ID: 7030

ПОЕЗДКА В АБХАЗИЮ, 2014 ГОД

115
Предыдущее посещение Абхазии было в 2008 году.
От Москвы-Домодедово до Сочи-Адлера и обратно — самолётом авиакомпании OrenAir (Оренбургские авиалинии).
Едем на станцию метро «Домодедовская», из которой отправляются автобусы в аэропорт Домодедово. Как выяснилось, это маршрут №308 государственной компании «Мострансавто». Интервал движения небольшой.

Автобус на подъезде к аэропорту Домодедово. Время 17:42.

Авиакомпания «Оренбургские Авиалинии» является сравнительно «редкой». Пользуюсь ей впервые. Вылет точно по расписанию, обслуживание на неплохом уровне.

Аэропорт Сочи-Адлер. Время 21:54.

Прибытие в Адлер почти в 22 часа. Пришлось ехать на такси. 600 рублей за 12 километров пути до границы. Быстрый переход границы, без очередей и задержек.

На подходе к пункту пропуска. Время 22:15.


У пункта пропуска. Время 22:16.


У пункта пропуска. Время 22:16.

Ночное время. Но в Гагре каждый второй стремится принимать постояльцев. Ночлег на улице Апсха Леона, 37. 2300 рублей за четыре ночи.
В Абхазии, похоже, принято брать плату за жильё по количеству человек, а не за помещение.

Гагра. Для мобильного устройства Абхазия — часть Грузии. Время 23:47.

Туристическая сим-карта Goodline в Абхазии не работала. Мобильный оператор МТС работал в роуминге. Причём Абхазия определялась как часть Грузии. Телефон перешёл на тбилисское время, хотя Абхазия живёт по московскому времени.
Мобильный интернет не работал. Возможно, из-за неправильных настроек.

Гагра. Вид из дома на улице Апсха Леона, 37.


Гагра. Вид из дома на улице Апсха Леона, 37.

Три дня в Абхазии было тепло и солнечно. Идеальная погода — нет экстремальной жары, из-за которой на Юге трудно находиться летом, но и не холодно. В море можно купаться почти неограниченно долго.
Отдыхающих нет почти совсем. И это скорее хорошо.
Некоторые наблюдения по Абхазии: цивилизованная жизнь восстанавливается. Хотя и не так быстро, как хотелось бы.
Гагра — наиболее курортный и туристический город Абхазии. Он более-менее приведён в порядок. Есть отремонтированные многоэтажные дома. Есть новое строительство. Заброшенные здания тоже есть, но не очень много.
По всем статистическим данным, Абхазия живёт бедно. Тем не менее, много автотранспорта. С учётом малочисленности населения — на удивление много. Это всё местные жители — отдыхающих сейчас почти ноль.
В 2008 году почти половина местного автотранспорта имела краснодарские, московские и другие российские номера. Сейчас — большинство с абхазскими номерами. Хотя встречаются номера с флагом Евросоюза: Польша, Литва, Франция. На этих машинах ездят местные жители.
В России ездить под иностранными номерами обладателям российского паспорта жёстко запрещено. А здесь всё строится на знакомстве. Кто-то знаком со всеми немногочисленными ГАИшниками — значит, можно ездить на чём угодно.
Старых машин мало. Советские номера АИ — редкость. Хотя их здесь перестали выдавать лишь примерно в 2005 году, а не в начале 1990-х годов, как в других частях бывшего СССР.
Часть местного менталитета — это стремление к «понтам», то есть к дорогой и роскошной иномарке. Откуда они берут на них деньги — загадка.
Абхазский язык — один из сложнейших в мире. Его знает всего около ста тысяч человек. Но при этом в нём мало слов, сходных с какими-либо другими языками, кроме родственных адыгейского, черкесского и кабардинского.
Большое число абхазов живёт в Турции. Но они в основном «отуречились», приняли ислам и забыли родной язык. Турецкие абхазы (махаджиры) были депортированы в XIX веке Российской Империей. Так что история взаимоотношений русского и абхазского народов, к сожалению, имеет «тёмные» моменты.
«Жёсткого» насаждения абхазского языка нет. Да это и невозможно, на мой взгляд. Любой язык, который знает всего 100 000 человек, никогда не сможет использоваться в научной, в технической сфере.
Денежная единица — российский рубль. Теоретически есть абхазская «денежная единица» апсар, которая выпускается исключительно для коллекционеров и существует только в виде памятных монет. Статус апсара изначально был определён как памятная инвестиционная монета, а не как национальная валюта.
Здесь продают массу всевозможных сувениров, но апсар в продаже не виден. Это неудивительно: монеты отчеканены из драгоценных металлов в небольшом количестве. Вероятно, они стоят очень дорого.
Железная дорога, к сожалению, тут никому не нужна. Одна из причин — она строилась и долгое время функционировала как транзитная линия, ведущая в Грузию. И хотя восстановление движения в Грузию — видимо, недостижимый горизонт, одна лишь теоретическая возможность этого многим абхазам не нравится. От Грузии хотят быть отгороженными «наглухо».
Плюс к тому, местный менталитет не очень-то приветствует общественный транспорт вообще. Его здесь мало. Электричка Сухум — Псоу была бы намного более комфортным и удобным транспортом, чем маршрутки по опасной извилистой дороге.
Но постоянно курсирующей электрички нет с конца 2007 года. В 2011 и 2012 годах было летнее движение. К сожалению, почти все воспринимают отсутствие пригородных перевозок как должное. Никто не требует вернуть.
Россия несколько раз проводила ремонт железной дороги. Своих железнодорожников в Абхазии почти не осталось. Обслуживать железную дорогу должным образом некому.

Улица в Гагре. 29 октября, время 11:33.


Улица в Гагре. Время 11:34.


Абхазская железная дорога в Гагре, между остановочными пунктами Гагрыпш и Адзхыда.
Вид на запад. Время 11:38.


Гагра. Время 11:55.


Гагра. Время 13:56.


Гагра. Автомобиль с советскими номерами АИ. Время 13:59.

Советские номера АИ выдавались в Абхазии примерно до 2005 года, но уже стали редкостью. Между тем, мало кто за пределами Абхазии знает, что номера с кодом АИ были введены в последние годы существования Советского Союза и были одним из символов «сепаратизма». До этого выдавались грузинские номера ГР, ГГ, ГА.
Номера АИ вызывали лютую ярость у руководства Грузинской ССР. Первые машины с такими номерами подвергались нападениям грузинских националистов.

Гагра. Время 14:00.


Гагра. Отремонтированный 16-этажный дом. Время 14:04.


Абхазская железная дорога в Гагре.
Вид на запад. Время 14:36.

Железная дорога в Гагре несколько лет назад капитально отремонтирована. Полностью заменено верхнее строение пути. Железобетонные шпалы с клеммовыми креплениями. Вроде бы так — на всём протяжении участка Псоу — Сухум.
Но заметно, что железная дорога здесь никому не нужна. За ней в должной мере не следят. Отремонтированные пути зарастают.

Гагра. Время 15:11.


Гагра. Время 15:15.


Гагра. Время 15:19.

Абхазия — это особый замкнутый мир. Тут проживает немногим более 200 тысяч человек. Здесь почти все друг друга знают.
Чужаку, на мой взгляд, тут жить невозможно. И дело даже не только в том, что здесь всячески законодательно ограничена возможность покупки земли и жилья, здесь не приветствуется переезд на постоянное место жительства откуда-либо. Трудно войти в среду этого замкнутого мира. Да и мало кому тут понравится жить долго.
Абхазия — Кавказ в самом чистейшем, классическом виде. Тому, кто не любит кавказцев, здесь делать нечего. Русских здесь очень мало.
Правящая нация — абхазы — тем не менее, до сих пор в меньшинстве, хотя и не таком незначительном, как до грузино-абхазской войны. Армян — примерно столько же, сколько абхазов.
Как правило, армян можно отличить по акценту, иногда проскакивающим в русской речи армянским словам, например «ара» — «друг». Зачастую отличаются большей, чем абхазы, «деньголюбивостью», стремлением нажиться на туристах.
При всём том, ни одной надписи на армянском языке не нашлось. Ни на какое участие в политической жизни армяне не претендуют.
Есть два крайних мнения насчёт Абхазии. Что это якобы территория криминального беспредела, откуда велик риск не вернуться живым, где все безнаказанно грабят и убивают. И что якобы самое безопасное место, что россиян здесь не трогают вообще.
Многие жители цивилизованного Сочи никогда не были в Абхазии и боятся туда ездить. В 2008 году при вылете из аэропорта Адлер на вопрос «откуда приехал» я честно сказал: «из Абхазии». Это было как будто бы равносильно признанию в терроризме. Спровоцировало на жёсткий обыск и допрос.
На мой взгляд, ни то, ни другое мнение не верно. Какого-то страшного беспредела нет. Но всё-таки нужна повышенная бдительность. В 2014 году — как минимум два случая бесследного исчезновения отдыхающих женщин. Ни тел, ни убийц на данный момент не найдено. И это — только самые нашумевшие ЧП. Посещавшие Абхазию автостопщики и «вольные путешественники» много раз подвергались ограблениям.
Принято считать, что «туристическая» Абхазия заканчивается в Сухуме. На восток от Сухума отдыхающие обычно не ездят. Хотя опасностей в восточной части не больше — за исключением того, что там высокая активность спецслужб и будут часто проверять документы.

Гагра. 30 октября, время 10:06.

30 октября съездили в Новый Афон. Осмотр монастыря и пещера. Экскурсия стоит 800 рублей, из которых 500 — билет в пещеру.
Я был в Новоафонской пещере в 2003 году (http://infojd.ru/12/novyafon.html). Но имеет смысл побывать ещё раз. Это один из интереснейших объектов мирового масштаба.
Поездка на микроавтобусе. Водитель Мазик, экскурсовод Ольга. Заезд в начало «бзыбской» трассы, к пчеловодам, которые настоятельно «впаривают» единственный в мире настоящий чистейший мёд без вредных примесей (по их заверениям). Никто не сообщает, что Россия запретила ввоз из Абхазии любой продукции животного происхождения, в том числе и мёда.

«Трансабхазская» автодорога. Время 11:18.


«Трансабхазская» автодорога. Время 11:22.


На подъезде к Гудауте. Время 12:39.


Въезд в Гудауту. Время 12:43.

Заехали в село Лыхны за отдельную плату в 200 рублей с человека. Осмотр древнего Лыхненского храма, главного святого места для абхазов.

Лыхны. Время 12:52.


Лыхны. Развалины княжеского дворца. Время 13:11.


У въезда в Новый Афон находится ресторан «Hugo Chavez» с флагом Венесуэлы. Время 13:41.


Новоафонский монастырь.


Новый Афон. Вид от входного комплекса пещеры. Время 14:53.


Новый Афон. Вид от входного комплекса пещеры. Время 14:53.


«Абхазское метро» — узкоколейная железная дорога в Новоафонской пещере. Поезд на станции «Входные Ворота». Время 15:01.

В «абхазском метро» появился новый поезд. Сделанные в «метро» фотографии: http://infojd.ru/12/novyafon2014.html.

«Абхазское метро» — узкоколейная железная дорога в Новоафонской пещере. Время 15:02.

Видеоролики, сделанные в «метро»: https://vk.com/video62259261_170807260, https://vk.com/video62259261_170807197.

«Абхазское метро» — узкоколейная железная дорога в Новоафонской пещере. Промежуточная станция «Зал Апсны». Время 15:07.



Новоафонская пещера. Время 15:21.


Новоафонская пещера. Пешеходный тоннель к станции «метро» «Зал Анакопея». Время 16:20.


«Абхазское метро» — узкоколейная железная дорога в Новоафонской пещере. Конечная станция «Зал Анакопея». Время 16:28.


«Абхазское метро» — узкоколейная железная дорога в Новоафонской пещере. Конечная станция «Зал Анакопея». Время 15:07.

31 октября. Направляемся московским поездом из Гагры в Сухум.
Поезд сообщением Москва — Сухум, который курсирует раз в два дня, по нечётным числам — это единственное, что осталось из пассажирского движения на Абхазской железной дороге.
Вначале — городским автобусом до вокзала.

Гагра. Автобусная остановка вблизи вокзала. 31 октября, время 8:50.

Вокзал на станции Гагра находится в запущенном состоянии. Но не настолько безнадёжном, как вокзалы в Гагрыпше, Гудауте, Новом Афоне...

Вокзал на станции Гагра. Редкое упоминание Абхазской железной дороги. Время 8:53.


Вокзал на станции Гагра. Время 8:55.

Перед прибытием поезда из Москвы на станции становится оживлённо. Довольно много таксистов и встречающих.
«Дремотную тишину» утопающей в буйной южной растительности однопутной железной дороги нарушают долгожданные тепловозные гудки. Приближение поезда слышно издалека.
Поезд прибыл точно по расписанию. Тепловоз 2ТЭ10М-3059, и на удивление большое число вагонов — я насчитал восемнадцать! Тепловоз — приписки ТЧ Кавказская СКЖД, вагоны — московского формирования.

На станцию Гагра прибывает пассажирский поезд сообщением Москва — Сухум. Поезд ведёт тепловоз 2ТЭ10М-3059. Время 9:10.


Станция Гагра. Вид из вагона. Время 9:14.


Станция Бзыпта (Бзыбь). Наглядный ответ на вопрос, кто восстанавливал железную дорогу. Время 9:33.


Станция Гудаута. Встречный грузовой поезд с электровозом ВЛ8-1162. Время 10:21.

Пассажирский поезд на Абхазской железной дороге последние годы водят тепловозы. При этом контактная сеть на участке Сухум — Адлер продолжает функционировать. Более того, Россия недавно отремонтировала контактную сеть. Повсеместно установлены новые железобетонные опоры.
Тепловозы используются, так как всё ещё есть высокая вероятность перебоев в подаче электроэнергии тяговыми подстанциями.
В грузовом движении к западу от Сухума используются абхазские электровозы ВЛ8. Это радует: в Абхазии остались и свои локомотивы, и свои машинисты.

Участок Гудаута — Новый Афон. Время 10:44.

Последний внутриабхазский пригородный поезд Сухум — Гудаута перестал курсировать в начале 2008 года.
В 2010 году на лето запускали «межгосударственные» электропоезда Адлер — Гагра. Они продержались недолго.
В 2011 и 2012 годах в течение нескольких месяцев курсировал электропоезд Адлер — Сухум. Последний его выход на маршрут был в ноябре 2012 года.
С конца 2012 года пассажирское движение на Абхазской железной дороге — только поезд Москва — Сухум. Сейчас он в ходу раз в два дня. Летом бывает ежедневным.
Остановки поезда в Абхазии — Цандрыпш, Гагра, Гудаута, Новый Афон, Сухум.
Почти никто не пользуется железной дорогой для поездок внутри Абхазии. Сделать это можно только за «мзду» проводнику. Все мелкие остановочные пункты, которых было много десятков, находятся в заброшенном состоянии.
К сожалению, «маршрутки» стали почти безальтернативным внутренним транспортом. Хотя поезд намного комфортабельнее и безопаснее.

Станция Новый Афон. Время 11:01.


Поезд из Москвы прибыл на станцию Сухум. Время 11:36.

Фотографии Абхазской железной дороги:
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-01.html,
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-02.html,
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-03.html,
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-04.html,
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-05.html,
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-06.html,
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-07.html,
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-08.html,
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-09.html,
http://infojd.ru/12/abhjd_foto2014-10.html.

Сухум. Остановка троллейбуса к востоку от вокзала. Время 12:05.

В Сухуме работает троллейбусная система. Троллейбусы новые, подарены Россией. Стоимость проезда 5 рублей, оплата водителю при выходе.

Сухум. Рыночный комплекс — главная точка притяжения в городе. Время 12:15.


Сухум. Автомобиль с белорусским номером, под которым наличествует надпись «Абхазия». Время 12:59.


Сухум. И здесь есть присутствие великого города Шатура! Время 13:19.

Осматриваем краеведческий музей. Меня больше всего интересовала экспозиция, посвящённая войне.

Сухум. Абхазский краеведческий музей. Здесь, как и на многих прилично выглядящих зданиях,
есть табличка о том, что восстановление произведено
на средства Российской Федерации. Время 14:19.


Сухум. Здание Дома Правительства стоит в заброшенном виде больше двадцати лет
и стало печальным символом Абхазии. Россия его всё ещё не восстановила.
Время 14:23.


Сухум, Дом Правительства. С годами меняются вывешенные здесь флаги и символы.
В остальном здание не меняется.

Впервые за несколько дней удалось найти в центре Сухума действующий Wi-Fi в Абхазии от Fund Akua и выйти в интернет.
Город меняется. Заброшенных домов по-прежнему более чем достаточно. Много полуразрушенных войной многоэтажных домов. Но уже попадаются отремонтированные многоэтажные дома. Отдельные улицы в центре выглядят очень цивилизованно.

Сухум. Банкомат. Время 15:39.

От вокзала Сухума собирались возвращаться в Гагру на «маршрутке». Но местные жители на легковой «праворульной» машине «перехватили», взявшись отвезти примерно по той же цене — 500 рублей за троих. Выходим в темноте у перекрёстка со светофором, где начинается улица Апсха Леона.
Утром 1 ноября — выезд из Гагры в сторону Адлера.

Берег моря в Гагре. 1 ноября, время 9:48.


Заброшенный вокзал на платформе Гагрыпш. Так он выглядел в 1980-е годы. Время 10:18.

Автобус от района заброшенного вокзала Гагрыпш до Псоу. 50 рублей с человека, оплата при выходе. Какой-то пассажир предложил к оплате банкноту в 100 долларов и хотел сдачу в рублях.
Переход границы на Псоу в обратном направлении — из Абхазии. Очередь минут на десять (в сторону Абхазии не было). Сейчас «мандариновый» сезон, когда население Абхазии вывозит урожай перекупщикам на «российской» стороне.
На абхазской стороне при въезде бегло взглянули паспорта. Сейчас, при выезде, ничего не смотрели вообще.
А вот Россия делает вид, что Абхазия — реальная «заграница». И контролирует «по-полной». Всё так же, как на границах с Украиной (в мирное время) или Казахстаном. Кроме того, что от абхазских граждан не требуют заполнять миграционные карты.
Вещи требуют пропустить через сканер. Возникли вопросы по бутылке минеральной воды «Ауадхара». Видимо, подозрение, что там чача. Это кавказский аналог водки, крепость 60 градусов.
Но хуже того — нашли абхазский мёд. Который в Абхазии долго уговаривали купить, и он был куплен. Было заявлено: ввоз из Абхазии любой продукции животного происхождения запрещён.
Ну и дела! Даже из Эстонии или Финляндии, несмотря на санкции, в качестве личных вещей можно ввозить любые продукты.
Но всё-таки пропустили, ничего не отобрали. На том спасибо!

Абхазский пункт пропуска. Вид со стороны Адлера.


Мост через реку Псоу.

Моё мнение: хватит уже этой «незалежности-самостийности». Нужно присоединять Абхазию к России. Пусть с особым статусом, выше, чем у других регионов — но нужно!
Когда в России главы регионов не выбирались, а назначались — абхазы бы точно не согласились войти в Россию. Здесь есть ярко выраженная национальная гордость. Но разница в уровне жизни слишком велика, и трезвый расчёт окажется сильнее национальной гордости.
В Абхазии нет такого атрибута государства, как свои деньги. Номера машин — почти аналогичны российским, только вместо кода региона — абхазский флаг, вместо RUS — ABH. Есть своё гражданство. Но «абхазский гражданин» — понятие условное.
У жителей Абхазии есть свой, абхазский паспорт. Я видел его лишь на расстоянии, выглядит красиво и солидно. Абхазские паспорта печатает Турция. Выдача этих паспортов началась в 2005 году.
Но кроме абхазского паспорта, почти у каждого имеется и российский загранпаспорт. На 2008 год — 90 процентов жителей с российскими паспортами.
Российские загранпаспорта в Абхазии начали выдавать ещё в 1990-е годы. Задолго для того, как Абхазия заказала печать собственных паспортов.
Долгое время Россия пускала жителей Абхазии по внутренним паспортам СССР. При этом для тех, кто имеет внутрироссийскую прописку, паспорта СССР были объявлены недействительными с 2004 года. Пропуск в Россию жителей Абхазии с советскими паспортами прекратился в 2011 году.
Некоторое время на границе в российские загранпаспорта при каждом пересечении ставился пограничный штамп. Тогда загранпаспорт очень быстро приходил бы в негодность: многие местные жители пересекают границу каждый день!
В абхазские паспорта штампы вроде бы никогда не ставили. Возможно, именно поэтому многие «по старой привычке» предъявляют их.
Если житель Абхазии решит путешествовать по России, значительно удаляясь от Сочи — безусловно, ему лучше иметь российский загранпаспорт. Инопаспортный гражданин в России — бесправный изгой, «представитель низшей касты».
Впрочем, и путешествовать по России только с загранпаспортом неудобно. Его обладатель — полноценный гражданин. Но если полиция решит проверить документы — обязательно возникнет вопрос, «где внутренний паспорт». Могут утверждать, что загранпаспорт внутри страны недействителен.
Пешком несколько километров от границы до вокзала Олимпийский Парк. Местность очень неудобная для пешеходов.
Короткий осмотр олимпийских объектов. Погода сильно испортилась, начался дождь.
Здесь, в Большом Сочи, курсируют электропоезда. Вокзал Олимпийский Парк запомнился мне как конечная станция «наземного» метро.
Но оказалось, что времена «метро» прошли. Электропоездов не будет до вечера. Пришлось уезжать в Адлер на переполненной «маршрутке».
В ноябре 2013 года (http://infojd.ru/dop/poezdka2013bkp.html) я застал движение электропоездов по станции Олимпийский Парк с 30-минутным интервалом. А на участке Сочи — Адлер электропоезда реально курсировали в режиме метро — с раннего утра до поздней ночи с интервалом 10-15 минут.
Так и должно быть! Смысл есть: многие пойдут на тот транспорт, которого не надо ждать и не надо под него подстраиваться. Если интервал 10 минут — пойдут на электричку, а 30 минут — уже на маршрутку.
В этой густонаселённой местности необходимо наземное метро! Это единственно возможный цивилизованный транспорт. По удобству, комфорту и быстроте не сравнимый с автотранспортом.
Казалось бы, всё сделано. «Наземное метро» построено. Были построены высокие платформы, построено моторвагонное депо в Адлере.
Для «наземного метро» закупили дорогостоящие импортные электропоезда, набрали и обучили машинистов. Обитатели единственного тёплого уголка России вдобавок к природным благам получили и цивилизованный транспорт.
Но недолго длилась радость. Сочинское наземное метро уничтожила варварская власть. Количество поездов постоянно сокращалось. И сейчас составляет издевательские 8 пар до Олимпийского Парка и 15 пар на участке Сочи — Адлер. Вместо примерно ста пар в ноябре 2013 года.
Городским транспортом это уже не является. Пользоваться этими поездами почти никто не будет, потому что для активного использования нужен небольшой интервал движения.
Адлер, Gordeev Guest House (http://адлер.net). 600 рублей за номер на одну ночь. Местонахождение — улица Взлётная, дом 9, недалеко от створа взлётно-посадочной полосы аэропорта. Все взлетающие самолёты оказываются над этой улицей.
Взлёт и посадка  в аэропорту Адлер производится только со стороны моря. Есть две ВПП. Обычно посадка производится на ту ВПП, которая находится вблизи реки Мзымты, взлёт — с той ВПП, которая ближе к аэровокзалу.

Аэропорт Сочи-Адлер. Выход на посадку. 2 ноября, время 7:24.



Город Адлер (Адлерский район Сочи). Время 8:02.


Озёры, Московская область. Время 9:56.


Село Шубино, Московская область. Время 10:06.


02.11.2014 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу