ID: 7073

ПОЕЗДКА БИШКЕК — АЛТЫНКОЛЬ — ТАШКЕНТ — ЗАРАФШАН, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 2)

331
Это вторая, последняя часть публикации. Начало  — в первой части.
Варварская разборка трамвайной линии.

На этот участок геростраты ещё не пришли. Путь в отличном состоянии и мог бы
работать без ремонта многие годы. Время 17:52.



Табличка с трамвайной остановки. Время 17:52.



Демонтаж контактной сети. Время 18:03.



Магазин "Oila". Время 18:31.



В магазине "Oila". Цены на продукты низкие (для перевода в российские рубли нужно убрать два нуля).



В магазине "Oila". Среди прочего, есть мороженое российских марок (едва ли
доставлено из России, тогда цена была бы многократно большей).



Трамвайный вагон. Время 18:43.



Главный вход в здание управления Ташкентского трамвая, расположенное рядом с трамвайным депо. Время 19:16.



Вагоны на территории депо. Время 19:24.



Станция метро "Новза", ранее "Хамза". Время 20:18.



Станция метро "Новза". Указатель на путевой стене.

Возвращаюсь на Янгиабад. Подъём в 5:50. Электропоезд до Ташкента-Южного. Из окна фотографирую главный вокзал (Ташкент-Северный или Ташкент-Пассажирский-Центральный), по которому остановки нет.
Главный ташкентский вокзал превращён в огороженную "тюрьму", проход к нему через несколько контролей и только к поездам дальнего следования, только с билетом, выход на пути - только перед отправлением.
Здание вокзала Ташкент-Южный закрыто, и сама станция полузаброшена. Выход на пути - тоже только через будку с милицией и обыск. Но не такой жёсткий, как на вокзалах с наличием поездов дальнего следования.
Есть билетная касса, расписание в виде маленькой бумажки на русском языке. И почти полное отсутствие пассажиров.
Выясняется, что электропоезд на Гулистан в 9:30, на который я рассчитывал - отменён! Никаких объявлений об этом нет. На Яндекс-расписаниях поездов нет.
Решаю ехать в 13:40. Электропоезд, как сказали, идёт до Сырдарьинской вместо Гулистана. Автобусом к бывшему автовокзалу, немного фотографирую трамвай. Медленно пешком к Южному вокзалу через махалли.
3200 сум до Сырдарьинской. К сожалению, билет пропал.

Электропоезд ЭР9Е-665 сообщением Салар - Ташкент-Южный прибывает. 27 апреля, время 6:56.



Станция Ташкент-Пассажирский. Скоростной поезд Talgo, курсирующий
по маршруту Ташкент - Самарканд. Время 7:15.



Станция Ташкент-Пассажирский. Все пригородные поезда проходят её без остановки. Время 7:15.



Вокзал Ташкент-Южный, вид со стороны путей. Здание закрыто и никак не используется. Время 7:33.



Расписание движения поездов по станции Ташкент-Южный. Время 7:36.



Информация о стоимости проезда.



Касса рядом с закрытым вокзалом Ташкент-Южный.



Объявление на дверях закрытого вокзала Ташкент-Южный. Вход через тоннель - на самом деле
к платформам, а не на вокзал. Время 7:42.



Трамвайный вагон. Время 8:19.



Трамвайный вагон. Время 8:27.



Пачки узбекских денег. Уже не один десяток лет банкнота номиналом 1000 сум является
почти единственной на все случаи жизни. Время 12:43.

В Узбекистане реально в ходу три банкноты: 200 сум (2 рубля), 500 сум (5 рублей), 1000 сум (10 рублей).
В 2013 году появилась банкнота номиналом 5000 сум (50 рублей), которая содержат латиницу. Но эти зелёные бумажки с латиницей попадаются очень редко.
Деньги даже в коротком путешествии нужно таскать в пакете, а для крупных покупок их носят мешками.
Деньгосчётная машинка в Узбекистане - насущная вещь, более распространённая чем у нас. Обязательная принадлежность магазинной кассы. Но у уличных менял и базарных торговцев счётных машинок нет.
Сумы принято складывать в пачки по сто тысячных бумажек. Они "завёрнуты" в сложенную пополам бумажку, часто стянуты резинкой. Обманывать не принято, менялы работают честно.
Странно, что не только крупных банкнот нет, но и меньше 200 сум уже ничего нет. Впрочем, столько стоит самый дешёвый предмет - коробок спичек. Монет в Узбекистане нет, хотя раньше были и теоретически платёжеспособны до сих пор. Если монета попадётся - считайте, что вам повезло. Её надо оставить как сувенир.
Самая крупная узбекская банкнота - теоретически 5 000 сум (50 рублей). С момента выпуска "пятитысячных" прошло уже три года, но они всё ещё не стали обыденным явлением. Иногда попадаются, и мне досталась два года назад. Однако реально в ходу только три номинала: 200 сум и 500 сум - разменная мелочь, и 1000 сум (10 рублей) - на все случаи жизни.
Сейчас я имел дело только с "тысячными". Деньги по-прежнему надо таскать большой кучей. А если покупать за наличные, например, автомобиль - потребуется несколько мешков.
Для сравнения: в Кыргызстане есть банкнота номиналом 5000 сомов (столько же рублей). Это очень много. Даже я недоумеваю, зачем в бедной стране нужна такая крупная денежная бумажка. Пять тысяч сомов стоят ровно в сто раз дороже, чем пять тысяч сумов! Узбекистан - дешёвое место. Одна из редких стран мира, где цены ниже, чем в России.
За неполные два года, прошедшие с момента предыдущей экспедиции, в Узбекистане произошёл обвал национальной валюты. Ещё более мощный, чем обвал российского рубля.
В России, между тем, до сих пор попадаются ничего не стоящие монеты в 1 рубль, 50 и 10 копеек. Между тем, у нас цены выше, так что меньше 5 рублей, возможно, монеты не нужны. Тарифы на проезд типа 19 рублей не получатся - но, может, и не надо? Подозреваю, что в нищем Узбекистане 200 сум реально ценнее, чем для нас 5 рублей (хотя и соответствуют двум рублям). Но меньше 200 сум ничего нет.

Электропоезд ЭР9Е-4038 на станции Ташкент-Южный. Время 13:34.



В электропоезде сообщением Ташкент-Южный - Сырдарьинская. Время 13:47.




Билет, проданный на станции Янгиюль. Найден в электропоезде на Сырдарьинскую.

В электропоезде наезд контролёров и просто тупейших людей в железнодорожной форме за фотографирование. Заставили прекратить у Чиназа.
У кого-нибудь возникнет вопрос: на каком языке делаются звуковые объявления в ташкентских электричках? Узбекская железная дорога работает на русском языке, а жители пригорода, которые ездят в электричках - почти все узбекоязычные.
Правильный ответ: ни на каком языке, звуковых объявлений в электропоездах тут не существует!
Я ни разу не слышал ни единого слова - как в 2000 году, так и в 2008 году, и в 2014 году, и сейчас! В России отсутствие звукового оповещения в электропоезде - грубое нарушение правил и является наказуемым.

Платформа Занги Ота. Время 13:52.



Станция Уртааул. Время 13:56.



Станция Узбекистан. Время 14:06.



Православный храм в городе Янгиюль. Время 14:16.



Платформа Йулрефтранс. Время 15:13.



Электропоезд ЭР9Е-4038 прибыл на станцию Сырдарьинская (Sirdaryo). Время 15:22.

В Сырдарьинской беседа с милицией на вокзале, тут они на удивление беззлобные. Поговорили, записали паспортные данные в тетрадь. Редчайший случай: были согласны с тем, что фотографировать железную дорогу не запрещено.
Маршруткой на Бахт до главной дороги, 1000 сум. Вместе со мной вышли местные славянские женщины.
Попутной машиной, которые в Узбекистане по умолчанию платные (и намного проще платить, чем долго и муторно уговаривать довезти бесплатно) до Пахтакора в Джизакской области. Водитель по имени Аскар, доброжелательный к россиянам. Много рассказывал о пребывании в Санкт-Петербурге. Его попутчик пытался поить пивом.

Вокзал на станции Сырдарьинская.



Объявления на вокзале станции Сырдарьинская.



Станция Сырдарьинская. Площадка, с которой хаотично отправляются микроавтобусы в близлежащие пункты. Время 15:42.



Станция Пахтакор, линия Сырдарьинская - Джизак, лишённая сквозного движения. Станционное здание. Время 17:47.

На станции Пахтакор беседую с железнодорожниками. Легковой машиной в Джизак за 2000. В Джизаке почти два часа потеряно из-за тупых ментов, в том же помещении, что и в 2008 году http://infojd.ru/26/djizakdjd.html.
Джизакская ДЖД не работает.
На вокзал прибываю в 22:40. Здание билетных касс - справа от собственно вокзала, огороженного забором с кучей "зелёных человечков". Успеваю купить билет, хотя на всех узбекских билетах надпись "регистрация заканчивается за 30 минут до отправления поезда" (в 22:50). Только купейные места, 74000 до станции Кызылкудук.
Двойной шмон на вокзале с тотальным перетряхиванием всего что можно и нельзя. Сначала при входе за забор, потом в само здание. Вокзалы больше напоминают тюрьмы.
В дурных условиях купейного вагона. Хотел бы переплатить и перейти хотя бы в плацкартный вагон. Там мне было бы лучше.

Автодорога на участке Пахтакор - Джизак. Время 17:55.



Джизак. Памятник Шарафу Рашидову и гостиница "Узбекистан". Время 18:29.



Джизак. "Советские" многоэтажные дома на главной улице. В одном из них находится отделение милиции, посещение которого
для путешественника, похоже, является неотъемлемой частью пребывания в Джизаке. Время 18:42.



Джизакская детская железная дорога, как и в 2008 году, оказалась недействующей. Время 21:31.



Джизакская детская железная дорога. Тепловоз в депо. Время 21:46.



Джизак. Большинство населения по-прежнему любит Россию, и российское
происхождение товара популярно в рекламе. Время 22:17.




Билет Джизак - Кызылкудук в купейный вагон поезда Ташкент - Шават. Для перевода в рубли нужно убрать две крайние цифры.



Поезд сообщением Ташкент - Шават стоит на станции Самарканд. 28 апреля, время 00:03.



Путейская автомотриса АС1А-258, линия Навои - Учкудук. Время 6:08.



Станция. Время 6:37.



Грузовой поезд следует по ветви. Время 6:43.



Станция Кызыл-Кудук. Символ Узбекских железных дорог и маршрутная доска на вагоне поезда. Время 7:51.



Станция Кызыл-Кудук. Вид в сторону Учкудука. Время 7:52.



Первая платформа станции Кызыл-Кудук. Местная жительница волочит бочку с водой. Время 8:07.

Кызылкудук, пустыня. Летит песок, забивается в одежду, во всё. Один из фотоаппаратов вышел из строя из-за песка. По всей видимости, навечно. Хорошо, что фотоаппаратов два.
Здесь большая тюрьма, которая когда-та была красивой и комфортной Узбекской ССР, но превратилась в зону строгого режима. Здесь среди песчаной пустыни документы не научились просить разве что придорожные столбы. Милиция есть и тут, и среди пустыни тоже требуют паспорт и допытываются. Условия для жизни здесь жуткие.
Воду катят в бочках руками. Она тут на вес золота. Душ для местных жителей - роскошь. Туалеты - вонючая будка, даже проходя мимо которой, становится дурно.
В вонючие дворовые туалеты ходят не только тут, среди пустыни. Подобное характерно и для больших городов в маловодных районах. Как я потом убедился, в Кунграде тоже от запаха надо зажимать нос. Да, Кунград - слаборазвитое место. Но такое наблюдается и в некоторых районах Нукуса, и в пристанционной части Навои!
Типичное явление: многоквартирный двухэтажный дом, но санузлов в нём нет. Во дворе будки "М/Ж", вокруг них надо зажимать нос. Люди так жить не должны!
Вдвойне дико, что здесь все мусульмане (формально, по крайней мере). А исламская культура требует чистоты. Когда-то, несколько сот лет назад, европейцы научились мыть руки перед едой от арабов-мусульман.

Пристанционный посёлок Кызыл-Кудук. Здесь нет почти никакой растительности,
нет ничего, кроме песка. Но люди живут. Время 8:19.



Пристанционный посёлок Кызыл-Кудук. Время 9:40.

Через два часа, как ни странно, маршрутка на окраину Зарафшана. 3000 сум. По пустыне вдоль железной дороги.

Движение на микроавтобусе по пустыне. Время 10:26.

Потом немного городской автобус, удивительная цена 300 сум (3 рубля). Банкнот номиналом 100 сум в обращении уже нет. Самые мелкая денежная единица - 200 сум. Поэтому возникают проблемы со сдачей. Если двое пассажиров, им со 1000 сум дадут сдачу 400. С 500 сум дадут на сдачу 200. А если вручить две 200-сумовые бумажки, то сдачу дать невозможно.
За просто фотографирование города и зданий подбежал человек, спросил кто такой и зачем. Стандартная ситуация для Узбекистана, население тут до предела запуганное, на фотоаппарат реагирует очень нервно. Назвался силовиком, помахав какой-то милицейской "ксивой". Повёл сначала в паспортный отдел, где мурыжили часа три, а потом повезли в городской отдел за пределами жилой части. Я уже подумал - везут в какую-то секретную тюрьму, которые имеются в Узбекистане.
Объявили, что я нарушил режим регистрации (хотя регистрация нужна, только если свыше трёх рабочих суток на одном месте), подлежу депортации, и прочую ерунду. Переубедить невозможно. Удалили все (!) найденные фотографии. И после многочасового маразма отвезли на выездной пост ГАИ и потребовали гаишников отправить меня из города в Ташкент.
Гаишники дружелюбные, но не отпускают. "Сказали отправить - значит надо отправить".
Рядом с постом ГАИ остановка поезда на рудник Мурунтау. Поезд, как ни странно, до сих пор ходит, но увидеть его не удалось. Остаться здесь нельзя, гаишники не отпускают, да и менты, если останусь здесь, увидят (это гарантированно) и будет ещё хуже.
Гаишники уверяли, что проехать в поезде на Мурунтау нельзя. Контроль документов в момент посадки в поезд. Рядом с рудником, куда идёт поезд, есть посёлок Мурунтау, но он закрытый и в него свободно не пускают даже жителей Зарафшана.
Автобусом до Навои, 12000 сум за 200 км. Несмотря на "депортацию", за проезд приходится заплатить.

Автовокзал в городе Зарафшан. Время 10:45.



Зарафшан, газетный киоск. В Узбекистане существует только "придворная" пресса, всячески восхваляющая власть.
Главная газета называется "Народное Слово", другая газета сохранила
советское название - "Правда Востока". Время 10:50.



Зарафшан. Время 11:01.



Зарафшан. Время 11:05.



Зарафшан. Время 11:08.



Зарафшан. Время 11:09.



Зарафшан. Время 11:09.



Зарафшан. Время 11:10.



Зарафшан. Время 11:11.



Зарафшан. Грузовой автомобиль ЗиЛ-"Бычок" у поста ГАИ на выезде из города в сторону Навои.
В России это уже музейный экспонат. Время 16:44.



У поста ГАИ. Служебный автобус УЖДТ (управления железнодорожного транспорта). Время 16:47.



Движение на автобусе из Зарафшана в Навои. Въездная композиция перед городом Зарафшан. Время 16:49.



Зарафшан остался позади. На склоне холма выложена символика
к юбилею Зарафшанского рудоуправления. Время 16:51.



Внутренний вид автобуса. Время 16:56.



"Вода-пустыне, золото - Родине". Время 17:00.



Въезд в город Зафарабад - единственный значительный населённый пункт на дороге. Время 18:40.



Навои. Мемориал ссыльным полякам. Время 20:10.



Табличка на мемориале.



Пустынная местность южнее станции Навои. 29 апреля, время 9:50.



Жилые дома у станции Навои. Туалеты на улице. Время 10:10.



Движение на "маршрутке" по городу. Время 10:50.



Центр Навои. Почтовый ящик остался со времён СССР. Время 10:57.



Табличка у здания областного хокимията. Русский язык используется,
несмотря на отсутствие официального статуса. Время 15:06.



Центр Навои. Эти дома когда-то были "лицом" города, их авторы получили архитектурные премии. Время 15:17.


Навои - несомненно, один из лучших городов Узбекистана. Хотя тут нет изобилия древности, это абсолютно "советский" город. Старая Кармана официально не является его частью, да и там особых достопримечательностей нет.
Но именно этим город и хорош! Именно своей "советскостью", привычностью. И, конечно же, тем, что здесь остался большой процент русских. Впрочем, большой - это только по сравнению с другими узбекскими областными центрами. На самом деле, к сожалению, он и здесь невелик.

Навои. Необычное название торгового заведения. Время 18:43.



Навои. Кинотеатр "Фархад". Название - либо в честь кого-то с таким именем,
либо от персидского "победоносный". Время 18:48.



Навои. Заведение, предоставляющее доступ в Сеть, едва ли не единственное в городе. Время 19:04.



Навои. Памятная доска у храма Сергия Радонежского.



Навои. Храм Сергия Радонежского. Время 19:09.



Навои. Вблизи храма чаще, чем в других местах, можно увидеть русских. Сколько ещё им осталось быть здесь?



Вокзал на станции Навои. Попадают сюда через тщательный обыск. Не только сканирование,
а затем ручное перетряхивание вещей, но также выворачивание карманов,
просмотр бумажных записей. 30 апреля, время 00:01.



Вокзал на станции Навои.



Вокзал на станции Навои. Вид с платформы. Время 0:20.



Станция Навои. Прибыл пассажирский поезд сообщением Ташкент - Кунград. Время 0:35.




Билет Навои - Нукус в купейный вагон поезда Ташкент - Кунград. Для перевода в рубли нужно убрать две крайние цифры.



Станция Учкудук II. Время 5:53.



Станция. Время 6:03.



Станция. Время 8:01.



Станция. Время 8:01.



Объявление в вагоне. Здесь почти нет отличий от российских поездов дальнего следования.



Поезд прибыл на станцию Мискин. Это - одна из последних крупных станций,
которая ещё не огорожена. Время 9:37.



Тепловоз ТЭП70БС-140 с пассажирским поездом Ташкент - Кунград на станции Мискин.



Поезд Ташкент - Кунград на станции Мискин. Время 9:40.



Расписание движения поездов на вокзале станции Мискин.



Объявление на станции Мискин. Оказывается, при переходе пути запрещено наступать
не только на рельсы (что правильно), но и на шпалы.



Станция Мискин. Очередь в кассу, которая пока ещё находится в основном здании вокзала.



Вокзал на станции ----------. Время 10:27.



Встречный поезд на станции ---------. Время 11:53.



Поезд прибыл на станцию Нукус. Время 13:13.



Расписание движения поездов по станции Нукус. Языки - русский, каракалпакский.



Информация о стоимости проезда в пригородных поездах.



Нукус. Пыльное привокзальное пространство занято невообразимым количеством такси. Время 13:22.

Нукус, столица Каракалпакии - единственной автономии Узбекистана. Каракалпаки - народ, близкий к казахам, и внешне отличаются от узбеков. Каракалпакский язык иногда определяется как диалект казахского.
Узбеки имеют "промежуточную" внешность от монголоидной к европеоидной, в отличие от казахов и киргизов. Кроме каракалпаков, живут здесь и "обычные" казахи. В Узбекистане казахам тяжело. И не только из-за того, что это страна узбеков, но из-за того, что это нищая и строгорежимная страна. В отличие от свободного, комфортного, хорошего и богатого Казахстана, который экономически почти догнал Россию.
Тут все знают три языка: каракалпакский или казахский, узбекский, русский. По-моему, не очень довольны пребыванием в Узбекистане (и никто не может быть этим доволен), но сепаратизма нет. И правильно, сепаратизм - тупиковое и вредное явление! Русского языка, по-моему, даже больше, чем во многих других регионах Узбекистана.
Каракалпакский язык используется во многих уличных надписях. Досадно, что идиоты-большевики, чертившие границы национальных республик, додумались "прирезать" Каракалпакию к Узбекистану, а не к Казахстану, как было бы логично.
Удивительное дело, в Нукусе сохранились пригородные поезда. Но только в сторону Кунграда, не каждый день. (Название Кунград не из того же ряда, что Павлоград и Сталинград - на каракалпакском он Конырат, на узбекском Кўнгирот).
В сторону Чимбая пригородных поездов (и соответственно, пассажирского движения) нет. Тут надо обменять сумы на базаре, завтра утром - выезд в Бейнеу.
Поездом Нукус - Бейнеу до пограничной станции Каракалпакстан.
От Каракалпакстана до линии границы - 20 километров.
Огромный груз - какое-то оборудование для какого-то завода в Ташкенте. Я общался с водителями (они туркмены), но так и не понял, что именно, они сами точно не знают.
Произведено это в Южной Корее. Морскими судном доставлено в Ростов через Суэцкий канал, там перевалено на более мелкое судно. Через Волгодонск и Волгоград завезено в порт Актау (Шевченко) на Каспийском море. Там перегружено на эти машины и едет в Ташкент.
Все провода над дорогой приходится снимать, и таких операций сотни. Где есть путепроводы и посты ГАИ под крышей (их невообразимо много) - там приходится прокладывать объездные дороги.
При выезде отняли паспорт, сказав, что в нём нет печати о регистрации. Хотя по их же закону она нужна только при непрерывном пребывании в одном городе свыше трёх суток, и подтверждающие это билеты были.
Произошло это среди пустыни в 500 километрах от ближайшего города, в очень глухом месте. До российского посольства полторы тысячи километров. Интернета в этой глуши не было. Каждый день обманывали, говоря, что паспорт вернут и можешь ехать. (Причём денег не требуют). И так до бесконечности. Хотя сейчас, добравшись до интернета (я в городе Нукус, сотни километров в обратную сторону) узнал, что по их нормам действительно это может продолжаться десять дней.
Всё это время я на свободе, но в глухом посёлке (хотя формально "городе") Кунград посреди пустыни. Пустынная глухомань в самом ужасающем виде! Даже в остальном, южном Узбекистане такого кошмара нет. Страшные условия для жизни тут, природные - пыль, соль, нехватка зелени и плохая вода, но главное - неуважение к людям, которые сидят тут буквально по уши в грязи. Беспросветный мрак.
В сухую погоду здесь всё пропитывается пылью, от которой почти нигде нет спасения. Причём виноват в этом человек, а не природа. Что мешает проложить в городе качественный асфальт, озеленить город - благо, через него проложены каналы с хоть и мутной, но пресной амударьинской водой?!
Но во многие дни "кунградского сидения" был дождь. Тогда город превращается в сплошное грязевое месиво. Если передвигаться тут без автомобиля - вскоре будешь в грязи с ног до головы. Удивляюсь, что многочасовой дождь не смог смыть весь городишко и превратить его в ровную пустыню. Дома тут принято строить из необожжённой глины. Казалось бы, неводостойкий материал.
Каракалпакия и раньше была некомфортным местом. Но по-настоящему плохо стало с 1980-х годов, когда произошло высыхание Аральского моря. Сейчас от него осталось, по разным оценкам, от одной седьмой до одной десятой части, это зависит также от времени года. Со дна бывшего моря летит вредная для здоровья пыль. В Каракалпакии люди страдают от тяжёлых болезней.
9 мая. С утра ходил по центру Нукуса. Вообще не заметно, что День Победы, ни по каким внешним признакам не догадаться! Никаких плакатов, парадов, ничего! Почти вымерший город с минимумом людей и машин, но здесь так всегда по выходным (да и по рабочим дням активности мало по сравнению с нашими городами). У нас День Победы отмечается везде, вплоть до деревень, и не заметить его невозможно. Тут молодое поколение, видимо, имеет смутное представление, почему сегодня нерабочий день (а он тут пока ещё нерабочий). Если есть какие-то мероприятия, то только в Ташкенте, и то минимально.
9 мая тут называется "День памяти и почестей". Памятники героям войны, которые являлись обязательной приметой каждого советского города, посёлка и крупного села, в Узбекистане чаще всего снесены. Где-то на их месте, согласно новой идеологии, поставили памятник Скорбящей матери.

Нукус, городская улица. Время 13:34.



Объявления в Нукусе. Время 15:10.



Русский культурный центр. Время 15:23.



Здание администрации Автономной республики Каракалпакстан. Время 15:34.



"Арал - ---------!".



Нукус. В городе есть один подземный пешеходный переход. Рядом с ним
находится базар и место сосредоточения "менял". Время 15:53.



Билетные кассы вблизи вокзала Нукус. Информация о стоимости проезда. Надпись вверху -
на каракалпакском, а не на узбекском языке. Время 16:28.



Здание билетных касс. Предупреждение о торговле людьми - тоже на каракалпакском.



Здание в Нукусе. Уцелевшее "советское" мозаичное панно. Время 17:20.



Нукус. Памятник Мирза Улугбеку.



Нукус. Автоцентр ГАЗ.



Стандартные для Узбекистана надписи на упаковках с отравой. Сохраняется двуязычие.



Вокзал на станции Нукус. 1 мая, время 5:34.



Станция Кунград. Маршрутная доска на одном из вагонов поезда Нукус - Бейнеу.



Поезд Нукус - Бейнеу на станции Кунград. Время 8:00.



Поезд Нукус - Бейнеу и вокзал станции Кунград. Время 8:04.



Вокзал на станции Кунград.



Расписание движения, вывешенное в вагоне поезда.



Станция Жаслык. Время 12:09.



Станция Каракалпакстан (Каракалпакия). Время



Тепловоз ТЭП70БС--- с поездом Нукус - Бейнеу на станции Каракалпакстан (Каракалпакия). Время 15:09.



"Межгосударственный стыковой пункт, станция Каракалпакстан". Время 15:11.



На вокзале станции Каракалпакстан (Каракалпакия). Время 15:12.



Станция Каракалпакстан. Вид со стороны посёлка. Время 15:21.



Центральная площадь посёлка Каракалпакстан. Время 15:22.



Впервые вижу в Узбекистане легковой автомобиль с российскими номерами. Здесь ещё не довелось узнать,
насколько печальна судьба его обитателей. Время 15:26.



Посёлок Каракалпакстан. Написано по-узбекски про год здоровой матери и ребёнка. Время 15:28.



Окраина посёлка Каракалпакстан. Время 15:33.



---------------- , Узбекистан!



Завод у Каракалпакстана. Время 15:48.



Окрестности посёлка Каракалпакстан. Туркменские автомобили, транспортирующие крупногабаритный груз. Время 15:59.



Особый груз. Время 16:00.



Туркменский грузовой автомобиль, буксирующий "спецгруз". Время 16:00.



Вид в сторону Нукуса. Впереди расположен пост ГАИ.



Туркменские водители. Время 17:39.



Доброжелательный житель Ташкента, сопровождающий груз, по своей инициативе везёт на границу. Время 18:00.



Пункт пропуска "Каракалпакстан". Время 18:10.



Дорога у пункта пропуска "Каракалпакстан". Вид в сторону Нукуса.



Металлическая будка на территории пограничной воинской части в посёлке Каракалпакстан,
в которой меня заперли "стражи границы". Время 21:33.



Окраина города Кунград. Узбеки, возвращающиеся с временной работы в России, осматривают автомобиль,
преодолевший тысячи километров плохих дорог в пустыне. Для них
самое трудное позади. Для меня - впереди. 2 мая, время 7:43.



Движение на такси в центр Кунграда, где мне предстоит проходить "круги милицейского ада". Время 7:47.



Архитектурная композиция на въезде в Кунград. Время 7:49.



"Гражданским лицам вход воспрещён", помещение паспортного отдела Кунградского РУВД.
Эта табличка стала привычной на протяжении многих дней. Время 8:16.



Режим работы паспортного отдела. В дни работы перед этой мрачной решёткой
всегда очередь. Время 11:22.



Расписание движения поездов по станции Кунград. 3 мая, время 9:16.



Кунград, окрестности вокзала. Объявления "дом продаётся" вывешены
едва ли не в каждом втором окне. Время 9:20.



"Официальные" узбекоязычные надписи и рисунки вблизи офиса компании "Устюртгаз". Время 9:25.



Здание хокимията Кунградского района. Время 9:31.



Территория кунградского базара. После дождя здесь непролазная грязь. Время 10:44.



Кунград. Популярная услуга здесь - русификация телефонов. Время 10:46.



Кунград. Частные объявления - в основном о продаже домов. Все -
на каракалпакском или на казахском языке. Время 11:29.



Кунград, центр города. Время 13:42.



Кунград, "гостиница". На самом деле - частный дом семьи, занимающейся приёмом на постой. Время 14:15.



Кунград. На "задворках" города была обнаружена стоянка кочевых цыган.
На них суровость Узбекистана не распространяется. Время 8:28.



Станция Кунград, время 8:30. Тепловоз ведёт пассажирский поезд "на свободу". Через несколько часов
вагоны проползут через ряды колючей проволоки и покинут огороженную "резервацию".
на пути к которой его будут два часа держать, ощупывая всё до нитки, потом он преодолеет несколько рядов колючей проволоки.
Когда её смогу покинуть я? Этого никто не знает.



Окраина Кунграда. Дома, построенные государством в качестве "социального жилья". Время 8:41.



Тепловоз 2ТЭ116-3662 в локомотивном депо Кунград. Время 17:35.



Кунградское РУВД. Справа - вход в паспортный отдел. Около него, как обычно,
собралась очередь. 5 мая, время 10:06.



Типичная жизнь Кунграда - центра газодобывающего района. Время 10:22.

Местом многочасового унылого сидения теперь становится не только очередь у дверей паспортного отдела Кунградского РУВД, но и скамейка при входе в Кунградский суд.
Куаныш Исаков врёт, утверждая, что документы уже отправлены в суд, или "вот-вот отправятся".

Скамейка у входа в Кунградский суд. На ней я просидел немало часов. Время 13:11.



Кунград. Глиняные улицы и глиняные дома, магазин "ПРОД ПРОМ ТОВАРЫ". 6 мая, время 12:20.



Кунград. В лучшем случае местные улицы выглядят так - полоска асфальта среди пыли. Время 12:33.



Тепловоз ТЭП70БС-160 ведёт пассажирский поезд. Время 14:29.



Окрестности Кунграда. В Узбекистане любят сооружать "парадные" арки на дорогах. Время 12:35.



Движение на автомобиле из Кунграда в Нукус. Время 13:03.



Нукус. 8 мая, время 9:28.



Нукус, место общественного доступа в Сеть. На два дня оно стало окном во внешний мир. Время 11:29.



Здание автовокзала в Нукусе. 9 мая, время 8:39.



Железнодорожная линия Нукус - Чимбай. Пассажирского движения на ней нет. Время 9:27.



Нукус, городской базар. Один из популярных товаров - свинина. Время 9:58.



Нукус. Ведётся строительство нового здания Каракалпакского краеведческого музея. Время 10:38.



Нукус. "Советский" девятиэтажный дом в центре города. Время 10:38.



Нукус. Реклама "Газпрома". Время 10:45.



Нукус. Музей, созданный С. Савицким - главная достопримечательность города. Время 11:19.



Кунград. Канал с мутной водой - единственно возможное место купания. 10 мая, время 16:47.



Территория "гостиницы" у станции Кунград. Автомобиль таджиков, которые, как и я,
стали "заложниками". 11 мая, время 7:20.



Комната в "гостинице". Последние часы в Кунграде. Время 7:55.



В вагоне поезда Нукус - Бейнеу. Время 10:16.



Оазис, первая станция на территории Казахстана. Заповедник маразма остался позади! Время 18:44.



У станции Оазис.



У станции Оазис. Время 18:45.



Станция ------. Вид в сторону Узбекистана. Время 19:10.



Путепровод в окрестностях станции Бейнеу, на новой линии Бейнеу - Челкар. Время 19:52.



Окрестности узловой станции Бейнеу. Время 20:16.



Поезд прибыл на станцию Бейнеу. Время 20:21.



Билет Бейнеу - Макат в общий вагон поезда Мангышлак - Актюбинск. Продан в коммерческой кассе и стоил 1000 тенге, хотя указана цена 665 тенге. Для перевода в рубли эту сумму нужно делить на пять. Билеты такого формата в Казахстане остались только в коммерческих кассах.



Пристанционный посёлок Макат. Вид с переходного моста. 12 мая, время 5:53.



"Макат - моя --------". Время 5:55.



Макат. Памятник Герою Советского Союза Мусе Баймусанову? и пассажирский поезд на станции. Время 5:56.



Макат. Трансляционная вышка в окрестностях посёлка. Время 6:28.

Город Гурьев (переименован казахскими националистами в Атырау), а затем Уральск.
Пешее выбирание из Гурьева - не один час. Осложняется отсутствием карты и невозможностью найти интернет-клуб. То есть абсолютно "вслепую".
Иду через городское кладбища. Оно имеет две части, казахскую и православную.
У казахов есть традиция строительства мазаров (мавзолеев) над могилами. Мазары бывают разными: от простой кирпичной стены без крыши до роскошного здания, превосходящего прижизненные дома многих бедняков. Покойник всегда находится в земле. Мазар только огораживает или накрывает могилу.
Традиция национальная, а не исламская. Канонический ислам требует при похоронах максимальной скромности. В самой жёсткой версии - запрещены любые надгробия. Например, король Саудовской Аравии, страны наиболее строгого ислама, похоронен без надгробных памятников.
Православная часть - это след вымирающей русской цивилизации. Огромное количество заброшенных могил, покосившихся крестов, стёртых имён. Много и вовсе безымянных могил, где вбит только колышек с номером. Часто и номер не прочитать.
По размеру православная часть кладбища выглядит больше казахской. 350 лет Гурьев был русским городом. Сейчас казахов здесь свыше 90 процентов.

Расписание движения поездов по станции Гурьев. Поезда на Болашак исчезли. Время 9:00.



Внутренний вид вокзала на станции Гурьев.



Гурьев. Движение на автобусе по мосту через реку Урал (Жайык). Время 9:43.



Окраина Гурьева. Типичный для Казахстана плакат с высказываем Н. А. Назарбаева. Время 10:24.



Гурьев. Движение по "задворкам" города к выезду в сторону Уральска. Справа - кладбище. Время 10:30.



Кладбище в Гурьеве (Атырау). Время 10:31.



Кладбище в Гурьеве (Атырау). Время 10:33.



Кладбище в Гурьеве (Атырау). Время 10:51.



Кладбище в Гурьеве (Атырау). Безымянные могилы. Время 10:54.



Найден северный выезд из города! Впереди - 500 километров дороги до Уральска. Время 11:11.



Дорога на Уральск. Время 11:50.



Поворот на Астрахань. Время 12:01.



Въезд в посёлок Махамбет. Время 12:06.



У посёлка Махамбет. Время 12:07.



Указатель на дороге у посёлка Махамбет. Время 12:09.



Дорога у посёлка Махамбет, вид в сторону Гурьева. Время 13:26.



Дорога к северу от Махамбета. Время 14:34.



Указатель на дороге. Время 17:21.



Между Лбищенском и Уральском. Необычное название фирмы-владельца АЗС. Время 18:49.



Приближается город Уральск. Время 20:05.



Развилка вблизи Уральска, на объездной дороге. Здесь я расстался
с автотуристами. Их путь - на Оренбург и Уфу. Время 20:31.



Магазин у развилки. Время 20:32.



Уральск. Время 20:54.


Ночевал в Уральске. утром попутная машина недалеко, потом рейсовый автобус - просил только до таможни, за что взяли 500 тенге, но затем впечатлились путешествием и довезли до Самары. Дальше электрички и дешёвый сидячий вагон поезда №65 Тольятти - Москва, в котором чудом досталось почти последнее место.

Уральск. Перегон на железнодорожной линии Саратов - Илецк. 13 мая, время 6:11.



Двигаюсь пешком по Уральску к выезду на Самару. "НYРЛЫ ЖОЛ" - "Светлый путь". Время 6:28.



Уральск. Город не является "нефтяным", в отличие от Гурьева. Но здесь тоже идёт большое строительство. Время 6:31.



Выезд из Уральска на Самару. Автобус, везущий узбекских "гастарбайтеров". Время 6:41.



Выездной знак на дороге в сторону Самары. Время 7:24.



Впереди - казахстанский пункт пропуска. Время 8:22.



Российский пункт пропуска. Время 8:46.



Нетипичный указатель у пункта пропуска. Вид из автобуса. Время 9:04.



Движение в автобусе. Я на территории Российской Федерации, появился доступ в Сеть на телефоне. Западноказахстанское время 10:49, московское время 8:49.



Самарская область. Московское время 8:49.



Самара, автовокзал "Центральный". Самарское время (+1 к Москве, -1 от Уральска) 12:55.



Самара. Троллейбус у автовокзала "Центральный". Время 12:57.



Самара. Плакат с изображением В. В. Жириновского. Этот деятель участвует в российской политике
почти тридцать лет, но ничего заметного не добился. Время 13:39.



Станция Самарского метрополитена "Гагаринская". Время 13:54.



В вагоне поезда Самарского метрополитена. Время 14:00.



Станция Самарского метрополитена "Алабинская". Время 14:08.



Один из входов на станцию Самарского метрополитена "Алабинская". Время 14:11.



Центр Самары. Время 14:21.



Жилой барак в окрестностях вокзала с необычным оформлением. Время 14:57.



Бараков в России ещё много, но такой - один.



Вокзал на станции Самара. Время 15:09.




У входа на вокзал станции Самара. В табло-информаторе отображены только поезда дальнего следования
и пригородный поезд из Бузулука, являющийся составом локомотивной тяги. Электропоезда не присуствуют.



Вход на вокзал станции Самара. Время 15:16.



У самарского вокзала есть вокзал-побратим Toulouse Matabiau (Тулуза-Матабьо), Франция.



Расписание движения пригородных поездов по станции Самара. Время 15:38.

Почти все пригородные поезда в Самаре отправляются от специализированной платформы, расположенной по другую сторону путей от здания вокзала.

Станция Самара. Электропоезд ЭД4М-1057.

По маршруту Самара - Сызрань следовал электропоезд ЭД4М-1057. Четырёхвагонный, хотя плотность населения тут на уровне Московской области!!!
От Самары в стороны Сызрани осталось 9 электропоездов по рабочим дням и 7 по выходным. Хотя в такой местности их должно было бы быть сто пар в сутки!
Сегодня - вечер пятницы, из Самары массово возвращается на выходные студенческая молодёжь. Поэтому электропоезд забит. Многие стоят, в том числе и я вплоть до Чапаевска.
Электропоезд считается особым, "скоростным". Имеет собственное название "Волжский экспресс". В трёх вагонах из четырёх - комфортные кресла.
От Сызрани на Инзу, как оказалось, следовал тот же самый состав ЭД4М-1057. Многие пассажиры не выходят из вагонов. Но я вышел, прошёл по привокзальной площади.
Десятки лет в Сызрани все билетные кассы находились в отдельном здании вдали от вокзала. Непонятно, зачем так было - вокзал большой, старинный и красивый. Теперь кассы на вокзале.
Пригородные билеты выдают только в сторону Самары. В сторону Инзы - исключительно в вагоне. В Самаре пригородные билеты выдают не дальше Сызрани.
К сожалению, на участке Барыш - Инза электропоезд почти пустой.
Раньше на участке Сызрань - Инза было пять пар поездов в день. В 2014 году были отменены все поезда!
Сызрань - узел шести железнодорожных линий. Но пригородное движение оставалось только на одной из шести линий: в сторону Самары.
С 20 апреля 2016 года движение по маршруту Сызрань - Инза восстановлено в виде одной пары поездов. По остальным направлениям не восстановлено.
Вокзал на узловой станции Инза реконструирован и имеет идеальный облик. Есть доступные розетки. Цивилизация! Пригородных поездов в расписании нет. Хотя они восстановлены: одна пара ежедневно на Сызрань и на Ульяновск. На Рузаевку - дважды в неделю, тогда как до недавнего времени - дважды в день.
Вдоль вокзала без остановки промчался скорый поезд №9 "Жигули" сообщением Самара - Москва. Пущен здесь ещё и двухэтажный поезд Самара - Москва. Но вот и мой поезд №65 Тольятти - Москва, в котором есть сидячий вагон. По номеру он - 18-й, реально оказался первым.
Остановок у поезда нелогично мало. Обычно для экономии я беру билет до Сасово, где есть интенсивное пригородное движение на Рязань. Но у поезда Тольятти - Москва пассажирских остановок минимум, они такие: Жигулёвское Море, Жигулёвск, Сызрань-1, Барыш, Инза, Рузаевка, Ковылкино, Рязань-1. Возможно, есть ещё и долгая техническая стоянка где-то перед Москвой.
Просыпаюсь, когда поезд проследовал без остановки станцию Сасово. Потом ещё немного удалось поспать. В 6:31 станция Рязань I. Дальше поезд либо будет "тащиться как черепаха", либо надолго встанет.
Час на вокзале Рязани, где есть электрическая розетка, а значит - и доступ в Сеть на телефоне. Затем - ускоренный электропоезд ЭД9М-0444 Рязань - Москва.
Обстановка намного комфортнее, чем в сидячем вагоне поезда Тольятти - Москва! Там сидячий вагон заполнен, а здесь он почти пустой. Благо, в поезде Рязань - Москва я всегда прошу билеты в хвостовые вагоны: они пустые, тогда как головные вагоны, ближайшие к выходу - заполнены. В поезде Тольятти - Москва нет электрической розетки у каждого кресла, а здесь - есть!
Экономия денег - 200 рублей. Потеря времени - две минуты. Поезд Тольятти - Москва прибывает в 10:24, а поезд Рязань - Москва в 10:26.



Безенчук, табличка в стандартном для 2010-х годов "серо-красном" стиле. Это - узловая станция, а никак не платформа (остановочный пункт). Время 16:54.



Электропоезд ЭД4М-1057 прибыл на станцию Сызрань. Вид с переходного моста в западном направлении. Время 17:57.



Станция Налейка, магистральная линия Инза - Сызрань. Московское время 19:17.



Электропоезд прибыл на станцию Инза. Московское время 21:02.



Вокзал на станции Инза. Время 21:40.



Вокзал на станции Инза. Информация о станции и городе. Время 22:31.



Сидячий вагон поезда Тольятти - Москва на подъезде к Рязани. 14 мая, время 6:29.



Электропоезд ЭД4М-0444 на станции Рязань I. Время 7:35.



Станция Рязань I. Тупиковые пути. Время 7:35.



В вагоне электропоезда ЭД4М-0444, следующего по маршруту Рязань I - Москва. Время 8:12.



Станция Москва-Казанская (Казанский вокзал). Поезд Тольятти - Москва прибыл сюда почти одновременно с электропоездом из Рязани. Время 10:32.

Электропоезд ЭД4М-0229 Москва - Виноградово до Перово. Переход на Чухлинку.
Экспедиция завершена.
часть 1 — предыдущая
16.05.2016 © Автор «Сайта о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу