:42.
Омутнинск, Кировская область. Время 18:36.
Березники и Усолье, Пермский край. Московское время 18:53.
Над просторами Югры, которые в данный момент скрыты облаками. Время 19:29.
Экран навигатора. Время 19:33.
Экран навигатора. Время 19:33.
Экран навигатора. Время 19:58.
Из этих городов я был в Москве, Новосибирске, Иркутске, Бангкоке, Дели, Лионе и Касабланке.
----------- 15 июня, московское время 1:05.
Аэропорт Южно-Сахалинск. Московское время 1:40, местное время 9:40.
Аэропорт Южно-Сахалинск. Время 9:42.
Привокзальная площадь у аэропорта, "парадная" дорога в город. Время 9:46.
Улица в посёлке Хомутово. Время 10:07.
Платформа Хомутово на участке Южно-Сахалинск - Корсаков. Здесь после длительного перерыва
снова курсируют пассажирские поезда. Время 10:23.
Станция Большая Елань. Вид на юг, в сторону Корсакова. Время 18:21
Станция Большая Елань. Прибывает дизель-поезд Д2-008 сообщением Южно-Сахалинск-Пассажирский -
Корсаков-Пять Углов. Время 18:48.
Остановка дизель-поезда по платформе Корсаков-Старый Вокзал. Время 19:26.
Дизель-поезд прибыл на конечный пункт: Корсаков-Пять Углов. Время 19:37.
Дизель-поезд Д2-008 на платформе Корсаков-Пять Углов. Время 19:38.
Офис компании "Берег надежды" у платформы Корсаков-Пять Углов. Время 19:38.
Корсаков. Вид сверху на морской порт. Время 20:15.
Корсаков. Проходная Южного района морского порта. Время 20:43.
Платформа Пристань в Корсакове. Вид на север, в сторону Южно-Сахалинска. Время 20:55.
Здание администрации Корсакова. 16 июня, время 5:50.
Корсаков. Памятник ----------. Время 5:52.
Корсаков. Автобусные остановки украшены плакатами с напоминанием о городах-героях. Время 5:55.
Станция Корсаков (главная). Вид в сторону Южно-Сахалинска. Время 6:19.
Корсаков. Здесь присутствует и город-герой Киев, который сейчас оказался
столицей враждебного государства. (Враждебного исключительно по вине
маразматиков в Москве). Время 6:20.
Расписание движения поездов, вывешенное на станции Корсаков (главная).
Дизель-поезд Д2-00-- прибывает к платформе Корсаков-Старый Вокзал. Время 6:56.
Дизель-поезд прибыл на станцию Южно-Сахалинск. Время 7:53.
Расписание движения поездов, вывешенное на вокзале Южно-Сахалинск. "Верхние" два поезда - дальнего
следования, остальные - пригородные. Поезд, отмеченный в расписании как "Тихая", на самом деле
следует до Поронайска и от Поронайска. Поезда на Новодеревенскую
не отображены. Время 7:57.
Станция Южно-Сахалинск. Расписание движения летних пригородных поездов на Новодеревенскую.
Расписание движения поезда Южно-Сахалинск - Дальнее. Это - один из самых коротких в России пригородных маршрутов.
Памятный знак "в честь начала переустройства Сахалинской железной дороги
на общероссийскую колею". Время 8:06.
В Южно-Сахалинске, как и в других городах, 18 марта проходил праздничный концерт в связи с годовщиной присоединения Крыма. Время 8:15.
Поезд на Южно-Сахалинской детской железной дороге, у северного берега Комсомольского озера. Время 11:21.
В вагоне пассажирского поезда Южно-Сахалинской детской железной дороги. Время 11:32.
У реки Рогатки, немногим ниже плотины водохранилища. Время 12:49.
Водохранилище на реке Рогатке. Время 12:55.
Лесная дорога в окрестностях водохранилища. Время 13:00.
Тепловоз ТУ7---- у здания депо Южно-Сахалинской детской железной дороги. Время 15:21.
Автомобиль с московскими номерами в центре Южно-Сахалинска. Конечно же, на самом деле
он не имеет никакого отношения к Москве. Время 17:52.
Южно-Сахалинск. Здание из "японской" эпохи. Время 17:56.
Станция Владимировка (Южно-Сахалинск-Грузовой). Прибывает пригородный поезд сообщением Южно-Сахалинск - Быков. Поезд ведёт тепловоз ТГМ7-027. Время 18:43.
Посёлок Быков. Магазин с украинским названием "Мрия". Время 20:27.
Ворота территории шахты "Долинская". 17 июня, время 5:42.
Пригородный поезд Быков - Южно-Сахалинск у платформы Покровка. Время 6:22.
Платформа Покровка. Она есть и здесь! Настоящая Покровка - в 7 000 километров отсюда. Время 6:30.
От Покровки до Сокола двигаюсь пешком, выполняя тотальную фотодокументацию линии.
Линия Сокол - Быков. Вид в сторону станции ------. Время 8:27.
Станция Сокол, расположенная на главном ходу Корсаков - Ноглики. Время 9:53.
Станция Сокол. Прибывает пригородный поезд сообщением Южно-Сахалинск - Поронайск. Время 10:18.
Расписание движения поезда, вывешенное в вагоне. Время 10:32.
Внутренний вид единственного вагона поезда Южно-Сахалинск - Поронайск. Время 10:33.
Станция Советское на участке Долинск - Арсентьевка. Время 11:05.
Закрытая станция Фирсово. Время 11:30.
Станция Взморье. Время 11:56.
Станция Тихая. Формально она считается конечным пунктом для пригородного поезда
из Южно-Сахалинска и из Поронайска. Время 12:37.
Вокзал на станции Поронайск. Время 16:34.
Локомотивное депо Поронайск. Рядом был старый вокзал японской постройки, для захода
на него требовалось сменить направление движения. Время 17:21.
Поворотный круг и веерное локомотивное депо. Время 17:21.
Город Поронайск. Время 17:44.
Движение на лодке через устье реки Поронай. Маяк на "городском" берегу. Время 17:59.
"Сачи" - окраина Поронайска, отрезанная рекой от основной части города. Время 18:02.
"Сачи". Время 18:05.
Побережье залива ------- в Поронайске. Время 20:03.
Поронайск, магазин "Багата Хата". Здесь тоже есть присутствие Украины. Время 20:28.
Поронайск. Сохранилась нанесённая в 1990-е годы надпись про Ельцина. Время 20:54.
Поронайск, кладбище. Сахалин - самый корейский регион России, который
имел бы основания стать Корейским автономным округом.
Поронайск, кладбище. Время 21:03.
Окраина Поронайска. Мост через Чёрную речку
и дорожный указатель на Оху. Время 21:08.
В вагоне пригородного поезда Поронайск - Победино. Время 8:11.
Станция Поронайск. Вид в сторону Южно-Сахалинска. Время 8:18.
Платформа Ветеранская. Вид в сторону Поронайска. Время 8:32.
Схема пригородного сообщения, вывешенная в вагоне поезда. Здесь ещё нет
ни Корсакова, ни участка Взморье - Поронайск.
Вокзал на станции Победино. Время 12:25.
Тепловоз ТГМ16-073 с грузовым поездом на станции Победино. Время 12:36.
Начальный участок железнодорожной линии Победино - Первомайское. Время 12:41.
Пути у локомотивного депо линии Победино - Первомайское. Время 13:02.
"Лещучка" на территории депо. Время 13:08.
Старый нетиповой вагон-цистерна на территории депо. Время 13:08.
Локомотивное депо линии Победино - Первомайское. Время 13:13.
Улица в Победино, соединяющая привокзальную часть с районом депо
линии Победино - Первомайское. Время 13:21.
Дорога Южно-Сахалинск - Оха. Недалеко от Победино кончается асфальт. Время 14:23.
Дорога Южно-Сахалинск - Оха. Начинается Тымовский район. Время 17:19.
Впереди - аэропорт Зональное. Время 18:17.
Аэропорт Зональное. Время 18:19.
Аэропорт Зональное. Мемориальная доска.
Зональное. Здесь находится главный аэропорт Тымовского района. Время 18:25.
Село Кировское (Рыковское). Время 19:31.
Село Кировское (Рыковское).
Село Кировское (Рыковское). Монумент в честь Алексея Маресьева. Время 19:32.
Кировское. Посадка в "ПАЗик" на Тымовск. Время 19:35.
Тымовск, Сахалинская улица. Время 19:59.
Дорога из Тымовска в сторону Александровска. Время 20:05.
Дорога на Александровск. Время 10:38.
Памятник репрессированным на перевале. Время 12:24.
Перевал. Здесь есть улавливающие тупики на случай проблем с тормозами. Время 12:32.
Въезд в Александровск. Время 12:52.
Берег Татарского пролива в Александровске, скалы Три брата. Время 13:26.
Тоннель на мысе Жонкиер. Время 13:40.
Памятник Ленину на центральной площади Александровска. Время 14:40.
Александровск. Время 14:41.
Александровск. Напоминание об А. П. Чехове на автобусной остановке. Время 16:12.
У села Арково в окрестностях Александровска. Развилка на Тымовск и Мгачи. Время 16:41.
Памятный знак первым советским пограничникам. Время 16:43.
Памятный знак первым советским пограничникам.
Центральная площадь Тымовска. Время 18:12.
Скульптура на центральной площади Тымовска.
Памятник Ленину на центральной площади Тымовска.
Объявления в селе Молодёжное. Время 20:26.
Дом в селе Молодёжное. Видно, что эта унылая постройка разделена как минимум на две семьи. Время 20:29.
Развилка у Молодёжного. Время 21:14.
Станция Ныш - последний пункт с путевым развитием перед Ногликами. 20 июня, время 10:13.
Ноглики, привокзальная площадь. Справа - "УАЗ"-"буханка" с московскими номерами,
на котором меня подвёз местный железнодорожник. Время 11:15.
Информация о стоимости проезда в пассажирских поездах, вывешенная на вокзале станции Ноглики.
Внутренний вид вокзала на станции Ноглики - самого дальнего вокзала
Сахалинской железной дороги. Время 11:18.
Вагоны пассажирского поезда на станции Ноглики. Ближайший вагон - один из немногих,
который ещё не утратил "фирменную" расцветку. Время 11:34.
Варварски разобранная "Стальная магистраль Северного Сахалина", узкоколейная железная дорога Оха - Ноглики.
Окрестности моста через Тымь. Вид на юг, в сторону станции Ноглики. Время 12:07.
Железнодорожно-автомобильный мост через Тымь на окраине Ноглик. На месте рельсового пути - пешеходная дорожка. Время 12:10.
Вид с верхней части железнодорожного моста на автомобильную часть моста, реку Тымь и город Ноглики. Время 12:15.
Вид с верхней части моста в юго-западном направлении.
Дагинские термальные источники у закрытой станции Горячие Ключи. Время 13:47.
Самодеятельный деревянный павильон на одном из термальных источников. Сохранилась памятная надпись,
оставленная в 1993 году кем-то из жителей Нефтегорска. Который в 1995 году будет полностью разрушен землетрясением,
две трети жителей погибнут. Время 14:36.
Термальный источник "Молодость". Время 17:12.
Термальный источник "Молодость". Время 17:13.
Термальный источник "Молодость". Спасибо гражданам Лазареву и Шевчуку за его обустройство!
Заброшенный дом в посёлке Горячие Ключи. Время 17:54.
Магазин в посёлке Горячие Ключи. Время 17:58.
Горячие Ключи. Таксофон, установленный по общероссийской государственной программе. Таксофонами
никто не желает пользоваться, и они уже стали редкостью. Время 18:03.
Железнодорожный мост через реку --- на "Стальной магистрали Северного Сахалина". Вид в ------- направлении. 21 июня, время 10:59.
Разобранная железная дорога у моста через реку ----.
Мост через реку --------. Время 11:05.
У посёлка Горячие Ключи. Впереди - "транссахалинская" автодорога. Время 12:10.
Автодорога в окрестностях Ноглик. Время 13:06.
Город Ноглики. Время 13:22.
Центр города Ноглики. Военный мемориал. Вечный огонь не горит. Время 13:24.
Ноглики. Переход Сахалинской области на время +8 к Москве (до ------ было +7 к Москве) считают важным достижением.
Объявление в Ногликах. Узкоколейная железная дорога разобрана,
но остался район, именуемый "УЖД". Время 13:26.
В ногликском магазине "Успех". Цены намного выше среднероссийских. Время 13:52.
Магазин "Успех". Магазинов крупных торговых сетей в Ногликах нет. Время 14:01.
Ноглики. Железнодорожно-автомобильный мост - гордость города. Как его называть с 2007 года?
Ноглики. Храм в центре города. Время 15:14.
Ноглики. Парк Победы основан непосредственно в День Победы.
Ноглики. По деревянному пешеходному мосту через реку --- странным образом движется мотоциклист. Время 15:28.
Ноглики. За этим забором находится самая дальняя точка Сахалинской железной дороги
и крайняя северо-восточная точка действующих железных дорог России. Время 15:55.
У вокзала стоит самый большой по расстоянию километровый знак Сахалинской железной дороги: конец 653 км/начало 654 км. Отсчёт от территории порта в Корсакове.
Станция Ноглики Сахалинской железной дороги. Пассажирский поезд №604 готовится
к отправлению на Южно-Сахалинск. Поезд ведёт тепловоз ТГ16-069. Справа -
предельный по расстоянию километровый знак Сахалинской
железной дороги. Время 16:19.
Вагоны пассажирского поезда такие же, как на материке, расцветка вагонов такая же - стандартная для всей сети "РЖД".
Станция Ноглики. Посадка в пассажирский поезд №604 сообщением Ноглики - Южно-Сахалинск. Время 16:24.
В вагоне поезда. На телефоне как местонахождение определены всё ещё Горячие Ключи.
Станция Альба. Здесь есть персонал, но нет полноценного здания. Время 17:59.
Поезд №604 на станции Тымовск. Время 19:04.
Поезд №604 прибыл на станцию Поронайск. Время 23:17.
Станция Поронайск. С первого пути отправятся пригородные поезда до Победино и Южно-Сахалинска.
Ближайшие два вагона - на Победино, дальше, скрываясь в тумане - вагон на "Южный".
22 июня, время 8:13.
Вокзал на станции Поронайск. Небольшая фотовыставка, посвящённая транспортной полиции.
Звеносборочная база южнее станции Поронайск. Время 10:11.
Закрытая станция. Время 12:52.
Состав поезда - одна секция тепловоза ТГ16 и один сидячий пассажирский вагон.
Станция Пугачёво. Пригородный поезд Поронайск - Южно-Сахалинск. Время 13:12.
-----------------------
часть 2 — следующая
30.06.2016 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу