ID: 7022
ПОЕЗДКА ДНЕПРОПЕТРОВСК — МАРИУПОЛЬ — ДРУЖКОВКА — ИРДЫНЬ, 2013 ГОД
420
Рабочая экспедиция была произведена в июне 2013 года. Одна из основных целей — проезд
железнодорожной линии Павлоград — Красноармейск, на восточной части которой нет
регулярного пассажирского движения.
Из-за ремонтных работ на линии Синельниково — Чаплино — Красноармейск в некоторые дни июня 2013 года транзитные пассажирские поезда пропускались через линию Павлоград — Красноармейск. Этим нужно было воспользоваться. Я поставил перед собой цель проездить абсолютно все железнодорожные линии в пределах бывшего СССР.
В ходе экспедиции были детально исследованы трамвайные сети в городах Мариуполь, Константиновка, Дружковка и Днепродзержинск. Была проезжена и зафотодокументирована узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода.
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:
ДОНЕЦКИЙ ТРАМВАЙ
МАРИУПОЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ
КОНСТАНТИНОВСКИЙ ТРАМВАЙ
ДРУЖКОВСКИЙ ТРАМВАЙ
ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ТРАМВАЙ
ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКИЙ ТРАМВАЙ
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИРДЫНСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА
КИЕВСКИЙ ТРАМВАЙ
КОНОТОПСКИЙ ТРАМВАЙ
ОРЛОВСКИЙ ТРАМВАЙ
В ходе экспедиции я провёл некоторое время в Киеве. Была проезжена с фотодокументированием часть
трамвайных линий, в том числе реконструированный скоростной участок. За день до этого была
проезжена со второй попытки узкоколейная железная дорога в Ирдыни.
Выезжаю электропоездом Москва — Тула. Состав ЭД4МК-0112, вагон 1 класса.
Ускоренный электропоезд Москва — Тула ЭД4МК-0112 на станции Москва-Курская.
Электропоезд имеет две промежуточные остановки — по станциям Серпухов и Тарусская.
Станция Серпухов. Вид на восток.
Станция Орёл. Производится посадка в электропоезд ЭМ2-011 сообщением Орёл — Курск.
На самом деле это состав ЭР2-1083, построен в 1976 году.
Белгород. Вид на восток с переходного моста.
Водохранилище в Белгороде. Вид с дальнего берега на станцию и город.
Вечерний электропоезд сообщением Белгород — Наумовка является одним из двух электропоездов на этом участке, согласованных по станции Наумовка с электропоездом на Харьков.
Магистральная железнодорожная линия на участке Белгород — Харьков. Платформа Головино.
Прямой пригородный маршрут Белгород — Харьков отменён. Остался электропоезд-экспресс. Но он имеет статус поезда дальнего следования, со всеми вытекающими последствиями: билет по паспорту, тариф во много раз выше пригородных поездов.
Магистральная железнодорожная линия на участке Белгород — Харьков. Станция Долбино.
Формально именно эта станция считается пограничной — на штампах, которые ставят
в паспорта, значится «ДОЛБИНО». Но пограничный контроль производится
не здесь, а в Наумовке (только в электропоездах), и в Белгороде
(во всех остальных поездах).
Станция Наумовка. Здесь предстоит пересадка в электропоезд приписки Южной железной дороги.
Электропоезд из Белгорода прибыл на станцию Наумовка.
Впервые я проехал здесь на пригородных поездах в июне 1998 года. Маршрут Москва — Севастополь, длиной полторы тысячи километров, был преодолён на пригородных поездах. В Наумовке на тот момент тоже была пересадка.
Но в то время здесь не было идиотской проверки документов. Пассажиры всего лишь пересаживались из поезда в поезд. На украинской станции Казачья Лопань тоже ничего не проверяли. В поездах дальнего следования проверка документов на тот момент уже была.
Станция Наумовка. Расписание, вывешенное на вокзале.
По сравнению с 1998 годом, пассажиров стало значительно меньше. Но сокращение не такое заметное, как во многих других местах. По-прежнему многие везут крупногабаритный груз, который выгоднее купить или продать по другую сторону границы.
Станция Наумовка. Вид из окна вокзала.
Станция Наумовка небольшая, имеет четыре пути. Центральные пути предназначены для безостановочного движения. На «крайних» путях стоят электропоезда.
Станция Наумовка. Вид на север. Слева — электропоезд, прибывший из Белгорода.
Справа — электропоезд, отправляющийся на Харьков.
У «восточной» платформы находился харьковский электропоезд ЭР2Р-7069. На платформе стояли пограничники. У всех проверяют документы, при наличии загранпаспорта ставят штамп.
Дата-штампы из экспедиции: Наумовка (написано «Долбино»), Казачья Лопань,
Волфино, Глушково. Остальные штампы относятся к другим экспедициям.
Между станцией Наумовка, где производит пограничный контроль российская сторона, и станцией Казачья Лопань, где поезда «зачищает» украинская сторона, есть два остановочных пункта: Красный Хутор и Граны. Первый — Белгородская область, второй — Харьковская область.
Платформа Красный Хутор, расположенная между пунктами пропуска. Вид на север.
Если сесть в электропоезд на Красном Хуторе и выйти из него в Гранах, теоретически пограничного контроля не будет. Но есть высокая вероятность того, что пограничники находятся вблизи платформ. Вероятно, неместному жителю садиться здесь в поезд запретят.
На Красном Хуторе электропоезд остановился. Но двери не открылись, или открылись только в первом вагоне. На платформе стояли люди, которые принялись забрасывать мешки и ящики с каким-то товаром в открытые окна электропоезда.
Вскоре после Красного Хутора — пересечение границы, столь же дикой по своей сути, как граница между ГДР и ФРГ до 1990 года. Но, к счастью, пока ещё не настолько труднопреодолимой.
Вот она, «российско-русская» граница. Слова «украинский» и «руський» долгое время считались синонимами, причём и среди сторонников независимости Украины.
На линии границы с восточной стороны находится деревянный навес. Рядом с ним — примитивное строение, замаскированное ветками, которое можно было бы принять за жилище бомжей. В снимок оно не вошло. Этот «бомжатник» - на самом деле пост пограничников, которые задерживают пеших «переходчиков» границы.
Место, где электропоезд пересекает российско-русскую границу.
Российская сторона осталась позади, я на русской стороне!
Известная станция Казачья Лопань — в летнее время наибольшие по пассажиропотоку железнодорожные «ворота» Украины. В отличие от Наумовки, здесь проходят пограничный контроль не только пригородные поезда, но и большая часть поездов дальнего следования. Длительная стоянка с закрытыми дверями, проверка документов, «проштамповка».
Наконец, отправляемся дальше. Участок магистральной железной дороги от Казачьей Лопани до Харькова проходит по густонаселённой местности. Движение электропоездов сохранено на хорошем уровне.
Платформа Подгородняя на участке Казачья Лопань — Харьков, названная украинизаторами как Пiдмiська.
При этом узловая станция Подгородняя на Одесской железной дороге на украинском — Пiдгородна.
В Харькове электропоезд прибыл на тупиковые «затурникеченные» пути. Внутри поезда не было разъездного кассира. Поэтому пришлось стоять в очереди в кассу «на выход».
Харьков посещался и будет посещаться в других экспедициях. В этой экспедиции я здесь непродолжительное время — до электропоезда на Красноград.
Билеты Харьков — Красноград и Красноград — Днепропетровск.
Выезд вечерним электропоездом Харьков — Красноград. Прибытие на конечный пункт в полной темноте.
В 2009 году я прибыл в Красноград тем же вечерним электропоездом из Харькова, затем собирался выехать ночным пригородным поездом на Днепропетровск, отправлением в 3:05. Но произошёл редкий нештатный случай: я проспал время отправления.
На этот раз подъём и выезд — по плану. Вокзал открыт, билетная касса работает. В 2:55 приобретаю билет до Днепропетровска. Он стоил 9 гривен 75 копеек, тогда как внутри поезда и в кассах Днепропетровска — вдвое дороже. Станция Красноград находится на Южной железной дороге, и билеты здесь продаются по тарифам Южной железной дороги. По направлению на Днепропетровск вплотную к Краснограду находится граница с Приднепровской железной дорогой, имеющей другой тариф.
Поезд состоял из тепловоза и примерно десяти пассажирских вагонов. Я разместился на верхней полке в купейном вагоне. Удалось спать почти все четыре часа пути.
Станция Днепропетровск. Пригородный поезд, прибывший из Краснограда.
На вокзале Днепропетровска покупаю билет до Красноармейска на поезд номер 70 сообщением Львов — Мариуполь. Сегодня поезд проследует нетрадиционным маршрутом — через Новомосковск и Павлоград.
Отправление поезда в 11:57. За оставшееся время я проездил все левобережные линии Днепропетровского трамвая, кроме новой линии на Левобережный-3, но она была проезжена в 2009 году. Вначале — по маршруту №9 до «Мясокомбината», оттуда — обратно до «Мариупольской». Пешком по линии маршрута №6 до конечной станции «Институт минеральных ресурсов». Оттуда — в трамвайном вагоне до станции «Площадь Островского». Пешком к берегу Днепра у Амурского моста.
Верхний уровень Амурского моста. Вид из трамвайного вагона на запад, в сторону центра города.
На линии Павлоград — Красноармейск сфотографированы (некачественно — окна не открывались) станции Минеральная, Славянка и некоторые другие. Поезд нигде не останавливался, кроме перегона за несколько километров до Красноармейска (загруженная поездами станция не принимала).
В целом — я рад, что проехал эту линию без пассажирского движения. Но весьма досадно, что ситуация в Украине дошла до того, что железнодорожные линии остаются без пассажирского движения. Причём линия Павлоград — Красноармейск является магистральной и электрифицированной! Украина — это далеко не Беларусь.
По недавней информации, полностью ликвидировано пассажирское движение также на длинной линии Винница — Гайворон. Я проездил её в 1999 году.
Железнодорожная линия Павлоград — Красноармейск.
Граница Днепропетровской и Донецкой областей.
Небольшой отдых в северной части Красноармейска, у заброшенного дома. Выезжаю в Донецк дизель-поездом Д1, следующим через Цукуриху, Донецк и Моспино до Иловайска.
Станция Красноармейск. На третьем пути находится трёхвагонный дизель-поезд Д1.
В нём я проеду до Донецка через Цукуриху.
Билет Красноармейск — Донецк.
Из Красноармейска в Донецк никто не ездит таким маршрутом. Дизель-поезд следует по однопутной и «медленной» линии. Состав пассажиров между Красноармейском и Донецком полностью сменяется. Но обычный пригородный билет Красноармейск — Донецк позволяет ехать и здесь.
Кураховское водохранилище и Кураховская ГРЭС.
Линия пролегает по глухим местам по меркам Донецкой области, является красивой и необычной. У станции линия пересекает по дамбе крупный водоём — Кураховское водохранилище. Рядом находится Кураховская ГРЭС.
Донецк. Конечная станция трамвайного маршрута №1 у нового здания вокзала.
В Донецке иду от вокзала в северном направлении по трамвайной линии, затем пересекаю железнодорожные пути.
Утром выезжаю электропоездом в Мариуполь. Длительная поездка по двухпутной электрифицированной линии.
Билет Донецк — Мариуполь.
В Мариуполе осматриваю и фотографирую вокзал редкостно примитивной «брежневской» архитектуры. Я был здесь в 2003 году, но в сумерках, и фотографии тогда не делались.
Иду по переходному мосту над путями к берегу Азовского моря. Некоторое время купаюсь. Затем поднимаюсь наверх по мелким улицам «частного сектора».
Азовское море в Мариуполе.
Возвращаюсь на вокзал. Затем иду в сторону центра города. Вот и первая трамвайная линия. Начинается изучение Мариупольского трамвая — одной из последних ещё не обследованных мной трамвайных сетей Украины.
Мариупольский трамвай. Конечная станция «Улица Казанцева» - ближайшая к центру города.
Мариуполь — город с удивительным сочетанием. Это одновременно курорт и крупный центр тяжёлой индустрии, с высоким загрязнением воздуха.
В городе находятся металлургические гиганты: «Азовсталь» и комбинат имени Ильича. Мариуполь — крупнейший центр металлургии, наравне с Магнитогорском, Нижним Тагилом, Новокузнецком, Череповцом и Липецком.
В то же время, сюда приезжают отдыхать на море. В прибрежных районах активно сдают комнаты. В целом, трудно сказать, чего здесь больше — промышленного или курортного. Благодаря южной обстановке промышленность не столь заметна, как в других аналогичных городах. Здесь чувствуется типично южная расслабленность и спокойствие, чего никак нельзя сказать про Нижний Тагил или Череповец.
Вид из трамвайного вагона.
Утром проезжаю последний ещё не проезженный участок трамвайной сети - в западную часть города, до конечной станции «Городская Больница».
Электропоездами от Мариуполя до Иловайска с пересадкой по Ясиноватой.
Билет Мариуполь — Иловайск через Донецк.
Станция Мариуполь-Пассажирский. Электропоезд ЭР2Т-7193
проследует по маршруту Мариуполь — Ясиноватая.
Узловая станция Иловайск. Вид в южном направлении, в сторону Таганрога.
Ставок (пруд) на восточной окраине Иловайска. 13 июня, время 20:14.
Иловайск. На рассвете двигаюсь на станцию. Огромный вокзал в маленьком и унылом городке. Выезд дизель-поездом Д1-787 по редкому и "экзотическому" маршруту Иловайск - Ясиноватая через Моспино и Донецк II.
Билет Иловайск — Дружковка через Ясиноватую.
Остановочный пункт 44 км на железнодорожной линии Ясиноватая — Моспино — Иловайск.
Вид на восток, в сторону Иловайска. 14 июня, время 5:01.
Окрестности станции Менчугово. Начальный участок железнодорожной линии Менчугово — Новый Свет.
Дизель-поезд Д1-787 на станции Ясиноватая. Время 7:08. Дизель-поезд преодолел за два часа
около 40 километров "едва живых" линий и прибыл на огромную узловую станцию.
На станции Ясиноватая поездка по однопутным неэлектрифицированным участкам закончилась. Дальше - электропоезд по магистральной линии. Ближайшая задача - работа с Константиновским трамваем.
Электропоезд ЭД2Т-1005 на станции Константиновка.
Константиновка - сравнительно небольшой город в северной части Донецкой области. Население в лучшие времена доходило до 115 000 жителей, ныне - всего лишь 75 000 жителей. Город находится в состоянии ярко выраженной разрухи и упадка.
Здесь в дореволюционные времена появились металлургический, химический и стекольный заводы. Именно в Константиновке были изготовлены звёзды, установленные на башнях Московского кремля. Статус города официально присвоен только 4 апреля 1932 года, причём численность населения на тот момент была как минимум не меньшей, чем сегодня.
Строящийся храм в Константиновке.
Трамвайное движение в Константиновке открыто 23 августа 1931 года. Трамвайная система Константиновки - одна из самых старых в регионе. В Донецке, на тот момент Сталино, трамвай был открыт лишь на три года раньше, в большом городе Мариуполе - позже.
Нынешний Константиновский трамвай - самая проблемная трамвайная система Украины, находящаяся в "предсмертном" состоянии. Движение поддерживается лишь чудом. Тот факт, что я его застал - большое счастье.
Константиновка. Трамвайная линия в окрестностях вокзала.
В Константиновке действующими являются лишь немногим больше половины трамвайных линий, имевшихся в лучшие времена. Самое плохое, что не действует линия в центральную часть города. Всё, что осталось, находится на "задворках", несмотря на то, что линия подходит к железнодорожному вокзалу и даже к городской администрации. В Константиновке всё это находится за пределами центра города.
Центр города, он же - его наиболее цивилизованная часть, расположен на левом берегу реки Кривой Торец. Там - главная в городе площадь Победы и здание районной администрации. Плюсом для оставшихся трамвайных линий является разве что тот факт, что одна из них подходит к Центральному рынку.
Константиновка. Вагон-памятник у трамвайного депо.
Провожу пешую фотодокументацию трамвайной линии от вокзала до депо. Трамвайное депо - на удивление большое и современное, но в состоянии разрухи.
Константиновка. Трамвайное депо.
В трамвайной системе - два маршрута с номерами 4 и 3, четыре исправных вагона и пять водителей. Интервал движения около часа, причём в 17 часов движение заканчивается.
Объявление в вагоне Константиновского трамвая.
Проезжаю от депо (район Сантуриновка) до противоположной конечной станции "Молокозавод". Оттуда - пешком по подвесному мосту через Кривой Торец на конечную станцию "Новосёловка". Линия к ней является однопутной. Впрочем, на сегодня одного пути с избытком хватило бы на всех линиях.
Константиновка. Поездка в трамвайном вагоне от "Сантуриновки" до "Молокозавода". Распечатанные схемы
с веб-сайта http://transphoto.ru изрядно упрощают экспедицию.
Константиновка. Подвесной мост через реку Кривой Торец.
Константиновка. Объявление у моста.
Константиновский трамвай. Вагон на конечной станции маршрута №3 «Новосёловка».
От "Новосёловки" - в вагоне до противоположной конечной станции маршрута №3 "Центральный рынок". Затем - пешая фотодокументация линии до остановки "Общежитие". Посещаю и остановку "Горсовет" на линии маршрута №4.
Константиновка. Заброшенное здание у остановки "Горсовет".
Константиновка. Здания СБУ и ГАИ у остановки "Горсовет".
Вблизи остановки "Горсовет" находится платформа Дмитриевка на магистральной железнодорожной линии.
Электропоездом ЭР2Т-7210 доезжаю до соседнего города Дружковка.
Первое, что произошло в Дружковке - проверка документов работниками линейного отделения милиции на платформе.
Дружковский машиностроительный завод.
Трамвайная линия вблизи центральной площади Дружковки.
Объявление в Дружковском трамвае. Между тем, днём движение прекращается в 18 часов.
Дружковка. Подвесной мост через реку Казённый Торец, расположенный к северу от центра города.
Тот же подвесной мост.
Улица Радченко в Дружковке. Вид со стороны реки Казённый Торец наверх, в сторону центра города.
Слева - дом с адресом Радченко, 33. Он стоит недостроенным с 1989 года.
Вокзал на станции Дружковка. Табличка с названием и линейный пункт милиции,
внутри которого мне пришлось побывать.
Билет Дружковка — Лозовая.
Реконструкция вокзала на станции Краматорск.
Скоростной поезд Hyundai на станции Краматорск.
Город Лозовая.
Вокзал на станции Лозовая.
Билет Лозовая — Днепропетровск.
Билет Днепропетровск — Баглей.
Днепродзержинское водохранилище (разлившийся Днепр) в окрестностях конечной станции «Одесская»
Днепродзержинского трамвая.
Города-побратимы Днепродзержинска. Странно, что нет наиболее логичного для этого
города — Дзержинска Нижегородской области, который сходен не только названием.
Табличка с названием улицы в Днепродзержинске. Полностью аналогична
старым уличным табличкам Москвы, заменённым в 1990-х годах.
Дом в Днепродзержинске. Табличка такая же.
Объявление в посёлке Карнауховка.
Старый грузовой автомобиль в посёлке Карнауховка.
Поздравление с днём Конституции. На тот момент невозможно было представить,
что в показанных границах Украине осталось существовать меньше года.
Билет Баглей — Нижнеднепровск.
Железнодорожная линия - южный обход Днепропетровска. Платформа Проспектная.
Электропоезд курсирует здесь раз в сутки.
Электропоезд вступает на мост через реку Днепр.
Залив Ленинского (Днепровского) водохранилища. Зелёный цвет воды не является препятствием для купания.
Билет 196 км — Красноград.
Улица в Краснограде.
Билет Красноград — Полтава-Южная.
Билет из городского автобуса в Полтаве.
Улица в центре Полтавы.
Пруд на реке Ворскла — место купания в Полтаве.
Билет Полтава-Южная — Гребёнка.
Окраина Полтавы. Вид из электропоезда сообщением Полтава — Гребёнка.
Железнодорожная линия Гребёнка — Бобринская (Шевченко) немногим южнее узловой станции Гребёнка.
Граница Юго-Западной и Одесской железных дорог.
Пруд вблизи железнодорожной линии Гребёнка — Бобринская (Шевченко) — место купания в Гребёнке.
Билет Гребёнка — Черкассы.
Город Черкассы. Автомобиль «Запорожец» с советскими номерами Черкасской области.
Автобусный билет Черкассы — Ирдынь.
Пригородный автобус из Черкасс прибыл в посёлок Ирдынь. От остановки я иду по знакомому
маршруту к узкоколейной железной дороге.
Узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода.
Узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода.
Узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода. В кабине тепловоза.
Узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода.
Развилка дорог у села Староселье.
Ставок (пруд) вблизи разграбленного сахарного завода — место купания в Городище.
Автомобиль, на котором уезжают охранники. Они обвиняли меня в том, что я ловил рыбу в ставке,
что запрещено. Никаких рыболовных приспособлений у меня нет и быть не могло.
Билет Городище — Мироновка.
Станция Городище. Прибывает электропоезд ЭР9П-377 сообщением Бобринская (Шевченко) — Мироновка.
Билет Мироновка — Киев-Пассажирский.
Станция Мироновка. Электропоезд на Киев.
Станция Киев-Московский.
Станция скоростного трамвая в Киеве.
Объявление о продаже поддельных жетонов метро. До чего нужно дойти, чтобы при самой низкой в мире
стоимости проезда ещё и торговать фальшивыми жетонами (на четверь дешевле настоящих)...
Вход на станцию «Славутич» Киевского метрополитена.
Пруд в окрестностях станции «Славутич» — место купания в Киеве.
Киевский трамвай. Конечная станция маршрута №29 «Красный Хутор».
Билет Дарница — Нежин.
Нежинская дистанция пути.
Билет Нежин — Ворожба.
Станция Ворожба. Автомотриса РА1-0081 проследует по маршруту Тёткино — Ворожба — Курск.
Это — единственный транспорт, позволяющий дешёво проехать из Киева в Москву.
Все остальные пригородные поезда на данном направлении отменены.
Ворожба, Орёл, Москва.
15.04.2014 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
Из-за ремонтных работ на линии Синельниково — Чаплино — Красноармейск в некоторые дни июня 2013 года транзитные пассажирские поезда пропускались через линию Павлоград — Красноармейск. Этим нужно было воспользоваться. Я поставил перед собой цель проездить абсолютно все железнодорожные линии в пределах бывшего СССР.
В ходе экспедиции были детально исследованы трамвайные сети в городах Мариуполь, Константиновка, Дружковка и Днепродзержинск. Была проезжена и зафотодокументирована узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода.
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:
ДОНЕЦКИЙ ТРАМВАЙ
МАРИУПОЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ
КОНСТАНТИНОВСКИЙ ТРАМВАЙ
ДРУЖКОВСКИЙ ТРАМВАЙ
ОТДЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ТРАМВАЙ
ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКИЙ ТРАМВАЙ
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИРДЫНСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА
КИЕВСКИЙ ТРАМВАЙ
КОНОТОПСКИЙ ТРАМВАЙ
ОРЛОВСКИЙ ТРАМВАЙ
Выезжаю электропоездом Москва — Тула. Состав ЭД4МК-0112, вагон 1 класса.
Ускоренный электропоезд Москва — Тула ЭД4МК-0112 на станции Москва-Курская.
Электропоезд имеет две промежуточные остановки — по станциям Серпухов и Тарусская.
Станция Серпухов. Вид на восток.
Станция Орёл. Производится посадка в электропоезд ЭМ2-011 сообщением Орёл — Курск.
На самом деле это состав ЭР2-1083, построен в 1976 году.
Белгород. Вид на восток с переходного моста.
Водохранилище в Белгороде. Вид с дальнего берега на станцию и город.
Вечерний электропоезд сообщением Белгород — Наумовка является одним из двух электропоездов на этом участке, согласованных по станции Наумовка с электропоездом на Харьков.
Магистральная железнодорожная линия на участке Белгород — Харьков. Платформа Головино.
Прямой пригородный маршрут Белгород — Харьков отменён. Остался электропоезд-экспресс. Но он имеет статус поезда дальнего следования, со всеми вытекающими последствиями: билет по паспорту, тариф во много раз выше пригородных поездов.
Магистральная железнодорожная линия на участке Белгород — Харьков. Станция Долбино.
Формально именно эта станция считается пограничной — на штампах, которые ставят
в паспорта, значится «ДОЛБИНО». Но пограничный контроль производится
не здесь, а в Наумовке (только в электропоездах), и в Белгороде
(во всех остальных поездах).
Станция Наумовка. Здесь предстоит пересадка в электропоезд приписки Южной железной дороги.
Электропоезд из Белгорода прибыл на станцию Наумовка.
Впервые я проехал здесь на пригородных поездах в июне 1998 года. Маршрут Москва — Севастополь, длиной полторы тысячи километров, был преодолён на пригородных поездах. В Наумовке на тот момент тоже была пересадка.
Но в то время здесь не было идиотской проверки документов. Пассажиры всего лишь пересаживались из поезда в поезд. На украинской станции Казачья Лопань тоже ничего не проверяли. В поездах дальнего следования проверка документов на тот момент уже была.
Станция Наумовка. Расписание, вывешенное на вокзале.
По сравнению с 1998 годом, пассажиров стало значительно меньше. Но сокращение не такое заметное, как во многих других местах. По-прежнему многие везут крупногабаритный груз, который выгоднее купить или продать по другую сторону границы.
Станция Наумовка. Вид из окна вокзала.
Станция Наумовка небольшая, имеет четыре пути. Центральные пути предназначены для безостановочного движения. На «крайних» путях стоят электропоезда.
Станция Наумовка. Вид на север. Слева — электропоезд, прибывший из Белгорода.
Справа — электропоезд, отправляющийся на Харьков.
У «восточной» платформы находился харьковский электропоезд ЭР2Р-7069. На платформе стояли пограничники. У всех проверяют документы, при наличии загранпаспорта ставят штамп.
Дата-штампы из экспедиции: Наумовка (написано «Долбино»), Казачья Лопань,
Волфино, Глушково. Остальные штампы относятся к другим экспедициям.
Между станцией Наумовка, где производит пограничный контроль российская сторона, и станцией Казачья Лопань, где поезда «зачищает» украинская сторона, есть два остановочных пункта: Красный Хутор и Граны. Первый — Белгородская область, второй — Харьковская область.
Платформа Красный Хутор, расположенная между пунктами пропуска. Вид на север.
Если сесть в электропоезд на Красном Хуторе и выйти из него в Гранах, теоретически пограничного контроля не будет. Но есть высокая вероятность того, что пограничники находятся вблизи платформ. Вероятно, неместному жителю садиться здесь в поезд запретят.
На Красном Хуторе электропоезд остановился. Но двери не открылись, или открылись только в первом вагоне. На платформе стояли люди, которые принялись забрасывать мешки и ящики с каким-то товаром в открытые окна электропоезда.
Вскоре после Красного Хутора — пересечение границы, столь же дикой по своей сути, как граница между ГДР и ФРГ до 1990 года. Но, к счастью, пока ещё не настолько труднопреодолимой.
Вот она, «российско-русская» граница. Слова «украинский» и «руський» долгое время считались синонимами, причём и среди сторонников независимости Украины.
На линии границы с восточной стороны находится деревянный навес. Рядом с ним — примитивное строение, замаскированное ветками, которое можно было бы принять за жилище бомжей. В снимок оно не вошло. Этот «бомжатник» - на самом деле пост пограничников, которые задерживают пеших «переходчиков» границы.
Место, где электропоезд пересекает российско-русскую границу.
Российская сторона осталась позади, я на русской стороне!
Известная станция Казачья Лопань — в летнее время наибольшие по пассажиропотоку железнодорожные «ворота» Украины. В отличие от Наумовки, здесь проходят пограничный контроль не только пригородные поезда, но и большая часть поездов дальнего следования. Длительная стоянка с закрытыми дверями, проверка документов, «проштамповка».
Наконец, отправляемся дальше. Участок магистральной железной дороги от Казачьей Лопани до Харькова проходит по густонаселённой местности. Движение электропоездов сохранено на хорошем уровне.
Платформа Подгородняя на участке Казачья Лопань — Харьков, названная украинизаторами как Пiдмiська.
При этом узловая станция Подгородняя на Одесской железной дороге на украинском — Пiдгородна.
В Харькове электропоезд прибыл на тупиковые «затурникеченные» пути. Внутри поезда не было разъездного кассира. Поэтому пришлось стоять в очереди в кассу «на выход».
Харьков посещался и будет посещаться в других экспедициях. В этой экспедиции я здесь непродолжительное время — до электропоезда на Красноград.
Билеты Харьков — Красноград и Красноград — Днепропетровск.
Выезд вечерним электропоездом Харьков — Красноград. Прибытие на конечный пункт в полной темноте.
В 2009 году я прибыл в Красноград тем же вечерним электропоездом из Харькова, затем собирался выехать ночным пригородным поездом на Днепропетровск, отправлением в 3:05. Но произошёл редкий нештатный случай: я проспал время отправления.
На этот раз подъём и выезд — по плану. Вокзал открыт, билетная касса работает. В 2:55 приобретаю билет до Днепропетровска. Он стоил 9 гривен 75 копеек, тогда как внутри поезда и в кассах Днепропетровска — вдвое дороже. Станция Красноград находится на Южной железной дороге, и билеты здесь продаются по тарифам Южной железной дороги. По направлению на Днепропетровск вплотную к Краснограду находится граница с Приднепровской железной дорогой, имеющей другой тариф.
Поезд состоял из тепловоза и примерно десяти пассажирских вагонов. Я разместился на верхней полке в купейном вагоне. Удалось спать почти все четыре часа пути.
Станция Днепропетровск. Пригородный поезд, прибывший из Краснограда.
На вокзале Днепропетровска покупаю билет до Красноармейска на поезд номер 70 сообщением Львов — Мариуполь. Сегодня поезд проследует нетрадиционным маршрутом — через Новомосковск и Павлоград.
Отправление поезда в 11:57. За оставшееся время я проездил все левобережные линии Днепропетровского трамвая, кроме новой линии на Левобережный-3, но она была проезжена в 2009 году. Вначале — по маршруту №9 до «Мясокомбината», оттуда — обратно до «Мариупольской». Пешком по линии маршрута №6 до конечной станции «Институт минеральных ресурсов». Оттуда — в трамвайном вагоне до станции «Площадь Островского». Пешком к берегу Днепра у Амурского моста.
Верхний уровень Амурского моста. Вид из трамвайного вагона на запад, в сторону центра города.
На линии Павлоград — Красноармейск сфотографированы (некачественно — окна не открывались) станции Минеральная, Славянка и некоторые другие. Поезд нигде не останавливался, кроме перегона за несколько километров до Красноармейска (загруженная поездами станция не принимала).
В целом — я рад, что проехал эту линию без пассажирского движения. Но весьма досадно, что ситуация в Украине дошла до того, что железнодорожные линии остаются без пассажирского движения. Причём линия Павлоград — Красноармейск является магистральной и электрифицированной! Украина — это далеко не Беларусь.
По недавней информации, полностью ликвидировано пассажирское движение также на длинной линии Винница — Гайворон. Я проездил её в 1999 году.
Железнодорожная линия Павлоград — Красноармейск.
Граница Днепропетровской и Донецкой областей.
Небольшой отдых в северной части Красноармейска, у заброшенного дома. Выезжаю в Донецк дизель-поездом Д1, следующим через Цукуриху, Донецк и Моспино до Иловайска.
Станция Красноармейск. На третьем пути находится трёхвагонный дизель-поезд Д1.
В нём я проеду до Донецка через Цукуриху.
Билет Красноармейск — Донецк.
Из Красноармейска в Донецк никто не ездит таким маршрутом. Дизель-поезд следует по однопутной и «медленной» линии. Состав пассажиров между Красноармейском и Донецком полностью сменяется. Но обычный пригородный билет Красноармейск — Донецк позволяет ехать и здесь.
Кураховское водохранилище и Кураховская ГРЭС.
Линия пролегает по глухим местам по меркам Донецкой области, является красивой и необычной. У станции линия пересекает по дамбе крупный водоём — Кураховское водохранилище. Рядом находится Кураховская ГРЭС.
Донецк. Конечная станция трамвайного маршрута №1 у нового здания вокзала.
В Донецке иду от вокзала в северном направлении по трамвайной линии, затем пересекаю железнодорожные пути.
Утром выезжаю электропоездом в Мариуполь. Длительная поездка по двухпутной электрифицированной линии.
Билет Донецк — Мариуполь.
В Мариуполе осматриваю и фотографирую вокзал редкостно примитивной «брежневской» архитектуры. Я был здесь в 2003 году, но в сумерках, и фотографии тогда не делались.
Иду по переходному мосту над путями к берегу Азовского моря. Некоторое время купаюсь. Затем поднимаюсь наверх по мелким улицам «частного сектора».
Азовское море в Мариуполе.
Возвращаюсь на вокзал. Затем иду в сторону центра города. Вот и первая трамвайная линия. Начинается изучение Мариупольского трамвая — одной из последних ещё не обследованных мной трамвайных сетей Украины.
Мариупольский трамвай. Конечная станция «Улица Казанцева» - ближайшая к центру города.
Мариуполь — город с удивительным сочетанием. Это одновременно курорт и крупный центр тяжёлой индустрии, с высоким загрязнением воздуха.
В городе находятся металлургические гиганты: «Азовсталь» и комбинат имени Ильича. Мариуполь — крупнейший центр металлургии, наравне с Магнитогорском, Нижним Тагилом, Новокузнецком, Череповцом и Липецком.
В то же время, сюда приезжают отдыхать на море. В прибрежных районах активно сдают комнаты. В целом, трудно сказать, чего здесь больше — промышленного или курортного. Благодаря южной обстановке промышленность не столь заметна, как в других аналогичных городах. Здесь чувствуется типично южная расслабленность и спокойствие, чего никак нельзя сказать про Нижний Тагил или Череповец.
Вид из трамвайного вагона.
Утром проезжаю последний ещё не проезженный участок трамвайной сети - в западную часть города, до конечной станции «Городская Больница».
Электропоездами от Мариуполя до Иловайска с пересадкой по Ясиноватой.
Билет Мариуполь — Иловайск через Донецк.
Станция Мариуполь-Пассажирский. Электропоезд ЭР2Т-7193
проследует по маршруту Мариуполь — Ясиноватая.
Узловая станция Иловайск. Вид в южном направлении, в сторону Таганрога.
Ставок (пруд) на восточной окраине Иловайска. 13 июня, время 20:14.
Иловайск. На рассвете двигаюсь на станцию. Огромный вокзал в маленьком и унылом городке. Выезд дизель-поездом Д1-787 по редкому и "экзотическому" маршруту Иловайск - Ясиноватая через Моспино и Донецк II.
Билет Иловайск — Дружковка через Ясиноватую.
Остановочный пункт 44 км на железнодорожной линии Ясиноватая — Моспино — Иловайск.
Вид на восток, в сторону Иловайска. 14 июня, время 5:01.
Окрестности станции Менчугово. Начальный участок железнодорожной линии Менчугово — Новый Свет.
Дизель-поезд Д1-787 на станции Ясиноватая. Время 7:08. Дизель-поезд преодолел за два часа
около 40 километров "едва живых" линий и прибыл на огромную узловую станцию.
На станции Ясиноватая поездка по однопутным неэлектрифицированным участкам закончилась. Дальше - электропоезд по магистральной линии. Ближайшая задача - работа с Константиновским трамваем.
Электропоезд ЭД2Т-1005 на станции Константиновка.
Константиновка - сравнительно небольшой город в северной части Донецкой области. Население в лучшие времена доходило до 115 000 жителей, ныне - всего лишь 75 000 жителей. Город находится в состоянии ярко выраженной разрухи и упадка.
Здесь в дореволюционные времена появились металлургический, химический и стекольный заводы. Именно в Константиновке были изготовлены звёзды, установленные на башнях Московского кремля. Статус города официально присвоен только 4 апреля 1932 года, причём численность населения на тот момент была как минимум не меньшей, чем сегодня.
Строящийся храм в Константиновке.
Трамвайное движение в Константиновке открыто 23 августа 1931 года. Трамвайная система Константиновки - одна из самых старых в регионе. В Донецке, на тот момент Сталино, трамвай был открыт лишь на три года раньше, в большом городе Мариуполе - позже.
Нынешний Константиновский трамвай - самая проблемная трамвайная система Украины, находящаяся в "предсмертном" состоянии. Движение поддерживается лишь чудом. Тот факт, что я его застал - большое счастье.
Константиновка. Трамвайная линия в окрестностях вокзала.
В Константиновке действующими являются лишь немногим больше половины трамвайных линий, имевшихся в лучшие времена. Самое плохое, что не действует линия в центральную часть города. Всё, что осталось, находится на "задворках", несмотря на то, что линия подходит к железнодорожному вокзалу и даже к городской администрации. В Константиновке всё это находится за пределами центра города.
Центр города, он же - его наиболее цивилизованная часть, расположен на левом берегу реки Кривой Торец. Там - главная в городе площадь Победы и здание районной администрации. Плюсом для оставшихся трамвайных линий является разве что тот факт, что одна из них подходит к Центральному рынку.
Константиновка. Вагон-памятник у трамвайного депо.
Провожу пешую фотодокументацию трамвайной линии от вокзала до депо. Трамвайное депо - на удивление большое и современное, но в состоянии разрухи.
Константиновка. Трамвайное депо.
В трамвайной системе - два маршрута с номерами 4 и 3, четыре исправных вагона и пять водителей. Интервал движения около часа, причём в 17 часов движение заканчивается.
Объявление в вагоне Константиновского трамвая.
Проезжаю от депо (район Сантуриновка) до противоположной конечной станции "Молокозавод". Оттуда - пешком по подвесному мосту через Кривой Торец на конечную станцию "Новосёловка". Линия к ней является однопутной. Впрочем, на сегодня одного пути с избытком хватило бы на всех линиях.
Константиновка. Поездка в трамвайном вагоне от "Сантуриновки" до "Молокозавода". Распечатанные схемы
с веб-сайта http://transphoto.ru изрядно упрощают экспедицию.
Константиновка. Подвесной мост через реку Кривой Торец.
Константиновка. Объявление у моста.
Константиновский трамвай. Вагон на конечной станции маршрута №3 «Новосёловка».
От "Новосёловки" - в вагоне до противоположной конечной станции маршрута №3 "Центральный рынок". Затем - пешая фотодокументация линии до остановки "Общежитие". Посещаю и остановку "Горсовет" на линии маршрута №4.
Константиновка. Заброшенное здание у остановки "Горсовет".
Константиновка. Здания СБУ и ГАИ у остановки "Горсовет".
Вблизи остановки "Горсовет" находится платформа Дмитриевка на магистральной железнодорожной линии.
Электропоездом ЭР2Т-7210 доезжаю до соседнего города Дружковка.
Первое, что произошло в Дружковке - проверка документов работниками линейного отделения милиции на платформе.
Дружковский машиностроительный завод.
Трамвайная линия вблизи центральной площади Дружковки.
Объявление в Дружковском трамвае. Между тем, днём движение прекращается в 18 часов.
Дружковка. Подвесной мост через реку Казённый Торец, расположенный к северу от центра города.
Тот же подвесной мост.
Улица Радченко в Дружковке. Вид со стороны реки Казённый Торец наверх, в сторону центра города.
Слева - дом с адресом Радченко, 33. Он стоит недостроенным с 1989 года.
Вокзал на станции Дружковка. Табличка с названием и линейный пункт милиции,
внутри которого мне пришлось побывать.
Билет Дружковка — Лозовая.
Реконструкция вокзала на станции Краматорск.
Скоростной поезд Hyundai на станции Краматорск.
Город Лозовая.
Вокзал на станции Лозовая.
Билет Лозовая — Днепропетровск.
Билет Днепропетровск — Баглей.
Днепродзержинское водохранилище (разлившийся Днепр) в окрестностях конечной станции «Одесская»
Днепродзержинского трамвая.
Города-побратимы Днепродзержинска. Странно, что нет наиболее логичного для этого
города — Дзержинска Нижегородской области, который сходен не только названием.
Табличка с названием улицы в Днепродзержинске. Полностью аналогична
старым уличным табличкам Москвы, заменённым в 1990-х годах.
Дом в Днепродзержинске. Табличка такая же.
Объявление в посёлке Карнауховка.
Старый грузовой автомобиль в посёлке Карнауховка.
Поздравление с днём Конституции. На тот момент невозможно было представить,
что в показанных границах Украине осталось существовать меньше года.
Билет Баглей — Нижнеднепровск.
Железнодорожная линия - южный обход Днепропетровска. Платформа Проспектная.
Электропоезд курсирует здесь раз в сутки.
Электропоезд вступает на мост через реку Днепр.
Залив Ленинского (Днепровского) водохранилища. Зелёный цвет воды не является препятствием для купания.
Билет 196 км — Красноград.
Улица в Краснограде.
Билет Красноград — Полтава-Южная.
Билет из городского автобуса в Полтаве.
Улица в центре Полтавы.
Пруд на реке Ворскла — место купания в Полтаве.
Билет Полтава-Южная — Гребёнка.
Окраина Полтавы. Вид из электропоезда сообщением Полтава — Гребёнка.
Железнодорожная линия Гребёнка — Бобринская (Шевченко) немногим южнее узловой станции Гребёнка.
Граница Юго-Западной и Одесской железных дорог.
Пруд вблизи железнодорожной линии Гребёнка — Бобринская (Шевченко) — место купания в Гребёнке.
Билет Гребёнка — Черкассы.
Город Черкассы. Автомобиль «Запорожец» с советскими номерами Черкасской области.
Автобусный билет Черкассы — Ирдынь.
Пригородный автобус из Черкасс прибыл в посёлок Ирдынь. От остановки я иду по знакомому
маршруту к узкоколейной железной дороге.
Узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода.
Узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода.
Узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода. В кабине тепловоза.
Узкоколейная железная дорога Ирдынского торфобрикетного завода.
Развилка дорог у села Староселье.
Ставок (пруд) вблизи разграбленного сахарного завода — место купания в Городище.
Автомобиль, на котором уезжают охранники. Они обвиняли меня в том, что я ловил рыбу в ставке,
что запрещено. Никаких рыболовных приспособлений у меня нет и быть не могло.
Билет Городище — Мироновка.
Станция Городище. Прибывает электропоезд ЭР9П-377 сообщением Бобринская (Шевченко) — Мироновка.
Билет Мироновка — Киев-Пассажирский.
Станция Мироновка. Электропоезд на Киев.
Станция Киев-Московский.
Станция скоростного трамвая в Киеве.
Объявление о продаже поддельных жетонов метро. До чего нужно дойти, чтобы при самой низкой в мире
стоимости проезда ещё и торговать фальшивыми жетонами (на четверь дешевле настоящих)...
Вход на станцию «Славутич» Киевского метрополитена.
Пруд в окрестностях станции «Славутич» — место купания в Киеве.
Киевский трамвай. Конечная станция маршрута №29 «Красный Хутор».
Билет Дарница — Нежин.
Нежинская дистанция пути.
Билет Нежин — Ворожба.
Станция Ворожба. Автомотриса РА1-0081 проследует по маршруту Тёткино — Ворожба — Курск.
Это — единственный транспорт, позволяющий дешёво проехать из Киева в Москву.
Все остальные пригородные поезда на данном направлении отменены.
Ворожба, Орёл, Москва.
15.04.2014 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу