ID: 7035

ПОЕЗДКА БОЛОГОЕ — МОКЕИХА — ИВАНОВО — МЕЛЕХОВО, 2014 ГОД

373
Эта небольшая рабочая экспедиция была произведена в мае 2014 года.

Рабочая экспедиция по маршруту Тверь — Бологое — Сонково — Мокеиха-Зыбинское — Ярославль — Иваново — Ковровское ППЖТ. Цели: фотодокументация железнодорожной линии Бологое — Сонково. Третья фотодокументация узкоколейной железной дороги Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия. Возможно, последняя — на момент совершения экспедиции были распространены слухи о полной разборке.
Фотодокументация линии Нерехта — Ермолино — Иваново. Фотодокументация узкоколейной железной дороги Ивановского силикатного завода, касательно которой тоже распускались слухи о разборке с мая 2014 года.
Фотодокументация тепловозов ТЭ3 у посёлка Мелехово, которые ждут порезки. Об этом была просьба незнакомого мне любителя железных дорог из Москвы. Он был даже готов оплатить мне доставку на машине до нужной точки, так как своим автомобилем не располагает.
Вначале - Московский метрополитен.
Я считаю: давно следует ликвидировать тупиковые маршруты электропоездов в Москве там, где есть такая возможность. Тупиковые маршруты с Киевского или Павелецкого вокзала — неизбежное зло. А Курский вокзал, по-нормальному, не должен быть конечной ни для одного электропоезда! Вместо Казанского вокзала часть электропоездов можно направить на Митьковскую ветвь и дальше.
Понятно, что одним лишь «волевым решением» для этого не обойтись. Для того, чтобы Курский вокзал перестал быть конечной станцией для электропоездов, потребуется серьёзная реконструкция. Придётся менять путевое развитие в районе Москвы-Курской. Возможно, потребуется третий путь на участке Москва-Курская — Москва-Каланчёвская. Но сделать это давно пора!
Выезд электропоездом Москва — Тверь 19:51 — 21:46. Билет покупается в московской кассе сразу до Лихославля. Два бланка: Москва — Тверь, Тверь — Лихославль.
Этот поезд имеет статус «экспресса». Он должен быть комфортным.
Ожидаемого нормального поезда не оказалось. В наличии оказался состав ЭТ2М-0138. Возможно, из-за каких-то технических проблем. Немалая досада. Все вагоны по внутреннему исполнению — стандартное «торжокское корыто». Такое внутреннее устройство вагонов, на мой взгляд, подлежит полному искоренению.

Станция Москва-Пассажирская, Ленинградский вокзал. Электропоезд ЭТ2М-138 на Тверь. 18 мая, время 19:37.

Открыто по одной двери в каждом втором вагоне. Проверка билетов как на входе, так и в пути. Заполненность вагонов слабая. Торговцы и попрошайки отсутствуют. Отравителей-табакоманов меньше, чем в электропоездах низшей категории. Но они есть, потому что проводник не в каждом вагоне, и нечисть остаётся безнаказанной. Маршрутная скорость 85 км/час.

Поезд является экспрессом, но по исполнению оказался низкокатегорийной дурной «бичевозкой». Время 19:40.

Погода жаркая, окна открыты. В вагонах очень шумно, так как скорость близка к максимально возможной для этого поезда. Который, являясь новым, на самом деле устарел на 40-50 лет, особенно по условиям проезда пассажиров.
На пересадку по станции Тверь — пять минут. Поезд из Москвы остановился слева от вокзала. Поезд Тверь — Торжок находится справа. На Торжок следовал комфортный состав ЭТ2-013. Ехать до Лихославля 40 минут.

Станция Тверь. Электропоезд ЭТ2-013 отправится по экспрессному маршруту на Торжок. Время 21:49.

Заполненность вагона в поезде Тверь — Торжок оказалась выше, чем в поезде Москва — Тверь. Почти все едут полный маршрут. К сожалению, несмотря на это, с нового графика комфортабельный и быстрый поезд Тверь — Торжок отменяется.

Внутренний вид вагона электропоезда ЭТ2-013. Время 21:50.

Обычные некомфортные электропоезда на участке Лихославль — Торжок идут почти пустыми. Причина — никто не желает ехать в таких условиях. Когда же наконец до соответствующих структур это «дойдёт»?

Лихославская районная больница. Время 5:16.


Лихославль, «завокзальная» сторона. Время 5:21.


Железнодорожный жилой дом на станции Лихославль, историческое название — Осташково, затем Новоторжская.
Дом являлся имуществом железной дороги. До 2005 года орган управления нашей железнодорожной сетью на
протяжении 140 лет назывался Министерством путей сообщения (МПС), о чём сообщается на табличке.


Магазин у станции Лихославль. Почему именно «Самара» — неизвестно. Но наиболее вероятная причина,
как и обычно в таких случаях — происхождение владельца.


Лихославль. Железнодорожный жилой дом XIX века постройки.


Вокзал на станции Лихославль. Не особо примечательное типовое здание постройки 1950-х годов.
Электропоезд Тверь — Бологое. Отправление из Лихославля в 05:34, прибытие в Бологое в 07:30. Максимально быстрый из электропоездов на данном участке — благодаря тому, что все остальные ставят под обгон.

Любинка. Сюда я приезжал ещё в 1994 году и пытался собирать грибы в окрестных лесах.
В Осеченке наблюдаю строительство переходного моста. Несмотря на то, что это — «глухое место». Выглядит большой неожиданностью.

Станция Осеченка. Строительство переходного моста.


Вокзал на станции Вышний Волочёк. Построен в XIX веке, позже соседних крупных вокзалов. В отличие от всех остальных
крупных промежуточных вокзалов Петербурго-Московской железной дороги дореволюционной
постройки, он не является «островным». На нём я впервые был в 1994 году.


Здание на станции Цна. Формально это остановочный пункт в границах станции Вышний Волочёк.
Место удивительно тем, что путевое развитие здесь только на одном из двух главных путей.
По платформе Почвино (http://old.wikimapia.org/#lat=57.6842738&lon=34.3985421&z=14&l=1&m=b) есть остановка. Естественно, никто не входит и выходит, здесь лес на много километров вокруг. Интересно, пассажиры на Почвино, Соболево и Костромцовской хотя бы раз в год бывают?
В то же время, платформу Лазурная на участке Тверь — Москва закрыли, якобы по причине низкого пассажиропотока. Хотя она находится вблизи деревень и промышленной зоны.

Станция Бушевец, «ворота» Бологовского узла. В ремонте Петербурго-Московской магистрали участвуют
рабочие из Эстонии и подвижной состав Эстонской железной дороги.


Электропоезд ЭТ2М-037 прибыл на станцию Бологое.


Электропоезд ЭТ2М-037 прибыл на станцию Бологое.

В Твери и в Бологое по громкоговорящему оповещению «крутят» примерно такой текст: «Пассажиры скоростных поездов поездов Сапсан обязаны пройти досмотр в павильоне, расположенном на платформе! Досмотр прекращается за 15 минут до отправления. Пассажиры, не прошедшие досмотр, в поезд не допускаются!»
Между тем, досмотровый павильон — это отдельно стоящее здание. Платформы не огорожены. В павильоне пассажирам на билетах или распечатках электронного билета ставят штамп о прохождении досмотра. При посадке в поезд проводник обязан проверять наличие этого штампа и не пускать при его отсутствии. Но ничто не мешает зайти в этот павильон с одним багажом, а в поезд — с другим.
Официально пригородное движение на участке Бологое — Едрово (направление на Дно) полностью прекращено, тогда как до начала 2014 года на нём было две пары пригородных поездов ежедневно. Однако в расписании на вокзале поезд на Старую Руссу значится под 5000-м номером два раза в неделю. После станции Едрово поезд становится обычным пригородным.
Обещано, что с 1 июня поезд станет пригородным и на участке Бологое — Едрово.
Выезжаю пригородным поездом Бологое — Сонково. Состав из тепловоза и двух пассажирских вагонов. Тамбур хвостового вагона — нерабочий, благодаря чему почти все остановочные пункты зафотодокументированы из тамбурного окна. Пропустил лишь немногие, когда в тамбуре скапливалось большое число курящих путейцев, негативно относящихся к фотографированию.

Станция Медведево, которая могла бы называться Бологое-Рыбинское. Интересно, что в течение
некоторого времени она была конечным пунктом движения поезда со станции Крестцы.

Протяжённость железнодорожной линии Бологое — Сонково составляет 193 километра. Линия полностью однопутная. Она пропускает большое число грузовых поездов, близкое к максимально возможному для однопутной линии.
Основное, хотя и не единственное, направление движения грузовых поездов: из Ярославского нефтеперерабатывающего завода (станция Новоярославская) в порты Эстонии и Латвии, через Рыбинск — Сонково — Бологое — Дно — Псков — Печоры.
Многие тепловозы, которые водят здесь грузовые поезда, принадлежат ООО «Балттранссервис». Они имеют специфическую расцветку.
Пригородные поезда — пока две пары ежедневно на большей части линии. От Бологое до Удомли 3 пары. Вскоре, с 1 июня, останется только одна ежедневная пара Бологое — Сонково.
Пригородные поезда действительно заполняются слабо. Злость и досада на местных жителей за это. Почему так мало стали ездить!? Это не есть нормально! Почему раньше множество поездов в день заполнялось, и бывало где-то десять вагонов в поезде, а теперь пассажиров набирается на полвагона, да и те в основном железнодорожники по служебным нуждам?
По всей провинциальной России заметно, что поезда опустели. Это произошло резко и тотально. Почти безальтернативным видом транспорта становится личный автомобиль.
Примечательно, что, например, в Швейцарии пассажирский железнодорожный транспорт развит на высочайшем уровне. Может, там автомобилей мало? Нет, в Швейцарии 5,6 млн автомобилей на 8 млн жителей.
В провинциальной России автомобилизация по европейским меркам остаётся низкой. В сельской местности, как правило, ворота для заезда автомобиля есть в меньшинстве дворов.
Активное население поголовно пересело на автомобили, хотя это — зло. Остальное, «пассивное» население провинциальной местности с каждым годом всё больше люмпенизируется. Повышается процент деградировавших стариков, низкообразованных маргиналов. Им ничего не интересно, они никуда не ездят.

Поезд отправился со станции Медведево. Вид на запад, в сторону Бологое.


Станция Медведево остаётся позади. Вид на запад, в сторону Бологое.


Разъезд Платищенка.


Платформа Кафтино Озеро и мост через одноимённое озеро. Вид на запад, в сторону Бологое.


Станция Мста. Вид на запад, в сторону Бологое.


Поезд отправился со станции Мста. Вид на запад, в сторону Бологое.


Станция Мста остаётся позади. Вид на запад, в сторону Бологое.


Вокзал на станции Удомля.
Город Удомля — один из редких островков сравнительного благополучия среди небогатой Тверской области. Это город атомщиков вблизи Калининской АЭС, которая в настоящее время активно расширяется. В своё время я мечтал о линии трамвая по направлению Удомля — АЭС. Не исключено, что такие планы действительно были.
В 2000 году вокзал в Удомле был деревянным, старинным. Сейчас — современное кирпичное здание. Но лучше, чем, например, уродство в Окуловке.

Город Удомля — островок благополучия среди нищей вымирающей области.


Город Удомля остаётся позади.


Станция Еремково. Вид на запад, в сторону Бологое.


Платформа 207 км между Брусово и Малышево. Вид на запад, в сторону Бологое.
Справа — подъездной путь от станции Малышево к воинской части.
Примерно на половине перегона Брусово — Малышево параллельно магистральной железной дороге пролегает действующий подъездной путь к воинской части. Расположение этого подъездного пути можно детально изучить на спутниковых снимках: http://old.wikimapia.org/#lat=57.8756422&lon=35.537408&z=12&l=1&m=b.
Какой-то «чайник» в своё время необоснованно назвал его узкоколейным, в связи с чем этот путь присутствует в различных списках узкоколейных железных дорог. Узкоколейным он не был.

Станция Максатиха. Здесь хорошо сохранился деревянный вокзал 1870 года постройки.


Разъезд Шишково. Вид на запад, в сторону Бологое.


Разъезд Шишково. Вид на запад, в сторону Бологое.


Разъезд Шишково. Вид на запад, в сторону Бологое.


Станция Бежецк. Вид на запад, в сторону Бологое. Справа — развалины паровозного депо 1870 года постройки.


В вагоне поезда на станции Бежецк. Пассажиров очень мало.


Поезд прибывает на станцию Сонково. Вид на запад, в сторону Бологое. Вправо отходит линия на Кабожу.


Пригородный поезд Бологое — Сонково в составе тепловоза ТЭП70-0247
и двух пассажирских вагонов прибыл на станцию Сонково.
Прибытие в Сонково в 12:55. В пути поезд находится 4 часа 43 минуты, маршрутная скорость около 40 км/час.
От Сонково до Пищалкино — «разрыв» в пригородном сообщении. Причина — «раздробленность» на регионы и вредительство региональных властей, не желающих обеспечивать движение пригородных поездов. Перегон Сонково — Пищалкино — Тверская область, линия после Пищалкино — в Ярославской области.
Между тем, именно от Сонково до Пищалкино пригородное движение нужно больше всего! Сонково — ближайший центр цивилизации и центр притяжения для запада Некоузского района. Это узловая станция на четыре направления.
Я один раз проходил участок Сонково — Пищалкино (13 километров) пешком, один раз в грузовом вагоне, один раз в кабине магистрального тепловоза. На этот раз решаю преодолеть его автостопом.

В Сонково «появились» электропоезда. Табличка «передаёт привет» Нью-Йорку-Пенсильванскому.


Вокзал на станции Сонково. Было и стало. 19 мая 2014 года и 19 мая 2005 года. http://infojd.ru/30/sav-tv.html.


Посёлок Сонково. Ближайшая задача — добраться к автомобильному выезду в сторону Некоуза.


Посёлок Сонково. Районное отделение связи.


Дом в посёлке Сонково.


Посёлок Сонково.


Посёлок Сонково. Приближается автомобильный выезд в сторону Некоуза.


Автодорога у посёлка Сонково.
По улицам районного центра Сонково двигаюсь к выезду на северо-восток. На окраине начинаю автостоп. Почти сразу подвёз местный житель на «Жигулях»-такси до развилки у Ивановского. Там остановилась первая же машина в сторону посёлка Октябрь. Дорога на этом участке асфальтированная.
Ехать недолго, но я довольно много рассказал о своей работе. По словам жителя посёлка Октябрь, здесь полный развал, всё умерло. На самом деле торфопредприятие — единственное действующее в Ярославской области.
По его словам, благоустроенная квартира здесь стоит 400 000 рублей (цена нового легкового автомобиля). Некоторые квартиры покупают жители Москвы — для использования в качестве дач или для переселения старых родственников.

Здание администрации посёлка Октябрь (Мокеиха-1).
Осматриваю хорошо знакомый вокзал в центре посёлка Октябрь. Рельс около него нет — сняты недавно. Разобранный участок небольшой — 500 метров. Но негативное символическое значение очень существенно.

Недействующий вокзал узкой колеи на станции Октябрь. Вид со стороны посёлка.
Прохожу мимо известной надписи «ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ПАРТИЕЙ, ВЫПОЛНИМ». Рельсов рядом нет.

Разобранная линия, которая вела к вокзалу.


Разобранная линия, которая вела к вокзалу.
У здания депо начинаются рельсы. В здании депо я довольно долго разговаривал с начальником железнодорожного цеха. Текущая ситуация: разбирается линия 6-й пост — 6-й участок. Это главный ход северо-восточного направления.
Причина катастрофической ситуации: никому не нужен торф в таких количествах. Консервировать линию для сохранения на будущее нереально — за ней нужно постоянно следить, для этого нужны деньги. Приходится разбирать и продавать металлолом.
Начата разборка второго пути на магистрали Перегрузочная — Участковая, длиной 15 километров. Единственное место добычи торфа — 3-й участок, ближайший к посёлку Мокеиха-2. К северу от 3-го участка линия не действует, но пока разбираться не будет.
Торф пока будут возить для котельных посёлков Октябрь и Мокеиха 2. Хотя в посёлке Октябрь два из трёх котлов работают на мазуте. Перевода котельных на газ в ближайшее время не будет: посёлок Октябрь не газифицирован. Газовые плиты в квартирах работают от баллонного газа.
Газификации в ближайшее не будет. Газ нужно тянуть из районного центра, посёлка Некоуз, а до него далеко. Всего в 14 километрах отсюда — районный центр Сонково, но это другой регион — Тверская область. Едва ли газовая труба пойдёт из Тверской области.
Но и отсутствие газа не гарантирует сохранение узкоколейной железной дороги. Могут принять решение о переводе на мазут и уголь.
В Мокеихе-2 торф перегружается из вагонов узкоколейной железной дороги на автомобили. Его везут в Углич, а далее — вроде бы на судах по Волге. Но объём недостаточный.
Существенной является проблема износа линии узкоколейной железной дороги. Железобетонные шпалы имеются только на части станционных путей. Перегоны — на деревянных шпалах. Денег на своевременную замену шпал нет. Если так будет продолжаться, узкоколейная железная дорога станет непригодна для движения.
Машинисты и путейцы, занятые тяжёлым физическим трудом, при занятости пять дней в неделю получают минимальную зарплату — 5 с небольшим тысяч рублей в месяц. Это не на бумаге, это реальная сумма! Казалось бы, на такое жить нельзя. Платежи за квартиру могут требовать более крупную сумму. Один поход в продуктовый магазин для рядового гражданина — это около 1000 рублей. Средняя зарплата по России — официально сейчас 28 000 рублей, хотя это далеко от провинциальной реальности.
Замечу: в «заевшейся» Москве на тяжёлую, изнурительную работу, связанную с физическим трудом, или такую, как водитель автобуса, машинист, почти нет желающих идти. Водителей автобусов, например — постоянный дефицит, и большинство из них — приезжие.
Страница узкоколейной железной дороги по итогам рабочей экспедиции была многократно увеличена. Адрес: http://infojd.ru/09/mzyb.html.
Карты и схемы:
http://infojd.ru/09/mzyb_karty.html
http://infojd.ru/09/mzyb_shemy.html.

Главное локомотивное депо узкоколейной железной дороги.


Пути вблизи депо.
Осматриваю поселковую котельную. Затем нахожу на дворе вблизи одного из частных домов кабину тепловоза ТУ5-0038. Редкое везение! Это третий известный тепловоз ТУ5, сохранившийся хотя бы фрагментарно.

Котельная в посёлке Октябрь (Мокеиха-1) — один из последних потребителей торфа.
Но и этому может прийти конец.


Кабина тепловоза ТУ5-0038.


Кабина тепловоза ТУ5-0038.


Двухэтажный дом в посёлке Октябрь.


Администрация торфопредприятия.


Администрация торфопредприятия.
В центре посёлка на Комсомольской улице находится здание администрации торфопредприятия. Довольно долго разговариваю с руководителем. Узкоколейную железную дорогу пока что полностью разбирать не планируется. Но нет гарантии, что через некоторое время добыча торфа не остановится полностью.
В конторе торфопредприятия удалось скопировать альбом с историческими фотографиями. Затем я зашёл в библиотеку посёлка Октябрь. Там какие-то исторические материалы были. Но на данный момент временно увезены в районный центр — Некоуз. Нужно будет приезжать ещё раз.

Дом культуры посёлка Октябрь. В нём, среди прочего, находится библиотека, вход в боковую дверь.


Центральная площадь посёлка Октябрь.
Покупаю продукты в магазине. Национальные сети магазинов «Пятёрочка» и «Магнит» сюда не пришли, есть только мелкие магазины, существенно дороже и неудобнее сетевых.

Жилой дом в посёлке Октябрь.
Вот и снова узкоколейная железная дорога. Осматриваю различные поселковые пути. Затем поднимаюсь на две разные вышки, расположенные на огромной станции Перегрузочная, и фотодокументирую станцию с высоты.
Единственный крупный железнодорожный объект, который не был посещён — это перегрузочная эстакада. Её я фотодокументировал в 2006 году, и решил, что этого достаточно.
Здание диспетчерской на станции Перегрузочная оказалось запертым. Попасть внутрь не удалось.

Топливозаправочный пункт.


Станция Перегрузочная.


Станция Перегрузочная. Вид с вышки на север, в сторону Мокеихи-2 и торфомассивов.


Станция Перегрузочная. Вид с вышки на юг.


Станция Перегрузочная.


Станция Перегрузочная.


Станция Перегрузочная. Кран КЖУ-0 производства Монетного ремонтно-механического завода.
Производились в 1970-е годы, количество — около 80 единиц.


Диспетчерская на станции Перегрузочная.


Диспетчерская на станции Перегрузочная.
Напряжённо поработав на Перегрузочной, выхожу пешком по линии в сторону Мокеихи-2. Задача — добраться до водоёма, который является бывшим торфяным карьером.
Частично меня подвёз по своей инициативе местный житель на мотоцикле, следовавший вдоль узкоколейной железной дороги. Второй путь на линии на одних участках ржавый, на других — снят.
Выхожу у пассажирского вагона-столовой, стоящего на ржавом втором пути. Это база «разбиральщиков». Южнее этого вагона рельсы второго пути уже сняты.

Магистральная линия к северу от станции Перегрузочная. Рельсы с разобранного второго пути.


Магистральная линия к северу от станции Перегрузочная. Пассажирский вагон служит базой
для «разбиральщиков», демонтирующих второй главный путь.
Осматриваю павильон на платформе Озёрная. Название уже не читается.
Пробираюсь к тому самому «озеру», по которому названа платформа. Чтобы попасть к чистой воде, нужно долго и упорно продираться по пояс в торфяной в жиже. Но купание в жару — это спасение! Глубина озера небольшая, всюду можно достать ногами до дна.
Вечером — пешком в посёлок Октябрь.

Магистральная линия к северу от станции Перегрузочная. Павильон на пассажирской платформе Озёрная.


Торфяной карьер в окрестностях платформы Озёрная. Именно по нему она названа.
20 мая. Около 8 часов успеваю вбежать на ходу в отправляющуюся ЭСУ2А-999, которая следует на 3-й участок. Он расположен в пяти километрах севернее Мокеихи-2, и является единственным уцелевшим производственным участком.

Движение в ЭСУ2А-999 на Мокеиху-2 и далее на 3-й участок.


ЭСУ2А-999 кратковременно остановилась у диспетчерской на станции Перегрузочная.


ЭСУ2А-999 кратковременно остановилась у диспетчерской на станции Перегрузочная.


ЭСУ2А-999 на 6-м посту.


Мост через реку Сить вблизи деревень Макаровское и Божонка. Это Тверская область,
хотя все разрабатываемые торфомассивы и крупные станции железной дороги
находятся в Ярославской области.
Осталась позади станция Участковая в крупном посёлке Мокеиха-2. На станции 3-й участок забираем путеукладочный поезд. Отправляемся с путеукладочным поездом разбирать «времянку». Наблюдаю и фотографирую процесс механизированной разборки пути. Для нашего времени это исключительная редкость. Между тем, на главных линиях пути сейчас разбирают с помощью тракторов и тросов.

Путеукладочный поезд на «времянке» у станции 3-й участок.


Путеукладочный поезд на «времянке» у станции 3-й участок.


Путеукладочный поезд на «времянке» у станции 3-й участок.
Пешком в Мокеиху 2 с тотальной фотодокументацией. Пробираюсь к заполненному водой торфяному полю, купаюсь. Здесь глубина ещё меньше, чем у платформы Озёрная. Но добраться до воды проще.
От пассажирской станции Мокеиха-2 немного проезжаю в кабине тепловоза ТУ7-0727 (инвентарный номер 4092) до депо. Осматриваю и фотографирую посёлок.

Станция Участковая, расположенная на магистральном ходу у посёлка Мокеиха-2.
Вид с северной стороны.


Станция Участковая. Вид с вышки.


Станция Участковая. Совершает манёвры тепловоз ТУ7-0727.


Станция Участковая. Тепловоз ТУ7-0727 движется в сторону тупиковой станции Мокеиха-2.


Пассажирская станция Мокеиха-2.


Депо на станции Мокеиха-2.
В доме культуры посёлка Мокеиха-2 находится библиотека. Выяснилось, что библиотекаря нет на месте, а все исторические материалы, как и в посёлке Октябрь, тоже временно увезены в Некоуз.
В поисках исторических материалов захожу и в школу. Но не было на месте учителя истории. Ничего существенного не удалось «добыть» и здесь.

Посёлок Мокеиха-2.


Посёлок Мокеиха-2.


Школа посёлка Мокеиха-2.
В 15 часов было обещано проследование через станцию Участковая ЭСУ2А-999, которая будет возвращаться в Октябрь. Я пришёл раньше, долго ждал, но локомотив не появился. По треугольнику проследовал пассажирский поезд с 3-го участка на Мокеиху-2.
Придётся ехать автостопом. Рейсовый автобус тут ходит два или три раза в неделю.
В двух километрах южнее Мокеихи-2, у деревни Горка, находится новый промышленный или сельскохозяйственный комплекс, точное назначение которого не выяснено. Отсюда я уехал в микроавтобусе «ГАЗель», развозящем рабочих.

Посёлок Октябрь, он же Мокеиха-1.


Посёлок Октябрь, он же Мокеиха-1.


Посёлок Октябрь, он же Мокеиха-1.


Посёлок Октябрь, он же Мокеиха-1.


Посёлок Октябрь, он же Мокеиха-1. Сохранилась со времён СССР въездная композиция
на границе Калининской области, с 1990 года Тверской.


Въезд в посёлок Октябрь. Граница областей совпадает с границей посёлка. Станция Пищалкино
на магистральной железной дороге находится рядом с посёлком, но в Тверской области.
Фотографирую станцию Пищалкино широкой колеи.
В 4:45 выезд пригородным поездом сообщением Пищалкино — Ярославль. В 9:55 выхожу на платформе Ярославль-Депо.

Дом в деревне Пищалкино.


Разъезд Юринский на участке Сонково — Рыбинск.


Станция Рыбинск. На пути у пригородного поезда Пищалкино — Ярославль находится крупный город,
который когда-то превосходил многие областные центры и по численности населения,
и по экономическому значению. Но региональным центром никогда не был,
и железнодорожным узлом никогда не был.


Вокзал на станции Рыбинск. Недавно завершилась его реконструкция.


Станция Лом на участке Рыбинск — Ярославль.


Платформа Ярославль-Депо.
Фотодокументирую трамвайную линию по улице Чкалова, конечная станция которой находится вблизи платформы Ярославль-Депо. По маршруту трамвая №5 этот район получил название Пятёрка, ставшее почти официальным.
Линия на улице Чкалова — один из немногих действующих «осколков» Ярославского трамвая, который сохранился после варварской антитрамвайной кампании.

Ярославский трамвай, линия по улице Чкалова. Трамвайный маршрут с номером 5 курсировал здесь
десятки лет, дал название району, затем был заменён другим номером.
Сравнительно недавно вернули маршрут №5.
В 2012 году «обрубок» трамвайной линии на входе в центр Ярославля заканчивался треугольником. Теперь на этом же месте — стандартная разворотная петля.
Вот так: в ходе абсолютно неприемлемого и преступного «погрома» трамвайных линий в центре Ярославля на ближайшем к центру пункте, до которого линию «пощадили», был построен треугольник. Использование треугольника для разворота вагонов — это редкость и экзотика, но это медленно и неудобно. Осознали данный факт только после открытия треугольника. Приняли решение заменить петлёй. И на петлю, и на треугольник потратили немалые деньги.

Южный конечный пункт Ярославского трамвая «улица Свердлова», возникший в результате варварского обрубания.
Треугольник недавно заменён кольцом.


Ярославль.


Река Которосль в Ярославле.
Отдых на берегу Которосли и купание. Доплыл до левого берега, 320 метров в каждом направлении.
Троллейбусом №6, который пущен на месте уничтоженной трамвайной линии — до вокзала Ярославль-Главный (Всполье). Пригородный поезд Ярославль — Иваново. Пытаюсь фотографировать линию из хвостового тамбура. Но этому мешал находившийся в вагоне охранник. Удалось сфотографировать лишь некоторые станции.
Участок Строкино — Иваново поезд проследовал «кружным» путём через Иваново-Сортировочное, а не напрямую.

Вокзал Ярославль-Всполье. Объявлен поезд на Иваново.

Станция Ежово, участок Нерехта — Ермолино.

Станция Ежово осталась позади. Вид в сторону Нерехты.

Станция Арменки, участок Нерехта — Ермолино.

Поезд прибывает на узловую станцию Ермолино. Налево — Нерехта, направо — Кинешма.

Платформа Красносельская.

Станция Иваново-Сортировочное. Влево — линия на Строкино, вправо — линия на Новки.
Путевое развитие немного напоминает железные дороги США.

Станция Иваново-Сортировочное.

Станция Иваново-Сортировочное.

Пригородный поезд из Ярославля прибыл на станцию Иваново. Время 20:45.
Более семи километров пешком в сумерках по малоэтажным районам Иваново — города, печально известного полным уничтожением трамвая.

Жилой дом в Иваново. Время 21 час.
Узкоколейная железная дорога в Иваново (http://infojd.ru/14/ivsilikat.html) вопреки слухам, действует.
Утром я прошёл по линии пешком до Коноховского карьера. Место добычи песка отдалилось, протяжённость железной дороги немного возросла.
Порядки здесь значительно строже, чем в Твери (http://infojd.ru/20/ksmujd_index.html). С карьера меня выдворили охранники.
Главное — планов перехода на автотранспорт в близком будущем нет. Впрочем, это всего лишь по словам охранников.

Узкоколейная железная дорога. Прямо — действующая линия на Коноховский карьер,
направо — недействующая линия к старым карьерам. 22 мая, время 8:01.

Электровоз ведёт гружёный состав на завод.

Стрелка «на подступах» к Коноховскому карьеру.

Коноховский карьер. Цистерна с клёпаным котлом и электровоз К14, превращённый в снегоочиститель.

Электровоз К14, превращённый в снегоочиститель.

Цистерна с клёпаным котлом. На мой взгляд, представляет значительную ценность и должна быть сохранена.

Вагон-платформа с очень необычным числом осей.

Коноховский карьер. Только что закончена загрузка очередного состава, он отправился на завод.

Стрелка на Коноховском карьере.

Коноховский карьер. Вид сверху.
Пешком по автодороге от Коноховского карьера до переезда. Затем — пешком по узкоколейной железной дороге до ворот завода. В заводоуправлении меня знают, но заходить туда нет времени. Поэтому — пешком на вокзал.

Въезд в город Иваново со стороны села Конохово и Уводьского водохранилища.


Двухпутный участок узкоколейной железной дороги. Электровоз ведёт поезд на карьер.

Один из дворов вблизи двухпутного участка узкоколейной железной дороги.

Электровоз ЧМЭ3-2821 на перегоне Текстильный — Иваново линии Бельково — Иваново.
Выезд пригородным поездом Иваново — Ковров 10:21 — 12:56. На этом маршруте две пары поездов в сутки, отправление первого поезда нетрадиционное — не рано утром, а после 10 часов, так уже много лет. Состав поезда — тепловоз и три вагона.
Здесь пытались использовать дизель-поезда РА2. Но они не прижились. Один двух имевшихся на Северной железной дороге дизель-поездов РА2 был передан в Великие Луки, где продолжает ездить с маршрутоуказателями «Ковров».
Второй состав передан в депо Анисовка (Саратовский узел) для использования на маршруте Саратов — Озинки.
Я расположился в хвостовом вагоне рядом с нерабочим тамбуром. Но этот раз не удалось сделать ни одной фотографии линии из тамбура. На последнем ряду сидел «работник» ЧОП в камуфляжной форме. Его «работа», за которую он получает в несколько раз больше, чем реальные труженики на Мокеиха-Зыбинском торфопредприятии — ездить на поезде взад-вперёд в мягком кресле, зевать от скуки и не пускать меня в тамбур. Несмотря на объяснения, что курить не собираюсь!
Прибытие в Ковров в 12:57. В 13:20 от привокзальной площади Коврова выезжаю автобусом до посёлка Мелехово. В нём находится Ковровское ППЖТ, которое ныне называется иначе. Оно обслуживает промышленную железнодорожную линию Заря (Ковров-Грузовой) — 3-й километр — Стрелка (посёлок Мелехово).

Вокзал на станции Ковров. Открыт в 2003 году. Старый вокзал постройки ХIX века после этого был снесён.

Движение на автобусе в Мелехово. Въездная композиция на въезде в город Ковров.
Ведомственная железная дорога от станции Заря до посёлка Мелехово — небольшая по протяжённости, но интересная. Когда-то, в давние времена, здесь была узкоколейная железная дорога, затем — линии широкой колеи к песчаным и известковым карьерам. Они принадлежали Ковровскому (Мелеховскому) ППЖТ. Подробнее о Ковровском ППЖТ: http://b282.livejournal.com/245965.html.
Главная станция Ковровского ППЖТ называется Стрелка и находится на окраине посёлка Мелехово. До 2009 года здесь работали тепловозы ТЭ3. Сейчас они не работают, но должны стоять на промежуточной станции 3-й километр в ожидании порезки. Станция 3-й километр охраняется собаками, и без предварительной договорённости туда лучше не приходить.
На станции Стрелка я договорился о посещении станции 3-й километр. Детально сфотографировал всё, что осталось от обширного парка тепловозов ТЭ3 — две секции, которые скорее всего будут порезаны здесь же. Секции стоят в разных местах. Одна из них «зажата» между грузовыми вагонами, поэтому качественные фотографии не сделать.

Локомотивное депо на станции Стрелка в посёлке Мелехово.

Управление железной дороги на станции Стрелка.

Станционное здание на станции 3-й километр. Здесь применяется электрожезловая система.


Секция тепловоза ТЭ3-2244 на станции 3-й километр.


Тепловоз ТЭМ2-597 на станции 3-й километр.


Станция Стрелка. Тепловоз ТЭМ2-597 привёл грузовой поезд со станции 3-й километр.
Бегом прибываю на автобусную остановку в Мелехово. Автобус ходит примерно раз в час, но долго ждать не пришлось. От вокзала Коврова — ускоренным электропоездом на Владимир 16:38 — 17:40.

Снова станция Ковров I. Вид в сторону Нижнего Новгорода.


Главная достопримечательность Коврова — троллейбусы. Снимок сделан на путепроводе вблизи вокзала.


Для станции Ковров типичное явление — посадка и высадка больших групп военных.
Четырёхвагонный состав ЭД9М-0250. 65 километров преодолевает всего за час. В 2016 году осатаневшие ублюдки погромят узкоколейную железную дорогу в Октябре и Мокеихе полностью, не оставив ни метра пути, ни одного вагона. Огромное железнодорожное хозяйство в короткий срок уничтожено «подчистую». Результаты этой экспедиции обрели очень высокую ценность.
14.07.2014 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу