ID: 4923

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИРДЫНСКОГО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА

113
Ирдынский торфобрикетный завод находится в посёлке Ирдынь, расположенном в Черкасском районе Черкасской области Украины. Посёлок Ирдынь связан тупиковой железнодорожной линией широкой колеи со станцией Белозерье на магистральной линии Гребёнка — Бобринская. По состоянию на 2012 год, железнодорожная линия на дальнем участке не действует и полуразрушена.
В ведении торфобрикетного завода находится узкоколейная железная дорога. Это единственная действующая узкоколейная железная дорога в центральной Украине. Самая южная торфовозная узкоколейная железная дорога не только в Украине, но и на пространстве бывшего СССР.
Посёлок Ирдынь находится в удивительном месте — у древнего русла реки Днепр. Великая река текла здесь тысячи лет назад, ориентировочно до VIII века. Последние сотни лет было два русла — старое и нынешнее, между ними находился остров. Затем река окончательно сместилась на несколько десятков километров севернее. Произошло это без участия человека. На месте старого русла теперь — длинная цепочка болот, окружённых холмистыми лесами.
Ирдынь — очень старое место торфодобычи. Торф здесь добывается с 1856 года и первоначально поступал на сахарный завод в нынешнем городе Смела. В какой-то момент разработки торфа прекратились. Попытки начать их заново были в 1915 и 1921 годах.
По-настоящему массовая добыча торфа на Ирдынском болоте началась в 1930-е годы. Датой основания посёлка Ирдынь считается 1930 год. Первый торф «советского» торфопредприятия официально добыт 20 июня 1931 года. Скорее всего, с того момента действует узкоколейная железная дорога.
Железнодорожная линия широкой колеи Белозерье — Ирдынь была построена в 1930-е годы, дата открытия — 1935 год. Это указывает на тот факт, что объём вывоза торфа был немалым.
Ни одной топографической карты «старше» 1950-х годов с узкоколейной железной дорогой не известно. Нельзя исключать, что узкоколейная железная дорога была построена лишь в 1950-е годы, но это очень маловероятно.
Сразу после изгнания немецких оккупантов, 15 февраля 1944 года, началось восстановление торфопредприятия. В 1947 году показатели его работы превысили уровень довоенного 1940 года.
В 1975 году в посёлке Ирдынь был открыт торфобрикетный завод.
В 1990-е годы объём вывоза торфа сократился во много раз. Перестала использоваться железная дорога широкой колеи Белозерье — Ирдынь. На последних километрах перед посёлком Ирдынь она была постепенно разворована.
Но торфодобычу удалось сохранить. Узкоколейная железная дорога, сократив протяжённость и во много раз сократив объём вывозки, продолжает работать.
Любитель железных дорог из Киева Андрей Порев около 2004 года отмечал здесь наличие таких локомотивов: ТУ4-2234, ТУ6А-2167, ТУ6А-3631, ТУ7-1865, ЭСУ2А-0767, путеочиститель ПЩС1-154 (1986). Также: снегоочиститель, пожарный поезд, бровкоочиститель.
По состоянию на июнь 2013 год, сохранялся вывоз торфа в небольшом объёме. Ирдынский торфобрикетный завод входил в предприятие «Черкассыторф».
Действующая линия узкоколейной железной дороги пролегала от посёлка Ирдынь на десять километров в сторону города Смела. Линия в северном направлении не действовала и большей частью была разобрана.
На болоте имелся один небольшой производственный участок. Пассажирские вагоны для доставки рабочих уже много лет не курсировали. Движение выполнялось непредсказуемо.
Достоверных сведений о состоянии узкоколейной железной дороги в 2018 году нет. Несмотря на дефицит и высокую стоимость газа в связи с отказом его покупки у России, несмотря на оккупацию Россией большей части Донбасса и связанный с этим дефицит угля — торфяная промышленность Украины остаётся в состоянии глубокого упадка.
Поездка автора, 28 марта 2012 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2012vychg.html)
Добираюсь до Ирдыня из Городища. Холодная и дурная погода. Движения на узкоколейной железной дороге в этот день не ожидалось, кроме как внутри посёлка. Беседую с руководителем узкоколейной железной дороги.
Сфотографированный подвижной состав с определяемыми номерами: ТУ6А-2167 (стоял в депо), ЭСУ2А-0767 (стояла в депо), ТУ4-2234 (стоял в депо, находясь в нерабочем состоянии), ТУ7-1865 (стоял в депо, номер по надписи мелом на раме).
После изучения узкоколейной железной дороги — автобусом ПАЗ в Черкассы.
Поездка автора, 19 июня 2013 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013drir.html)
Утром — от автостанции в центре города Черкассы автобусом ПАЗ до посёлка Ирдынь. Здесь сообщают: тепловоз отправился на болото!
Это радует. Движение здесь происходит непредсказуемо и не каждый день. А добираться от Москвы до Ирдыня — тысяча километров.
Быстрым шагом с тотальной пешей фотодокументацией по линии. Покидаю станцию в 9:50. Можно не торопиться, тепловоз будет возвращаться в посёлок ближе к вечеру.
На стрелке у 29-го поля действующая линия — направо, то есть на юг.
В 13:43 — весьма скромная полевая база. От главной станции преодолено 10 километров. Стоят трактора и пара бытовок, никаких зданий нет. Чуть дальше — тепловоз ТУ6А и рабочие, занимающиеся ремонтом пути.
Около 16 часов отправляемся, и в 16:55 тепловоз прибывает в Ирдынь. Затем автостопом на Городище.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЗАВОД, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ДЕПО, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАСТКА ИРДЫНЬ — ПОЛЕВАЯ БАЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАСТКА ИРДЫНЬ — ПОЛЕВАЯ БАЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАСТКА ИРДЫНЬ — ПОЛЕВАЯ БАЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАСТКА ИРДЫНЬ — ПОЛЕВАЯ БАЗА, ПОЛЕВАЯ БАЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПОЛЕВАЯ БАЗА, ПОЕЗДКА В ИРДЫНЬ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)

29.11.2018 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Черкасской области»
на главную страницу